Программа внеурочной деятельности по математике "Процентные расчеты на каждый день"
рабочая программа по алгебре (8, 9 класс)
Программа расчитана на 8 - 9 класс для углубления знаний по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsent_raschety_na_kazhdyy_den.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса
«Процентные расчеты на каждый день».
Всего часов на учебный год: 34
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Титова Е.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» для 8 класса составлена на основе сборника элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с. с учетом требований следующих нормативных документов: с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе ООО.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесение изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312».
Данный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса.
Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты, в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Данный курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
- создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике;
- научить решать текстовые задачи.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с классификацией текстовых задач;
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- обучить решению основных задач на проценты с применением формул простого процентного роста и сложного процентного роста;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
- сформировать умение выбирать неизвестное на основе анализа текста условия задачи;
- сформировать навык перевода текста условия задачи на математический язык уравнений и их решения;
- развивать логическое мышление учащихся;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- способствовать овладению учащимися некоторыми исследовательскими методами.
Данный курс предполагает изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Предлагаемые задачи различны по своему уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе приводится примерное распределение учебного времени.
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале (решаются задачи с историческими и литературными сюжетами) на решение новых и интересных задач.
На занятиях предусмотрено использование мультимедиапроектора, а также компьютер в режиме некоторых функций инженерного калькулятора при решении задач, где это целесообразно. Применение компьютера в режиме инженерного калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.
Формы и методы работы:
- лекции;
- практические занятия;
- работа в группах;
- обсуждение;
- анализ и синтез.
Курс предназначен для учащихся 8 класса.
В учебном плане выделено по 1 часу в неделю — 39 часов.
Содержание тем курса
Проценты. Основные задачи на проценты
История появления процентов, устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты(нахождение процента от числа и нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого). Актуализируются знания об арифметических приемах решения задач.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок, процентов в банке, процентный прирост, определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.
Задачи на сплавы, смеси, растворы
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Хитрые задачки
Задачи, решаемые с помощью уравнения, в которых ответ на первый взгляд казалось бы очевиден.
Задачи с историческими сюжетами.
Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречающиеся в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях.
Решение задач по всему курсу
Решение разнообразных задач.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате изучения курса учащиеся должны:
понимать:
содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины, его роли в экономической и социальной жизни общества;
знать:
– как переводить на язык процентов такие речевые обороты как «увеличить число в 2,5 раза», «уменьшить на четверть» и т. д.;
– как делается обратный перевод;
– широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу простого процентного роста и формулу сложного процентного роста;
уметь:
– соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/2; 20 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);
– производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем курса | Всего часов |
1 | Проценты. Основные задачи на проценты | 5 |
2 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 4 |
3 | Задачи на сплавы, смеси и растворы | 4 |
4 | Решение задач по всему курсу | 4 |
5 | Решение текстовых задач | 17 |
Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Наименование тем курса | Всего часов |
1 раздел «Процентные расчеты на каждый день» | 17 | |
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты | 5 | |
1 | Лекция "Проценты в прошлом и настоящем" | 1 |
2 | Нахождение процента от числа | 1 |
3 | Нахождение числа по его проценту | 1 |
4 | Нахождение процента одного числа от другого | 1 |
5 | Простой и сложный процентный рост | 1 |
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 4 | |
6-7 | Распродажа, тарифы, штрафы | 2 |
8-9 | Банковские операции | 2 |
Тема 3.Задачи на сплавы, смеси и растворы | 4 | |
10-12 | Задачи на смеси, растворы и сплавы | 3 |
13 | Задачи на растворы и сплавы | 1 |
Тема 4. Решение задач по всему курсу | 4 | |
14 | Задачи с историческими сюжетами | 1 |
15 | Задачи с литературными сюжетами | 1 |
16 | Деловая игра "Проценты в современной жизни" | 1 |
17 | Проверочная работа | 1 |
2 раздел «Решение текстовых задач» | 17 | |
18 | Классификация текстовых задач | 1 |
19-21 | Задачи на движение | 3 |
22-24 | Задачи на работу | 3 |
25-27 | Задачи на проценты | 3 |
28-30 | Задачи на смеси и сплавы | 3 |
31-32 | Задачи разных типов | 2 |
33 | Проверочная работа | 1 |
34 | Заключительное занятие | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Сборник элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
2. Задачи, решаемые с помощью уравнений. Гулина Т.Г. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 2014.
Интернет-ресурсы
- www.1september.ru
- www.math.ru
- reshuege.ru
- alexlarin.net
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Лекция "Проценты в прошлом и настоящем" | Происхождение слова «процент», историческое развитие и применение понятия. | |||
2 | Нахождение процента от числа | Понятие процента. Виды задач на проценты: нахождение процента от числа (величины); нахождение числа по его проценту; нахождение процента одного числа от другого. Понятие простого и сложного процента. | Знают определение процента, как сотой части числа; правила нахождения процента от числа и нахождения числа по его проценту. Находят процент числа по определению; различать виды задач на проценты; находят процент от числа и число по его проценту. | ||
3 | Нахождение числа по его проценту | ||||
4 | Нахождение процента одного числа от другого | ||||
5 | Простой и сложный процентный рост | ||||
6 | Решение задач | ||||
7 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | Понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня, вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. | Знают базовые понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня ставка процентов в банках; процентный прирост; начальный вклад, формулы простого процентного роста и сложного процентного роста. Решают задачи, связанные с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов, задачи на проценты повышенного уровня сложности с применением формулы простого процентного роста и формулы сложного процентного роста | ||
8 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | ||||
9 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | ||||
10 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | ||||
11 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | ||||
12 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | ||||
13 | Проверочная работа | Задачи на проценты. | Контроль ЗУН | ||
14 | Задачи на концентрацию | Понятия концентрации вещества, процентного раствора, закон сохранения масс. | Решают задачи, связанные с понятиями концентрации вещества, процентного раствора; на применение закона сохранения массы. | ||
15 | Задачи на концентрацию | ||||
16 | Задачи на концентрацию | ||||
17 | Задачи на концентрацию | ||||
18 | Задачи на концентрацию | ||||
19 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | Понятия концентрации вещества, процентного раствора. Закон сохранения массы. | Знают понятия концентрации вещества, процентного раствора; закон сохранения массы. Решают задачи, связанные с понятиями процентного раствора; на применение закона сохранения массы. Обобщить полученные знания при решении задач на проценты. | ||
20 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | ||||
21 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | ||||
22 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | ||||
23 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | ||||
24 | Проверочная работа | Задачи на проценты. | Контроль ЗУН | ||
25 | Хитрые задачки | Понятие процента, уравнение, нахождение процента от числа | Решают задачи на составление уравнения | ||
26 | Хитрые задачки | ||||
27 | Хитрые задачки | ||||
28 | Хитрые задачки | ||||
29 | Задачи с историческими сюжетами | Находят процент числа по определению; различать виды задач на проценты; находят процент от числа и число по его проценту. | |||
30 | Задачи с историческими сюжетами | ||||
31 | Задачи с литературными сюжетами | ||||
32 | Проценты в заданиях ОГЭ. | Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения | Знают понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения. Решают разнообразные задачи на проценты, задачи по всему курсу | ||
33 | Проценты в заданиях ОГЭ. | ||||
34 | Решение разнообразных задач по всему курсу | Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения | Знают понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения. Решают разнообразные задачи на проценты, задачи по всему курсу | ||
35 | Решение разнообразных задач по всему курсу | ||||
36 | Решение разнообразных задач по всему курсу | ||||
37 | Деловая игра "Проценты в современной жизни" | Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения | Знают понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения. Решают разнообразные задачи на проценты, разноуровневые задачи по всему курсу | ||
38 | Заключительное занятие. | ||||
39 | Зачётная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...
Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс
Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"
На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ «Процентные расчеты на каждый день» ДЛЯ 8 КЛАССА
программа факультатива по математике "Процентные расчеты на каждый день" для 8 класса на 34 часа...
Программа курса по выбору «Процентные расчеты на каждый день»
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания смысла термина «процент», значительно расширяет к...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).
Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...