Пособие для учащихся "Повторение. Многочлены"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Данная статья содержит теоретический материал и примеры решения задач по теме "Многочлены". Предназначена для учащихся 9 классов при подготовке к ОГЭ, а также для учителей в помощь при подготовке уроков повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_povtorenie_mnogochleny.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
В.К. Кузнецова,
учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г. Москва
кандидат педагогических наук
Готовимся к ОГЭ
Пособие для учащихся «Многочлены»
Определение 1
Многочленом называется сумма одночленов.
Например, а² + 2а, 2х² + 5х – 2.
Любой многочлен можно привести к стандартному виду.
Для этого нужно каждый его член представить в стандартном виде и привести подобные слагаемые.
Рассмотрим пример:
Преобразовать выражения в многочлен: (5х² - 12х + 4) – (2х² + 5х – 2).
Решение:
а) (5х² - 12х + 4) – (2х² + 5х – 2) = 5х² - 12х + 4 - 2х² - 5х + 2 =
= (5х² - 2х²) + (-12х -5х) + (4 + 2) = 3х² - 17х + 6;
Определение 2
Степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней, входящих в него одночленов.
Правила:
- Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить.
2х (9х - 3)= 18 х² - 6х
- Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
(а + b) (с + d) = ac + ad + bc + bd
Определение 2
Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов называют разложением многочлена на множители.
Способы разложения многочлена на множители:
- Вынесение общего множителя за скобки:
9а²с + 15с² = 3с (3а + 5с)
- Способ группировки:
ас – 5с + 3а – 15 = (ас – 5с) + (3а – 15) = с (а – 5) + 3(а – 5) =
= (а – 5) (с + 3)
Доказательство тождеств.
Для доказательства тождеств преобразуют его левую часть в правую или правую часть в левую или показывают, что левая и правая части исходного равенства тождественно равны одному и тому же выражению.
Примеры решения заданий.
1.Преобразовать выражения в многочлен:
а) 4х (х² + 3х - 2)
Решение: 4х (х² + 3х – 2) = 4х³ + 12х² - 8х;
б) (х + 5) (у – 7).
Решение: (х + 5) (у – 7) = ху – 7х + 5у – 35.
2. Упростить выражение:
а) 3х (7х – 2) – 2х (9х + 3);
Решение: 3х (7х – 2) – 2х (9х + 3) = 21х² - 6х – 18 х² - 6х = 3х² - 12х;
б) 3а (а² + 2а) – 4а (а² - 7а);
Решение: 3а (а² + 2а) – 4а (а² - 7а) = 3а³ + 6а² - 4а³ + 28а² = - а³ + 34а²;
в) (х + 3) (х – 7) – 4х (5 – 2х);
Решение: (х + 3) (х – 7) – 4х (5 – 2х) = х² - 7х + 3х – 21 – 20х + 8х² =
= 9х² - 24х – 21;
г) (у + 2) (у – 6) + (у + 3) (у – 4).
Решение: (у + 2) (у – 6) + (у + 3) (у – 4) =
= у² - 6у + 2у – 12 + у² - 4у + 3у – 12 = 2у² - 5у – 24.
3. Решить уравнения:
а) 2х (3х – 4) – 3х (2х + 5) = 7;
Решение:
2х (3х – 4) – 3х (2х + 5) = 7;
6х² - 8х – 6х² - 15х = 7;
- 14 х = 7;
х = 7: (- 14);
х = - 0,5.
Ответ: - 0,5.
б) - = 1.
Решение:
- = 1
Умножим обе части уравнения на наименьший общий знаменатель дробей, т.е. на число 14:
- = 1; | ·14
Получим:
7(х + 3) – 2(х – 4) = 1· 14;
7х + 21 – 2х + 8 = 14;
5х + 29 = 14;
5х = 14 – 29;
5х = - 15;
х = -15:5;
х = - 3.
Ответ: - 3.
4.Разложить на множители:
а) 3а – 15с;
Решение: 3а – 15с = 3(а – 5с);
б) 5х – 2ху;
Решение: 5х – 2ху = х (5 – 2у);
в) - х³;
Решение:
- х³ = х³ ( – 1) = х³ (х²– 1) (х²+1)= х³(х– 1)(х+1)(х²+1);
г) 18ас² + 9ас;
Решение: 18ас² + 9ас = 9ас (2c + 1);
д) 15m³ - 9m²n – 12m²;
Решение: 15m³ - 9m²n – 12m² = 3m² (5m – 3n – 4)
е) ху – хz + my – mz;
Решение: ху – хz + my – mz = x(y – z) + m (y – z) = (y – z) (x + m);
ж) 4а – 4b + ca – cb;
Решение: 4а – 4b + ca – cb = 4(a – b) + c (a – b) = (a – b) (4 + c).
Задачи для самостоятельного решения
Задания обязательного уровня.
1.Преобразовать выражение в многочлен:
а) (7х² - 4х + 8) – (4х² + х – 5);
б) – 5а ( - 6а² + 3);
в) 6m (mn + 3n²) – 3mn (5m + 4n);
г) 12 + 6х³ (7х – 2х²);
д) (х + 4) (3х – 2);
е) (6m + 5n) (7m - 3n);
ж) (10 + b) (b² - 12);
з) (х +5) (х² + х – 6).
2. Упростить выражение и вычислить его значение:
8k (4 + 3k) – 12k (2k + 2), если k = - 0,5.
3Разложить на множители:
а) 18ху – 6х²;
б) 15 - 3;
в) 6m²n² + 9m²n – 12mn²;
г) 4х – 4у + сх – су.
4. Решить уравнение:
0,4х (5х – 2) + 9,6 = 2х (2 + х).
Задания повышенного уровня.
5. Решить уравнение:
а) - = 1;
б) (3х + 4) (4х – 3) – 36 = (2х + 5) (6х – 7).
6. Разложить на множители:
а) 5m – 5n + (m – n) ²;
б) + 6а³ + + 6.
7. Доказать, что выражение (8 – 2х (9 + 3х (8 – х))) – (6 – 3(6х – 2х² (х – 8))) принимает положительные значения при любом значении х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Комплекты пособия по теме: "Лоскутная мозаика". Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического повторения."
Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического применения....
Проектное занятие по русскому языку по теме "Простое предложение. Создание электронного пособия пособия"
Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что по...
Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".
Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....
Самостоятельная работа по теме "Умножение многочлена на многочлен и разложение многочлена на множители способом группировки".
Самостоятельная работа по теме "Умножение многочлена на многочлен и разложение многочлена на множители" для 7 класса....
кр многочлены стандартный вид многочлена
тренажер...
План урока «Многочлены. Стандартный вид многочлена»
План-конспект открытого урока...
Презентация к открытому уроку«Многочлены. Стандартный вид многочлена»
Презентация к уроку...