Урок математики по теме "Окружность и круг" с презентацией.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Шерина Светлана Алексеевна

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Окружность и круг" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Окружность и круг»

Цель  урока: формировать представление о круге и окружности, их радиусах и диаметрах; познакомить  учащихся с правилом нахождения диаметра. 

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «правило нахождения диаметра окружности»; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учебник Н.Я. Виленкин «Математика 5» мультимедиа проектор, компьютер, индивидуальные листы, предметы с круглыми основаниями, вырезанные круги из бумаги.

Учитель: Шерина Светлана Алексеевна, МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа»


Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Давайте сразу договоримся: на уроке мы кроме поднятой руки будем использовать сигнальные знаки. Большой палец вверх – все хорошо, я выполнил задание , готов ответить, большой танец в сторону – у меня затруднения, большой палец вниз - мне очень нужна поддержка.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Актуализация опорных знаний и способов действий.                                                                                                                                              

Организовать фронтальную работу

2. по узнаванию геометрических фигур. Слайд  

Посмотрите на слайд: какие линии вы видите? А из чего состоят линии? (Из точек)

Правильно, молодцы.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Приступаем к выполнению практической работы. Задание №1. Работаем в парах.

1.Положите пред собой чистый лист бумаги.

2. Возьмите предмет под №1, опустите в баночку с краской и поставьте отпечаток на листе бумаги. Обратите внимание на форму отпечатка.

3. Теперь то же самое сделайте с предметом№2. Обратите внимание на след, оставленный  предметом.

Обсудите с соседом по парте, какие геометрические фигуры вы получили и почему вы так считаете?

        

Итак, какие фигуры вы получили? Оцените выполнение этого задания.

Какая же тема нашего урока?

Запишите её в индивидуальных листах.

Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать?

Сформулируйте цели урока.

Тема урока: «Окружность и круг».

Цель:
1. различать окружность и круг;
2. определять радиус и диаметр;
3. выполнять построение окружности.

Сравнивают окружность и круг.

Объясняют свой выбор.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: окружность и круг»

А как давно человек использует круги и окружности?

Историческая справка.

Ещё в Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. В каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности стало толчком к возникновению колеса. Изобретатель колеса неизвестен, но самые первые колеса были сделаны в Месопотамии (ныне Ирак) в 3000 г. до н. э. и представляли собой гончарный круг и тележное колесо.

 Колесо – это чудо! Что же в нём особенного? – подумаете вы. Но это только на первый взгляд. Представьте себе на секунду, что вдруг случилась беда: на Земле исчезли все колёса!

Если остановится колесо, то остановится колесо Истории. Остановятся все виды транспорта, остановятся все часы и механизмы, фабрики и заводы. Не произойдет движения вперед.

-Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие окружности? Называем предмет и его форму.

        

Так как отличить круг от окружности?

Вы сказали, что окружность – это замкнутая линия. Так может, я чего-то не знаю? У меня есть три замкнутых линии.

Это все окружности? Давайте это выясним.

У вас на столе есть вырезанный круг, а по краю круга идет окружность. Выполним задание №2. (читают, выполняют, не забываем про сигнальные знаки).

Возьмите вырезанный круг. Сложите круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется___________________. А если ещё раз свернём пополам, то линия сгиба будет _______________. Точка пересечения сгибов – это_______________ круга.

 (если есть затруднения, то посмотрите п. 22 учебника, стр.133 ) Проверяем, какие слова вы записали. Обратите внимание, как пишутся эти слова.

 На этом круге карандашом обведите диаметр, центр круга и радиус.

Сколько диаметров мы можем провести в окружности? Дайте определение диаметру.  

А сколько радиусов? Так что же такое радиус?

 Край круга – это окружность. Измерьте расстояние от центра круга до  любой точки окружности. Что вы можете сказать об этих расстояниях? Какой вывод можно сделать?

         Вернемся к определению окружности и круга.

Физминутка.

Как построить окружность на листе бумаги?

- С каким словом созвучно название? (Цирк)

-А почему?  

 - Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности.

Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ.

Построение с помощью циркуля.

- Какие правила безопасности надо соблюдать?

        

- Как же построить окружность с помощью циркуля?

  1. Отмечаем центр окружности.
  2. Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.
  3. Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.

Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.

Выполняем задание № 3.

Задание №3:

Постройте окружность с радиусом 3 см

 и отметьте ее центр. Соедините две

точки окружности таким образом,

чтобы данный отрезок проходил

 через центр окружности.

Как называется этот отрезок?

Сравните свой ответ с ответом на слайде. Поставьте себе оценку.

Переходим к выполнению задания №4.

Задание №4:           Измерьте радиусы окружностей

1)_____2)_______3)______              

Запишите, чему равен диаметр  каждой из фигур

1)______2)_______3)_______                

Запишите, какие выводы можно  сделать?

Поменяйтесь листами, проверьте работу соседа по парте и выставьте оценку.

 Выдвигают гипотезы.

Перечисляют предметы

Окружность - это замкнутая линия.

Круг – это часть плоскости, внутри окружности.

Формулируют понятие радиус и диаметр круга.

Называют чертежный инструмент

Выявляют соотношение между диаметром и радиусом окружности

Формулируют определения окружности и круга

Повторяют правила безопасности

Делают соответствующие записи в индивидуальных листах

Выполняют задания в индивидуальных листах, делают вывод, затем выполняют взаимопроверку, используя слайд, выставляют оценку.

Выполняют построение и называют получившиеся фигуры.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение вступать в диалог.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; умение строить модель и преобразовывать в случае необходимости

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 Устно. Посмотрите на слайд и назовите все радиусы и диаметры окружности.

Устно выполняют задание

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение сотрудничать с другими людми в поиске необходимой информации.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Проверим  свои знания с помощью теста. Задание №5 соедини стрелочками понятие с его определением

Сравните свой ответ с ответом на слайде и выставите себе оценку.

Самостоятельное решение теста

Самопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Давайте вспомним, какова была цель нашего урока?

- Чему вы научились?

- Что нового вы узнали?

Расскажите по схеме:

Я узнал – Я запомнил – Я смог

Выставите итоговую оценку за письменную работу.

По схеме рассказывают что узнали, чему научились

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дать характеристику предложенным заданиям.

Д/з: П.22 учебника изучить, решить №874,878(а, б), нарисовать рисунок из кругов и окружностей.

Записывают домашнее задание

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

А сейчас вспомните наш урок. Если вам было все понятно, поднимаем большой палец вверх, если испытывали затруднения – в сторону, если вы не поняли тему – вниз. Покажите свои знаки. Спасибо за урок.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружность и круг Шерина Светлана Алексеевна, у читель математики МБОУ « Борисовская средняя общеобразовательная школа».

Слайд 2

1 2 3

Слайд 3

Окружность и круг

Слайд 4

Колесо Гончарный круг

Слайд 6

2 1 2 3

Слайд 7

д и а м е т р р а д и у с центр

Слайд 10

Окружность – это замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от его центра.

Слайд 11

Круг - это часть плоскости, ограниченная окружностью

Слайд 12

12 Цирк Циркуль

Слайд 13

Перечислите все радиусы , диаметры окружности . O D E С В L K F А

Слайд 14

Круг – это отрезок, соединяющий две любые точки окружности Радиус – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр Окружность – это часть плоскости, ограниченная окружностью Диаметр – это замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности

Слайд 15

Круг – это отрезок, соединяющий две любые точки окружности Радиус – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр Окружность – это часть плоскости, ограниченная окружностью Диаметр – это замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности

Слайд 16

Цель: 1. различать окружность и круг; 2. определять радиус и диаметр; 3. выполнять построение окружности.

Слайд 17

Я узнал Я запомнил Я смог

Слайд 18

Творчество Бена Гейне - рисунки из кругов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

урока математики в 6 классе и презентации к уроку по теме: "Нахождение числа по дроби"

Урок построен на основе деятельностного подхода, где ученики сами определяют тему урока, открывают новые для них понятия, построения диалога со сверстниками и учителем. На уроке используются такие фор...

Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)

Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...

Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС (презентация)

Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС...