Десятичная запись дробных чисел
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС по учебнику " Математика-5" под редакцией Виленкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
desyatichnaya_zapis_drobnyh_chisel.rar | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: формирование навыков чтения и записи десятичных
дробей.
Задачи:
- обучающие – сформировать умение читать и записывать десятичные дроби;
- воспитательные – воспитывать культуру математического мышления, умение работать самостоятельно.
- развивающие – развивать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности;
Тип урока - урок изучения нового материала с использованием ЭОР;
Формы работы учащихся – фронтальная и индивидуальная
Планируемый результат:
Предметные:
- знать правило записи и чтения десятичных дробей;
- уметь правильно записывать и читать десятичные дроби ;
- применять вычислительные навыки при решении математических заданий.
Личностные:
понимать смысл поставленной задачи; инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.
Метапредметные:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Ход урока
1 Организация начала урока.
2. Целеполагание.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность;
2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: продолжение работы с множеством натуральных чисел и дробями.
3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 2:
– С множеством, каких чисел вы работали? (С множеством натуральных чисел и множеством дробей.)
– Сколькими способами можно записать любое натуральное число или дробь? (Бесконечным числом раз.)
– Какие знания вам дают такую возможность? (Умение представлять числа в виде дроби со знаменателем 1, основное свойство дроби.)
– Сегодня вы продолжите рассматривать множество натуральных чисел и дробей и посмотрите, а нельзя ли ещё как-то по-новому их записывать.
− По какому плану вы будете открывать новые способы?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: разряды натуральных чисел, классы, позиционная система записи натуральных чисел, действия с дробями;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового
знания: анализ, сравнение, обобщение;
6) мотивировать к выполнению пробного действия;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое сегодня число? (24 января 2013 г.)
– Прочитайте число 24 012 013.
– Сколько всего разрядов в записи данного числа? (8 разрядов.)
– Сколько классов в его записи? Назовите их. (3 класса: класс единиц, класс тысяч и класс миллионов.)
– Какие еще классы используются для записи натуральных чисел? (Классы миллиардов, триллионов, квадриллионов и т.д.)
– Почему систему записи натуральных чисел называют позиционной? (Значение каждой цифры зависит от ее места в записи.)
– Почему ее называют десятичной? (Единица каждого разряда содержит 10 единиц предыдущего разряда.)
– Установите закономерность и продолжите ряд чисел на 3 числа. Что вы замечаете?
1 000 000; 100 000; 10 000; 1000; 100; 10; 1; ... (Числа уменьшаются в 10 раз, дальше идут ; ; , числа, которые шли перед 1, записаны в знаменателе, как бы в обратном порядке.)
– Можно ли продолжить этот ряд дальше? Назовите несколько следующих чисел.
– Что общего у записанных вами дробей? Что интересного заметили?
Мы будем записывать дробные числа по-новому, но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто догадался к каким?
Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри-
Единица и нули.
Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя, такое число можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби.
− А теперь я вам предлагаю рассмотреть следующее задание.
На доску вывешивается карточка с пробным заданием :
= 0,1 = 0,6
= 0,01 4 = 4,38
= 0,001 2 = 2,007
Около пяти столетий назад математик Симон Стевин предложил ограничиться в практических задачах только дробями, у которых в знаменателе степени 10, и придумал для них более короткую и удобную запись, а названы они были десятичными дробями.
Вам надо сформулировать правило, по которому обыкновенные дроби записаны в виде десятичных дробей и по аналогии с приведенными примерами, запишите число 35.
− Сформулируйте цель вашей работы?
− Сформулируйте тему урока.
− У кого нет ответа?
− В чём у вас затруднения? (Мы не смогли сформулировать правило, по которому обыкновенные дроби записаны в виде десятичных дробей и по аналогии с приведенными примерами, записать число .)
− У кого есть ответ?
Выслушиваются гипотезы детей и на доску фиксируются результаты записи данного числа.
− Каким эталоном вы воспользовались, выполняя данное задание? (...)
− В чём у вас затруднение? (Мы не можем указать эталон, по которому сформулировали правило, по которому обыкновенные дроби записаны в виде десятичных дробей и записали число 35.)
− Что дальше надо сделать? (Надо выяснить, где и почему возникло затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были сформулировать правило, по которому обыкновенные дроби записаны в виде десятичных дробей и по аналогии с приведенными примерами, запишите число 35.)
− Как вы действовали при выполнении задания? (...)
– Где возникло затруднение? (Часть работы выполнялась вместе, а часть нет.)
− Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет эталона для записи обыкновенных дробей в виде десятичных дробей.)
− Что дальше вы должны сделать?
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
организовать построение проекта выхода из затруднения:
− учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);
− учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
− учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);
− учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Сформулируйте цель своей деятельности. (Мы должны построить способ записи обыкновенных дробей со знаменателем степени 10 в виде десятичных дробей, научиться, используя построенный способ записывать десятичные дроби и читать их.)
− Чем вы можете воспользоваться при достижении цели. (Умением анализировать равенства.)
− Составьте план действий. (Проанализировать каждое равенство, построить способ.)
Обратите внимание на каждое записанное равенство.
-Что пишут сначала? Что пишут потом? Чем отделяется целая часть от дробной? (Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. )
Совпадает ли количество нулей в знаменателе с количеством цифр после запятой?
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;
3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
4) организовать фиксацию преодоления затруднения;
5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Организация учебного процесса на этапе 5:
Работа с алгоритмом
- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.
1.Записать целую часть (она может быть равна нулю), ставим запятую.
2.После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части
3.С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака
4.В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.
Организация учебного процесса на этапе 6: Работа с учебником. Откройте учебник на странице 180,
Прочитаем выделенные абзацы. Дети читают по очереди. Обратить их внимание на правило.
Работа со слайдами презентации.
С чтением дробей вы справились и теперь мы проведём игру «Прочитай слово». Я буду читать вам дроби, а вы записывать их в тетрадях в виде десятичной дроби, соотнести с буквой и прочитать получившееся слово. Записываем в столбик дроби, напротив соответствующую букву.
1571г – Иоганн Кеплер - немецкий математик и астроном, предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали так 3(0)7 или разными чернилами целую и дробную части. 1592г – в записи дробей впервые встречается запятая. 1703г – в России учение о десятичных дробях М.В.Ломоносов.
Пять целых две десятых | 5,02 | 5,2 | 5,002 |
Т | К | Р | |
Ноль целых восемь тысячных | 0,008 | 0,08 | 0,8 |
Е | О | У | |
Три целых двадцать пять тысячных | 3,25 | 30,25 | 3,025 |
Д | В | П | |
Шестнадцать целых пять сотых | 16,005 | 16,5 | 16,05 |
С | М | Л | |
Восемнадцать целых восемь сотых | 18,8 | 18,08 | 18,008 |
И | Е | А | |
Тридцать четыре целых сто пять тысячных | 34,0105 | 34,105 | 34,15 |
В | Р | Ц |
Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом);
3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);
4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Наш урок скоро заканчивается. Чему вы сегодня научились? (Мы с вами сегодня разобрали, как читать, записывать десятичные дроби, на следующих уроках вы узнаете, как выполнять арифметические действия с десятичными дробями). А наш урок достиг целей? Это мы сейчас проверим.
Самостоятельная работа: (даётся на листочках)
- Запишите в виде десятичной дроби числа
, 3, 12, 7, 14, , , 2
- Запишите в виде десятичной дроби числа
а) 5 целых 7 десятых; б) 0 целых 3 десятых; в)14 целых 4 сотых; г) 0 целых 72 тысячных.
Вариант 2
- Запишите в виде десятичной дроби числа
5, 7, 7, 5, 2, , ,
- Запишите в виде десятичной дроби числа
а) 3 целых 7 десятых; б) 0 целых 11 сотых; в)12 целых 4 сотых; г) 8 целых 27 тысячных.
Организация учебного процесса на этапе 7:
После выполнения учащиеся проверяют по эталону для самопроверки, который вывешивается на доску .
− У кого возникло затруднение при выполнении задания а)?
− В каком месте?
− Почему у вас возникло затруднение?
− У кого возникло затруднение при выполнении задания б)?
− В каком месте?
− Почему у вас возникло затруднение?
− Кто правильно выполнил задание?
8. Рефлексия деятельности на уроке
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Что нового вы сегодня узнали?
− Какие цели вы ставили перед собой?
− Вы достигли поставленных целей?
− На что вы опирали при достижении целей?
– Каков алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную дробь?
– Как прочитать десятичную дробь?
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".
Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....
Десятичная запись дробных чисел
Зима - такое время года,Когда детишкам хочется гулять.Кататься на коньках, играть, не глядя на погоду,Но нам дроби с ними нужно изучать.Чтобы настроить пятиклассников на позитивный лад при изучении де...
урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел
Это первый урок в 5 классе в разделе "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...
презентация к уроку в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел
Эта презентация предназначена для урока математики в 5 классе на тему "Десятичная запись дробных чисел"...
Десятичная запись дробных чисел
Тема урока«Десятичная запись дробных чисел» Тип урока:урок изучения нового материала Цели урока: образовательная: научить читать и записывать десятичные дроби воспитательная: развити...
Методическая разработка урока "Десятичная запись дробных чисел"
Конспект урока "Десятичная запись дробных чисел" с использованием ЭОР...
Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"
Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"...