Процентные расчёты на каждый день.
элективный курс по алгебре (8 класс) на тему

Маринкевич Наталья Владимировна

Программа элективного курса "Процентные расчёты на каждый день" для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsentnye_raschyoty_na_kazhdyy_den_8_klass.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утверждена

приказом директора

МКОУ СОШ №4

                                                                                                                                                               от «   » сентября 2015г. №  

                                 

________________

М.В.Кравцова

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «ПРОЦЕНТНЫЕ РАСЧЁТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»                            ДЛЯ 8-Х КЛАССОВ           

Автор- составитель:

В.Н.Студенецкая

Л.С.сагателова

Учитель-пользователь:

Маринкевич Наталья

Владимировна

2015 – 2016 учебный год

Структура программы

Программа является обучающей и содержит:
• Пояснительную записку.
• Цели курса.
• Содержание курса.
• Примерное тематическое планирование.
• Требования к умениям и навыкам.
• Методические рекомендации.

• Литературу.
• Приложения.

Пояснительная записка

     Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
  Курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства, ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса  способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

— сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей  социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

— сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

— решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

— привить учащимся основы экономической грамотности;

— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

       Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса.  Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни.     Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.

 Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
     Программа может быть эффективно использована в 9
 классе с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В результате изучения курса обучающиеся должны: 
понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%—1/4ит.д.);
знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
производить прикидку и оценку результатов вычислений;

при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
В
 силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекция

Практика

Семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

0,5

0,5

1

2

Сложные проценты

2

2

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

3

2

1

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

0,5

1

5

Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА

3

3

6

Задачи с литературными сюжетами

1

1

7

Деловая игра «Проценты в современной жизни»

1

1

8

Решение задач по всему курсу

2

2

9

Заключительное занятие.

1

1

ИТОГО

17

Содержание программы

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа). Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма  контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Сложные проценты. (2 часа)

Рассматриваются задачи более сложные, чем  в курсе 5 и  6 классов. Форма занятий: практическая работа. Форма контроля: самостоятельная работа.

Тема 3.  Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (3 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.


Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (2 часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Тема 5. Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА (3 часа)

Решение данных задач позволит выпускнику подготовиться к ГИА. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 6.  Задачи с литературными сюжетами. (1 час)

Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях. 

Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа

Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час) Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.

Форма занятий: урок-деловая игра
Форма контроля: самостоятельная работа.

 Тема 8.  Решение разнообразных задач по всему курсу. (2 часа).
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.


Заключительное занятие. (1 час).
Итоговая проверочная работа.

Критерии оценок.


Оценка «отлично» обучающийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо» обучающийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений обучающегося.
Оценка «удовлетворительно» обучающийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

ЛИТЕРАТУРА
1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. — М.: Просвещение, 2002.
2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления.
 Математика в школе. —2003.
3. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. М., 1997.
4. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики.
М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»).№271995.
5. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.
М., 1997.
6. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений.
 Математика в школе.—2001. №4.
7. Глейзер, Г. И. История математики в школе
(4—6 кл.): пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.
8. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10—11 класс.
М.:
Издательский дом <Генжер», 2001.

9. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10— 11 классы: учеб.-метод. пособие. М.: Дрофа, 2003.
10. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты. Математика в школе.—№5. —1995.
11. Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в
5 классе . Математика в школе.  41991
12. Липсиц, И. В. Экономика без тайн.
М.: Вита-Пресс, 1994.
13. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений.
М.: Наука, 1990.
14.
 Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты.  Математика в школе.— №1.— 1992
15. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). М.: Просвещение, 1995.
16. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты.
 Математика в школе. 1998. 4.

Рассмотрена                                                                                                                                                                     Согласована

на заседании                                                                                                                                                  зам. директора по УВР

МО учителей математики                                                                                                                                        _____________

и рекомендована к утверждению.                                                                                                                               Дубовик О.Т.

Протокол заседания

МО учителей математики

от «   » ___________________  №

Руководитель МО

_____________

Н.В.Маринкевич

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Домашнее задание

Проценты. Основные задачи на проценты.

(6 часов)

1

16.01.2016

Проценты в прошлом и настоящем.

2

23.01.2016

Решение основных задач на проценты.

3

30.01.2016

Решение основных задач.

4

06.02.2016

Решение задач на проценты с помощью уравнений.

5

20.02.2016

Нахождение процентов от процентов.

6

27.02.2016

Простой процентный рост. Сложный процентный рост.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

(4 часа)

7

05.03.2016

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

8

12.03.2016

Распродажа. Тарифы. Штрафы.

9

19.03.2016

Банковские операции. Вычисление процентных ставок в банках.

10

02.04.2016

Процентный прирост. Определение начальных вкладов.

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

(2 часа)

11

09.04.2016

Задачи на смеси, растворы, сплавы.

12

16.04.2016

 Задачи на смеси, растворы, сплавы.

Решение задач по всему курсу.

(5 часов)

13

23.04.2016

Решение задач на проценты.

14

30.03.2016

Решение текстовых заданий на проценты.

15

07.05.2016

Решение различных заданий на проценты.

16

14.05.2016

Проверочная работа.

17

21.05.2016

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по математике "Процентные расчёты на каждый день".

Презентация. Вы научитесь... Курс поможет вам.....

"Процентные расчеты на каждый день"

Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой а...

"Процентные расчеты на каждый день"

Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой а...

программа курса по выбору "Процентные расчёты на каждый день" 9 класс

Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и ...

Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"

Предлагаемый  курс  «Процентные  вычисления на  каждый  день»  демонстрирует  учащимся  применение  математического   аппарата к  реше...

Элективный курс по математике "Процентные расчёты на каждый день"

Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики...

Элективный курс «Процентные расчёты на каждый день» 8 класс

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценн...