Как привить любовь к своему предмету
статья на тему

Шерудило Тамара Николаевна

Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель... » Именно  мы, педагоги открываем детям мир, дарим им истину и принимаем  первые детские  открытия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_privit_lyubov_k_svoemu_predmetu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ»

Шерудило Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Садчиковской средней школы

Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель... » Именно  мы, педагоги открываем детям мир, дарим им истину и принимаем  первые детские  открытия.

Учитель русского языка и литературы – профессия особая, и очень отличается от профессии других учителей-предметников; литература учит прежде всего жизни, формирует мировоззрение, побуждает к раздумьям.  Ведь не зря  Чернышевский утверждал «Литература – учебник жизни «. С этими словами трудно не согласиться. Но, к сожалению, за последнее время молодое поколение не видит пользы в чтении художественных произведении, не замечает красоты языка великих мастеров слова. Юных не захватывают сложные, на их взгляд, сюжеты, они не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причины. Можно обвинить телевидение, компьютер. И в этом есть своя правда. Гораздо проще играть в компьютерные игры, смотреть фантастику, боевики (не надо «напрягать мозги»). Большинство девушек и юношей привлекают низкопробные фильмы, незатейливые сериалы, где все отлично, а жизнь – сплошной праздник.  Почему так происходит? По всей вероятности, все просто, не надо задумываться над серьезными проблемами, сравнивать, анализировать.

        Но, с другой стороны,  я лично наблюдала что,  определенная часть молодых людей ходит в библиотеку, читает книги, любит не только произведения современных авторов, но и интересуется классической литературой.

         Любой преподаватель литературы , задумывается над такой актуальной проблемой, как снижение интереса к чтению. Как вернуть его? Помочь полюбить этот неповторимый и завораживающий мир книги?

        Как воспитать настоящего читателя, обладающего художественной культурой? Мы прекрасно понимаем, чем выше уровень культуры, тем восприятие произведения богаче и глубже, эстетическая радость ярче и больше.

                 Мне кажется  необходимо проводить разъяснительную работу, пропагандировать книги. На мой взгляд, уместны и эффективны следующие формы работы: обзоры новинок литературы, реклама в творческой форме, которую могут сделать и сами обучающиеся, громкие читки. Как показывает практика, почти все ученики, любят, когда учитель вслух читает отрывки художественных произведений, эмоционально рассказывает ту или иную книгу, наверное ,любой учитель помнит моменты на уроках , когда дети просят его почитать..

        Воспитанию интереса к чтению способствуют обзоры понравившихся статей из любимых газет , журналов, брошюр.  Сильным ученикам можно предложить сделать краткий обзор всего журнала (это способствует формированию определенных навыков: выбирать, видеть главное, сокращать, что пригодится при подготовке к сдаче  ЕНТ).

        С удовольствием учащиеся выполняют задания в группах, парах.. Даю  двум-трем ученикам   следующее задание: проследить, прочитать, проанализировать определенную рубрику в 4-5  газетах  ( газета  может быть одна  и та  же, но разные номера, могут быть разные газеты  с похожей рубрикой например «Арна», «Костанайские новости» , « Наша газета» рублики  « События, люди»).

         В старших классах практикую  тематические обзоры  этих же газет  (молодежная проблематика, экология, тема детства, памяти, любви, дружбы и т.д.).

        На уроках в 9-11 классах очень эффективны поэтические и прозаические пятиминутки: ребята ищут материал о новых поэтах- земляках, прозаиках, либо о давно забытых, рассказывают кратко сюжет, останавливаются на понравившихся эпизодах биографии, либо книги, которую недавно прочитали. Весьма результативным средством воспитания любви к чтению являются пятиминутки, которые  веду я сама . Ребятам интересно, что читает учитель, что ему дает чтение, мысли после прочтения. Они не только высказывают свое мнение, но и пытаются понять  мой  выбор, много задают вопросов. Иногда пятиминутки затягиваются, но этого не следует бояться, так как они позволяют узнать новые имена, приобщиться к  многоликому миру книг.

        Уроки литературы?!.. Всегда ли они способствуют воспитанию интереса к художественным произведениям? Нечего греха таить, все мы стараемся выполнить программу, пройти как можно больше, дать материал, находящийся за пределами программы. А что кроется за этим?

        Бессонные ночи, нередко разочарование, порой обида на учеников. Оказывается, из того, что мы так старательно рассказываем, читали, отбирали, наши учащиеся «почерпнули» так мало и почти ничего не тронуло душу. Задумываясь над этим вопросом, нетрудно сделать вывод: наши уроки порой однотипны, такие, как у других предметников. А этого не  должно быть. Урок литературы особенный. Это совсем другой мир, другая обстановка, другие отношения между педагогом с обучающимися. В школе затрагиваем лишь основы читательской и общечеловеческой культуры. Интеллигентный человек развивает свои интересы, углубляет знания, совершенствует себя, духовные умения и навыки, читательскую культуру всю жизнь. Чем раньше начинается работа по воспитанию вдумчивого, умного, нужного читателя, тем ощутимее будут результаты. Сейчас много пишут, что школа отвращает детей от литературы. Как ни горько слышать, но доля правды есть. На отчуждение ребенка от литературы направлены прежде всего учебники. В основе сегодняшней программы лежит анализ литературного произведения, то есть мы должны разложить произведение по частям, а цель другая. Мы должны учить детей видеть в литературе жизнь со всеми ее сложными проблемами.  Когда начинаешь изучать какое-либо произведение, по-моему, необходимо ярко и эмоционально провести первый урок, посвященный писателю и произведению

В среднем звене начинаю вводные уроки с темы: «Не кем быть, а каким быть?» Ребята рассказывают о книгах, которые прочитали за лето, говорим о доброте, о зле, о справедливости, высказывают свои суждения о героях, зачитывают интересные отрывки из полюбившихся им книг, а я знакомлю с произведениями, которые предстоит изучить в классе. Делаем вывод, что главное не кем быть, а каким. Равнодушных, скучающих на таких уроках не бывает. Мы, учителя литературы, стараемся сделать все, от нас зависящее, чтобы великое не было скучным для наших ребят, чтобы они учились, стремились мерить себя и людей толстовскими, чеховскими мерками нравственности, чтобы сопереживать, сочувствовать, бороться за человека они учились бы у Достоевского, Лермонтова.

На вступительных уроках литературы в старших классах провожу уроки –  прологи. Это вырабатывает у учащихся одно из главных умений – умение думать. Такие уроки убеждают в том, что как отбор материала, так и его расположение продиктованы, во-первых, задачами конкретного урока во-вторых, конечной целью изучения литературы - постижением ее гуманистических идеалов, актуальностью.

В 9 классе в этом году проводила урок на тему: «... Жизнь - она особенный предмет». (Вводный урок - пролог к курсу русской и советской литературы). Этот урок позволил ввести учащихся в мир литературы к курсу      9 класс, наметить ведущие проблемы русской и современной литературы и некоторые возможные пути их разрешения. Книги русских и современных писателей вызывали интерес у школьников к программным и внепрограммным произведениям и потребность в чтении к ним.

        Лекция, откровенная беседа по прочитанному, инсценированный урок, открытый микрофон, урок-концерт, КВН, конференция, диспут, урок-размышление, литературный суд, кафе, просмотр фильма и обсуждение, урок-погружение и многие другие формы традиционных уроков в нашем педагогическом арсенале способствуют воспитанию интереса к литературе.

        Нечего скрывать, пробудить интерес к чтению сложно в наше «компьютерное время». Без поддержки родителей, первых помощников в этом трудоемком деле нам просто не обойтись, но и их тоже необходимо заинтересовать, убедить, научить. Именно поэтому, я считаю, преподавателям русского языка и литературы надо чаще выходить на родительские собрания как классные, так и общешкольные, беседовать индивидуально с папами и мамами учащихся, проводить выставки книг, обзоры, конференции, ярмарки совместно с родителями.

        Да, это прописные истины, но без повседневной кропотливой работы просто невозможно привить любовь к литературе, чтению книг.

Хочется верить, что книга займет достойное место в жизни каждого молодого человека и литература вновь станет учебником  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить любовь к чтению

доклад с анализом к родительскому собранию...

как привить любовь к чтению

Доклад с анализом анкетирования детей и родителей для родительского собрания. Прилагаются памятки для детей, рекомендации для родителей....

Советы родителям "Как привить любовь к чтению"

 Советы библиотекаря о том, как привить любовь к чтению у детей...

Как привить любовь к чтению

Памятка для родителей...

Как привить любовь к чтению.

Как привить любовь к чтению. Памятка для родителей. Рекомендации по изучению читательских интересов школьника. Анкета для родителей. Литературно-познавательная игра о книге для уч-ся 2-6 классов. Спис...

«Как привить любовь к чтению?… или еще раз о наболевшем». (Из опыта работы).

«Литература – учебник жизни…, - утверждал Н.Г. Чернышевский. С этими словами трудно не согласиться. Но, к сожалению, за последнее время молодое поколение не видит пользы в чтении художественных произв...

Главное - привить любовь к своему предмету.

Как добиться, чтобы интерес к физической культуре у наших воспитанников рос от класса к классу и оставался на всю жизнь? Согласен со многими  коллегами: в первую очередь надо повысить прест...