Как заинтересовать детей своим предметом
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Закирьянова Роза Махмутовна

Работа приняла участие во всероссийском форуме "Современные педагогические технологии и эффективные формы работы с детьми" в 2015 году. В своей статье я поделилась "небольшими секретами", которые применяю на своих уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            «Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев»

                                                                                                                                    ( Сайди )

                                Как заинтересовать детей своим предметом.

    Я думаю, что этот вопрос задают себе многие учителя. Работаю в школе с 1998 года, но до сих пор, готовясь к очередному уроку, бывает «ломаю голову» над этой проблемой. Чем же сегодня удивить или «сразить» детишек? И как это сделать?

    Я - учитель математики, работаю в среднем и старшем звене. В этом году у меня появились «пятиклашки»: смешные, шумные, озорные. Именно они, придя с начального звена, дают объективную оценку и предмету, и учителю этого предмета кратким словом «нравится» или «не нравится». На днях услышала фразу:« Если ребенок полюбит учителя, то полюбит и его предмет».  Вот и задаешься вопросом: «А как этого добиться?»

    Думаю, что урок должен начаться с позитива. Иногда бывает достаточно просто улыбки, но от всего сердца. Ребенок очень хорошо чувствует фальш.

   Урок должен быть четко продуманным от начала до конца так, чтобы у детей вообще не оставалось времени на посторонние мысли.

    Как заинтересовать ребенка? Поставьте ему проблему в самом начале урока. Например, я домашнее задание задаю сразу же, как только поздоровалась с детьми и они расселись  по своим местам, дальше идет пояснение к домашней работе, и тут выясняется, что мы это еще не изучали. И дети сами говорят: «Значит, мы сегодня узнаем, как это делается, и решим эти задачки».

    Перед уроком на доске записывается домашнее задание и план урока, ученик заранее знает, что сегодня будет, но без особой конкретизации. Я специально шифрую слова, чтобы они немного «озадачились». Например, план урока по теме «Основное свойство дроби», который я провела недавно,  выглядел так:

   1. ПДЗ-

   2.ФО-

   3.УР-

   4. МКР-

   5. АТЗЭ-

   6. 20/25=4/5-?       1/3=5/15-? Вывод-

   7. А теперь можно и  порешать: №№ 347,349,350,356-

   8. Итог-

   

   А теперь расшифровка. ПДЗ - это проверка домашнего задания. Уже на перемене ученик записывает его на доске. Заранее составляется список, по которому каждый ребенок знает, когда он на оценку будет решать ее у доски. Т.е, никакого стресса у ученика не будет, т.к. он знает заранее и «вооружен». Он сам себя оценивает, если затрудняется, то оценку выставляют ученики под моим «чутким руководством». Этот же ученик через 20 минут проводит физкультминутку и зарабатывает себе дополнительно балл. Я, конечно, провожу и зарядку для глаз, и мультфизминутки, используя современные средства, но  детям все же нравятся зарядка «вживую» с их собственным участием. На моем рабочем столе всегда лежит книжка- самоделка, в которые мои ученики, а теперь уже давно и выпускники, записывали интересные считалки, стишки для проведения этих физкультминуток.

    ФО- это фронтальный опрос. Пятиклашки знают, что это опрос по «всем фронтам». Иногда я задаю вопросы по определенной теме, иногда- сами дети. Бывает, что предлагаю придумать рассказ по пройденной теме. Получается очень интересное сообщение, созданное «усилиями» детей.

    УР- это устная работа. Задаются примеры на устный счет, или на повторение таблицы умножения. Работает весь класс.

    МКР-  это  так называемая  миниконтрольная  работа на то, как усвоен пройденный материал. Я включаю от 3 до 5 заданий, они не занимают много времени(5-7 минут), задания берутся базовой сложности. Оценивание проводится сразу же, используем  либо самопроверку, либо взаимопроверку, либо я сама прохожу по рядам и просматриваю работы  и оцениваю их. Если выясняется, что сделано много ошибок, то сразу же провожу анализ МКР, т.е  «по горячим следам». Оценка по этой работе выставляется в журнал по желанию ученика.

АТЗЭ - это «А ты знал это?» Регулярно включаю в урок какое-нибудь историческое сообщение, связанное с математикой. Дети всегда слушают с большим интересом.

     Изучение  новой темы начинается с того, что еще раз вспоминается домашнее задание, я вывожу его на экран, и  используя презентацию, мы выходим из «затруднительного

положения». Правила и формулы  дети «создают» сами, затем они записываются, проговариваются, заучиваются. Проговаривание хором тоже детишкам в этом возрасте  очень нравиться.

    Каждый этап урока оценивается самим учеником. В конце урока  обязательно подводиться  итог  и выставляется самооценка  по результатам всех пунктов, тоже по желанию. В ходе опроса  выясняется, что дети узнали, где им было труднее всего, что повторили, чему научились, что особенно понравилось на уроке. Но иногда бывает, что я не успеваю этого сделать, и тогда итог они подводят уже дома, перед тем, как выполнить домашнюю работу. Послу урока особо стеснительные подходят ко мне  и мы вместе отвечаем на какой-нибудь не очень выясненный вопрос.

   Вот и получается, что каждая минута  урока занята, детям вообще скучать некогда, все проходит в спокойной и  непринужденной  атмосфере, получатся почти, как  у   Анатоля  Франца: «Учиться можно только весело…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Вот, в принципе,  все. Думаю, что мои «советы»  кому-нибудь будут полезны.

                                               « Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» (Сенека)

                       



Предварительный просмотр:

                                     Конспект урока

Предмет: математика

Класс: 5

Учитель:Закирьянова Р.М.

Тема урока: Биссектриса угла

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудованиие: компьютер,проектор, интерактивная доска,  наглядные пособия,модели фигур треугольников.

Мультимедийное обеспечение: презентация к уроку.

Учебник: Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. М.: Мнемозина, 2014.

Цели:

Обучающие:

  • обеспечить закрепление следующих понятий: угол, виды углов;
  • сформировать понятие «Биссектриса угла»;
  • сформировать  умение строить биссектрису угла с помощью линейки и транспортира и распознавать биссектрису угла.

Развивающие:

  • развивать у школьников навыки графических действий;
  • развивать  умение обобщать, анализировать,  сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  • совершенствовать у учащихся культуру общения;
  • воспитывать интерес к изучению математики.


Планируемые результаты

Познавательные УУД:

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • давать определение понятий.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге на уроке;
  • формулировать своё собственное мнение;
  • задавать вопросы;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
  • слушать и понимать речь других;
  • взаимодействовать в паре;
  • осуществлять взаимный контроль;

Регулятивные УУД:

  • определять цель выполнения заданий на уроке;
  • уметь оценивать себя на уроке;

Личностные УУД:

  • формирование интереса к учению.

Методы:

наглядно-иллюстративный, словесный, практический, частично-поисковый.

Основные способы деятельности: учебная и учебно- исследовательская.

 

                 

                       Конспект урока « Биссектриса угла»

     Здравствуйте, ребята!

 Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату:20.01.

Ребята, что интересного произошло 20 января?( выслушиваю сообщения).

А у меня тоже есть интересная информация:20 января 1958 года

( посчитайте, сколько лет прошло -58 лет) на улицах Лондона появились первые радары контроля за скоростью автомобиля. Многое изменилось с тех пор, но до сих пор эти бдительные помощники помогают сотрудникам ДПС. А зачем нужны радары?

( Чтобы был порядок на дорогах и не было аварий). А вот изобрел первый радар немецкий инженер Кристиан Хюльсмайер  в 1904 году.

Слово «инженер» в переводе с латинского означает «способность» или «изобретать», а вот слово «наука» в одном из переводов с немецкого означает «наука об уме». Как вы думаете, инженер должен быть   умным? Т.е математику ему надо знать или нет?

Чтобы изобрести что-то, нужно научиться мыслить и рассуждать. Сегодня мы поработаем изобретателями и мыслителями, поэтому девизом нашего урока  будет высказывание  известного французского  математика, механика, физика, литератора и философа, жившего в 17 веке  Блез Паскаля, который сказал :

«Величие человека- в его способности мыслить».

А вот, что мы изобретем, подскажет нам  домашнее задание на  завтра.

Итак, открываем  дневники и записываем: контрольные  задания  на стр. 150 и №541. Открываем учебники, читаем условие первого задания…

Итак, ребята, как назовем тему нашего урока? Правильно, «Биссектриса угла». Запишите в тетради тему урока.

А теперь пропишите план урока. Пункты почти те же самые:

1. П,Д,З-

2. Ф.О-

3.У.Р-

4. Диктант-

5. Исследования №1,№2. Вывод-

6. Практическая работа-

7. №№532-535, доп(532)-

8. Итог-

1.Итак, проверяем домашнюю работу. Д/ з выполняла сегодня  …

 Внимательно просмотрите оформление, решение, построение.

Какую оценку поставим ..? Не забудьте оценить и себя.

2. А теперь вкратце повторим, что мы изучали на последних уроках. Какую фигуру называют углом?

              Как обозначают углы?

               Из каких элементов состоит угол?

               В чем измеряются углы и с помощью какого прибора?

               Какой угол называется развернутым?

                    Какой угол называется называется тупым?

        Какой угол называется острым?

        Какой угол называется прямым?

        Как на рисунке обозначают равные углы?

        Как сравнить углы?

Молодцы! Оцените себя

3. Поработаем устно. Внимание на экран! Отвечаем вместе!Молодцы! Оцените себя!

4. Итак, следующий пункт: «Диктант». Текст на экране и на ваших столах.

А теперь передайте тетради соседу или соседке. Взяли карандаши, каждый верный ответ оцениваете знаком «+» на полях. Кто получил оценку 5? Оценку 4? Молодцы!

5. Вот и пришло время изобретать!

Исследование 1.

У вас на столах лежат фигуры. Как они называются, ребята?(Предполагаемые ответы детей: «треугольник»)

 Но сегодня мы рассмотрим не весь треугольник, а только один его угол, угол М. Как вы думаете, можно ли разделить этот угол на  два одинаковых угла? А как? А без транспортира как это сделать?

Перегните угол так, чтобы стороны его совместились.

А теперь по линии сгиба проведите луч и назовите его МL. Как можно проверить, что полученные углы КМL и  NML между собой равны?( с помощью транспортира, приложите его к лучу ML и измерьте углы).

Т.о. вот этот луч поделил угол М на два равных угла. Вот этот луч и назвали математики биссектрисой.(Слайд)

Как бы вы дали определение биссектрисе?

Биссектриса-это луч с началом в вершине угла, делящий его на два равных угла.

А еще как можно дать определение?

А есть еще шуточное определение луча(Слайд)

В переводе с латинского биссектриса означает « двойное разрезание» (би-два, сектио-разрезание)

 Перейдем к исследованию №2 (Внимание на экран. Как провести биссектрису,зная что угол равен 60°?)

Постройте угол АВС=60°и проведите  в нем биссектрису. Покажите, что это именно биссектриса. Сколько биссектрис можно провести в угле? Какие углы образовались и чему равны их градусные меры?

Итак, как провести биссектрису угла, зная его градусную меру?

Правильно, разделить градусную меру угла на два и из вершины данного угла  провести луч. Работа по слайдам 11-13. Поставьте себе оценку

6. Практическая работа (по слайду)

 Сверьтесь со своим соседом. Поставьте себе оценку

7. А теперь давайте, поработаем с учебником.

№532(сами)-вывод, №533(вместе-а),б)самостоятельно),

№534( в паре),535-доп. Не забудьте оценить этот этап урока.

8. Вот и пришло время подвести итог.(Слайд)

Поставьте на полях ту оценку, которую вы сегодня себе заработали, учитывая все пункты. Внимание на экран!

У кого грустный смайлик?

У кого оценка4-?

А кто получил оценку5-?

Вы сегодня-молодцы, впрочем так же, как и в другие дни.Урок окончен.

Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел для всех звонок Начинаем мы урок. Поудобнее садитесь. Не шумите, не вертитесь Всё внимательно чертите, И вопрос не пропустите. Вам условие понятно? Это слышать мне приятно. Математика нас ждет, Начинаем мы урок!

Слайд 2

Величие человека - в его способности мыслить. (Блез Паскаль) французский математик , механик, физик, литератор и философ .

Слайд 3

Биссектриса угла

Слайд 4

Поработаем устно

Слайд 5

1.Запишите, используя обозначения: градусная мера угла СОК равна 27 ° . 2.Градусная мера угла В равна 64 ° . Какой это угол: тупой или острый? 3.Закончите предложение: «Угол, меньший прямого угла, называется…». 4.Сколько градусов содержит угол, составляющий 1/6 развёрнутого угла? 5.Сколько градусов содержит угол, составляющий 1/3 прямого угла?

Слайд 6

1.

Слайд 7

Раз - подняться, подтянуться, Два- нагнуться, разогнуться. Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть.

Слайд 10

Луч с началом в вершине угла, делящий его пополам. Луч, с началом в вершине угла, делящий его на два равных угла. Крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.

Слайд 11

A C O B ? ? Как провести биссектрису ВО, зная, что  AB С = 60 º -?

Слайд 12

A C O B ? Луч BO – биссектриса угла АВС ?  AB С = 130 º

Слайд 13

A C O B ? Луч BO – биссектриса угла АВС ?  AB С = 48 º

Слайд 14

A C O B ? Луч BO – биссектриса угла АВС ?  AB С = 86 º

Слайд 15

Начертите в своих тетрадях угол АВС=90 ° и проведите в нем биссектрису ВК. Покажите на чертеже, что вы провели именно биссектрису, а не произвольный луч ВК.

Слайд 16

№ 532 (самостоятельно), № 533 (вместе), № 534 ( в паре).

Слайд 17

Задачи УЧЕБНИК № 533 а) ? ? ? ? б) № 534 А О В С D 80 º ? ? ? ? 180 º - 80 º = 100 º 80 º 100 º 25 º ? ? ? Ответ:155 º , 25 º , 155 º ? 1 2 3 4

Слайд 18

Задача №535 биссектриса ? биссектриса ?

Слайд 19

Что нового вы узнали? Чему вы научились на этом уроке? Что больше всего вам понравилось? На каком этапе урока вам было труднее всего?

Слайд 20

«Я знаю на 3» «Я знаю на 4» «А я знаю эту тему на 5!»

Слайд 21

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова благодарности детей своим родителям

Дипломы родителям со словами благодарноси вручаются на классном часе "Прощание со школой" учащимися класса...

Как привить любовь к своему предмету

Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель... » Именно  мы, педагоги открываем детям мир, дарим им истину и принимаем  первые детские  откры...

Уголок для родителей "Дарите детям свою любовь"

В этом документе дан необходимый материал для родителей дошкольников. В нем содержатся необходимые советы и рекомендации по воспитанию детей....

Главное - привить любовь к своему предмету.

Как добиться, чтобы интерес к физической культуре у наших воспитанников рос от класса к классу и оставался на всю жизнь? Согласен со многими  коллегами: в первую очередь надо повысить прест...

Славлю свой предмет

Славлю свой предмет...

Методическая статья "Как повысить интерес к своему предмету и учебную мотивацию школьника"

Методическая статья раскрывает проблему над которой работает учитель. В статье даются основные определения учебных понятий, раскрывается суть проблемы и предлагаются пути решения и выбор средств, форм...

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

История героя Великой Отечественной войны Рогозина Петра Егоровича, которую бережно хранит его семья, и передает из поколения в поколение....