Открытый урок
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок в рамках конкурса "Учитель года - 2016"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_uchitel_goda.docx | 785.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 «б» классе (на муниципальном этапе конкурс «Учитель года-2016» данный урок набрал 85,56б из 95, 2 место)
Тема: «Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.»
Образовательное учреждение: МАОУ гимназия №18 города Томска.
Дата: 18.02.2016 год.
Предмет: математика. Класс: 5 «б».
Учитель: Некрасов Антон Сергеевич, учитель математики МАОУ СОШ №50
УМК:
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательного учреждений / Зубарева И.И., Мордкович А.Г. 2013г.
- Примерная программа для общеобразовательных учреждений по математике к УМК для 5-6 классов (Математика.5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2008).
Консультирование: Пихтовникова Светлана Александровна – председатель Ассоциации учителей математики Томской области.
Тема урока: «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование:
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательного учреждений / Зубарева И.И., Мордкович А.Г. 2013г.
- Электронная презентация.
- Мультимедиа проектор.
- Карточки обратной связи.
- Раздаточный материал (рабочие листы учащихся, памятки).
Цели:
- формирование и развитие у учащихся умения формулировать вывод по результатам анализа, развертывать алгоритм в пошаговую программу, развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие математически грамотной речи;
- формирование у учащихся умений и навыков умножения и деления десятичной дроби на разрядную единицу;
- воспитание познавательной активности, культуры общения и труда.
Ход урока:
1. Организационно-мотивационный этап
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антон Сергеевич – я учитель математики школы №50 и очень рад встрече с вами.
- Прочитайте число 18022016 – двенадцать миллионов двадцать две тысячи пятнадцать. Повторим разряды. Какая цифра записана в разряде …..?
Поставьте точки после единиц миллионов и десятков тысяч. Что получилось? – 18.02.2016 – сегодняшнее число – дата.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа.
Попрошу Вас самостоятельно оценить свои знания по теме «Десятичные дроби» и на полях поставить букву:
В – я уже ВСЕ знаю!
И – я хорошо знаю то, что мы ИЗУЧИЛИ. Готов к новым открытиям
П – мне необходимо ПОВТОРИТЬ то, что было на предыдущем уроке
Устная разминка:
Сто солдат стояли вряд.
Все они пошли на парад.
9/10 было усатых.
Сколько безусых было солдат?
- Как Вы думаете, почему задача была про солдат?
Какой праздник приближается в феврале?
23 февраля отмечается один из дней воинской славы России — День защитника Отечества. Ранее названным «Днем рождения Красной Армии».
У Вас на столах лежат погоны. Решая некоторые из заданий на сегодняшнем занятии, мы будем зарабатывать звезды и рисовать их на погонах. Какого же звания нам удастся сегодня достичь, мы узнаем в конце урока. (4 мин)
2. Актуализация знаний
Продолжим наше занятие. Перед Вами таблица. Разряды целого числа мы уже повторили. Давайте вспомним разряды дробной части. (на слайде)
Десятки тысяч | Единицы тысяч | Сотни | Десятки | Единицы | , |
Задание(устно): 18022,016 33604,336 94859,505 74321,069
Назовите, пожалуйста, то число, у которого в разряде десятков записана цифра 0 (2ое)
Назовите, пожалуйста, то число, у которого в разряде сотые записана цифра 6 (4-ое)
Назовите, пожалуйста, то число, у которого в разряде тысячные записана цифра 5 (3-е)
Назовите, пожалуйста, то число, у которого в разряде сотни записана цифра 0 (1-е)
(3 мин)
Приглашаю к доске. 1 звезда
Задание. Представить неправильную дробь в виде десятичной дроби.
6 1 (2мин)
- Продолжим урок и выполним задание
1802 * 100 = (как изменится число?)
1802 * 10 =
180200 : 10 =
18,02 * 10 = (Умеем ли мы выполнять такие действия?) \\ возникновение проблемы (3 мин)
3. Этап постановки темы и целей урока
Как Вы думаете, что мы с Вами изучим сегодня? (Подведение к теме урока. Постановка целей)
Верно, тема сегодняшнего урока – «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.» – запишите тему в свои тетради.
На доске записаны цели, которые каждый из нас может достигнуть на этом уроке. Запишите, пожалуйста, рядом с темой номера тех целей, которые лично Вам хочется достичь сегодня.
- Повторить изученное ранее
- Получить новые знания
- Активно работать на уроке
- Получить оценку
- Поработать вместе с одноклассниками (3 мин)
4. Этап изучения новой темы
2 звезда
Попрошу разделиться Вас на группы. Каждая группа получит по заданию. На выполнение 2 мин
18022016 : 10 =
Алгоритм решения:
1. Разделить в столбик.
2. Ответ записать в виде смешанного числа
3. Ответ записать в виде десятичной дроби
18022016 : 100 =
Алгоритм решения:
1. Разделить в столбик
2. Ответ записать в виде смешанного числа
3. Ответ записать в виде десятичной дроби
18022016 : 1000 =
Алгоритм решения:
1. Разделить в столбик
2. Ответ записать в виде смешанного числа
3. Ответ записать в виде десятичной дроби
18022016 : 10000 =
Алгоритм решения:
1. Разделить в столбик
2. Ответ записать в виде смешанного числа
3. Ответ записать в виде десятичной дроби
Проверка ответов. Вывод учеников о том, что число уменьшается в 10\100\1000 раз, становится дробным. (5 мин)
Давайте подумаем, а что же будет происходить с десятичной дробью, если мы передвинем запятую
1802,2016 → 180220,16 → 1802201,6 → 18,022016 → 18022,016 → 1802,2016
Какое математическое действие соответствует увеличению\уменьшению числа в 10\100\1000 и т.д. раз? (3 мин)
Попробуем сформулировать правило умножения\деления десятичной дроби на 10\100\1000 и т.д.
Приглашаю выйти к доске 4 учеников – Вы будете цифрами. Из цифр мы можем составить число. И еще одного ученика для роли запятой. А сейчас мы начнем умножать и делить наше число на 10\100 и т.д. Как поведет себя запятая.
Что же происходит, когда нам не хватает разрядов?
- На обратной стороне погонов есть памятка с правилами, но в правилах пропущены слова. Давайте откроем учебник на странице 188 и заполним пропуски.
У кого возникнут трудности – можете воспользоваться памяткой! (7 мин)
5. Этап работы над практико-ориентированной задачей
- Ребята, а где можно применять полученные знания?
- Действительно, а ведь эти знания важны и необходимы при изучении математики, в быту, в профессиональной деятельности!
- Ребята, скажите, а вас часто родители просят совершать покупки?
3 звезда
- Представьте ситуацию, что вам необходимо пойти в магазин и купить продукты на завтрак (на слайде), Ученик1, прочти задачу:
Необходимо купить продукты к завтраку: 10 сырков и 10 булочек
Хватит ли 200 рублей на всю покупку?
Цены на товары представлены в таблице на слайде, далее, происходит работа над текстовой задачей:
- О чем говорится в условии задачи? (о покупке продуктов)
- Что нужно купить? (сырки, булочки)
- Сколько стоит 1 сырок? (12,5 рублей)
- Сколько сырков надо купить? (10)
- Сколько стоит 1 булочка? (8,5 рублей)
- Сколько булочек нужно купить? (10)
- Какой вопрос у задачи? (Хватит ли 200 рублей на покупку?)
- Что нужно сделать, чтобы понять, хватит ли нам 200 рублей на покупку? (найти стоимость всей покупки)
- Выполним краткую запись условия:
Хватит ли 200 р. на всю покупку?
Решение: (по действиям с пояснением)
Найдем стоимость 10 сырков:
1) …. (р.) – стоимость 10 сырков.
Найдем стоимость 10 булочек:
2) … (р.) – стоимость 10 булочек.
Найдем стоимость всей покупки:
3) 125+85=210 (р.) – стоимость всей покупки.
Ответ: денег на покупку не хватит.
- Итак, ребята, а что же мы можем сделать, если вдруг окажемся в такой ситуации? (занять деньги, взять еще у родителей, отказаться от какого-либо товара).
- А от покупки какого из нужных вам товаров можно отказаться?
- Эта задача нас учит бережному отношению к семейному бюджету – покупать только самое необходимое и в нужном количестве!
- Итак, где мы можем использовать математические знания, в том числе и десятичные дроби? (в кулинарии, медицине, магазине, быту и т.д.) (7 мин)
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Для учащихся с ОВЗ
4 звезда
- Молодцы ребята, хорошо! Мы вместе решили задачу. А теперь проверим, насколько вы усвоили полученные знания. Самостоятельная работа на ваших рабочих листах. На выполнение – 2 минуты.
- Спасибо, время закончилось – обменяйтесь листами для взаимопроверки.
2 задания = «3»
3 задания = «4»
4 задания = «5»
- Поднимите руку, кто получил оценку «5», кто получил оценку «4»? (4 мин)
7. Постановка домашнего задания
У Вас на столе есть карточки «Домашнее задание»
Задание 1. Решить уравнение х:100=6,65
Полученный ответ будет № домашнего задания.
Дополнительные задания (по желанию):
Задание 1. Хочу все знать. Разгадав кроссворд, Вы узнаете: в каком году в Европе были изобретены десятичные дроби.
- 0,14:100=???
- 5254,8*10=???
- 582,3*100=???
- 59,778*1000=???
Задание 2. Изобретательная задача.
Вокруг танка, когда он на боевой позиции ведет из пушки огонь, стоит невообразимый шум. А в самом танке, будто в консервной банке, грохот от выстрела усиливается во много раз. Ухо нормального человека, сидящего внутри боевой машины, не выдерживает такого шума, даже если оно защищено шлемофоном. Что может помочь танкистам? (1 мин)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
Попрошу оценить свои знания и написать на полях букву:
В – я ВСЕ знал
И – я ИЗУЧИЛ много нового, самостоятельно сделал выводы
П – ПОВТОРЕНИЕ было полезным
Достижение личностных результатов
- Спасибо, дети, вы сегодня порадовали меня, своего учителя, себя и порадуете родителей!
А все ли действия с десятичными дробями мы теперь умеем выполнять? (постановка проблемы для последующих урока)
- Ребята, в начале урока вы определили свою личную цель. Достигли ли вы её? – поделитесь своими выводами вслух с соседом по парте!? Поднимите руки, пожалуйста, ребята, достигшие целей. (2-5 учащихся высказывают своё мнение, остальные их слушают). (Демонстрируется слайд с личностными целями).
- А знаете, ребята, мы вместе тоже достигли сегодня цели на уроке – вывели и изучили правила умножения и деления десятичных дробей на разрядную единицу, решили интересную задачу, работали вместе и дружно!!! Посмотрите на Ваши погоны и на таблицу на доске. Каждый из нас достиг своего звания при изучении данной темы. (с: Н.Я. Виленкин) Но на этом не стоит останавливаться. Впереди еще много новых открытий и высоких званий. (3 мин)
Спасибо за урок, ребята, всего вам самого доброго!
Самоанализ урока математики в 5 классе.
Предмет: Математика
УМК: Математика -5 И.И.Зубаревой, А.Г. Мордкович М.: Мнемозина, 2013 год
Учитель: Некрасов А.С.
Урок математики был проведен в 5 классе. Класс к уроку готов и учащиеся быстро включились в учебную деятельность. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слышать и слушать другого.
В классе хх человека: хх учащихся — на среднем уровне, хх — на достаточном, т. к. ученики с ОВЗ.
Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.». По программе запланировано 2 часа, а данный урок был первым по счету.
По дидактической цели — это введения новых знаний.
По основному способу проведения — фронтальная, групповая и индивидуальная работа через различные виды самостоятельной деятельности, личностно-ориентированный подход.
В ходе урока реализованы следующие цели:
- формирование и развитие учащихся умения формулировать вывод по результатам анализа, развертывать алгоритм в пошаговую программу (познавательные)
- развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие математически грамотной речи (регулятивные)
- формирование у учащихся умений и навыков умножения и деления десятичной дроби на разрядную единицу (предметные)
- воспитание познавательной активности, культуры общения и труда. (коммуникативные)
- умение анализировать и оценивать собственную деятельность(личностные)
Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
1. Орг. момент включал в себя организацию класса, мобилизующее начало урока, создание обстановки психологической комфортности и подготовку учащихся к активной учебной деятельности.
2. Этап актуализации знаний помог подвести к постановке проблемы и самостоятельному формулированию темы и целей урока.
3. Во время выполнения групповой работы, учащимся удалось самостоятельно сформулировать правила по изучаемой теме.
4. Решение практико-ориентированной задачи было направлено на совершенствование умения работы с текстом (осмысление, анализ текста, выявление главного), обращение к жизненному опыту обучающихся.
5. В ходе выполнения самостоятельной творческой работы учащиеся достигли планируемого результата, то есть ребята оценили работу друг друга в парах, а так же узнали новую информацию о Томской области в рамках метапредметности.
6. Физкультминутка была задумана как составляющая некоторых заданий. Использование ИКТ соответствовало требованиям Сан.пин для 5 классов (не более 30 мин, не более 10 мин единовременно)
7. Был применен прогностический анализ. Ученики самостоятельно смогли сделать выводы о достижении ими личностных целей. На этапе рефлексии были обозначены проблемы, которые обучающимся предстоит решить на последующих уроках.
8. В процессе урока реализовывалась воспитательная составляющая (задания со звездочками на погонах): одновременно давалась информация метапредметной направленности (приуроченная ко «Дню защитника Отечества» - военно-патриотическое), которая стимулировала познавательную активность, самооценку, регулятивную функцию учащихся.
Домашнее задание предложено на выбор, с целью дать возможность ребенку самому определиться.
Для достижения задач и целей урока я использовал следующие методы и приемы:
- словесные
- наглядные
- письменные и устные упражнения, самостоятельная работа в занимательной форме.
Использовал различные формы работы учащихся:
- коллективная
- индивидуальная
- групповая (в том числе, парная)
Использовал различные виды проверок:
- самопроверка
- взаимопроверка
оценка каждого задания дала возможность ребенку оценить свои знания, увидеть, что не усвоил и над чем нужно поработать
Недостатки: возможно более активное задействование интерактивной доски
Выбранный тип урока и форма проведения урока себя оправдали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...