Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся по математике
методическая разработка по алгебре ( класс) на тему

Ситникова Елена Викторовна

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы убрали. При составлении данных рекомендаций мы учитывали: а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу; б) рекомендации методистов; в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов; г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»; д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_po_oformleniyu_rabot.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Новый Уренгой

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся по математике

г. Новый Уренгой, 2013 г.

Содержание

                                                 стр.

Вводная часть…………………………………………………3

Количество и назначение ученических тетрадей…………..3

Требования к ведению тетрадей…………………………….4

Порядок и сроки проверки письменных работ…………….6

Оформление решений заданий по математике…………….7

Требования к оформлению решений……………………….8

Литература…………………………………………………..10

Составители:

Вельчинская О.А., учитель математики и информатики

Ситникова Е.В., учитель математики

Вводная часть

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы убрали. При составлении данных рекомендаций мы учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

По данному пункту мы также учли положительные позиции по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его (Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

 Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося.

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по математике:

в I—IV классах 

Учебный предмет

Количество тетрадей

Период обучения

Комментарий

Математика

Прописи либо рабочие тетради

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей

2

1

1–4

  

в V—VI классах — 2 рабочие тетради;

в VII—IX классах — 4   рабочих тетради  (2 по алгебре и 2 по геометрии);

в X – XI классах – 2 рабочие тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 - по геометрии.

        Для контрольных работ по математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками:

в I—II классах – нет

в III—IV классах – 1

 в V—VI классах —  1 тетрадь   для написания  контрольных работ;

в VII—IX классах —  2 тетради для контрольных работ (1 по алгебре и 1  по геометрии);

в X – XI классах –  2 тетради для контрольных работ (1 по алгебре и началам анализа и 1  по геометрии).

Требования к ведению тетрадей

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением

следующих требований: писать аккуратным, разборчивым почерком.

Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать,

для чего предназначена тетрадь (для работ по алгебре, для контрольных работ),

тетради обернуты.

Образцы оформления надписи на обложке тетради:

Тетрадь

для работ

по математике

ученика 5 «Б» класса

МБОУ СОШ №9

г. Новый Уренгой

Васильченко Андрея

Тетрадь

для  контрольных работ

по алгебре

ученицы 7 «Б» класса

МБОУ СОШ №9

г. Новый Уренгой

Ивановой Ольги

  • Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
  • При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.
  • Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.
  • Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
  • Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по математике число и месяц записываются цифрами на полях тетради. Например:   05.11.05г. 

  • Писать на отдельной строке название темы урока.
  • Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (самостоятельная работа, тест), указывать, где выполняется работа 
  • Соблюдать красную строку.
  • Между классной и домашней работой отступать 4 клеточки, между заданиями – 2 клеточки.
  • Чертежи и построения выполнять карандашом — с применением линейки и циркуля.
  • Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.
  • Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания по середине строки либо на полях, так как это:

а) экономит место;
б) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы.

в) Слово «задача» рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).

  • Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.
  • В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.

Например:
«Найти сумму».
«Найти разность».
«Найти уменьшаемое».
«Найти вычитаемое».
«Найти первое слагаемое».
«Найти второе слагаемое».
«Найти множимое».
«Найти множитель».
«Найти значение выражений».
«Найти результаты выражений».
«Сравнить величины» и т.д.

  • Необходимо с самого начала 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки, проводить их простым карандашом.
  • При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

Порядок и сроки проверки письменных работ учителями 

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по математике, проверяются:

В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета.

Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.

Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.

Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

O      5 класс – в течение всего учебного года проверяются все домашние и классные работы у всех учеников;

O       6 класс – 1 полугодие – ежедневно проверяются работы у всех обучающихся;

O      7 – 9 классы – ежедневно проверяются работы у слабых и 2 раза  в неделю - наиболее значимые – у всех остальных;

O      10 – 11 классы – ежедневная проверка работ у слабых обучающихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц.

Все виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся.

Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:

O      5 – 8 классы – работы проверяются к уроку следующего дня;

O      9 – 11 классы – работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через один – два урока.

Учитель проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ и хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся V —XI классов по математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

- подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).

Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.  Оценки за самостоятельные работы (тесты), если они не запланированы на весь урок, могут выставляться  выборочно на усмотрение учителя.

        Классные и домашние письменные работы по математике оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

        При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

        Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Не допускаются записи вида: 

Контрольная работа № 1. 

Правильная запись:

Контрольная работа № 1. «Натуральные числа и шкалы». 

Оформление решений заданий по математике

Оформление текстовых задач:

  • Краткая запись задачи выполняется по усмотрению учителя в любой удобной для этого форме: таблица, схема, словесная краткая запись и пр.
  • Решение задачи записывается по действиям или выражением с пропуском одной клетки между действиями.
  • Запись наименований обязательна, запись пояснений делается кратко, по усмотрению учителя.
  • Ответ к задаче записывается, начиная с числительного.
  • Принятые сокращения, такие как: см, кг, м и т.д. в ответе записываются кратко.

Оформление математических выражений и равенств:

  •  Расстояние между выражениями вниз составляет 2 клетки.
  • Между столбиками выражений, неравенств, уравнений делаем отступ вправо на 4 клетки (пишем на пятой).
  • При вычислении выражений с несколькими математическими действиями их порядок фиксируется над знаком простым карандашом. Затем решение расписывается полностью под выражением с фиксацией конечного результата в записи выражения.

Оформление решения уравнения:

  • Решение уравнения записывается в столбик.
  • Вычисления проводятся справа на свободных клетках.
  • Проверка найденного значения неизвестного проводится письменно или устно по усмотрению учителя.

Оформление геометрической задачи:

  •  Краткая запись делается исходя из  условия задачи  (Дано:… ).
  • Чертёж при необходимости выполняется справа простым карандашом при помощи геометрических инструментов по имеющимся данным или в пропорции. Буквенное «имя» фигуры записывается заглавными буквами латинского алфавита, начиная с левого нижнего угла по часовой стрелке.
  • Запись вопроса задачи начинать со слова  («Найти: Р   ») или просто под чертой указывать искомую величину (Р    АВСД-?).
  • Далее записывается слово «Решение». В решении сначала записывается формула, затем в неё подставляются числовые данные. Если в ходе необходимо провести предварительные вычисления, то запись выполняется по действиям, как в текстовой задаче. Текстовые пояснения к действиям не выполняются - они содержатся в начале записи.
  • Ответ в геометрической задаче записывается кратко с помощью символов.

Образец:

Дано:

    АВСД

Ь =2 см

А= (Ь·2) см

Р    АВСД-?

Решение:

1)А=2·2=4 (см)

2) Р        АВСД = (4+2)·2=12 (см)

Ответ: Р   АВСД= 12 см

Требования к оформлению решений
- после записи слова «задача» вниз отступается одна клетка;
- выполняется краткая запись в виде рисунка, таблицы, чертежа и т.д.
- запись слов, числовых значений производится синей пастой, стрелки, фигурные скобки, чертежи и т.д. выполняются только простым карандашом;
- решение задачи записывается ниже с отступом одной клетки от краткой записи или от слова «Задача».
- каждое действие задачи записывается с отступом одной клетки с указанием порядка действия.
- запись наименований полученного результата обязательна в скобках после каждого действия. Запись наименования производится сокращенно. Запись сокращается по последней согласной букве.
- к каждому действию, кроме последнего, записывается пояснение. Ответ записывается полный с отступом одной клетки от решения.

- принятые международные сокращения такие как: кг, дм, см, га, м, дм, мм и т.д. в ответе записываются кратко. После сокращений точка не ставится.


Оформление математических выражений и равенств:
- расстояние между выражениями вправо составляет две клетки;
- при записи выражений со скобками или несколькими математическими действиями порядок действий фиксируется над знаком действия простым карандашом. Затем решение расписывается полностью под выражением.


Оформление записи решения уравнений:

х + 23 = 47,  
х = 47 – 23,
х = 24.

Ответ: 24

Оформление геометрического материала в тетради:

если необходим чертёж, то он выполняется по имеющимся данным или в строгой пропорции простым карандашом. «Имя» фигуры записывается ручкой заглавными буквами латинского алфавита.
- данные величин записываются либо на чертеже ручкой, либо справа от чертежа;
- если требуется вычислить периметр или площадь фигуры, то перед вычислениями записывается формула, ниже производятся вычисления.

АВ = СД = 3 см
АС = ВД = 2 см

Р= (a+b)*2 или S=a*b
Р= (3+2)*2=10 (см)

S=3*2=6 (см2)

Литература

  1. Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок)».
  2. Методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
  3. Темербекова А.А. Методика преподавания математики – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176.
  4. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ ЦИКЛОВОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Цикловая методическая комиссия является объединением преподавателей ряда родственных дисциплин. Цикловая методическая комиссия формируется в количестве не менее пяти человек из числа преподавателей, с...

Методические рекомендации по оформлению устных упражнений по математике

Данные  устные упражнения по математике целесообразно использовать в 6 классе в начале учебного года для повторения таблицы умножения, арифметических действий обыкновенными и десятичными  др...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся по математике

Количество и назначение ученических тетрадей, требования к ведению тетрадей, порядок и сроки проверки письменных работ, оформление решений заданий по математике...

Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей

Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...

Рекомендации к оформлению письменной части ЕГЭ

Рекомендации по оформлению сочинения ЕГЭ...

Методические рекомендации по оформлению заданий 20-25 с развёрнутым ответом при подготовке к ОГЭ по математике

Основной государственный экзамен по математике - одно из важнейших испытаний для школьников. Экзамен требует не только знания математических формул и навыков, но и умения правильно оформить задание. В...

Рекомендации по оформлению 2 части профильной математики

Общие рекомендации по оформлению ко второй части профильной математики...