План урока Свойства функции
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Шабаян Элина Сергеевна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_ot_ur.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25

Открытый урок

 «Свойства функции.

Четные и нечетные функции»

в 9 классе

                                       Подготовила:  учитель математики

Шабаян Элина Сергеевна

                                                             

 

ст.Ладожская  

Дата:12.12.2014 г.


Тема урока: “Свойства функций. Четные и нечетные функции”.

Цели урока:

Образовательные: ввести понятия четной и нечетной функции, обобщить и расширить знания учащихся о свойствах функции, продолжить работу над формированием умения определять и описывать свойства функции по графику.

Развивающие: совершенствовать навыки исследования свойств функции, развивать творческие и познавательные способности учащихся.

Воспитательные: помочь осознать учащимся свою причастность к математике как к части общечеловеческой культуры, воспитывать чувство взаимопомощи.

План урока: 



Этап урока 


Цель этапа 


Примечание 


1


Организационный момент


Сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока.


Для организации урока может быть использована презентация.


2


Актуализация знаний учащихся


Повторить теоретические сведения по теме “Функция”.


Слайд№1

Слайд№2


3.


Устный счет


Совершенствовать умение читать график функции.


Слайд№3

Слайд№4


4


Изучение нового материала


Ввести понятие четной и нечетной функции; научить определять четность и нечетность функций


Создание проблемной ситуации, которая побуждает учащихся сформулировать определения.


5.


Закрепление изученного материала


Первичное закрепление полученных знаний


Индивидуальная работа и работа в парах со взаимопроверкой. Слайд№5


6


Работа в группах


Работа обучающего характера. Формировать умение исследовать функцию по схеме.


Проверка результатов работы в группах. Слайды №6-9


7


Итог урока


Обобщение знаний, полученных на уроке


В конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.


8


Домашнее задание


Инструктаж по домашнему заданию


Пользуясь наработанным материалом, исследовать функции, заданные графически.


Ход урока 

I. Организационный момент. 

II. Проверка домашнего задания 

1. Какими способами задается функция? Cлайд 1

2. Назвать свойства функции. Слайд 2

III. Устная работа. Слайд 3, слайд 4

IV. Изучение нового материала. 

Создание проблемной ситуации. 

- Какое свойство функции вам неизвестно?

Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя и работы с учебником делают вывод о четных и нечетных функциях.


Задания и вопросы учителя 


Предполагаемые ответы учащихся 


1. Сравните значения функции у = х2+ 1 при х = -3 и х = 3


Решение: у = х2+ 1

f(x) = х2+ 1

f(-3) = (-3)2+ 1 =10

f(3) = 32 + 1 = 10

f(-3) =f (3) =10


Данная функция называется четной. Запишите определение четной функции.


Определение 1. Функцию у = f(х), х Є Х называют четной, если для любого значения х из множества Х выполняется равенство f(- x )=f (x).

График четной функции симметричен относительно оси у.


2. Сравните значения функции у = f (x) = х2 - 4х при х=5 и х = -5


Решение: у = х2 - 4х

f (x) = х2 - 4х

f(-5) = (-5)2 -4·(-5)=-125+20 = -105

f(5) = 52- 4 ·5 = 125-20 = 105

f(-5) = - f(5)


Данная функция называется нечетной. Запишите определение нечетной функции.


Определение 2. Функцию у = f(х), х Є Х называют нечетной, если для любого значения х из множества Х выполняется равенство f(- x )= -f (x).

График нечетной функции симметричен относительно начала координат.


Существуют функции, не являющиеся ни четными, ни нечетными.

Пример: у=2х +3; у= vх; у = (х-1)?


Учащиеся доказывают самостоятельно.


V. Закрепление изученного материала. 

Задание№1. Слайд 5 

Задание №2 

а) Исследуйте функцию на четность.f(x)= 4х6 -х2.

Решение: f(x)= 4·(-х)6 -(-х)2 =4х6 – х2 

Вывод: f(x) четная функция.

б) f(x)= х2-х +3

Решение: f(-x)= (-х)2- (-х) +3 =х2 + х +3= - (-х2- х -3)

Вывод: функция ни четная, ни нечетная.

VI. Работа в группах. 

Задание первой группе. 

Для функции, график которой изображен на рисунке, запишите свойства по схеме:

1. Область определения.

2. Область значений.

3. Нули функции.

4. Монотонность.

5. Четность.

6. Непрерывность.

7. Ограниченность.

8. Наибольшее и наименьшее значения функции.



http://festival.1september.ru/articles/586448/img1.jpg

Задание второй группе. 

Начертите график какой-либо функции так, чтобы эта функция имела свойства:

1. D(y)=[-5;5]

2. E(y)=[-4;6]

3. Нули функции: х=-3

4. Возрастает в промежутках [-5;0] и [2;5]. Убывает в промежутке [0;2]

5. Наибольшее значение у(0)=3, наименьшее значение у(2)=1.

Задание третьей группе. 

Имеет ли четность функция, заданная формулой:



http://festival.1september.ru/articles/586448/img2.jpg

Задание четвертой группе. 

Построить график функции:



http://festival.1september.ru/articles/586448/img3.jpg

Записать свойства функции.



VII. Проверка результатов работы в группах.

Слайд№ 6 (Работа первой группы)

Ответ: 1. D(y) = [-3; 3]

2. E(y) = [ -3;2]

3. Нули функции: х= 2

4. Функция возрастает на [-3;-1] и [1;3], убывает на [-1;1].

5. Функция не является четной и нечетной.

6. функция непрерывна.

7. Функция ограничена.

8. Унаим =-3, Унаиб =2.

Слайд 7. (Работа второй группы)

Построение графика функции выполняет ученик на интерактивной доске



Слайд 8. (Работа третьей группы)

Имеет ли четность функция, заданная формулой:



http://festival.1september.ru/articles/586448/img4.jpg

Построение графика функции выполняет ученик на интерактивной доске выполняет ученик на интерактивной доске

Ответ: График функции симметричен относительно оси у, значит, функция четная.

Слайд 9. (Работа четвертой группы)

Построение графика функции выполняет ученик на интерактивной доске

Свойства функции:


  • D(y)= (-
    http://festival.1september.ru/articles/586448/img5.jpg; http://festival.1september.ru/articles/586448/img5.jpg);

  • E(y) = (-
    http://festival.1september.ru/articles/586448/img5.jpg; http://festival.1september.ru/articles/586448/img5.jpg);

  • Убывает на луче (-
    http://festival.1september.ru/articles/586448/img5.jpg; 0) и возрастает на луче [0; http://festival.1september.ru/articles/586448/img5.jpg);

  • Ограничена сверху и снизу;

  • Непрерывна;

  • У
    наим не существует, У наиб не существует;

  • Выпукла вверх.


VIII. Итог урока. 

- Какие функции называются четными?

- Какие функции называются нечетными?

- Как вы считаете, справились ли мы с задачами урока?

- Как оценивают работу каждого участника руководители групп?

- Как каждый из вас оценивает свое участие в коллективной работе?



IX.  Домашнее задание. Записать свойства каждой функции. 

http://festival.1september.ru/articles/586448/img6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Свойства функций"

Тип  урока: урок  закрепления  изучаемого  материала  и  изучения  нового  материала.Цели  урока:Образовательная:  закрепление  понят...

Урок "Свойства функций"

Тип  урока: урок  закрепления  изучаемого  материала  и  изучения  нового  материала.Цели  урока:Образовательная:  закрепление  понят...

План урока "Свойство углов треугольника" (1 урок). 5класс

На уроке в 5 классе для освоения новой темы используется проблемная ситуация через выполнение практических заданий.(УМК под редакцией И.И.Зубаревой  и  А.Г. Мордковича)...

План - конспект урока "Свойства функций"

Урок формирования умений и навыков. Цель урока: содействовать осознанному усвоению свойств функций. Для достижения цели организована деятельность учащихся по самооценке собственного продвижения по тем...

Конспект урока " свойства Функции"

Урок - повторения по теме " Функция"...

Конспект урока " свойства Функции"

Заключительный урок по теме "Функция"...

Открытый урок "Свойства функции" в 9 классе

Открытый урок в 9 классе с применением новых образовательных технологий, Программы GeoGebra...