Решение текстовых "задач на работу" в ОГЭ и ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ ( задание 22 в 9 классе и задание 11 в 11 классе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_tekstovyh_zadach_na_rabotu_v_oge_i_ege.rar | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение текстовых «на работу» в ОГЭ и ЕГЭ
(из опыта работы)
При изучении математики в средних классах самым трудным для ученика является решение текстовых задач, а также оформление этого решения. Одна из причин затруднений , как мне кажется, состоит в том, что учитель старается обучить решению каждого типа задач в отдельности , а не сформировать у ученика способности анализировать любую задачу, вне зависимости от ее разновидности.
Эту проблему, с моей точки зрения, помогают решить семь вопросов , которые дают верное направление решению любой задачи. Причем если задача простая , то некоторые вопросы упрощаются или вовсе опускаются.
Разберем несколько типов задач. Большинство из них - задачи из открытого банка заданий по подготовке выпускников к Итоговой Аттестации по математики. Цель этого разбора – показать , как в процессе ответа на одни и те же вопросы «почти сами» решаются самые разные задачи , так как такое задание есть в экзаменационной работе 9 класса (вторая часть 22 задание -2балла) и 11 класса (11 задание 1 балл).
Прочитав любую текстовую задачу , ученик начинает отвечать на вопросы, постепенно оформляя на черновике краткое условие задачи в виде таблицы.
Вопросы к задаче:
1.О каком процессе в задачи идет речь? Какими величинами характеризуется этот процесс ? ( Их количество определяет число строчек в таблице .)
2.Сколько процессов в задаче ? (Их количество равно числу столбиков в таблице.)
3.Какие величины известны и что нужно найти ?(Таблица заполняется данными задачи и ставится знак вопроса.)
4.Как связаны величины в задаче ?(Выписать формулы и уясняются связи величин в таблице.)
5.Какую величину удобно обозначить, например, переменной x? (Анализируется, удобно ли за x взять величину , о которой спрашивается в задаче , или лучше какую-либо другую. Затем остальные неизвестные величины выражаются через х , каждой из них соответствует пустая клетка в таблице.)
6.Какое условие нужно использовать для составления уравнения ?( Это то условие, которое не использовалось для выражение неизвестных через х . Ученик записывает условие составления уравнения и само уравнение.)
7.Легко ли решить полученное уравнение? (Отвечая на этот вопрос, ученик должен подумать , не следует ли ввести буквенное обозначение в другую строчку таблицы и для составления уравнения использовать другую связь между величинами.)
Примеры решения задач
Рассмотрим сначала несколько задач «на работу», потом «на движение» и т.д.
Задачи «на работу» сложны тем, что в них абстрактное понятие работа приобретает различное конкретное содержание. В задачах работа выражается в виде площади вспаханной земли, представляется количеством выполненной продукции (станки, машины), выступает в весьма непривычном образе – как масса перевезенного груза.
Задача №1. По плану тракторная бригада должна была вспахать поле за 14 дней. Бригада вспахивала ежедневно на 5 га больше , чем намечалось по плану , и потому закончила пахоту за 12 дней. Сколько гектаров было вспахано? Найдите площадь поля.
Ученик, прочитав задачу, начинает отвечать на вопросы примерно так:
1)Речь идет о процессе работы. Он характеризуется тремя величинами :вся работа (А)- это измеряемая в гектарах площадь поля; работа в единицу времени, т.е. производительность труда (N) , и время (t)- число дней , затраченное на работу. Значит, в таблице нужны 3 строчки (А, N, t).
2)В задаче упомянуты два процесса работы : по плану и фактический, значит, в таблице будут два столбика.
3)Теперь остается начертить таблицу с тремя строками и двумя столбцами и заполнить все ее клетки заданными соотношениями. Получаем таблицу.
Величины | Процессы | (I связь ) A=N*t | |
По плану | Фактически | ||
А (га) | |||
N() | (II связь) | ||
T (дни) | 14 | 12 |
4) Формула A=N*t определяет связь между этих величин в столбиках краткого условия. Связи величин в строчках наглядно отражены в таблице : I связь, II связь.
5) Вопрос: «Какую величину удобно обозначить буквой ?» Если ученик сразу не видит, что для введения x удобнее выбрать II связь, то он сначала должен попробовать обозначить через x ту величину, о которой спрашивается в задаче. Свои пробы ученик должен записать на черновике. Например, он обозначил
.
6)Тогда не использованная до сих пор используется при составлении уравнения, т.е.
7) Это уравнение содержит дроби, а их можно избежать , поэтому ученик должен проверить , не удобнее ли будет ввести х во II строку таблицы, тогда I связь станет условием составления уравнения.
Если , то . Тогда в соответствии с условием приходим к уравнению:
Уравнение , которое получилось , легче для ученика чем первое с дробями. Значит , нужно осуществить второй способ решения , несмотря на то что площадь, о которой спрашивается в задаче, будет найдена не сразу , а только после решения уравнения.
Решение. Пусть х - производительность бригады по плану, тогда (х+5) фактическая производительность бригады. Работа по плану составляет (га) , а фактическая работа (га) . По условию площадь поля (га) и (га) , в обоих случаях одинакова , поэтому можно составить уравнение :
, отсюда
Производительность по плану составляет 30 . Тогда площадь поля 14*30=420(га).
Ответ : площадь поля 420 га.
Замечание : Поскольку поиск плана решения осуществляется с помощью таблицы, то и само решение можно записать в табличной форме. Важно только не забыть о том, что не обходимо пояснить логику составления уравнения. Рассмотрим это на следующем примере .
Задача №2. Завод по плану должен был изготовить 180 станков к определенному сроку. Перевыполняя дневную норму на 2 станка, завод выполнил задание на 1 день раньше срока. За сколько дней завод выполнил план?
Проводя анализ задачи в черновике, в чистовик записываем следующую таблицу:
Величины | Процессы | |
По плану | Фактически | |
А (шт) | 180 | 180 |
N() | ||
t (дни) | 1 больше |
Решение. Обозначим фактическое число дней , затраченных на выполнение задания через х , где . Разность между фактическим выпуском станков в день и планируемым составляет : , а по условию она равна 2 значит, можно составить уравнение:
Умножим на , ОДЗ: .
разделим на 2 уравнение
По теореме Виета :
Значит , , , но не удовлетворяет условия задачи . Значение входит в ОДЗ.
Ответ: завод выполнил план за 9 дней.
Задачи «на работу» сложны тем , что в них абстрактное понятие работа приобретает различное конкретное содержание. В первой задаче работа выражалась в виде площади вспаханной земли, во второй задаче работа стала более зримой, т.е. представилась количеством выполненной продукции (станки). В следующей задаче работа выступает в весьма непривычном образе – как масса перевезенного груза.
Задача №3. Вместо одной грузовой машины, в связи с ее занятостью на другой работе, для перевозки груза массой 45т взяли другую машину , грузоподъемность которой на 2 т меньше первой. Поэтому было сделано на 6 рейсов больше, чем предполагалось. Какой грузоподъемности машина была намечена для перевозки груза?
Отвечая на все те же стандартные вопросы , ученик уясняет , что речь идет о процессе работы , который в данной задаче характеризует тремя величинами :
- М (т) –масса всего перевозимого груза;
- m (т/рейс)- грузоподъемность машины, т.е. масса, которую машина может перевести за 1 рейс;
- k (рейс )-число рейсов машины .
Значит , в таблице нужны 3 строчки с соответствующими обозначениями. Поскольку в задаче речь идет о том , что с перевозкой сначала справлялась одна машина , а затем другая, значит, речь идет о двух процессах перевозки , т.е. в таблице кроме столбца «Величины» нужны еще два столбца . Таблица заполняется данными задачи. За x удобно принять грузоподъемность I машины.
Величины | Процессы перевозки | |
I машиной | II машиной | |
М (т) | 45 | 45 |
m() | ||
к (рейс) | 6 рейсов больше |
Связь величин: .
Решение. Обозначим грузоподъемность I машины через , где .
Тогда грузоподъемность II машины будет -2) . Значит , I машина должна была сделать рейсов, а II сделала рейсов. Разность между числом рейсов II и I машины составила рейсов , а по условию она равна 6 рейсам.
Следовательно, можно составить уравнение :
Решая это уравнение, получим :
ОДЗ: .
По теореме Виета :
Значит , , , но не удовлетворяет условия задачи . Значение входит в ОДЗ.
Ответ: перевозки груза была намечена машина грузоподъемностью 5т.
В отличие от всех предыдущих задач , в которых сравнивались два процесса , действовавшие автономно , ниже представлена задача на совместную работу , т.е. выделяемые процессы в ней как-то связаны . Поэтому нужно очень внимательно разобрать с учащимися ответы на приведенные в начале вопросы1-7.
Задача №4. Бассейн наполняется двумя трубами , действующими одновременно , за 2ч . За сколько часов может наполнить бассейн первая труба, если она , действуя одна, наполняет бассейн на 3 ч быстрее, чем вторая?
Решение.
Итак, о какой работе здесь идет речь? О работе по наполнению бассейна, объем которого обозначим через V условных единиц. Этот объем заполняется каждый час на (усл. ед) , т. е. N - работа в единицу времени. Через t обозначим число часов , необходимых для заполнения бассейна . Значит , в таблице нужны 3 строчки.
А о скольких процессах упоминается в условии? Речь идет о том ,что обе трубы могут выполнить работу (наполнить бассейн объемом V усл. ед) одновременно- это один процесс. Далее сравниваются показатели по наполнению бассейна сначала I трубой, а затем II трубой –это еще два разных процесса. Таким образом , в составляемой таблице нужно отразить не два процесса, как было в ранее решенных задачах, а три.
Какие же величины нам известны, а какие нужно найти? Нужно найти, за сколько часов наполнит бассейн одна I труба. Обозначим эту величину через x. Это естественно. Если последующие обозначения приведут к неудобному уравнению , мы сможем рассмотреть вариант , когда через x обозначена какая-то другая величина. Обратим внимание, что только время измеряется понятными единицами – часами. В каких единицах измеряется объем бассейна , не сказано. Значит, для решения это несущественно , и мы вместо условных единиц и обозначения V может принять любое число . Возьмем самое удобное – 1.
Как же связаны величины в задаче ? Для ответа на этот вопрос заполняем таблицу.
Величины | Процессы заполнения бассейна | ||
I трубой | II трубой | I и II трубой вместе | |
V | 1 | 1 | 1 |
N() | Вместе | ||
t (ч) | x на 3ч меньше | x +3 | 2 ч |
Замечание : Ученики должны хорошо понимать, что совместная работа, выполненная за 1 ч, равна сумме работ I и II трубы за тот же час , иначе говоря, . Но нельзя то же самое сказать о времени совместной работы , которое будет меньше времени работы , которое будет меньше времени работы каждой трубы в отдельности (). Связь удобно тоже отметить прямо в таблице, чтобы обе связи между величинами были наглядно отражены, используем эту связь для составления уравнения:
Решая это уравнение, получим :
ОДЗ: .
По теореме Виета , получаем корни , , но не удовлетворяет условия задачи .
Ответ: I труба наполняет бассейн за 3 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация процесса учения учащихся при решении задач. Логико-психологические этапы решения задач
Этот материал будет интересен молодым специалистам...
Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач». Разработали: учитель...
Урок математики и ИКТ в 9 классе по теме: "Приближенное решение уравнений в электронных таблицах" (Графический способ решения уравнений)
Данный интегрированный урок может провести любой учитель математики, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями. Цель урока: научить учащихся решать уравнения графическим спос...
Алгебраический метод решения задач В-9 – элемент решения задач С4
В статье представлено пошаговое решение задач В9 алгебраическим способом. И применение этого способа после выработки алгоритма действий к решению задач С4. Приложена презентация, в которой представлен...
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Презентация по теме "Решение уравнений"...
Решение уравнений. Решение задач прикладного содержания.
Урок итогового повторения "Решение уравнений. Решение садач практического содержания". Данный урок может быть использован при подготовки к ЕГЭ в 11 классе....