ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ. Тема «Серединный перпендикуляр»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Никифорова Анна Михайловна

Тема «Серединный перпендикуляр», I урок в теме

Базовый учебник "Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

Тип урока: объяснение нового материала с применением технологии проблемного обучения, ЭОР.

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер (подключение к сети ИНТЕРНЕТ), мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_5_klasse._uch._matematiki_nikiforova_am.docx156.79 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова Анна Михайловна, учитель математики МБОУ «Новолавельская СОШ № 3»

Урок математики. 5 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ.

Тема «Серединный перпендикуляр», I урок в теме

Базовый учебник "Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

Цель  урока: ввести понятие серединного перпендикуляра, свойства точек, лежащих на серединном перпендикуляре.

Задачи:

- обучающие: формировать навыки построения геометрических чертежей с помощью линейки и чертёжного треугольника.

-развивающие: развивать внимание, мышление, самостоятельность;

-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность,    дисциплинированность;

Тип урока: объяснение нового материала с применением технологии проблемного обучения, ЭОР.

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер (подключение к сети ИНТЕРНЕТ), мультимедийный проектор.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием ЭОР)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.

Приветствует учеников, ставит цели урока.

Слушают.

2

2

Постановка проблемы.

Сообщает задание по учебнику. Выслушивает ответы учеников.  

 «Как вы заметили, что не всегда можно доверять своим ощущениям, да и измерение не даёт полной уверенности в результате. Очевидно, нужны какие-то другие приёмы. Попробуем разобраться в этом»

В учебнике на стр. 172, рис. 88 сравнивают отрезки АВ и ВС. Сначала зрительно, затем с помощью циркуля.

На рис. 89 сравнивают отрезки АМ и МВ.

4

3

«Открытие» нового понятия. Коллективная работа.

Делит класс на две группы.

На доске два отрезка АВ и FC. Выдаёт группам первое задание. (Приложение 1) Помогает сравнить и скорректировать  определения. Выдаёт группам второе задание. Помогает скорректировать  полученные свойства.

Каждая группа имеет своего руководителя, который следит за выполнением задания.  Каждая группа выполняет два задания (на карточках с пошаговым выполнением) у доски.

При выполнении первого задания, ребята должны сформулировать определение серединного перпендикуляра, а при выполнении второго – свойство его точек.

Если первое задание выполнено верно, построенная прямая «укажет» на карточку, прикреплённую к доске, в которой сообщается название построенной прямой и предлагается составить конструктивное определение серединного перпендикуляра. Если прямая построена неправильно, то она «укажет» на карточку, которая содержит советы, помогающие исправить ошибку в построении.

После выполнения первого задания руководитель каждой группы вслух рассказывает полученное определение. Выполняя второе  задание, ребята выясняют свойство точек серединного перпендикуляра, формулируют его.

10

4

Работа с опорным конспектом. Доказательство. Составление плана построения.

Серединный перпендикуляр

(доказательство)

ЭОР №1

1.Фоормулирует тему урока. Каждому ученику выдаёт готовый опорный конспект, который дома приклеивается в справочник. (Приложение 2)

2.Показывает презентацию, где проводится доказательство свойства точек серединного перпендикуляра.

3.Выслушивает и поправляет план построения серединного перпендикуляра.

1.Подписывают в рабочей тетради тему.

Читают опорный  конспект.

2.Смотрят презентацию

3.Учащиеся работают в парах. По опорному  

конспекту составляют план построения серединного перпендикуляра.

10

5

Практическое задание в тетради «Построение серединного перпендикуляра»

Построение серединного перпендикуляра к отрезку с помощью циркуля и линейки.

 ЭОР №2

1.Наблюдает за работой каждого учащегося, задаёт проблемные вопросы: «Как разделить отрезок пополам?», «Как приложить треугольник для построения перпендикулярной прямой?» и т. д., оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения в построении.

2.Показывает презентацию.

«Это ещё один способ построения серединного перпендикуляра к отрезку. Таким способом мы будем выполнять построения в курсе геометрии в 7 классе»

1.В рабочей тетради выполняются практическое задание: «Проведите отрезок BD и постройте прямую m – серединный перпендикуляр к отрезку BD».

2.Смотрят презентацию

6

6

Устный счёт «Прочитай словечко»

На доске приготовлены цифры, которыми запрограммированы буквы слова. Необходимо решить примеры и уравнения на карточках и записать на доске соответствующую букву. (Приложение 3)

«В связи с чем мы сегодня употребляли это слово?»

Каждый учащийся берёт карточку на столе возле доски, выполняет задание, находит ответ в таблице и записывает соответствующую букву на доске. Получается слово «равноудалена». Проговаривают свойство точек серединного перпендикуляра.

5

7

Экспресс-проверка полученных знаний.

Выдаётся каждому ученику карточку (Приложение 4), в которой необходимо сделать отметки на чертеже и заполнить пропуски в тексте.

На закрытой доске – выполненное задание. Контролирует выполнение задания.

Учащиеся выполняют задание и осуществляют самопроверку.

4

8

Заключительный этап. Домашнее задание.

1.Что новое изучили? Чему научились? Всё ли понятно?

2.Как работали на протяжении всего урока? Оценки за урок.

3.Д/З: стр.172-173 (читать) + опорный конспект (учить) + карточка (занимательное задание). (Приложение 5)

Объясняет, как выполнить задание.

1.Отвечают на вопросы.

2.Дают оценку своей работы. Ставят оценки в дневник.

3.Записывают домашнее задание. Рассматривают карточку, задают вопросы по выполнению задания.

4

Приложения.

Приложение 1.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Серединный перпендикуляр

(доказательство)

Фронтальная работа на этапе введения новых знаний

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ed235949-609c-4e57-af86-2a659bd2613f/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16 

2

Построение серединного перпендикуляра к отрезку с помощью циркуля и линейки.

Информационный

Анимированный ролик со звуком. Можно проигрывать как последовательно, так и в любом порядке по желанию ученика.

http://fcior.edu.ru/card/10450/postroenie-seredinnogo-perpendikulyara-k-otrezku-s-pomoshyu-cirkulya-i-lineyki-i4.html 

Приложение 2.

Задания для коллективной работы.

Карточки согнуты таким образом, чтобы при разворачивании каждый шаг задания открывался бы поочерёдно.

Задание 1

1.   Разделите отрезок АВ пополам.

Середину назовите точкой D.

2.   Через точку D проведите прямую n, перпендикулярную отрезку АВ.

3.  Сверху на доске возьмите ту карточку, на которую указала прямая n.

4.   С её помощью проверьте работу.

5.   Выполните задание 2.

Задание 1

1.   Разделите отрезок  пополам.

Середину назовите точкой К.

2.   Через точку К проведите прямую m, перпендикулярную отрезку FC.

3.  Сверху на доске возьмите ту карточку, на которую указала прямая m.

4.   С её помощью проверьте работу.

5.   Выполните задание 2.

Задания для проверки (прикреплены на доске):

Вы прямую провели неправильно.

Проверьте:

  • является ли точка серединой отрезка;
  • перпендикулярны ли прямая и отрезок.

Вы провели прямую правильно! Молодцы!

Эта прямая называется серединным перпендикуляром к отрезку. Попробуйте сформулировать определение серединного перпендикуляра:  «Серединный перпендикуляр – это прямая…»

Задание 2

1) Возьмите на серединном перпендикуляре какую-нибудь точку. Измерьте расстояние от этой точки до концов отрезка. Обсудите результат.

2) Выберите ещё две какие-нибудь точки серединного перпендикуляра. Проделайте ту же работу с каждой из них.

3) Каким свойством обладают точки серединного перпендикуляра? Сделайте вывод.

Приложение 3.

Опорный конспект

Приложение 4.

Задания для устного счёта «Прочитай словечко»

Номер

буквы

(примера)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Буква

Р

А

В

Н

О

У

Д

А

Л

Е

Н

А

Раздаточные карточки

№ 1      

№ 2    

№ 3    

№ 4    

№ 5    

№ 6    

№ 7    

№ 8    

№ 9    

№ 10    

№ 11    

№ 12  

Таблица ответов

 

Приложение 5.

Задания для экспресс-проверки знаний:

Отметьте на рисунке:

✍ точка R середина отрезка МК;

✍ прямая d перпендикулярна отрезку

МК.

Прямая d называется ___________________________ к отрезку МК.

Точка S ____________________ от концов отрезка МК. (Отметьте на рисунке)

Приложение 6.

Домашнее задание

Задание по теме «Серединный перпендикуляр»

 

           Вини-Пух и Пятачок собрались в гости.

– К кому пойдём – к сове или к ослику Иа? – спросил Пятачок.

– Пойдём к тому, чей домик равноудалён от моего и твоего домика, - сказал Вини-Пух, после некоторого раздумья.

       Определите, куда идут друзья? (Постройте серединный перпендикуляр к отрезку, соединяющему домики Вини-Пуха и  Пятачка)  

Приложение 7.

Литература.

1. "Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе. Тема "Лондон". УМК М. З. Биболетовой Н. Н. Трубаневой Enjoy English.

Урок называется "Охота за привидениями". Урок с использованием программы SMART Notebook. Урок - экскурсия по достопримечательностям Лондона. Учащимся предлагается стать охотниками за привидениями и от...

План-конспект урока математики ( 6 класс), тема: Масштаб.

Первый урок по теме "Масштаб". Его цель: дать понятие и обобщить знания о масштабе, разобрать с детьми применение масштаба в быту, тем самым показать необходимость математики в повседневной жизни. Раз...

План-конспект открытого урока во 2 классе. Тема "New Year Party"

Идея этого урока пришла сама собой, так как я преподаю в 6 классе выпуска того же учителя, что и мои сегодняшние второклассники. Самим шестиклассникам было приятно прийти и провести урок в классе перв...

План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема: "Времена года"

План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема урока: "Времена года"...

План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний  в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....