Статья "Интерактивные методы и приемы обучения математике"
статья по алгебре по теме
Рассмотрены интерактивные методы и приемы обучения математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_intraktivnye_metody_obucheniya_matematike.docx | 34.41 КБ |
1.pdf | 528.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыраева Альбина Геннадьевна
учитель математики МКОУ «Ключинская СШ»
Ачинского района Красноярского края
Интерактивные методы и приемы обучения математике
Термины «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка(«interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «асt» - действовать, действие).
Таким образом, термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении.
Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса.
Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение, отношение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося. Не случайно В.М. Кларин утверждает, что «опыт учащегося-участника служит центральным источником учебного познания ».
Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют педагогу стать настоящим лидером, а не ментором-администратором. Такая атмосфера и есть настоящая ткань права, которая впитывается обучаемыми целостно — не только через информацию, но и через чувства и действия. Как заметил один из директоров школ, не знания и информация, а атмосфера в классе и школе - это именно то, что остается в памяти у выпускников школы.
Кроме того, интерактивные методы являются инструментом, который позволяет достичь целей (отражающих философию) и задач (составляющих содержание) образования.
В начале урока математики рекомендуется проводить разминку в виде устного счёта, которая имеет целью привлечь или сконцентрировать внимание учащихся к теме урока, а если это в середине урока, то дать им разрядку. Разминкой может служить любое интересное упражнение или игра. Приведу примеры.
Игра “Тридцать три” | Дети по цепочке называют числа. Если число делится на 3, то ученик встает и хлопает в ладоши. Тот, кто ошибся и произнёс вслух число, выбывает из игры. При этом счёт продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова. |
Игра «Мяч в кругу». | Дети бросают мяч и одновременно задают вопросы тому, кому бросали мяч (таблица умножения, признаки делимости). |
«Армреслинг» | Это упражнение служит хорошей мотивацией для изучения тем по переговорам, медиации, разрешению проблем, поиску интересов друг друга, а также для начала любой совместной работы. Упражнение можно проводить только один раз в одной и той же группе. |
« Гол –мимо» |
|
« Проверка энергии» | 1) Научите участников следующему ритму:
хлопнуть один раз;
|
« Разминки – знакомства» |
|
«Веселая таблица умножения» | В игре участвуют две команды. Каждой раздается набор цыфр от 0 до 9. Напротив команд на определенном расстоянии ставятся по два стула. Ведущий называет пример (5 умножить на 7) . Учащиеся, у которых цифры 3 и 5 выбегают и садятся на стулья. Чья команда это сделает быстрее и правильно – победитель и т.д. |
Интерактивные методы использую на уроке при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Обучение друг друга – это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы , слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес.
«Мозаика» | 1. Преподаватель формирует «основные» группы учащихся, состоящие из разных «экспертов». «Основные» группы получают задание. 2. «Эксперты» по одной теме собираются вместе, получают и обсуждают информацию (проблему). 3. «Эксперты» возвращаются в «основные» группы, обмениваются информацией, выполняют задание и докладывают результаты классу. Преподаватель проверяет уровень освоения материала учащимися и подводит итоги занятия. |
“Каждый учит каждого” | Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. (см. также «Пирамиду обучения»). Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками. |
«Мозговой штурм» | Записываю на доске или проецирую на экран с использованием компьютера идеи учащихся по мере их поступления и не вношу в них никаких изменений, никак не комментируя и не критикуя даже самые «неправильные» идеи.
|
Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса применяю различные методы обучения. Но, как правило, при изучении новой темы чаще всего использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания. На этапе формирования умений и навыков репродуктивные методы постепенно заменяю частично поисковыми и творческими, так как необходимо научить учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы.
Основные принципы, которые я использую при формировании компетентностей учащихся, являются постепенность и непрерывность. В том числе:
• системой продуманных мер содействую формированию у школьников положительной мотивации учения;
• излагаю, объясняю и показываю практическое применение алгоритма о способах учебной деятельности;
• ученики отрабатывают знания алгоритма, действуя под моим руководством по образцу, применяя знания в аналогичных ситуациях;
• ученики самостоятельно и осознанно применяют приобретенные навыки в новых ситуациях, делают самоанализ результатов.
Использование интерактивных методов обучения позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.
Результаты обучения учащихся позволяют оценить педагогическую эффективность интерактивного обучения.
Применение интерактивных технологий дает
ученикам:
• развитие личностной рефлексии;
• осознание включенности в общую работу;
• становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
• развитие навыков общения;
• принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
• повышение познавательной активности.
классному коллективу:
• формирование класса как групповой общности;
• повышение познавательного интереса;
• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
мне, как учителю:
• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Применение интерактивных методов обучения влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности. Создается ситуация моего творческого роста, благодаря которой я выхожу на более высокий виток своего профессионального развития. Школа закладывает фундамент для дальнейшего продолжения образования. Используемая система работы позволяет реализовать данную задачу.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление обучения математике.
.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения диалогической речи
Данная разработка может быть полезна для учителей в обучении учащихся диалогической речи, одним из самых трудных видов речевой деятельности....
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТВОВЫХ ЗАДАЧ
Приёмы и методы решения текстовых задач....
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
В данной статье раскрываются методы и приемы работы на уроках математики с детьми с легкой умственной отсталостью....
Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме: " Методы и приемы обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями "_30.12.2020
Основные задачи специальной школы – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в полезно...
Методы и приемы обучения в математике
Методы и приемы обучения в математике...
Эффективные методы и приемы обучения математике
В современном мире математика становится все более значимой дисциплиной, играющей ключевую роль в развитии науки, технологий и экономики. Поэтому обучение математике должно быть эффективным и доступны...