Использование информационных технологий на различных этапах урока
статья ( класс) на тему
В данном файле представлено выступление для методического объединения основной школы учителя информатики и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий
на различных этапах урока
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими условиями: рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером,медиа проектором, экраном. В школе также есть информационный класс, оснащенный 13 ноутбуками, который возможно использовать при проведении уроков. Нами используется данная техника, как в урочное время, так и в организации внеклассной, воспитательной работе.
Информационные технологи используются на разных этапах урока.
Пример организации проверки выполнения домашнего задания
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1. мультимедиа технологии:
- презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
- презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
- презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
2. раздаточный материал:
- тесты (Excel) (Word);
- карточки (Word);
- кроссворды (Excel);
- самостоятельные работы (Word);
- контрольные работы (Word).
Пример организации объяснения нового материала
с помощью ИКТ
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
1. мультимедиа технологии:
- презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
- видеофрагменты фильмов;
- презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
- слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
- изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
- коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
- видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (MovieMaker)
2. компьютерные технологии:
- диаграммы (Excel);
- схемы (Excel);
- таблицы (Word) .
Пример организации закрепления и систематизации знаний.
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
1. мультимедиа технологии:
2. презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
3. мобильный класс:
- работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
- выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
4. Интернет-ресуры:
- для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии
1. мультимедиа технологии:
- презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
- презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях.
2. компьютерные технологии:
- стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher);
- −буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
- брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word);
- плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
- открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
- анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
- выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
- оформление портфолио проекта (Word);
- создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word ), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.
Пример использования сети Интернет на уроках:
Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме:
1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
• написание рефератов,
• сбор материала по теме,
• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей ИКТ на различных этапах урока биологии /закрепление и проверка ЗУН/
при объяснении нового материала(цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные, вспомогательный материал, электронные презентации);для закрепления полученных зна...
Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики
Отчет по теме самообразования...
Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики».
Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики»....
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИСТОРИИ
Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние с...
Из опыта работы «Эффективность использования интерактивного оборудования на различных этапах урока биологии».
XXI-век – это век новых информационных технологий и среди современного технического оснащения в школах стали появляться интерактивные доски, микроскопы, документ-камеры и многое другое. Их использован...
"Использование элементов игровых технологий на различных этапах урока"
С каждым годом увеличивается умственная нагрузка на уроках математики. Возникает вопрос: как поддержать у учеников интерес к предмету и активность на протяжении всего урока.Игра - творчество, иг...
Отчет по теме самообразования «Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики» 2016-2022 гг.
Отчет по теме самообразования «Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики» 2016-2022 гг....