Урок математики в 5 классе по теме Решение уравнений.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
УМК: Н.Я.Виленкин, план-конспект урока, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_uravneniy_urok_v_5_klasse.zip | 1004 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5-м классе по теме "Решение уравнений"
Учитель: Миначова Ф.М.
Класс: 5 «А»
Дата проведения урока: 29.10.2013
Учебник: Математика 5 класс, Н.Я.Виленкин, Мнемозина, 2010
Цель: Формирование навыков решения сложных (составных) уравнений двумя способами: с помощью нахождения неизвестного компонента действия; с помощью применения свойств сложения и вычитания для упрощения одной из частей уравнений.
Задачи:
- Обеспечить применение учащимися теоретических знаний об уравнении - понятий: «уравнение», «корень уравнения», «что значит решить уравнение» при выполнении практических заданий.
- Создать условия для формирования умения решать уравнения на основе знаний взаимосвязи компонентов действий (и применяя свойства действий сложения и вычитания).
- Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в стандартной и изменённой ситуации.
- Создать условия для развития математического кругозора учащихся, мышления, творческой активности, памяти и внимания.
- Создать условия для воспитания культуры общения, аккуратности, организованности.
Оборудование: Проектор, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный этап
- Приветствие учителя.
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Организация внимания учащихся и сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте ребята! Начинаем урок. Проверьте всё ли у вас для этого готово? (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал) Сегодня на уроке мы будем решать уравнения, которые характеризуются как сложные или составные, так как они содержат не одно, а два (а то и несколько) действий. Но я бы применила другое определение – интересные уравнения. Ведь чем больше действий в арифметическом примере или текстовой задаче, тем интереснее их решать. Не правда ли? ☺ И сегодня наша цель: научиться решать составные уравнения различными способами. А вот девиз урока: «Решай, ищи, твори и мысли»
II. Проверка выполнения домашнего задания.
Но сначала проверим как вы справились с домашним заданием.
№ д.з. | Учитель | Ученик | Ответ |
397 (в) | Какое уравнение вы составили для решения данной задачи? | (х+10) – 12 =17 | (х+10) – 12 =17 |
395 (д) 166 = m – 34 | Что нужно найти в уравнении? | В уравнении нужно было найти неизвестное уменьшаемое. | |
Как найти неизвестное вычитаемое? | Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. | m = 166 + 34 | |
Какой получили ответ? | 200 | ||
395 (е) 59 = 81 – k | Что нужно найти в уравнении? | В уравнении нужно было найти неизвестное вычитаемое. | |
Как найти неизвестное вычитаемое? | Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. | k = 81 – 59 | |
Какой получил ответ? | 22 | ||
397 (б) | Какое уравнение вы составили для решения задачи? | 350 + х = 900 | 350 + х = 900 |
Что нужно найти в уравнении? | В уравнении нужно было найти неизвестное слагаемое | ||
Как найти неизвестное слагаемое? | Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. | х = 900 – 350 | |
Какой ответ? | 550 г сахара добавили в пакет. | 550 |
II. Актуализация знаний.
Ребята приготовьте карточки №1, которые я раздала вам перед уроком.
Учитель | Ученик (правильный ответ) | |
Что такое уравнение? | Уравнение – это равенство с переменной. | |
Что такое корень уравнения? | Корень уравнения – это число, при подстановке которого в исходное уравнение последнее обращается в верное равенство. | |
Что значит решить уравнение? | Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что корней нет. | |
Карточка № 1 | Определите под каким номером записано уравнение? | 3, 6, 9 |
х – 405 = 138 | (устно) Найдите корень уравнения по номером 9. | 543 |
х + 357 = 1204 | (устно) Найдите корень уравнения по номером 3. | 847 |
1570 – х = 614 | (устно) Найдите корень уравнения по номером 6. | 956 |
Карточка № 1 | А что записано под остальными номерами? | Под номером 1 записано числовое равенство, под номерами 2, 4, 5, 7, 8 записаны буквенные выражения. |
Что такое буквенное выражение? | Буквенное выражение – это запись чисел и букв, связанных между собой знаками действий. | |
Как можно прочитать выражение? | Выражение можно прочитать по последнему действию. | |
Что значит упростить выражение? | Упростить выражение – это значит выполнит все возможные действия. | |
С помощью чего можно упростить выражение? | Упростить выражение можно с помощью свойств сложения, вычитания, умножения. | |
Карточка № 1 | Используя свойства сложения и вычитания упростите выражения: | (Записи в тетради) |
2. х + 4 + 18 | Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения? | Можно применить сочетательное свойство сложения х + 4 + 18 = х + (4 + 18) = х + 22 |
4. 69 – х – 20 | Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения? | Можно применить свойство вычитания суммы из числа 69 – х – 20 = 69 – (х + 20) = 69 – 20 – х = 49 – х |
5. 57 + (х + 23) | Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения? | Можно применить сочетательное свойство сложения 57 + (х + 23) = 57 + 23 + х = 80 + х |
7.(138 + х) – 95 | Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения? | Можно применить свойство вычитания числа из суммы (138 + х) – 95 = 138 – 95 + х = 43 + х |
8. 41 – (х + 23) | Какое свойство можно применить для упрощения данного выражения? | Можно применить свойство вычитания суммы из числа 41 – (х + 23) = 41 – 23 – х = 18 – х |
III. Устный счёт.
Раздать учащимся первых парт карточки для устного счёта. Вычисление цепочкой по рядам «Какой ряд быстрее».
№ парты (пары) | Условие задания | Ответ |
1 | Наименьшее трёхзначное число уменьшить в 2 раза | 50 |
2 | Полученное число уменьшить на 37 | 13 |
3 | Полученный ответ умножить на 4 | 52 |
4 | Получившееся число увеличить на 18 | 70 |
5 | Ответ уменьшить в 10 раз | 7 |
6 | Полученное число умножить само на себя | 49 |
7 | К полученному произведению прибавить 11 | 60 |
8 | Проверить все вычисления и поднять руку, если всё правильно. Если есть ошибки, исправить. |
IV. Решение уравнений.
А сейчас приступим к решению сложных (составных) уравнений. Рассмотрим два способа решения следующего уравнения:
(60 + у) – 25 = 72.
I способ. Вопрос учителя: Какое выражение записано в левой части уравнения? Ответ учащегося: В левой части уравнения записана разность. Учитель: Назовите уменьшаемое. Учащийся: (60 + y). Учитель: Назовите вычитаемое. Учащийся: 25. Найдем неизвестное уменьшаемое:
60 + у = 72 + 25,
60 + у = 97, в результате получили простое уравнение, из которого находим неизвестное слагаемое
у = 97 – 60
у = 37
Проверка: (60 + 37) – 25 = 72
II способ. Сначала упростим выражение, стоящее в левой части уравнения, используя свойства вычитания:
(60 – 25) + у = 72,
35 + у = 72, в результате получили простое уравнение, из которого находим неизвестное слагаемое
у = 72 - 35,
у = 37.
Проверка: (60 + 37) – 25 = 72
Ответ: 37.
Физкультминутка.
Таким образом Составные уравнения можно решить, применяя один из разобранных способов. Вспомним девиз урока: «Решай, ищи, твори и мысли» и выполним из учебника № 376 (а, в, д) (решить уравнения двумя способами).
V. Итог урока.
Этап контроля и самоконтроля.
Исторический экскурс
Ребята, а знаете ли вы, кто и когда придумал первое уравнение? По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно. Ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приёмы решения были не похожи на современные. Греки унаследовали знания египтян и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант (III век).
В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания, предложенные для самостоятельной работы.
Задания для самостоятельной работы. (карточки №2)
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
|
73 Л 217 | 32 Т 12 | 27 И 13 |
163 Е 344 | 95 В 920 | 495 А 107 |
Франсуа Виет жил в 16 веке. Он внёс большой вклад в изучение различных проблем математики и астрономии. Более подробно о некоторых его работах мы поговорим в 8 классе.
Рефлексия. (карточка № 3). Учащиеся заполняют таблицу и дают оценку своей работе на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме Решение уравнений
Урок в 5 классе по теме Решение уравнений...
урок в 6 классе по теме "Решение уравнений"
Уравнения занимают ведущее место.Они имеют не только важное теоритическое значение, но и служат инструментом для решения практических задач....
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Решение уравнений."
Этот урок знакомит учащихся с новым способом решения уравнений.Учащиеся узнают правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую....
Мастер-класс "Приемы педагогической техники" на примере урока в 6 классе по теме "Решение уравнений"
Сценарий методического мероприятия для учителей математики, направленного на освоение инновационного педагогического опыта, в форме мастер-класса "Приемы педагогической техники" на примере урока...
Урок математики 6 класс по теме "Решение задач с помощью уравнений"
Данный конспект содержит ссылку на сайт, в котором содержится презентация к данному уроку....
Конспект по математике 2 класс на тему: "Решение уравнений"
Конспект по математике 2 класс на тему: "Решение уравнений"...
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме : " Решение задач с помощью уравнений!...