Метод математических моделей в экономике
презентация к уроку по алгебре (9 класс) по теме
Каким образом современная математика применяется к изучению физических, астрономических, биологических, экономических, гуманитарных и других явлений?
С помощью построения и анализа математических моделей изучаемого явления.
Математическая модель - приближенное описание какого-либо явления внешнего мира, выраженное с помощью математической символики и заменяющее изучение этого явления исследованием и решением математических задач.
Поэтому данное занятие позволяет:
• показать применение математических моделей при решении задач экономического характера,
• осуществить профильную и предпрофильную подготовку учащихся,
• систематизировать знания при решении текстовых задач,
• расширить кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_mat.modeley.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике показать применение математических моделей при решении задач экономического характера, профильная и предпрофильная подготовка учащихся, систематизация ЗУН при решении текстовых задач, расширение кругозора учащихся. Цели элективного курса:
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Каким образом современная математика применяется к изучению физических, астрономических, биологических, экономических, гуманитарных и других явлений? Проблема: С помощью построения и анализа математических моделей изучаемого явления. Ответ:
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Математическая модель - приближенное описание какого-либо явления внешнего мира, выраженное с помощью математической символики и заменяющее изучение этого явления исследованием и решением математических задач. Определение: Что же такое математическая модель?
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Изучение явлений с помощью математических моделей называется математическим моделированием . Схематический процесс математического моделирования: Что называется математическим моделированием? Уточнение модели Явление внешнего мира. Его приближенное описание. Запись основных свойств и соотношений между ними на математическом языке, формулировка основных математических задач. Решение математических задач, исследование решений. Выводы. Новые свойства изучаемого явления, прогнозы, сравнение с известными результатами.
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Работы Леверье посвящены решению проблем небесной механики. Открытие Нептуна с помощью предвычислений Леверье - одно из крупнейших событий в области теоретической астрономии. Теория планет Леверье использовалась для составления астрономических эфемерид - таблиц положений тел Солнечной системы. (1811 – 1877) Урбен Жан Жозеф Леверье
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Английский физик, создатель классической электродинамики, один из основоположников статистической физики, основатель одного из крупнейших мировых научных центров. Создал теорию электромагнитного поля, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею электромагнитной природы света, установил первый статистический закон - закон распределения молекул по скоростям, названный его именем. (1831 – 1879) Джеймс Клерк Максвелл
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Математик и геофизик, создатель теории нестационарной Вселенной. Основные труды по гидродинамике, динамической метеорологии, теоретической физике и др. Предложил модель нестационарной Вселенной, которая легла в основу современной космологии. (1888 – 1925) Фридман Александр Александрович
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. Ежемесячно сборочный цех способен собрать не более 600 прогулочных и не более 300 спортивных велосипедов. Качество каждого велосипеда проверяется на двух стендах А и В . Каждый прогулочный велосипед проверяется 0,3 ч на стенде А и 0,1 ч на стенде В , а каждый спортивный велосипед проверяется 0,4 ч на стенде А и 0,3 ч на стенде В . По технологическим причинам стенд А не может работать более 240 ч в месяц, а стенд В – более 120 ч в месяц. Реализация каждого прогулочного велосипеда приносит фирме доход в 50 рублей , а каждого спортивного – 90 рублей . Сколько прогулочных и сколько спортивных велосипедов должна ежемесячно выпускать фирма, чтобы ее прибыль была наибольшей? Задача № 1
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике I этап решения задачи. Составление математической модели Пусть x – количество прогулочных велосипедов, выпускаемых ежемесячно фирмой y – количество спортивных велосипедов, выпускаемых ежемесячно фирмой. Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. Ежемесячно сборочный цех способен собрать не более 600 прогулочных и не более 300 спортивных велосипедов. Качество каждого велосипеда проверяется на двух стендах А и В . Каждый прогулочный велосипед проверяется 0,3 ч на стенде А и 0,1 ч на стенде В , а каждый спортивный велосипед проверяется 0,4 ч на стенде А и 0,3 ч на стенде В . По технологическим причинам стенд А не может работать более 240 ч в месяц, а стенд В – более 120 ч в месяц. Реализация каждого прогулочного велосипеда приносит фирме доход в 50 рублей , а каждого спортивного – 90 рублей . Сколько прогулочных и сколько спортивных велосипедов должна ежемесячно выпускать фирма, чтобы ее прибыль была наибольшей? Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. Ежемесячно сборочный цех способен собрать не более 600 прогулочных и не более 300 спортивных велосипедов. Качество каждого велосипеда проверяется на двух стендах А и В . Каждый прогулочный велосипед проверяется 0,3 ч на стенде А и 0,1 ч на стенде В , а каждый спортивный велосипед проверяется 0,4 ч на стенде А и 0,3 ч на стенде В . По технологическим причинам стенд А не может работать более 240 ч в месяц, а стенд В – более 120 ч в месяц. Реализация каждого прогулочного велосипеда приносит фирме доход в 50 рублей , а каждого спортивного – 90 рублей . Сколько прогулочных и сколько спортивных велосипедов должна ежемесячно выпускать фирма, чтобы ее прибыль была наибольшей?
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике I этап решения задачи. Составление математической модели Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. Ежемесячно сборочный цех способен собрать не более 600 прогулочных и не более 300 спортивных велосипедов. Качество каждого велосипеда проверяется на двух стендах А и В . Каждый прогулочный велосипед проверяется 0,3 ч на стенде А и 0,1 ч на стенде В , а каждый спортивный велосипед проверяется 0,4 ч на стенде А и 0,3 ч на стенде В . По технологическим причинам стенд А не может работать более 240 ч в месяц, а стенд В – более 120 ч в месяц. Реализация каждого прогулочного велосипеда приносит фирме доход в 50 рублей , а каждого спортивного – 90 рублей . Сколько прогулочных и сколько спортивных велосипедов должна ежемесячно выпускать фирма, чтобы ее прибыль была наибольшей? Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. Ежемесячно сборочный цех способен собрать не более 600 прогулочных и не более 300 спортивных велосипедов. Качество каждого велосипеда проверяется на двух стендах А и В . Каждый прогулочный велосипед проверяется 0,3 ч на стенде А и 0,1 ч на стенде В , а каждый спортивный велосипед проверяется 0,4 ч на стенде А и 0,3 ч на стенде В . По технологическим причинам стенд А не может работать более 240 ч в месяц, а стенд В – более 120 ч в месяц. Реализация каждого прогулочного велосипеда приносит фирме доход в 50 рублей , а каждого спортивного – 90 рублей . Сколько прогулочных и сколько спортивных велосипедов должна ежемесячно выпускать фирма, чтобы ее прибыль была наибольшей? 0 ≤ x ≤ 600 0 ≤ y ≤ 300
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике I этап решения задачи. Составление математической модели Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. Ежемесячно сборочный цех способен собрать не более 600 прогулочных и не более 300 спортивных велосипедов. Качество каждого велосипеда проверяется на двух стендах А и В . Каждый прогулочный велосипед проверяется 0,3 ч на стенде А и 0,1 ч на стенде В , а каждый спортивный велосипед проверяется 0,4 ч на стенде А и 0,3 ч на стенде В . По технологическим причинам стенд А не может работать более 240 ч в месяц, а стенд В – более 120 ч в месяц. Реализация каждого прогулочного велосипеда приносит фирме доход в 50 рублей , а каждого спортивного – 90 рублей . Сколько прогулочных и сколько спортивных велосипедов должна ежемесячно выпускать фирма, чтобы ее прибыль была наибольшей? Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. Ежемесячно сборочный цех способен собрать не более 600 прогулочных и не более 300 спортивных велосипедов. Качество каждого велосипеда проверяется на двух стендах А и В . Каждый прогулочный велосипед проверяется 0,3 ч на стенде А и 0,1 ч на стенде В , а каждый спортивный велосипед проверяется 0,4 ч на стенде А и 0,3 ч на стенде В . По технологическим причинам стенд А не может работать более 240 ч в месяц, а стенд В – более 120 ч в месяц. Реализация каждого прогулочного велосипеда приносит фирме доход в 50 рублей , а каждого спортивного – 90 рублей . Сколько прогулочных и сколько спортивных велосипедов должна ежемесячно выпускать фирма, чтобы ее прибыль была наибольшей? Занятость стенда А составляет 0,3 x + 0,4 y ( ч ), что не должно превышать 240 ч . Поэтому 0,3 x + 0,4 y ≤ 240 . Аналогично для стенда В имеем 0,1 x + 0,3 y ≤ 120 .
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике I этап решения задачи. Составление математической модели Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. Ежемесячно сборочный цех способен собрать не более 600 прогулочных и не более 300 спортивных велосипедов. Качество каждого велосипеда проверяется на двух стендах А и В . Каждый прогулочный велосипед проверяется 0,3 ч на стенде А и 0,1 ч на стенде В , а каждый спортивный велосипед проверяется 0,4 ч на стенде А и 0,3 ч на стенде В . По технологическим причинам стенд А не может работать более 240 ч в месяц, а стенд В – более 120 ч в месяц. Реализация каждого прогулочного велосипеда приносит фирме доход в 50 рублей , а каждого спортивного – 90 рублей . Сколько прогулочных и сколько спортивных велосипедов должна ежемесячно выпускать фирма, чтобы ее прибыль была наибольшей? Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. Ежемесячно сборочный цех способен собрать не более 600 прогулочных и не более 300 спортивных велосипедов. Качество каждого велосипеда проверяется на двух стендах А и В . Каждый прогулочный велосипед проверяется 0,3 ч на стенде А и 0,1 ч на стенде В , а каждый спортивный велосипед проверяется 0,4 ч на стенде А и 0,3 ч на стенде В . По технологическим причинам стенд А не может работать более 240 ч в месяц, а стенд В – более 120 ч в месяц. Реализация каждого прогулочного велосипеда приносит фирме доход в 50 рублей , а каждого спортивного – 90 рублей . Сколько прогулочных и сколько спортивных велосипедов должна ежемесячно выпускать фирма, чтобы ее прибыль была наибольшей? Прибыль фирмы составляет S = 50 x + 90 y ( руб .)
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике I этап решения задачи. Составление математической модели Найти целые значения x и y , удовлетворяющие системе неравенств: 0,3 x + 0,4 y ≤ 240, 0,1 x + 0,3 y ≤ 120, 0≤ x ≤600, 0≤ y ≤300; и такие, что прибыль S = 50 x + 90 y была наибольшей. Математическая задача:
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике II этап решения задачи. Работа с математической моделью Построение графиков 300 480 600 300 240 150 0,1 x + 0,3 y = 120 0,3 x + 0,4 y = 240 B C D y x O y = ( 240 - 0,3 x) / 0,4 = 600 – 3x/4 x 480 600 y 240 150 y = (120 - 0, 1x) / 0, 3 = 400 – x/3 x 300 480 y 300 240 A E
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике II этап решения задачи. Работа с математической моделью 300 480 600 300 240 150 0,1 x + 0,3 y = 120 0,3 x + 0,4 y = 240 B C D y x O В точке O (0, 0) , S = 50 ∙ 0 + 90 ∙ 0 = 0 (руб.) В точке A (0, 300) , S =50 ∙ 0 + 90 ∙ 300 = 27000 (руб.) В точке B (300, 300) , S =50 ∙ 300 + 90 ∙ 300 = 42000 (руб.) В точке C (480, 240) , S =50 ∙ 480 + 90 ∙ 240 = 45600 (руб.) В точке D (600, 150) , S =50 ∙ 600 + 90 ∙ 150 = 43500 (руб.) В точке E (600, 0) , S =50 ∙ 600 + 90 ∙ 0 = 30000 (руб.) Вычислим значение прибыли S в каждой точке: A E S
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Наибольшее значение прибыли равно 45600 рублей и достигается оно в точке C , т. е. при выпуске 480 прогулочных велосипедов и 240 – спортивных . III этап. Анализ результатов
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Вы решили продать дом. Первый из двух имеющихся покупателей предлагает вам заплатить за дом 200000 рублей немедленно и еще 300000 рублей через 1 год . Второй покупатель предлагает вам за дом 100000 рублей немедленно, 250000 рублей через 1 год и еще 200000 рублей через 2 года . При условии, что ставка банков не меняется в течение 3 лет и составляет 6% годовых . Какой из покупателей предлагает вам наилучшие условия? Задача № 2
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Вы решили продать дом. Первый из двух имеющихся покупателей предлагает вам заплатить за дом 200000 рублей немедленно и еще 300000 рублей через 1 год . Второй покупатель предлагает вам за дом 100000 рублей немедленно, 250000 рублей через 1 год и еще 200000 рублей через 2 года . При условии, что ставка банков не меняется в течение 3 лет и составляет 6% годовых . Какой из покупателей предлагает вам наилучшие условия? I этап решения задачи. Составление математической модели Вы решили продать дом. Первый из двух имеющихся покупателей предлагает вам заплатить за дом 200000 рублей немедленно и еще 300000 рублей через 1 год . Второй покупатель предлагает вам за дом 100000 рублей немедленно, 250000 рублей через 1 год и еще 200000 рублей через 2 года . При условии, что ставка банков не меняется в течение 3 лет и составляет 6% годовых . Какой из покупателей предлагает вам наилучшие условия? При простом процентном росте: S n = (1 + p ∙ n / 100) ∙ S , где S n – сумма денег через n количества лет, S – первоначальная сумма, p – количество процентов за год, n – количество лет. 300 000 = (1 + 0,06) ∙ S 1
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Вы решили продать дом. Первый из двух имеющихся покупателей предлагает вам заплатить за дом 200000 рублей немедленно и еще 300000 рублей через 1 год . Второй покупатель предлагает вам за дом 100000 рублей немедленно, 250000 рублей через 1 год и еще 200000 рублей через 2 года . При условии, что ставка банков не меняется в течение 3 лет и составляет 6% годовых . Какой из покупателей предлагает вам наилучшие условия? I этап решения задачи. Составление математической модели Вы решили продать дом. Первый из двух имеющихся покупателей предлагает вам заплатить за дом 200000 рублей немедленно и еще 300000 рублей через 1 год . Второй покупатель предлагает вам за дом 100000 рублей немедленно, 250000 рублей через 1 год и еще 200000 рублей через 2 года . При условии, что ставка банков не меняется в течение 3 лет и составляет 6% годовых . Какой из покупателей предлагает вам наилучшие условия? При простом процентном росте: S n = (1 + p ∙ n / 100) ∙ S , где S n – сумма денег через n количества лет, S – первоначальная сумма, p – количество процентов за год, n – количество лет. 25 0 000 = (1 + 0,06) ∙ S 2
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Вы решили продать дом. Первый из двух имеющихся покупателей предлагает вам заплатить за дом 200000 рублей немедленно и еще 300000 рублей через 1 год . Второй покупатель предлагает вам за дом 100000 рублей немедленно, 250000 рублей через 1 год и еще 200000 рублей через 2 года . При условии, что ставка банков не меняется в течение 3 лет и составляет 6% годовых . Какой из покупателей предлагает вам наилучшие условия? I этап решения задачи. Составление математической модели Вы решили продать дом. Первый из двух имеющихся покупателей предлагает вам заплатить за дом 200000 рублей немедленно и еще 300000 рублей через 1 год . Второй покупатель предлагает вам за дом 100000 рублей немедленно , 250000 рублей через 1 год и еще 200000 рублей через 2 года . При условии, что ставка банков не меняется в течение 3 лет и составляет 6% годовых . Какой из покупателей предлагает вам наилучшие условия? При сложном процентном росте: S n = (1 + p / 100) n ∙ S , где S n – сумма денег через n количества лет, S – первоначальная сумма, p – количество процентов за год, n – количество лет. 2 00 000 = (1 + 0,06) 2 ∙ S 3 , S 3 = 2 00 000 / (1 + 0,06) 2 = 177 999,28 руб.
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике II этап решения задачи. Работа с математической моделью Первый покупатель. 300 000 = (1 + 0,06) ∙ S 1 S 1 = 3 00 000 / (1 + 0,06) = 283 018, 86 руб. 200 000 + 283 018,86 = 483 018,86 руб. Второй покупатель. 25 0 000 = (1 + 0,06) ∙ S 2 S 2 = 25 0 000 / (1 + 0,06) = 235 849, 05 руб. 2 00 000 = (1 + 0,06) 2 ∙ S 3 , S 3 = 2 00 000 / (1 + 0,06) 2 = 177 999,28 руб. 100 000 + 235 849,05 + 177 999,28 = 513 848,33 руб.
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике Сравнив результаты вычислений, получаем, что второй покупатель предлагает вам за дом на 513 848,33 – 483 018,86 = 30 829,47 руб . больше, чем первый покупатель. III этап. Анализ результатов
© Тамбов, М А ОУ СОШ № 31, 201 6 Метод математических моделей в экономике С помощью построения и анализа математических моделей различных явлений современная математика применяется к изучению физических, астрономических, биологических, экономических и других явлений. Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический язык и математическая модель
Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»
В данной работе предлагается и показывается возможность использования математической программы “Математический конструктор” в учебных темах, где есть построения или где можно продемонстрировать ...
Контрольная работа по теме «Математический язык. Математическая модель»
Контрольная работа по теме «Математический язык. Математическая модель» для 7 класса...
Экономико-математическая модель предприятия
К ободу однородного диска радиусом R = 0,2 м приложена касательная сила F = 98,1 Н. При вращении на диск действует момент сил трения Mтр =98,1Нм. Найти масобучения», «Средства обучения»; 10.Защита инт...
Задачи по теме "Математический язык.Математическая модель" 7 класс.
Задачи для 7 класса по теме "Математичекая модель. Математический язык" 7 класс Мордкович А.Г....
Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки
Второй урок по теме "Знаковые информационные модели" . Презентация и многоуровневые списки использована Л.Л. Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Обобщающий урок: «Математический язык. Математическая модель». «Линейное уравнение с одной переменной».
Обобщающий урок по алгебре 7 класс по теме: «Математический язык. Математическая модель». «Линейное уравнение с одной переменной»....