Роль самостоятельной работы на уроках математики
статья по алгебре на тему

Кузина  Елена  Николаевна

Самостоятельная работа в обучении математике необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением. 
Задачи, которые ставятся при проведении самостоятельной работы , различны. Это может быть отработка какого-то умения с целью довести его до навыка, проверка усвоения материала, какого-то метода, умения давать обоснования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolsamost_rabot.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Роль самостоятельной работы на уроках математики

Кузина Елена Николаевна, учитель математики 
МБОУ "СОШ с Липовка»

 

Самостоятельная работа в обучении математике необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением. 
Задачи, которые ставятся при проведении самостоятельной работы, различны. Это может быть отработка какого-то умения с целью довести его до навыка, проверка усвоения материала, какого-то метода, умения давать обоснования.

По своему дидактическому назначению самостоятельные работы я провожу двух  видов: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в анализе  сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учётом этих ошибок. После изучения и закрепления у доски определённого блока нового материала я предлагаю учащимся небольшую самостоятельную работу воспроизводящего типа. Учащимся раздаются карточки – опорные конспекты с основными теоретическими понятиями, алгоритмом решения и подробным решением одного из заданий 
и предлагается самостоятельно выполнить остальные задания. 
Например: 
Найти наибольшее и наименьшее значения функции. 
Алгоритм решения: 
• найти производную функции; 
• найти точки, в которых производная равна нулю или не существует; 
• исключить критические точки, которые не входят в данный промежуток; 
• найти значение функции в оставшихся критических точках и на концах отрезка; 
• выбрать наименьшее и наибольшее значения. 

Смысл контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися  заданий после изучения блока учебного материала

Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать, прежде всего, на обучающих самостоятельных работах. 
Самостоятельная работа как приём обучения применяется мной на разных этапах процесса обучения. На этапе осмысления изучаемого материала самостоятельные работы на уроках математики могут занимать около 5-6 минут, на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10-15 минут, а на этапе формирования навыков – до 30 минут. Целесообразность таких работ по времени вытекает из того, что за указанные промежутки времени учащиеся чаще всего успевают «создать» тот запас ошибок, разбор которых позволяет ещё раз переосмыслить изучаемый вопрос. 
На своих уроках я использую
различные  виды самостоятельных работ: 
1) Работа с книгой. 
При данном виде работы при изучении несложной новой темы в некоторых группах предлагается ученикам самостоятельно изучить часть нового материала, а затем объяснить его сильным учеником остальной группе. При работе с книгой заранее предлагаю вопросы, на которые необходимо ответить после прочтения учебника. В учебнике по геометрии Атанасян контрольные вопросы изложены в конце каждой главы. 
2) Упражнения. 
При выполнении типичных упражнений ученикам предлагается самостоятельно выполнить часть заданий, а затем осуществить взаимопроверку с соседом по парте при возникновении вопросов, разобрать пример на доске. 
3) Выполнение практических работ. На занятиях по геометрии предлагается в виде практической работы вычисление суммы углов треуг, вычислить площади поверхности и объёмы многогранников и тд 
4) Проверочные самостоятельные, математические диктанты. 
5) Подготовка докладов, рефератов. 
6) Выполнение домашней работы. 
В качестве форм организации самостоятельных работ я использую: 

•индивидуальные, т.е. каждому учащемуся предоставляется карточка с посильными ему заданиями, здесь учитывается дифференцирующий подход в обучении; 
•фронтальные, в данном случае самостоятельная работа предлагается выборочно, когда необходимо определить уровень усвоения материала конкретным учеником; 
•групповые, обычно это бывают общие самостоятельные  работы. 

В заключение можно сказать, что, хотя работа по обучению учащихся умению решать основные виды задач ещё не решает проблемы развития самостоятельности учащихся в целом, всё же эта работа является важным этапом в её достижении. При решении любой задачи, при выполнении каждого упражнения ученик осуществляет хотя бы элементарный перенос знаний, актуализирует необходимый способ действий, определяет путь решения. Результативность самостоятельной работы определяется чёткой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности и организация контроля за самостоятельной работой учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

 Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож...

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

       Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельно...

Роль самостоятельной работы на уроках немецкого языка в начальной школе

Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной, его домашнюю, внеклассную и самост...

Отчет по самообразованию учителя математики по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ»

Отчет по  саообразованию учителя математики по теме " Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ"...

Роль устной работы на уроках математики в 5-6 классах

Важность устных упражнений для формирования познавательной активности обучающихся...

Из опыта работы "Использование самостоятельных работ на уроках математики"

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной...