Средства формирования вычислительной культуры школьников
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
В статье автор знакомит с опытом работы по формированию вычислительных навыков на уроках математики. Предлагается система заданий для работы на уроке с учетом смособов восприятия, переработки и хранения информации обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudneva_statya.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Заместитель директора
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 города Тюмени имени героя Советского Союза Ивана Ивановича Федюнинского
г. Тюмень
Средства формирования вычислительной культуры школьников
Аннотация: в статье автор знакомит с опытом работы по формированию вычислительных навыков на уроках математики. Предлагается система заданий для работы на уроках с учетом способов восприятия, переработки и хранения информации обучающихся.
Ключевые слова: вычислительные навыки, средства формирования вычислительных навыков, упражнения, каналы восприятия и хранения информации обучающихся.
Умения правильно и быстро выполнять арифметические и алгебраические действия являются главным компонентом математической культуры современного человека. Вычислительные навыки востребованы не только на всех этапах обучения, но и в повседневной и профессиональной деятельности.
Для полноценного развития личности ребенка необходимо не только научить его считать – выполнять действия с числами, но и использовать и вычислительные навыки в различных ситуациях и интерпретировать результаты. Владение вычислительными умениями и навыками имеет большое значение и для развития личностных качеств учащихся: внимание, память, скорость мышления, наблюдательность и математическую зоркость, способность к анализу, познавательную активность.
Следует отметить, что далеко не все учащиеся владеют вычислительными навыками даже на достаточном уровне. Это обусловлено такими факторами как:
- особенности мыслительной деятельности;
- неразвитое внимание и память учащихся;
- отсутствие системы в работе над формированием вычислительных навыков
- отсутствие надлежащего контроля за детьми со стороны родителей при подготовке домашних заданий.
Поэтому задача учителя – компенсировать влияние негативных факторов систематической работой по формированию математической вычислительной культуры на уроках и во внеурочной деятельности.
Система работы включает следующие обязательные условия:
1. Обязательная подготовительная работа к выполнению вычислений на каждом уроке, выбор оптимальных для каждого класса средств обучения.
2. Применение приемов активизации внимания учащихся.
3. Постепенное усложнение материала
4. Применение упражнений, активизирующих различные каналы восприятия: аудиальные, визуальные и кинестетические.
5. Мгновенная проверка результата
6. Систематический мониторинг результатов, анализ допущенных ошибок.
«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [1].
Эффективными средствами реализации системы развития вычислительных навыков школьников являются упражнения с переключением каналов восприятия, способствующие познавательной мотивации, формированию умений и навыков [2].
Предложение задания разделены по типам восприятия условно: учитель всегда может скорректировать работу учащихся и активизировать и два канала восприятия, например, при визуальном восприятия проговаривать задания – задействовать и аудиальный канал восприятия.
Соответствие упражнений по формированию вычислительных навыков типам восприятия информации
В ходе устной работы можно проводить математические эстафеты: фиксируется время для каждой команды, победитель определяется по количеству решенных примеров или игра останавливается после первой ошибки. В зависимости от подготовленности класса можно уделить внимание развитию математической речи: прочитать выражение, записанное на слайде (задействованы два канала восприятия – аудиальный и визуальный, а если требуется еще и записать в тетрадь – то и кинестетический)
Развивает не только вычислительные навыки, но и внимание задания по таблицам для устного счета, которые содержат несколько строк и столбцов: учитель называет номер строки и столбца, на пересечении которых задание. Можно предложить кому-нибудь из учащихся попробовать себя в роли учителя – выбирать примеры и проверять правильность вычислений.
Для мониторинга результатов освоения вычислительных навыков цепочные вычисления, нахождение значения выражения, содержащего несколько различных действий, которые представлены в учебниках в достаточном объеме (особенно для 5-6 классов) и позволяют осуществлять контроль промежуточных действий по конечному результату.
Предложенная система заданий требует от учителя выполнения большого объема работы: на каждое занятие не подготовить карточки для математического лото или математические пазлы с разными по тематике заданиями. Менее затратные по времени в этом случае таблицы для устного счета, которые содержат большое количество примеров на различные действия и их можно применять многократно (имея под рукой 3-4 комплекта). Использование шаблона презентации в котором уже установлены эффекты и время демонстрации также позволит сократить время на подготовку учителя. Но без этой трудоемкой работы невозможно добиться хороших результатов в вычислениях.
Эффективность обучения математике заметно возрастет, если школьник научиться правильно и быстро выполнять вычисления. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
Использованная литература
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Дегтярева Л.В. Особенности организации уроков математики с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися. //Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014 г.: в 9 частях. Часть 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. 160 с.
- Васянькина Е.М. Формирование вычислительных навыков на уроках математики. URL: http://festival.1september.ru/articles/592702/ (дата обращения: 17.11.2014).
- Васильева С.В. Математическая игра «Лото» (пазлы). URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/07/17/matematicheskaya-igra-loto-pazly (дата обращения: 20.11.2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологизация курса немецкого языка как средство формирования экологической культуры школьников
Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы экологического и биологического образования"...
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
Инновационный педагогический проект «Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования эстетической культуры школьников»
Выступление в районном конкурсе "Учительгода". Методобъединение...
Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры школьника.
В статье рассматриваются особенности создания школьной газеты, воспитательных потенциал школьных изданий, цели создания школьных СМИ....
"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"
В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы: «Каждый класс – х...
Вокальный ансамбль как средство формирования музыкальной культуры школьников
Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному...