Решение текстовых "задач на работу" в ОГЭ и ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ ( задание 22 в 9 классе и задание 11 в 11 классе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение текстовых «на работу» в ОГЭ и ЕГЭ
(из опыта работы)
При изучении математики в средних классах самым трудным для ученика является решение текстовых задач, а также оформление этого решения. Одна из причин затруднений , как мне кажется, состоит в том, что учитель старается обучить решению каждого типа задач в отдельности , а не сформировать у ученика способности анализировать любую задачу, вне зависимости от ее разновидности.
Эту проблему, с моей точки зрения, помогают решить семь вопросов , которые дают верное направление решению любой задачи. Причем если задача простая , то некоторые вопросы упрощаются или вовсе опускаются.
Разберем несколько типов задач. Большинство из них - задачи из открытого банка заданий по подготовке выпускников к Итоговой Аттестации по математики. Цель этого разбора – показать , как в процессе ответа на одни и те же вопросы «почти сами» решаются самые разные задачи , так как такое задание есть в экзаменационной работе 9 класса (вторая часть 22 задание -2балла) и 11 класса (11 задание 1 балл).
Прочитав любую текстовую задачу , ученик начинает отвечать на вопросы, постепенно оформляя на черновике краткое условие задачи в виде таблицы.
Вопросы к задаче:
1.О каком процессе в задачи идет речь? Какими величинами характеризуется этот процесс ? ( Их количество определяет число строчек в таблице .)
2.Сколько процессов в задаче ? (Их количество равно числу столбиков в таблице.)
3.Какие величины известны и что нужно найти ?(Таблица заполняется данными задачи и ставится знак вопроса.)
4.Как связаны величины в задаче ?(Выписать формулы и уясняются связи величин в таблице.)
5.Какую величину удобно обозначить, например, переменной x? (Анализируется, удобно ли за x взять величину , о которой спрашивается в задаче , или лучше какую-либо другую. Затем остальные неизвестные величины выражаются через х , каждой из них соответствует пустая клетка в таблице.)
6.Какое условие нужно использовать для составления уравнения ?( Это то условие, которое не использовалось для выражение неизвестных через х . Ученик записывает условие составления уравнения и само уравнение.)
7.Легко ли решить полученное уравнение? (Отвечая на этот вопрос, ученик должен подумать , не следует ли ввести буквенное обозначение в другую строчку таблицы и для составления уравнения использовать другую связь между величинами.)
Примеры решения задач
Рассмотрим сначала несколько задач «на работу», потом «на движение» и т.д.
Задачи «на работу» сложны тем, что в них абстрактное понятие работа приобретает различное конкретное содержание. В задачах работа выражается в виде площади вспаханной земли, представляется количеством выполненной продукции (станки, машины), выступает в весьма непривычном образе – как масса перевезенного груза.
Задача №1. По плану тракторная бригада должна была вспахать поле за 14 дней. Бригада вспахивала ежедневно на 5 га больше , чем намечалось по плану , и потому закончила пахоту за 12 дней. Сколько гектаров было вспахано? Найдите площадь поля.
Ученик, прочитав задачу, начинает отвечать на вопросы примерно так:
1)Речь идет о процессе работы. Он характеризуется тремя величинами :вся работа (А)- это измеряемая в гектарах площадь поля; работа в единицу времени, т.е. производительность труда (N) , и время (t)- число дней , затраченное на работу. Значит, в таблице нужны 3 строчки (А, N, t).
2)В задаче упомянуты два процесса работы : по плану и фактический, значит, в таблице будут два столбика.
3)Теперь остается начертить таблицу с тремя строками и двумя столбцами и заполнить все ее клетки заданными соотношениями. Получаем таблицу.
Величины | Процессы | (I связь ) A=N*t | |
По плану | Фактически | ||
А (га) | |||
N( | (II связь) | ||
T (дни) | 14 | 12 |
4) Формула A=N*t определяет связь между этих величин в столбиках краткого условия. Связи величин в строчках наглядно отражены в таблице : I связь, II связь.
5) Вопрос: «Какую величину удобно обозначить буквой ?» Если ученик сразу не видит, что для введения x удобнее выбрать II связь, то он сначала должен попробовать обозначить через x ту величину, о которой спрашивается в задаче. Свои пробы ученик должен записать на черновике. Например, он обозначил
.
6)Тогда не использованная до сих пор используется при составлении уравнения, т.е.
7) Это уравнение содержит дроби, а их можно избежать , поэтому ученик должен проверить , не удобнее ли будет ввести х во II строку таблицы, тогда I связь станет условием составления уравнения.
Если , то
. Тогда в соответствии с условием
приходим к уравнению:
Уравнение , которое получилось , легче для ученика чем первое с дробями. Значит , нужно осуществить второй способ решения , несмотря на то что площадь, о которой спрашивается в задаче, будет найдена не сразу , а только после решения уравнения.
Решение. Пусть х - производительность бригады по плану, тогда (х+5)
фактическая производительность бригады. Работа по плану составляет
(га) , а фактическая работа
(га) . По условию площадь поля
(га) и
(га) , в обоих случаях одинакова , поэтому можно составить уравнение :
, отсюда
Производительность по плану составляет 30 . Тогда площадь поля 14*30=420(га).
Ответ : площадь поля 420 га.
Замечание : Поскольку поиск плана решения осуществляется с помощью таблицы, то и само решение можно записать в табличной форме. Важно только не забыть о том, что не обходимо пояснить логику составления уравнения. Рассмотрим это на следующем примере .
Задача №2. Завод по плану должен был изготовить 180 станков к определенному сроку. Перевыполняя дневную норму на 2 станка, завод выполнил задание на 1 день раньше срока. За сколько дней завод выполнил план?
Проводя анализ задачи в черновике, в чистовик записываем следующую таблицу:
Величины | Процессы | |
По плану | Фактически | |
А (шт) | 180 | 180 |
N( | ||
t (дни) |
|
Решение. Обозначим фактическое число дней , затраченных на выполнение задания через х , где . Разность между фактическим выпуском станков в день и планируемым составляет :
, а по условию она равна 2
значит, можно составить уравнение:
Умножим на , ОДЗ:
.
разделим на 2 уравнение
По теореме Виета :
Значит , ,
, но
не удовлетворяет условия задачи
. Значение
входит в ОДЗ.
Ответ: завод выполнил план за 9 дней.
Задачи «на работу» сложны тем , что в них абстрактное понятие работа приобретает различное конкретное содержание. В первой задаче работа выражалась в виде площади вспаханной земли, во второй задаче работа стала более зримой, т.е. представилась количеством выполненной продукции (станки). В следующей задаче работа выступает в весьма непривычном образе – как масса перевезенного груза.
Задача №3. Вместо одной грузовой машины, в связи с ее занятостью на другой работе, для перевозки груза массой 45т взяли другую машину , грузоподъемность которой на 2 т меньше первой. Поэтому было сделано на 6 рейсов больше, чем предполагалось. Какой грузоподъемности машина была намечена для перевозки груза?
Отвечая на все те же стандартные вопросы , ученик уясняет , что речь идет о процессе работы , который в данной задаче характеризует тремя величинами :
- М (т) –масса всего перевозимого груза;
- m (т/рейс)- грузоподъемность машины, т.е. масса, которую машина может перевести за 1 рейс;
- k (рейс )-число рейсов машины .
Значит , в таблице нужны 3 строчки с соответствующими обозначениями. Поскольку в задаче речь идет о том , что с перевозкой сначала справлялась одна машина , а затем другая, значит, речь идет о двух процессах перевозки , т.е. в таблице кроме столбца «Величины» нужны еще два столбца . Таблица заполняется данными задачи. За x удобно принять грузоподъемность I машины.
Величины | Процессы перевозки | |
I машиной | II машиной | |
М (т) | 45 | 45 |
m( | ||
к (рейс) |
|
Связь величин: .
Решение. Обозначим грузоподъемность I машины через
, где
.
Тогда грузоподъемность II машины будет -2)
. Значит , I машина должна была сделать
рейсов, а II сделала
рейсов. Разность между числом рейсов II и I машины составила
рейсов , а по условию она равна 6 рейсам.
Следовательно, можно составить уравнение :
Решая это уравнение, получим :
ОДЗ: .
По теореме Виета :
Значит , ,
, но
не удовлетворяет условия задачи
. Значение
входит в ОДЗ.
Ответ: перевозки груза была намечена машина грузоподъемностью 5т.
В отличие от всех предыдущих задач , в которых сравнивались два процесса , действовавшие автономно , ниже представлена задача на совместную работу , т.е. выделяемые процессы в ней как-то связаны . Поэтому нужно очень внимательно разобрать с учащимися ответы на приведенные в начале вопросы1-7.
Задача №4. Бассейн наполняется двумя трубами , действующими одновременно , за 2ч . За сколько часов может наполнить бассейн первая труба, если она , действуя одна, наполняет бассейн на 3 ч быстрее, чем вторая?
Решение.
Итак, о какой работе здесь идет речь? О работе по наполнению бассейна, объем которого обозначим через V условных единиц. Этот объем заполняется каждый час на (усл. ед) , т. е. N - работа в единицу времени. Через t обозначим число часов , необходимых для заполнения бассейна . Значит , в таблице нужны 3 строчки.
А о скольких процессах упоминается в условии? Речь идет о том ,что обе трубы могут выполнить работу (наполнить бассейн объемом V усл. ед) одновременно- это один процесс. Далее сравниваются показатели по наполнению бассейна сначала I трубой, а затем II трубой –это еще два разных процесса. Таким образом , в составляемой таблице нужно отразить не два процесса, как было в ранее решенных задачах, а три.
Какие же величины нам известны, а какие нужно найти? Нужно найти, за сколько часов наполнит бассейн одна I труба. Обозначим эту величину через x. Это естественно. Если последующие обозначения приведут к неудобному уравнению , мы сможем рассмотреть вариант , когда через x обозначена какая-то другая величина. Обратим внимание, что только время измеряется понятными единицами – часами. В каких единицах измеряется объем бассейна , не сказано. Значит, для решения это несущественно , и мы вместо условных единиц и обозначения V может принять любое число . Возьмем самое удобное – 1.
Как же связаны величины в задаче ? Для ответа на этот вопрос заполняем таблицу.
Величины | Процессы заполнения бассейна | ||
I трубой | II трубой | I и II трубой вместе | |
V | 1 | 1 | 1 |
N( | Вместе | ||
t (ч) | x на 3ч меньше | x +3 | 2 ч |
Замечание : Ученики должны хорошо понимать, что совместная работа, выполненная за 1 ч, равна сумме работ I и II трубы за тот же час , иначе говоря, . Но нельзя то же самое сказать о времени совместной работы , которое будет меньше времени работы , которое будет меньше времени работы каждой трубы в отдельности (
). Связь
удобно тоже отметить прямо в таблице, чтобы обе связи между величинами были наглядно отражены, используем эту связь для составления уравнения:
Решая это уравнение, получим :
ОДЗ: .
По теореме Виета , получаем корни ,
, но
не удовлетворяет условия задачи
.
Ответ: I труба наполняет бассейн за 3 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация процесса учения учащихся при решении задач. Логико-психологические этапы решения задач
Этот материал будет интересен молодым специалистам...

Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач». Разработали: учитель...

Урок математики и ИКТ в 9 классе по теме: "Приближенное решение уравнений в электронных таблицах" (Графический способ решения уравнений)
Данный интегрированный урок может провести любой учитель математики, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями. Цель урока: научить учащихся решать уравнения графическим спос...

Алгебраический метод решения задач В-9 – элемент решения задач С4
В статье представлено пошаговое решение задач В9 алгебраическим способом. И применение этого способа после выработки алгоритма действий к решению задач С4. Приложена презентация, в которой представлен...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Решение уравнений. Решение задач прикладного содержания.
Урок итогового повторения "Решение уравнений. Решение садач практического содержания". Данный урок может быть использован при подготовки к ЕГЭ в 11 классе....