Урок по алгебре 7 класс
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Филиппова Ирина Викторовна

Разработка урока по алгебре 7 класс в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogochleny_-_urok_po_fgos.docx68.33 КБ

Предварительный просмотр:

Филиппова Ирина Викторовна

Муниципальное Казенное Образовательное учреждение

 Большеуковская средняя общеобразовательная школа

«Сложение и вычитание многочленов»

Урок по алгебре

Класс: 7б

                                                                                                                                                    Составила:      

                                                                                                                                                     учитель математики:

                                                                                                                                                    Филиппова Ирина Викторовна            

Большие Уки

2015

Пояснительная записка

Автор: Филиппова Ирина Викторовна, учитель математики.

 Образовательное учреждение:  МКОУ «Большеуковская средняя общеобразовательная школа »,  с. Большие Уки, Большеуковского района,  Омской области.

Предмет, класс, в котором проводится урок: алгебра, 7 класс. Урок № 2 в общей теме: Многочлены.

Авторы учебника, учебно-методического комплекса:  Урок разработан в соответствии рабочей программы по алгебре для 7 класса, которая  разработана в соответствии:

с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего   образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);

с рекомендациями Примерной основной образовательной программы     образовательного       учреждения. Основная школа Москва «Просвещение», 2011. Составитель Е. С. Савинов;

на основании авторской программы  Г.В. Дорофеев. Алгебра. 7 класс.  (сб. Программы общеобразовательных учреждений.  Алгебра. 7-9 классы. Сост. Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014 г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1.Алгебра: учебника для 7класса общеобразовательных учреждений/под ред.Г.Ф.Дорофеева, С.Б.Суворова.-М.Просвещение,2014.  

 2.Алгебра. Дидактические материалы.7 класс. Евстафьева Л.П. М: Просвещение, 2009 г.

Как и для кого  реализуется на уроке (время и место): урок проводится в соответствии с программой, предназначен для класса со средним уровнем знаний, на уроке  предусмотрена  работа для более подготовленных и для слабых учащихся ( роль консультантов при групповой работе).

Характеристика класса: В классе 20 человек, со средней  успеваемостью  по алгебре. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. По данному предмету учатся на «отлично» - 3 человека, на «4»  - 5 человек,  очень слабые знания имеют  4 человека. Таким образом, качество знаний по классу составило – 40%.   

   В коллективе имеются лидеры – это  Рожкова П., Сердюк С., Догадова А.  Они самостоятельны, активны, способны повести за собой класс.  Учитывая это класс для выполнения самостоятельных, творческих заданий на уроках делится на группы.

В коллективе справедливо относятся ко всем одноклассникам, стремятся поддержать слабых в общей деятельности;  разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. Ребята с высокой результативностью согласует свои действия. Большинство ребят класса прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению, легко находят общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса, здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций.

Необходимое оборудование и материалы для занятия:  проектор, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, листы-самооценки.

Описание мультимедийного продукта (медиапродукта): среда, редактор, в котором выполнен продукт, вид продукта:  презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point 2007.

Структура, краткое описание содержания:

   Презентация состоит из 17  слайдов. Структура презентации – линейная. Смена слайдов происходит по щелчку мыши. В презентации использовано небольшое количество анимационных эффектов. Демонстрация презентации используется на протяжении всего урока, но с переходами на другой вид деятельности.

Цель создания и использования медиапродукта на занятии:

Для проведения устной работы, самостоятельной работы, самопроверки, динамической паузы.

Методы: Словесные (слово учителя), наглядные (презентация), практические и проблемно- поисковые (при изучении новой темы, решении задач), методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации  при решении творческих задач.

Воспитание практической самостоятельности  - проведение исследовательской работы с изучаемой темой

Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа при подготовке к  уроку и фронтальная на уроке.

План урока:

Этапы урока

Хронометраж

Вводно-мотивационная часть урока(2+5 мин)

1.

Мотивация к деятельности

1 мин.

2.

Актуализация знаний

2 мин.

3.

Устный счет

4 мин.

Основная часть урока (операционная) (33 мин)

4.

Постановка учебной задачи

2 мин.

5.

Открытие нового знания          

7 мин.

6.

Первичное закрепление

13 мин.

Динамическая пауза

2 мин.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой

9 мин

Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)

8.

Домашнее задание.

1 мин.

9.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

4 мин.

Цель  урока:       Сформировать представление о понятие суммы и разности,

                           выработать алгоритм сложения и вычитания многочленов.

 Задачи:

- образовательные

1. Составить алгоритм сложения и вычитания многочленов.

2. Учить в процессе реальной ситуации использовать алгоритм сложения и вычитания многочленов.

3. Развивать умение решения типовых задач, связанных с преобразованием многочленов, развивать умение делать выводы.

- воспитательные  

1. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

2. Воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие 

1. Развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в группы со  сверстниками и строить продуктивное взаимодействие.

2. Развивать  внимание, память, воображение, логическое мышление, познавательный интерес.

 Формируемые УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  общения  в паре и следовать им.

 Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и умений: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  находить ответы на вопросы, используя  информацию, поученную на уроке.

 Планируемые результаты:

В ходе урока учащиеся развивают умения:

- систематизировать знания о действиях с одночленами и многочленами;

- делать обобщения и выводы.

Тип урока: ОНЗ Открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, карточки с заданиями для самостоятельной работы. Листы контроля и карточки для самооценки.

Структура и ход  урока   (см. ниже)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Вводно-мотивационная часть урока(2+5 мин)

1

Организационный момент.

Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Проверка домашней работы (через камеру) №646. Оцените в баллах, макс. 5.    

Представим себе, что сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. А мы с вами - сотрудники этого института. А именно, сотрудники различных лабораторий по проблемам математики. Вас всех пригласили принять участие в заседании учёного совета этого НИИ, чтобы обсудить с вами тему «Действия с многочленами». В процессе работы в НИИ мы должны будем: закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания. У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце оцените свою работу как сотрудники наших лабораторий.                            

Девизом нашего заседания является лозунг: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».

Приветствуют учителя.

Проверяют через документ-камеру домашнее задание, оценивают работу в баллах. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности,  волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. своего мнения.

2

Актуализация знаний.

Цель– актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложения и вычитания многочленов.

Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Устная работа.

- Но прежде, чем войти в лаборатории НИИ, вам необходимо пройти испытание, которое будет пропуском в эти лаборатории.

  Упростите:

1.      c4·c²         (c³)4        c7·c3·c                 (c2)6·c  

2.      4х²·(-2y)          -5a·(-4a²)            (5x4)2              (-2x²)³

        

3.       8x5-10х5         -4а2-3а2         5у4+2у4

 - Итак, мы получили пропуск в лаборатории. Перед нами лаборатория теоретиков.

Выполняют задание, представленные в презентации. Называют свойства степени, на которые опирались при выполнении данного задания.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог.

Основная часть урока (операционная) (31 мин)

3

Повторение пройденного.

Цель- повторить  теоретические основы по теме: многочлены и одночлены.

Лаборатория теоретиков.

 -  Давайте примем участие в работе этой лаборатории. В ней много правил, по которым мы работаем.

  У каждого учащегося имеется карточка- «Графический диктант»  Карточка содержит вопрос.          

  Верно ли утверждение, определение, свойство?

 1. Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.

2. Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.

3. Целое выражение, которое содержит произведение чисел и букв, называют одночленом.

4. Одинаковые члены  или отличающиеся друг от друга   только коэффициентами, называют подобными членами.

5. Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется одночленом.

6. Многочлен в котором отсутствуют подобные члены и каждый из них одночлен стандартного вида называется многочленом стандартного вида.

 Проверка: –– —++++ ( Самостоятельно)

- Выставите себе баллы: за каждое верное – 1 балл   (слайд)

- Следующее задание (слайд):

Исключите лишнее:

-2x + 5xy

x- 7y + 10

5a2b + 2 + 4ab2

-5x2y2z

3mn3 + 3n3m - 4

Ответ: выражение -5x2y2является одночленом, остальные многочлены.

Вопросы: Что можно сказать об этих многочленах? (станд. вида)

Как представить многочлен в стандартном виде? (слайд)

Представьте в стандартном виде многочлен:

7a2x3 – a4 + 3a2x3

x+ 2xy – 5xy + 3x4

10ху-ху4 – 10ху +х4у

Вопросы: Какие многочлены называются многочленами стандартного  вида?

Как представить многочлен в стандартном виде?

Как привести подобные члены многочлена?

Самостоятельно отвечают на вопросы диктанта, проводят самооценку по готовым ответам, представленным на слайде, выставляют баллы.

Отвечают устно на вопросы учителя.

Один ученик работает возле электронной доски, подчеркивает подобные слагаемые, производит вычисления, остальные –проверяют.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

4

Целеполагание

Цель- формулировка темы урока, постановка цели урока.

Лаборатория  исследований (Слайд)

1) Составьте сумму двух многочленов:

(15x2 + 3x – 7) и (-6x2 – 2x + 10)

2) Составьте разность двух многочленов:

(2y3 – 5y + 8) и (y3 – 7y + 5)

Вопросы: Являются ли полученные выражения многочленами? (да)

Являются ли эти многочлены многочленами в стандартном виде? (нет)

Что нужно сделать, чтобы привести их к стандартному виду? (раскрыть скобки и привести подобные члены)

 Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока? (сумма и разность многочленов) Какая основная цель?  (Составить и использовать алгоритм сложения и вычитания многочленов).

Исторические сведения: тема «Многочлены» - очень важная в алгебре. Много ученых работали над этой темой. Немецкий ученый Гаусс, французский математик Безу в XVIII веке работали над проблемами многочленов. А сегодня, ребята, вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» правила сложения и вычитания многочленов.

Вопрос: какие правила, из ранее изученных, нам помогут?

Ответ: правила раскрытия скобок.

1. Если перед скобками стоит знак «плюс», то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки.

2. Если перед скобками стоит знак «минус», то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого на противоположный.

Работают с учителем, комментируя свои ответы

Формулируют тему урока, цель

Слушают учителя

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные

постановка цели учебной задачи.

Коммуникативные, личностные:

умение слушать и вступать в диалог.

5

Изучение нового материала.

Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для изучения нового материала устраняющего причину выявленной проблемы: не умение выполнять действия с многочленами.

 Изучение нового материала.

- Откройте 193 стр, поработайте в группах по 4 человека: разберите пр.1 и пр.2 и сформулируйте правила сложения и вычитания многочленов.

Делаем вывод: (Слайд). Чтобы найти алгебраическую сумму многочленов, нужно раскрыть скобки и привести подобные слагаемые. При этом, если перед скобкой стоит знак «+», то знаки слагаемых, стоящих в скобках, не меняются. Если перед скобкой стоит знак «-», то знаки слагаемых внутри скобок меняются на противоположные.

Работа с учебником по группам: составляют алгоритм сложения и вычитания многочленов, проговаривают его друг другу в слух.

Представитель от группы формулирует правило вслух

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные, личностные:

умение слушать и вступать в диалог

6

Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.

Цель – организовать усвоение детьми способа выполнения действий с многочленами..

- Давайте выполним сложение и вычитание данных многочленов.

Продолжите равенство:

(2x2 + 4x) – (7x – 4) = 2x2 + 4x…

18 y2 + ( 9y – 10) = 18y2

Верно ли, что:

3a2b – (7a – b2) = 3a2b – 7a + b2

12x + y2 – (3xy + 4) = 12x + y2 – 3xy + 4 

- Помним правила раскрытия скобок:

(слайд)

Перед скобкой «плюс стоит»,

Он о том и говорит, 

Что ты скобки раскрывай

Да все числа выпускай.

Перед скобкой «минус» строгий

Загородит нам дорогу.

Чтобы скобки нам убрать,

Надо знаки поменять.

Лаборатория раскрытия тайн.

- Работаем в тетрадях и у доске

№655(а,б)  №657 (а,б) стр194    

Работают в тетрадях, один учащийся у доски.

Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.

Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Динамическая пауза (2 мин)

7

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Цель- – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

Проверить уровень усвоения алгоритма + и – многочленов.

- Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с заданиями.

Самостоятельная работа:  

1 вариант

Упростите выражение:

1) (a + b) + (a – b),

2) (-a – b) – (a – b),

       3) (2x2 + 3x) + (-x + 4),

4) (8n3 + 6n2) – (4 + 8n3 – 3n2),

 5) 8a2b + (-8a2b + 4b2)–(a2b + 4b2+ 2), 

2 вариант

Упростите выражение:  

1) (a + b) – (a – b),

2) (a – b) + (-a – b),

3) (y2 – 5y) + (3y – 2),

4) (-8a2 – 2a3) – (5a3 + 7 – 8a2),

5) (8xy + x2 + y2)–(x2 + y2 – 2xy) – xy,

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга работу, выставите баллы  (Слайд)

1 вариант (ответы)

1) 2a

2) -2a

3) 2x2 + 2x + 4

4) 9n2 – 4

5) –a2b – 2

2 вариант (ответы)

1) 2b

2) -2b

3) y2 – 2y - 2

4) –7a3 – 7

5) 9ху

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

Работают самостоятельно по карточкам.

Осуществляют взаимопроверку в парах по готовым ответам, представленным на слайде, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные, личностные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

8

Домашнее задание.

Цель – обсудить и записать домашнее задание.

Домашнее задание будет практическое. №654, №656.

- Запишите задание:

Даёт комментарии к домашнему заданию

         

Записывают домашнее задание.

Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)

9

Рефлексия, подведение итогов

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

Итог урока.

  - Каждый из вас сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.

 Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»

-        Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

-        Кто возил камни? (подним. жёлтые жетоны)

-        Кто добросовестно работал? (подним.синие жетоны)

-        Кто строил храм? (подним. красные жетоны)

 Давайте, поставим себе оценку за урок:  18-20 баллов –«5»,  14-17 баллов – «4», 13-10 баллов – «3»

Оценочный лист:

Вид деятельности

Балл      

Максим.балл

1

Домашнее задание

5

2

Графический диктант

6

3

Индивидуальные ответы

4

Самостоятельная работа

5

5

Моя активность на уроке

4

          Итого:

18-20 баллов –«5»,  14-17 баллов – «4», 13-10 баллов – «3»

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Делают самооценку своей индивидуальной деятельности на уроке, подсчитывают баллы, выставляют оценку за урок

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Ход урока                                        

 1.Организационный момент.

Проверка домашней работы (через камеру) №646. Оцените в баллах, макс. 5. 

   Представим себе, что сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. А мы с вами - сотрудники этого института. А именно, сотрудники различных лабораторий по проблемам математики. Вас всех пригласили принять участие в заседании учёного совета этого НИИ, чтобы обсудить с вами тему «Действия с многочленами». В процессе работы в НИИ мы должны будем: закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания. У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце оцените свою работу как сотрудники наших лабораторий.                            

Девизом нашего заседания является лозунг: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».

2.  Устная работа.

Но прежде, чем войти в лаборатории НИИ, вам необходимо пройти испытание, которое будет пропуском в эти лаборатории.

  Упростите:

1.      c4·c²         (c³)4        c7·c3·c                 (c2)6·c  

2.      4х²·(-2y)          -5a·(-4a²)            (5x4)2              (-2x²)³

           

3.       8x5-10х5         -4а2-3а2         5у4+2у4

          Итак, мы получили пропуск в лаборатории. Перед нами лаборатория теоретиков.

3. Повторение пройденного.

                            Лаборатория теоретиков.

   Давайте примем участие в работе этой лаборатории. В ней много правил, по которым мы работаем.

  У каждого учащегося имеется карточка-Графический диктант. Карточка содержит вопрос.  Цель: вспомните теоретические основы по теме6 многочлены и одночлены.

        Итак « Графический диктант».

  Верно ли утверждение, определение, свойство?

 1. Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.

2. Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.

3. Целое выражение, которое содержит произведение чисел и букв, называют одночленом.

4. Одинаковые члены  или отличающиеся друг от друга   только коэффициентами, называют подобными членами.

5. Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется одночленом.

6. Многочлен в котором отсутствуют подобные члены и каждый из них одночлен стандартного вида называется многочленом стандартного вида.

 Проверка: –– —++++ ( Самостоятельно)

Выставите себе баллы: за каждое верное – 1 балл   слайд

Исключите лишнее:

-2x + 5xy

x- 7y + 10

5a2b + 2 + 4ab2

-5x2y2z

3mn3 + 3n3m - 4

Ответ: выражение -5x2y2является одночленом, остальные многочлены.

Вопросы: Что можно сказать об этих многочленах? (станд. вида)

Как представить многочлен в стандартном виде?

Слайд 3

Представьте в стандартном виде многочлен:

7a2x3 – a4 + 3a2x3

x+ 2xy – 5xy + 3x4

10ху-ху4 – 10ху +х4у

Вопросы: Какие многочлены называются многочленами стандарт.          вида?

Как представить многочлен в стандартном виде?

Как привести подобные члены многочлена?

3. Изучение новой темы. Лаборатория  исследований Слайд 4

1) Составьте сумму двух многочленов:

(15x2 + 3x – 7) и (-6x2 – 2x + 10)

2) Составьте разность двух многочленов:

(2y3 – 5y + 8) и (y3 – 7y + 5)

Вопросы: Являются ли полученные выражения многочленами? (да)

Являются ли эти многочлены многочленами в стандартном виде? (нет)

Что нужно сделать, чтобы привести их к стандартному виду? (раскрыть скобки и привести подобные члены)

 Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока? (сумма и разность многочленов) Какая основная цель?  (Составить и использовать алгоритм сложения и вычитания многочленов).

Исторические сведения: тема «Многочлены» - очень важная в алгебре. Много ученых работали над этой темой. Немецкий ученый Гаусс, французский математик Безу в XVIII веке работали над проблемами многочленов. А сегодня, ребята, вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» правила сложения и вычитания многочленов.

Вопрос: какие правила, из ранее изученных, нам помогут?

Ответ: правила раскрытия скобок.

1. Если перед скобками стоит знак «плюс», то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки.

2. Если перед скобками стоит знак «минус», то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого на противоположный.

3. Изучение нового материала.

- Откройте 193 стр, поработайте в группах по 4 человека: разберите пр.1 и пр.2 и сформулируйте правила сложения и вычитания многочленов.

Делаем вывод: (Слайд 5). Чтобы найти алгебраическую сумму многочленов, нужно раскрыть скобки и привести подобные слагаемые. При этом, если перед скобкой стоит знак «+», то знаки слагаемых, стоящих в скобках, не меняются. Если перед скобкой стоит знак «-», то знаки слагаемых внутри скобок меняются на противоположные.

Давайте выполним сложение и вычитание данных многочленов.

(один ученик у доски, остальные в тетрадях)   Слайд 5

Мнемоника в стихах

Перед скобкой «плюс стоит»,

Он о том и говорит, 

Что ты скобки раскрывай

Да все числа выпускай.

Перед скобкой «минус» строгий

Загородит нам дорогу.

Чтобы скобки нам убрать,

Надо знаки поменять.

4. Закрепление. Лаборатория раскрытия тайн.

Слайд 6

Продолжите равенство:

(2x2 + 4x) – (7x – 4) = 2x2 + 4x…

18 y2 + ( 9y – 10) = 18y2

Верно ли, что:

3a2b – (7a – b2) = 3a2b – 7a + b2

12x + y2 – (3xy + 4) = 12x + y2 – 3xy + 4 

Работа в тетрадях и на доске Цель: научиться выполнять действия над многочленами.

№655(а,б)  №657 (а,б) стр194    

3. Проверка первичных умений и знаний по изученной теме

Разноуровневая самостоятельная работа  Цель: проверить уровень усвоения алгоритма + и – многочленов. Слайд 7

1 вариант

Упростите выражение:

1) (a + b) + (a – b),

2) (-a – b) – (a – b),

       3) (2x2 + 3x) + (-x + 4),

4) (8n3 + 6n2) – (4 + 8n3 – 3n2),

 5) 8a2b + (-8a2b + 4b2)–(a2b + 4b2+ 2), 

2 вариант

Упростите выражение:  

1) (a + b) – (a – b),

2) (a – b) + (-a – b),

3) (y2 – 5y) + (3y – 2),

4) (-8a2 – 2a3) – (5a3 + 7 – 8a2),

5) (8xy + x2 + y2)–(x2 + y2 – 2xy) – xy,

Работа в парах

Ребятам предлагается сделать проверку работ друг друга и выставить баллы

Слайд 8

1 вариант (ответы)

1) 2a

2) -2a

3) 2x2 + 2x + 4

4) 9n2 – 4

5) –a2b – 2

2 вариант (ответы)

1) 2b

2) -2b

3) y2 – 2y - 2

4) –7a3 – 7

5) 9ху

4.Итог урока.

   Каждый из вас сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.

 Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»

-        Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

-        Кто возил камни? (подним. жёлтые жетоны)

-        Кто добросовестно работал? (подним.синие жетоны)

-        Кто строил храм? (подним. красные жетоны)

 Давайте, поставим себе оценку за урок:  18-20 баллов –«5»,  14-17 баллов – «4», 13-10 баллов – «3»

         Домашнее задание: №654, №656.

« Графический диктант».

  Верно ли утверждение, определение, свойство?

 1. Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.

2. Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.

3. Целое выражение, которое содержит произведение чисел и букв, называют одночленом.

4. Одинаковые члены  или отличающиеся друг от друга   только коэффициентами, называют подобными членами.

5. Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется одночленом.

6. Многочлен в котором отсутствуют подобные члены и каждый из них одночлен стандартного вида называется многочленом стандартного вида.

1 вариант

Упростите выражение:

1) (a + b) + (a – b),

2) (-a – b) – (a – b),

       3) (2x2 + 3x) + (-x + 4),

4) (8n3 + 6n2) – (4 + 8n3 – 3n2),

 5) 8a2b + (-8a2b + 4b2)–(a2b + 4b2+ 2) 

2 вариант

Упростите выражение:  

1) (a + b) – (a – b),

2) (a – b) + (-a – b),

3) (y2 – 5y) + (3y – 2),

4) (-8a2 – 2a3) – (5a3 + 7 – 8a2),

5) (8xy + x2 + y2)–(x2 + y2 – 2xy) – xy

Оценочный лист:

Вид деятельности

Балл      

Максим.балл

1

Домашнее задание

5

2

Графический диктант

6

3

Индивидуальные ответы

4

Самостоятельная работа

5

5

Моя активность на уроке

4

          Итого:

18-20 баллов –«5»,  14-17 баллов – «4», 13-10 баллов – «3»

Оценочный лист:

Вид деятельности

Балл      

Максим.балл

1

Домашнее задание

5

2

Графический диктант

6

3

Индивидуальные ответы

4

Самостоятельная работа

5

5

Моя активность на уроке

4

          Итого:

18-20 баллов –«5»,  14-17 баллов – «4», 13-10 баллов – «3»

Оценочный лист:

Вид деятельности

Балл      

Максим.балл

1

Домашнее задание

5

2

Графический диктант

6

3

Индивидуальные ответы

4

Самостоятельная работа

5

5

Моя активность на уроке

4

          Итого:

18-20 баллов –«5»,  14-17 баллов – «4», 13-10 баллов – «3»

« Графический диктант».

  Верно ли утверждение, определение, свойство?

 1. Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.

2. Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.

3. Целое выражение, которое содержит произведение чисел и букв, называют одночленом.

4. Одинаковые члены  или отличающиеся друг от друга   только коэффициентами, называют подобными членами.

5. Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется одночленом.

6. Многочлен в котором отсутствуют подобные члены и каждый из них одночлен стандартного вида называется многочленом стандартного вида.

1 вариант

Упростите выражение:

1) (a + b) + (a – b),

2) (-a – b) – (a – b),

       3) (2x2 + 3x) + (-x + 4),

4) (8n3 + 6n2) – (4 + 8n3 – 3n2),

 5) 8a2b + (-8a2b + 4b2)–(a2b + 4b2+ 2) 

2 вариант

Упростите выражение:  

1) (a + b) – (a – b),

2) (a – b) + (-a – b),

3) (y2 – 5y) + (3y – 2),

4) (-8a2 – 2a3) – (5a3 + 7 – 8a2),

5) (8xy + x2 + y2)–(x2 + y2 – 2xy) – xy

Оценочный лист:

Вид деятельности

Балл      

Максим.балл

1

Домашнее задание

5

2

Графический диктант

6

3

Индивидуальные ответы

4

Самостоятельная работа

5

5

Моя активность на уроке

4

          Итого:

18-20 баллов –«5»,  14-17 баллов – «4», 13-10 баллов – «3»

Оценочный лист:

Вид деятельности

Балл      

Максим.балл

1

Домашнее задание

5

2

Графический диктант

6

3

Индивидуальные ответы

4

Самостоятельная работа

5

5

Моя активность на уроке

4

          Итого:

18-20 баллов –«5»,  14-17 баллов – «4», 13-10 баллов – «3»

Оценочный лист:

Вид деятельности

Балл      

Максим.балл

1

Домашнее задание

5

2

Графический диктант

6

3

Индивидуальные ответы

4

Самостоятельная работа

5

5

Моя активность на уроке

4

          Итого:

18-20 баллов –«5»,  14-17 баллов – «4», 13-10 баллов – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

Урок по алгебре в 8 классе по теме "Числовые промежутки" Презентация к уроку "Числовые промежутки"

План - конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Числовые промежутки". Технология развивающего обучения с применением ИКТ. Преподавание ведется по учебнику "Алгебра,8 класс" под ред. С.А.Теляковс...

Информационные технологии на уроках математики. Разработка урока по алгебре "Арифметический квадратный корень", 8-й класс

Информационные технологии на уроках математики. Разработка урока по алгебре "Арифметический квадратный корень", 8-й класс ...