ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ. Тема «Серединный перпендикуляр»
план-конспект урока по математике (5 класс)
Тема «Серединный перпендикуляр», I урок в теме
Базовый учебник "Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Тип урока: объяснение нового материала с применением технологии проблемного обучения, ЭОР.
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер (подключение к сети ИНТЕРНЕТ), мультимедийный проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasse._uch._matematiki_nikiforova_am.docx | 156.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Никифорова Анна Михайловна, учитель математики МБОУ «Новолавельская СОШ № 3»
Урок математики. 5 класс.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ.
Тема «Серединный перпендикуляр», I урок в теме
Базовый учебник "Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Цель урока: ввести понятие серединного перпендикуляра, свойства точек, лежащих на серединном перпендикуляре.
Задачи:
- обучающие: формировать навыки построения геометрических чертежей с помощью линейки и чертёжного треугольника.
-развивающие: развивать внимание, мышление, самостоятельность;
-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность;
Тип урока: объяснение нового материала с применением технологии проблемного обучения, ЭОР.
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер (подключение к сети ИНТЕРНЕТ), мультимедийный проектор.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием ЭОР) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент. | Приветствует учеников, ставит цели урока. | Слушают. | 2 | |
2 | Постановка проблемы. | Сообщает задание по учебнику. Выслушивает ответы учеников. «Как вы заметили, что не всегда можно доверять своим ощущениям, да и измерение не даёт полной уверенности в результате. Очевидно, нужны какие-то другие приёмы. Попробуем разобраться в этом» | В учебнике на стр. 172, рис. 88 сравнивают отрезки АВ и ВС. Сначала зрительно, затем с помощью циркуля. На рис. 89 сравнивают отрезки АМ и МВ. | 4 | |
3 | «Открытие» нового понятия. Коллективная работа. | Делит класс на две группы. На доске два отрезка АВ и FC. Выдаёт группам первое задание. (Приложение 1) Помогает сравнить и скорректировать определения. Выдаёт группам второе задание. Помогает скорректировать полученные свойства. | Каждая группа имеет своего руководителя, который следит за выполнением задания. Каждая группа выполняет два задания (на карточках с пошаговым выполнением) у доски. При выполнении первого задания, ребята должны сформулировать определение серединного перпендикуляра, а при выполнении второго – свойство его точек. Если первое задание выполнено верно, построенная прямая «укажет» на карточку, прикреплённую к доске, в которой сообщается название построенной прямой и предлагается составить конструктивное определение серединного перпендикуляра. Если прямая построена неправильно, то она «укажет» на карточку, которая содержит советы, помогающие исправить ошибку в построении. После выполнения первого задания руководитель каждой группы вслух рассказывает полученное определение. Выполняя второе задание, ребята выясняют свойство точек серединного перпендикуляра, формулируют его. | 10 | |
4 | Работа с опорным конспектом. Доказательство. Составление плана построения. | Серединный перпендикуляр (доказательство) ЭОР №1 | 1.Фоормулирует тему урока. Каждому ученику выдаёт готовый опорный конспект, который дома приклеивается в справочник. (Приложение 2) 2.Показывает презентацию, где проводится доказательство свойства точек серединного перпендикуляра. 3.Выслушивает и поправляет план построения серединного перпендикуляра. | 1.Подписывают в рабочей тетради тему. Читают опорный конспект. 2.Смотрят презентацию 3.Учащиеся работают в парах. По опорному конспекту составляют план построения серединного перпендикуляра. | 10 |
5 | Практическое задание в тетради «Построение серединного перпендикуляра» | Построение серединного перпендикуляра к отрезку с помощью циркуля и линейки. ЭОР №2 | 1.Наблюдает за работой каждого учащегося, задаёт проблемные вопросы: «Как разделить отрезок пополам?», «Как приложить треугольник для построения перпендикулярной прямой?» и т. д., оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения в построении. 2.Показывает презентацию. «Это ещё один способ построения серединного перпендикуляра к отрезку. Таким способом мы будем выполнять построения в курсе геометрии в 7 классе» | 1.В рабочей тетради выполняются практическое задание: «Проведите отрезок BD и постройте прямую m – серединный перпендикуляр к отрезку BD». 2.Смотрят презентацию | 6 |
6 | Устный счёт «Прочитай словечко» | На доске приготовлены цифры, которыми запрограммированы буквы слова. Необходимо решить примеры и уравнения на карточках и записать на доске соответствующую букву. (Приложение 3) «В связи с чем мы сегодня употребляли это слово?» | Каждый учащийся берёт карточку на столе возле доски, выполняет задание, находит ответ в таблице и записывает соответствующую букву на доске. Получается слово «равноудалена». Проговаривают свойство точек серединного перпендикуляра. | 5 | |
7 | Экспресс-проверка полученных знаний. | Выдаётся каждому ученику карточку (Приложение 4), в которой необходимо сделать отметки на чертеже и заполнить пропуски в тексте. На закрытой доске – выполненное задание. Контролирует выполнение задания. | Учащиеся выполняют задание и осуществляют самопроверку. | 4 | |
8 | Заключительный этап. Домашнее задание. | 1.Что новое изучили? Чему научились? Всё ли понятно? 2.Как работали на протяжении всего урока? Оценки за урок. 3.Д/З: стр.172-173 (читать) + опорный конспект (учить) + карточка (занимательное задание). (Приложение 5) Объясняет, как выполнить задание. | 1.Отвечают на вопросы. 2.Дают оценку своей работы. Ставят оценки в дневник. 3.Записывают домашнее задание. Рассматривают карточку, задают вопросы по выполнению задания. | 4 |
Приложения.
Приложение 1.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Серединный перпендикуляр (доказательство) | Фронтальная работа на этапе введения новых знаний | Презентация | |
2 | Построение серединного перпендикуляра к отрезку с помощью циркуля и линейки. | Информационный | Анимированный ролик со звуком. Можно проигрывать как последовательно, так и в любом порядке по желанию ученика. |
Приложение 2.
Задания для коллективной работы.
Карточки согнуты таким образом, чтобы при разворачивании каждый шаг задания открывался бы поочерёдно.
Задание 1 |
1. Разделите отрезок АВ пополам. Середину назовите точкой D. |
2. Через точку D проведите прямую n, перпендикулярную отрезку АВ. |
3. Сверху на доске возьмите ту карточку, на которую указала прямая n. |
4. С её помощью проверьте работу. |
5. Выполните задание 2. |
Задание 1 |
1. Разделите отрезок FС пополам. Середину назовите точкой К. |
2. Через точку К проведите прямую m, перпендикулярную отрезку FC. |
3. Сверху на доске возьмите ту карточку, на которую указала прямая m. |
4. С её помощью проверьте работу. |
5. Выполните задание 2. |
Задания для проверки (прикреплены на доске):
Вы прямую провели неправильно. Проверьте:
|
Вы провели прямую правильно! Молодцы! Эта прямая называется серединным перпендикуляром к отрезку. Попробуйте сформулировать определение серединного перпендикуляра: «Серединный перпендикуляр – это прямая…» |
Задание 2 |
1) Возьмите на серединном перпендикуляре какую-нибудь точку. Измерьте расстояние от этой точки до концов отрезка. Обсудите результат. |
2) Выберите ещё две какие-нибудь точки серединного перпендикуляра. Проделайте ту же работу с каждой из них. |
3) Каким свойством обладают точки серединного перпендикуляра? Сделайте вывод. |
Приложение 3.
Опорный конспект
Приложение 4.
Задания для устного счёта «Прочитай словечко»
Номер буквы (примера) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Буква | Р | А | В | Н | О | У | Д | А | Л | Е | Н | А |
Раздаточные карточки | ||
№ 1 | № 2 | № 3 |
№ 4 | № 5 | № 6 |
№ 7 | № 8 | № 9 |
№ 10 | № 11 | № 12 |
Таблица ответов | ||
Приложение 5.
Задания для экспресс-проверки знаний:
Отметьте на рисунке:
✍ точка R середина отрезка МК;
✍ прямая d перпендикулярна отрезку
МК.
Прямая d называется ___________________________ к отрезку МК.
Точка S ____________________ от концов отрезка МК. (Отметьте на рисунке)
Приложение 6.
Домашнее задание
Задание по теме «Серединный перпендикуляр»
Вини-Пух и Пятачок собрались в гости.
– К кому пойдём – к сове или к ослику Иа? – спросил Пятачок.
– Пойдём к тому, чей домик равноудалён от моего и твоего домика, - сказал Вини-Пух, после некоторого раздумья.
Определите, куда идут друзья? (Постройте серединный перпендикуляр к отрезку, соединяющему домики Вини-Пуха и Пятачка)
Приложение 7.
Литература.
1. "Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 6 классе. Тема "Лондон". УМК М. З. Биболетовой Н. Н. Трубаневой Enjoy English.
Урок называется "Охота за привидениями". Урок с использованием программы SMART Notebook. Урок - экскурсия по достопримечательностям Лондона. Учащимся предлагается стать охотниками за привидениями и от...
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
План-конспект урока математики ( 6 класс), тема: Масштаб.
Первый урок по теме "Масштаб". Его цель: дать понятие и обобщить знания о масштабе, разобрать с детьми применение масштаба в быту, тем самым показать необходимость математики в повседневной жизни. Раз...
План-конспект открытого урока во 2 классе. Тема "New Year Party"
Идея этого урока пришла сама собой, так как я преподаю в 6 классе выпуска того же учителя, что и мои сегодняшние второклассники. Самим шестиклассникам было приятно прийти и провести урок в классе перв...
План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема: "Времена года"
План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема урока: "Времена года"...
План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"
Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....
План-конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: « Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом. Болгарский крест».
План конспект открытого урока....