Вокальный ансамбль как средство формирования музыкальной культуры школьников
статья по музыке (5 класс) на тему
Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вокальный ансамбль
как средство формирования музыкальной культуры школьников
Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию. Образование позволяет не только углублять, расширять и применять школьные знания, но дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой отдельной личности, является музыкальное образование. Именно музыкальная деятельность в большей степени обладает возможностями закладки психического фундамента для многомерного развития личности, ее креативных способностей, гармонии души и тела, самореализации в культуре и выстраивания внутреннего личностного пространства.
Перед учителем встает задача в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и тем самым способствовать развитию музыкальной культуры личности школьника.
Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. Очевидно, что музыкальная культура школьников зависит не только от качества произведений, но и от интенсивности общения с ними; а также от индивидуальных особенностей учащихся. Пение является ведущим способом активной музыкальной деятельности. Певческая деятельность – распространенный и общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребёнок.
На мой взгляд, именно пение, а особенно совместное, создаёт вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, формирует строй души, способной к восприятию и сопереживанию. Пение сольное и в ансамбле, под музыкальную фонограмму и с микрофоном, постановка концертных номеров, - такой вид музыкальной деятельности привлекает детей яркостью и возможностью проявить свои творческие способности.
Самые простые исполнительские навыки требуют целе¬направленного их формирования, поэтому условием успешной коллек¬тивной музыкально-творческой деятельности является планомерность, последовательность, системность и увлеченность работы.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту учащихся, позволит решить воспитательные задачи.
В процессе обучения необходимо создать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Для отслеживания формирования музыкальной культуры учащихся использовались параметры, выделенные Радыновой О.П. и определяющие элементы музыкально-эстетического сознания:
• потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;
• эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
• музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;
• оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.
Результаты диагностики показали положительную динамику в формировании музыкальной культуры личности учащихся. При этом учащиеся, которые занимаются в вокальном ансамбле более трех лет, имеют выше показатели музыкальной культуры, чем ребята, которые занимаются в кружке недавно.
Школьный вокальный ансамбль как форма дополнительного образования является эффективным средством формирования музыкальной культуры личности учащихся, так как занятия вокалом:
• формируют духовный мир ребенка, расширяют его нравственные представления;
• развивают вокально-певческие навыки, художественное воображение, музыкальные и творческие способности учащихся;
• формируют музыкальные вкусы и интересы учащихся, самостоятельность и творческую активность;
• способствуют реализации интересов и потребностей, творческому самовыражению ребёнка.
• оказывают влияние на развитие личности в целом.
Формирование музыкальной культуры учащегося не только способно выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явиться залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.
Список литературы
- 1)Белибихина Н.А., Королева Л.А. Организация дополнительного образования в школе. - Волгоград : Учитель, 2009.
- 2)Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб.пособие для студ.муз.фак.педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-368188-1403101683.jpg)
Экологизация курса немецкого языка как средство формирования экологической культуры школьников
Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы экологического и биологического образования"...
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-537765-1416821397.jpg)
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-648939-1436812128.jpg)
Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".
Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842408-1478155848.jpg)
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-402269-1484065468.gif)
"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"
В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы: «Каждый класс – х...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/21/picture-588333-1582281517.jpg)
«Формирование музыкальной культуры школьника, как части духовной культуры»
laquo;Влияние музыки на детейблаготворно, и чем раньшеони начнут её использоватьна себе, тем лучше для них»В.Г. Белинский...