программа математической подготовки учащихся 5 - 9 классов
рабочая программа по алгебре ( класс) на тему
Перспективная программа математической подготовки учащися на 5 лет: с 5 класса по 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_matem_podgotovki.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
математической подготовки
учащихся с 5 по 9 класс
«Изучаем - познаем».
учителя математики Ухиновой С.Б.
на 2014-2019 уч. год.
Баргузин
Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь (восточная мудрость).
В соответствии с проектом Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и основных направлений развития общего образования целью нашей школы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса в качественном образовании путем создания и реализации собственной модели организации непрерывного образования в профильной школе, обновления структуры и содержания образования, развития и практической направленности образовательных программ.
Программа работы: «Изучаем - познаем».
Основная цель программы:
- вооружить учащихся конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической жизни, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования
- развивать у обучающихся интерес к математике через различные формы обучения математике, способность мыслить творчески, умения находить решения в любых ситуациях
- создать условия для оптимального развития одаренных детей.
Нормативно – правовая база, на которой строится программа.
Программа составлена на основе требований к уровню математической подготовки учащихся с 5 по 9 класс в соответствии образовательной программы МБОУ «Баргузинская СОШ».
За основу взяты:
- ФЗ РФ «Об образовании», с использованием проекта стандартов II поколения в соответствии Закона РФ «Об образовании»;
- «Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике»;
- примерные программы по математике для общеобразовательных учреждений
Актуальность программы.
Проблема повышения математической подготовки учащихся чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученик с хорошим математическим образованием сегодня – это будущее науки, культуры и социальной жизни завтра.
Две стороны назначения математического образования: 1) практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, 2) духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира – математическим методом.
Сегодня без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительской вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграмм, графиков, понимать вероятный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы, и т.д.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики ( экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология, и т.д.)
Математическое образование вносит свой вклад в формировании общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Содержание
- Программа работы с детьми ……………... 3
- Актуальность проблемы ……………………...……… 4
- Содержание программы ………………………………. 6
- Стратегия работы с детьми ……………..... 8
- Этапы работы …………………………………………. 8
- Условия успешной работы с учащимися 8
- План индивидуальной работы с детьми…. 9
- Вовлечение учащихся в творческую деятельность …….. 10
- Учебно-методическое обеспечение ………………………. 12
- Содержание программы
Задачи:
- выявить способности детей;
- использовать индивидуальный подход в работе с учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- творческие работы;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- разноуровневые групповые занятия с учащимися;
- кружковые занятия;
- интеллектуальные конкурсы;
- участие в предметных олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции
Направления программы:
- Диагностика обучающихся – оценка общей подготовленности на каждом этапе развития.
- Дифференцированная работа с детьми на уроках.
- Использование системы заданий повышенной сложности:
- задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
- задания на составление учебных проектов.
- задания на прогнозирование ситуаций.
- Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
- Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Ресурсное обеспечение программы:
- наличие учебной аудитории;
- библиотечный фонд – наличие литературы;
- цифровые ресурсы – ИКТ.
Критерий эффективности:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
- Отсутствие неуспевающих по предмету.
- Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
- Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
- Результаты реализации программы.
- Стратегия работы с детьми
- Этапы работы
I этап 5 класс 1 четверть – аналитический – при выявлении способностей детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим нужно вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.
II этап 5 – 9 класс этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. . На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.
III этап в конце каждого года – диагностический (промежуточный, итоговый) индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка
- Устный счет - для учащихся 5 класса;
- Решение текстовых задач, проекты - для учащихся 6 класса;
- Тематические учебные проекты, участие в НПК - для учащихся 7 - 8 класса;
- В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 9 класса.
- Условия успешной работы с учащимися
- Осознание важности работы каждым учеником и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы индивидуальной работы с детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация программы математической подготовки является одним из приоритетных направлений работы школы.
- План индивидуальной работы с детьми
Мероприятия | Форма | Сроки проведения | Результаты | |
Участники | Призовые места | |||
Урочные и внеурочные мероприятия | ||||
Индивидуальные занятия | консультация | 1 раз в неделю | ||
Участие в школьных предметных олимпиадах | олимпиада по математике | 1 раз в год, октябрь | ||
Участие в районных предметных олимпиадах | олимпиада по математике | 1 раз в год, ноябрь | ||
Участие в общероссийских дистанционных заочных конкурсах | 1. олимпиада по математике | 2 -3 раз в год, Осень, зима, весна | ||
| 2. олимпиада по математике «Олимпус» | 1 раз в год, февраль | ||
3. олимпиада по математике «Кенгуру» | 1 раз в год, март | |||
Участие в научно-практической конференции учащихся. | конференция школьников | 1 раз в год, март - апрель | ||
Конкурсы школьного уровня | В течение года | |||
Конкурсы муниципального и регионального уровней. | В течение года |
- Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
Результаты реализации программы
2013/14 учебный год
ФИО | достижения | |||
региональный | Зональный, федеральный | международный | муниципальный | |
Гармаева Баирма | Математический конкурс – игра «Кенгуру». Участие | |||
Группа 10 учащихся из 5 «б» класса | Диплом за активное участие во Всероссийском молодежном математическом чемпионате | |||
Шахбанов Айгуб, Постников Олег,, Гармаева Баирма, Шадрин Саша, Оленникова Арина, Оленников Гоша, Трескин Саша, Протасов Данил, Красноярова Алина, учащиеся 5 «б» | Сертификат об участии во Всероссийском молодежном математическом чемпионате | |||
Руководитель группы учащихся 5 -8 классов из 21 человек в Улан -Удэ | Участие в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ. 5 место в конкурсе культурно – туристких проектов | |||
Баторова Саша, 6 «а» | 3 место в конкурсе логических задач и головоломок. в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Усынина Таня, 6 «а» | 3 место в конкурсе логических задач и головоломок. в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Хажеев Вадим, 6 «а» | 3 место в конкурсе логических задач и головоломок. в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Гармаева Баирма 5б | 3 место в конкурсе культурно – туристких анимационных проектов форума «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Будаева Алтына 5 б | 3 место «Театрализация легенд». Участие в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Удэ | |||
Руководитель группы учащихся из 15 человек в Монголии | Участие в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Баторе. | |||
Бадмаев Дашинима, 8 «а» | 3 место в конкурсе экскурсионных проектов на английском языке в международном культурно – образовательном форуме «На Великом чайном пути» в г. Улан –Баторе. | |||
Гармаева Баирма 5 «б» | 3 место в IV Всероссийского конкурса «Мир знаний» |
2014/15 учебный год.
класс | ФИученика | мероприятие | место | уровень |
6б | Шахбанов Айгуб | Олимпиада среди 6 – 8 кл | участие | республиканский |
6б | Шахбанов Айгуб | Олимпиада среди 6 -8 классов | 3 | районный |
6б | Тумашова Мария | НПК «Первые шаги в науку» | 3 | районный |
6б | Неделя математики | 1 | школьный | |
6б | Тумашова Мария | НПК «Первые шаги в науку» | 1 | школьный |
6б | Гармаева Вера | Лучший счетчик | 3 | школьный |
6б | Жданова Ира | Лучший счетчик | 3 | школьный |
6б | Шахбанов Айгуб | Лучший счетчик | 3 | школьный |
6б | Шахбанов Айгуб | Решение головоломок и ребусов | лучший | школьный |
2015/16 учебный год
7б | Шахбанов Айгуб | Олимпиада среди 6 – 8 кл | 1 | школьный |
7б | Шахбанов Айгуб | Олимпиада среди 6 – 8 кл | участие | районный |
7б | Тумашова Маша | НПК «Первые шаги в науку» | 3 | школьный |
7б | Гармаева Баирма | НПК «Первые шаги в науку» | 2 | школьный |
7б | Жданова Ира | Лучший счетчик | 1 | школьный |
7б | Турнир по математике и спорту | 1 | кустовой |
- Тематика творческих работ
- Измерительные инструменты
- Математика в мире спорта
- Тематические учебные проекты - для учащихся 7 - 8 класса
- В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 9 класса.
Материал должен быть подготовлен к защите проекта.
- Источники и учебная литература
Литература:
- Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
- Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
- Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)
Электронные ресурсы:
- http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
- http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерный мониторинг математической подготовки учащихся
Выступление на педсовете...
Аннотированный каталог ЭОР, которые могут являться основой для проведения уроков решения задач по математике по теме «Тригонометрические выражения» дифференцированный, в зависимости от уровня математической подготовки учащихся.
Аннотированный каталог ЭОР, которые могут являться основой для проведения уроков решения задач по математике по теме «Тригонометрические выражения» дифференцированный, в зависимости от уровня ма...
Развивающая психокоррекционная программа для подготовки учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ «Как обрести уверенность в себе?»
Возрастным психическим новообразованием юности является обращенность в будущее, жизненные планы и перспективы, но это не означает, что данное новообразование вызревает само по себе, повинуясь неким во...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...
Педагогическая диагностика как одно из средств изучения уровня математической подготовки учащихся
Тема "Педагогическая диагностика как одно из средств изучения уровня математической подготовки учащихся" будет полезна учителям при формировании УУД....
Дополнительная образовательная программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» (9 класс)
Программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» составлена на основе пособия: Пурышев Н. С. ОГЭ. Физика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Н.С. Пурышев. ...
Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке учащихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время» Автор опыта- Боброва Жанна Альбертовна, учитель математики МО
Актуальность и перспективность опыта Любому обществу нужны люди умные, творчески мыслящие, креативные, ...