Урок математики по теме "Окружность и круг" с презентацией.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Окружность и круг" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_okruzhnost_i_krug_5_kl.docx | 182.26 КБ |
okruzhnost_i_krug_5_klass.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: формировать представление о круге и окружности, их радиусах и диаметрах; познакомить учащихся с правилом нахождения диаметра.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «правило нахождения диаметра окружности»; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- умение обрабатывать информацию; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учебник Н.Я. Виленкин «Математика 5» мультимедиа проектор, компьютер, индивидуальные листы, предметы с круглыми основаниями, вырезанные круги из бумаги.
Учитель: Шерина Светлана Алексеевна, МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урокаЭтапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Давайте сразу договоримся: на уроке мы кроме поднятой руки будем использовать сигнальные знаки. Большой палец вверх – все хорошо, я выполнил задание , готов ответить, большой танец в сторону – у меня затруднения, большой палец вниз - мне очень нужна поддержка. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организовать фронтальную работу 2. по узнаванию геометрических фигур. Слайд Посмотрите на слайд: какие линии вы видите? А из чего состоят линии? (Из точек) Правильно, молодцы. | Формулируют собственное мнение и аргументируют его | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Приступаем к выполнению практической работы. Задание №1. Работаем в парах. 1.Положите пред собой чистый лист бумаги. 2. Возьмите предмет под №1, опустите в баночку с краской и поставьте отпечаток на листе бумаги. Обратите внимание на форму отпечатка. 3. Теперь то же самое сделайте с предметом№2. Обратите внимание на след, оставленный предметом. Обсудите с соседом по парте, какие геометрические фигуры вы получили и почему вы так считаете?
Итак, какие фигуры вы получили? Оцените выполнение этого задания. Какая же тема нашего урока? Запишите её в индивидуальных листах. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? Сформулируйте цели урока. | Тема урока: «Окружность и круг». Цель: Сравнивают окружность и круг. Объясняют свой выбор. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: окружность и круг» | А как давно человек использует круги и окружности? Историческая справка. Ещё в Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. В каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности стало толчком к возникновению колеса. Изобретатель колеса неизвестен, но самые первые колеса были сделаны в Месопотамии (ныне Ирак) в 3000 г. до н. э. и представляли собой гончарный круг и тележное колесо. Колесо – это чудо! Что же в нём особенного? – подумаете вы. Но это только на первый взгляд. Представьте себе на секунду, что вдруг случилась беда: на Земле исчезли все колёса! Если остановится колесо, то остановится колесо Истории. Остановятся все виды транспорта, остановятся все часы и механизмы, фабрики и заводы. Не произойдет движения вперед. -Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие окружности? Называем предмет и его форму.
Так как отличить круг от окружности? Вы сказали, что окружность – это замкнутая линия. Так может, я чего-то не знаю? У меня есть три замкнутых линии. Это все окружности? Давайте это выясним. У вас на столе есть вырезанный круг, а по краю круга идет окружность. Выполним задание №2. (читают, выполняют, не забываем про сигнальные знаки). Возьмите вырезанный круг. Сложите круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется___________________. А если ещё раз свернём пополам, то линия сгиба будет _______________. Точка пересечения сгибов – это_______________ круга. (если есть затруднения, то посмотрите п. 22 учебника, стр.133 ) Проверяем, какие слова вы записали. Обратите внимание, как пишутся эти слова. На этом круге карандашом обведите диаметр, центр круга и радиус. Сколько диаметров мы можем провести в окружности? Дайте определение диаметру. А сколько радиусов? Так что же такое радиус? Край круга – это окружность. Измерьте расстояние от центра круга до любой точки окружности. Что вы можете сказать об этих расстояниях? Какой вывод можно сделать? Вернемся к определению окружности и круга. Физминутка. Как построить окружность на листе бумаги? - С каким словом созвучно название? (Цирк) -А почему? - Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности. Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ. Построение с помощью циркуля. - Какие правила безопасности надо соблюдать?
- Как же построить окружность с помощью циркуля?
Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Выполняем задание № 3. Задание №3: Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте ее центр. Соедините две точки окружности таким образом, чтобы данный отрезок проходил через центр окружности. Как называется этот отрезок? Сравните свой ответ с ответом на слайде. Поставьте себе оценку. Переходим к выполнению задания №4. Задание №4: Измерьте радиусы окружностей 1)_____2)_______3)______ Запишите, чему равен диаметр каждой из фигур 1)______2)_______3)_______ Запишите, какие выводы можно сделать? Поменяйтесь листами, проверьте работу соседа по парте и выставьте оценку. | Выдвигают гипотезы. Перечисляют предметы Окружность - это замкнутая линия. Круг – это часть плоскости, внутри окружности. Формулируют понятие радиус и диаметр круга. Называют чертежный инструмент Выявляют соотношение между диаметром и радиусом окружности Формулируют определения окружности и круга Повторяют правила безопасности Делают соответствующие записи в индивидуальных листах Выполняют задания в индивидуальных листах, делают вывод, затем выполняют взаимопроверку, используя слайд, выставляют оценку. Выполняют построение и называют получившиеся фигуры. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение вступать в диалог. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; умение строить модель и преобразовывать в случае необходимости Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Устно. Посмотрите на слайд и назовите все радиусы и диаметры окружности. | Устно выполняют задание | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение сотрудничать с другими людми в поиске необходимой информации. |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Проверим свои знания с помощью теста. Задание №5 соедини стрелочками понятие с его определением Сравните свой ответ с ответом на слайде и выставите себе оценку. | Самостоятельное решение теста Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Давайте вспомним, какова была цель нашего урока? - Чему вы научились? - Что нового вы узнали? Расскажите по схеме: Я узнал – Я запомнил – Я смог Выставите итоговую оценку за письменную работу. | По схеме рассказывают что узнали, чему научились | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Дать характеристику предложенным заданиям. Д/з: П.22 учебника изучить, решить №874,878(а, б), нарисовать рисунок из кругов и окружностей. | Записывают домашнее задание | |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | А сейчас вспомните наш урок. Если вам было все понятно, поднимаем большой палец вверх, если испытывали затруднения – в сторону, если вы не поняли тему – вниз. Покажите свои знаки. Спасибо за урок. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3
Окружность и круг
Колесо Гончарный круг
2 1 2 3
д и а м е т р р а д и у с центр
Окружность – это замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от его центра.
Круг - это часть плоскости, ограниченная окружностью
12 Цирк Циркуль
Перечислите все радиусы , диаметры окружности . O D E С В L K F А
Круг – это отрезок, соединяющий две любые точки окружности Радиус – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр Окружность – это часть плоскости, ограниченная окружностью Диаметр – это замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности
Круг – это отрезок, соединяющий две любые точки окружности Радиус – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр Окружность – это часть плоскости, ограниченная окружностью Диаметр – это замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности
Цель: 1. различать окружность и круг; 2. определять радиус и диаметр; 3. выполнять построение окружности.
Я узнал Я запомнил Я смог
Творчество Бена Гейне - рисунки из кругов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Разработка урока математики в 5 классе и презентация "Давайте познакомимся-бобры"
для проведения урока или внеклассного мероприятия...
Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
урока математики в 6 классе и презентации к уроку по теме: "Нахождение числа по дроби"
Урок построен на основе деятельностного подхода, где ученики сами определяют тему урока, открывают новые для них понятия, построения диалога со сверстниками и учителем. На уроке используются такие фор...
Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)
Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС (презентация)
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС...