ФГОС Метапредметные умения и навыки 5-6 класс
методическая разработка по алгебре (5, 6 класс) на тему
Таблица соответствия содержания УМК Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)
основного общего образования и КИМ ГИА по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метапредметные умения | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица соответствия содержания УМК Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)
основного общего образования и КИМ ГИА по математике
Метапредметные и личностные результаты обучения по УМК МПИ (курс «Математика» для 5– 6 классов)
Блоки УУД | ФГОС | Фундаментальное ядро | программа | учебные материалы | |
5 класс | 6 класс | ||||
Блок регулятивных УУД | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, | целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; | формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности | §§ 15-16, 19-20, 23-26, 30, 32-34 | §§ 3-5, 6, 11, 21, 23, 24 |
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, | планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; | ||||
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, | прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; | ||||
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | §§ 1-46 (разделы для самопроверки к каждому параграфу «Проверь себя») §§ 1,2,3,4; главы 2-6, §§40, 42 | §§ 1-34 (разделы для самопроверки к каждому параграфу «Проверь себя») §§1,2 §§15-16 | ||
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; | ||||
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | ||||
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. | ||||
Блок познавательных УУД | Общеучебные: | ||||
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; | умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач | §§ 15-16, 19-20, 23-26, 30, 32-34 | §§ 3-5, 6, 11, 21, 23, 24 | |
смысловое чтение | поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения учебных проблем | §§ 1-46 | §§ 1-35 | |
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | знаково-символические действия, включая моделирование; | умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; | §§ 2, 21, 22 | §§ 3-5, 31, 33 | |
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; | умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, | §§ 13, 16, 20, 24, 25, 32, 38, 44; разделы к каждому параграфу «Подведем итоги» | §§ 7-10, 17, 21, 23 разделы к каждому параграфу «Подведем итоги» | |
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; | §§ 17, 19, 30, 36 | §§ 20, 21, 24, 25, 29 | |
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | §§ 1-46 (разделы в конце темы «Проверьте свои знания» | §§ 1-35 (разделы в конце темы «Проверьте свои знания») | ||
универсальные логические действия: | |||||
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); | § 2, 12, 13, 15, 19, 24, 32, 33, 42 | §§ 7-11, 17, 20, 23, 24, 34, 35 | |||
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; | §§ 23-30, 38 | §§ 18, 31, 34, 35 | |||
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, | выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | § 30 | §§ 17, 20, 24, 33 | ||
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, | подведение под понятия, выведение следствий; | §§ 9, 10-13, 40, 41 | §§ 2, 3, 6, 15, 18, 27, 28, 30, 31 | ||
устанавливать причинно-следственные связи, | установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; | умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; | §§ 24-26, 30, 34, 44 | §§ 8-10 | |
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; | выдвижение гипотез и их обоснование. | умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки; | §§ 13, 16, 20, 24, 25, 32, 38, 44 | §§ 9, 10 | |
действия постановки и решения проблем | |||||
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; | §§ 1, 2, 13, 17, 21, 22, 36, 45 | §§ 5, 11. 12, 17, 19. 21, 23-25, 29, 33 | |
Блок коммуникативных УУД | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | §§ 1-46 (вопросы к читателю в тексте параграфов) | §§ 1-35 (вопросы к читателю в тексте параграфов) | |
работать индивидуально и в группе, находить общее решение и | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | ||||
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; | разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; | ||||
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | ||||
Личностные результаты | готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы | Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение | представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития | §§ 1, 5, 7, 10, 11, 16, 23-26, 30, 37-39, 40 | §§ 28,29,33 |
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, обосновывать свою точку зрения и уважительно относиться к иным мнениям | §§ 1-4, 21 | § 6-10 | |
информационно-коммуникационные компетенции | умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности | §§1-48 (разделы «Проверь себя»; разделы в конце темы «Проверьте свои знания) | §§ 17, 27, 34, 35 §§ 1-35 (разделы «Проверь себя»; разделы в конце темы «Проверьте свои знания»)
| ||
социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими | способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
Предметные результаты обучения по УМК МПИ (курс «Математика» для 5– 6 классов)
ФГОС | ядро | программа | ГИА | учебники | |||||||
5 | 6 | ||||||||||
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; | Владеть базовым понятийным аппаратом, иметь представление об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления. | §§ 1 – 3, 5, 7, 10 – 12, 14, 19, 21 – 23,27 – 30, 32, 34, 35, 37-40, 42, 43, 45 | §§2, 5, 15, 26-29, 31,33 | ||||||||
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую инфор-мацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; | Уметь работать с математическим текстом; применять математическую терминологию и символику; проводить классификации | §§2, 21, 31, 44 | §§ 9 - 10 | ||||||||
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; | Сравнивать и упорядочивать, выполнять вычисления с рациональными числами. | ||||||||||
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия над натуральными числами. Устный счет. | Натуральный ряд. Десятичная система счисления. | 1.1.1 Десятичная система счисления. Римская нумерация. | § 3-4,§ 6 | ||||||||
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. | 1.1.2 Арифметические действия над натуральными числами. Свойства арифметических действий. | § 15 § 17 § 19 § 23-26 § 31-33 | |||||||||
Степени. | Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. | 1.1.3 Степень с натуральным показателем, вычисление значений выражений, содержащих степени. | § 11 § 20 | ||||||||
Целые числа. Расширение понятия числа: натуральные, целые, рациональные. Модуль числа. | Положительные и отрицательные числа, модуль числа | 1.3.1 Положительные и отрицательные числа, нуль. 1.3.2 Модуль числа. | § 40-41 | ||||||||
Изображение чисел точками координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа. | 2.5.1 Изображение чисел точками координатной прямой. 2.5.2. Геометрический смысл модуля числа | § 6 § 40 | |||||||||
Множество целых чисел. Множество рациональных чисел. | § 41 | § 18 | |||||||||
Сравнение рациональных чисел. | 1.3.3 Сравнение рациональных чисел. | § 42 | § 17 | ||||||||
Арифметические действия с рациональными числами. | 1.3.4 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами. Свойства арифметических действий. | § 43-46 | § 1 § 20-21 § 24-25 | ||||||||
Деление с остатком. Обыкновенные и десятичные дроби, операции над ними. | Деление с остатком. | 1.1.7 Деление с остатком. | § 31 | § 6 | |||||||
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. | 1.2.1 Обыкновенные дроби. 1.2.2 Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | § 10 | § 15-16 | ||||||||
Сравнение обыкновенных дробей. | 1.2.4 Сравнение дробей. | § 17 | |||||||||
Арифметические действия с обыкновенными дробями. | 1.2.3 Арифметические действия с обыкновенными дробями. | § 19-21, 23 | |||||||||
Нахождение части от целого и целого по его части. | 1.2.5 Нахождение части (дроби) числа и числа по его части (дроби). | § 19, 22 | |||||||||
Десятичные дроби. | 1.2.6 Десятичные дроби. | § 11,12 | |||||||||
Сравнение десятичных дробей. | 1.2.7 Сравнение десятичных дробей. | § 13 | |||||||||
Арифметические действия с десятичными дробями. | 1.2.8 Арифметические действия с десятичными дробями. | § 16,17,20, 24-26, 30, 32-36 | § 1 | ||||||||
Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. | 1.2.9 Представление десятичной дроби в виде обыкновенной и обыкновенной дроби в виде десятичной. | § 11 § 33 | § 15, 18, 24 | ||||||||
Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. | Делители и кратные. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. | 1.1.4. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. | § 6-9, 11 | ||||||||
Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. | 1.1.5 Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. | § 11-12 | |||||||||
Наибольший общий делитель; наименьшее общее кратное. | 1.1.6 Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. | § 13-14 | |||||||||
1.6.7. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. | § 14 | ||||||||||
4) овладение символьным языком алгебры, овладение приёмами решения уравнений, умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат | Выполнять вычисления по формулам, составлять формулы, решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способом. | ||||||||||
Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. | 1.3.6 Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. | § 21, 36 | § 4 | ||||||||
Числовое значение буквенного выражения. | Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. | 2.1.1 Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. | § 21 | § 2, 7-9 | |||||||
Уравнения. Составление уравнений по условиям задач. Решение текстовых задач алгебраическими способами. Интерпретация результата. Отбор решений. | Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. | 2.2.1 Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. | § 22 | § 2-5 | |||||||
Проценты. Пропорции. Решение текстовых задач арифметическими способами. | Отношение. Пропорция; основное свойство пропорции. | 1.6.5 Пропорция. Основное свойство пропорции. 1.6.6 Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. | § 26-27 | ||||||||
Проценты; нахождение процентов от величины и величины по ее процентам; выражение отношения в процентах. | 1.6.3 Проценты. Нахождение процента от величины и величины по ее проценту. 1.6.4 Отношение, выражение отношения в процентах. | § 28-29 | |||||||||
Решение текстовых задач арифметическими способами. | § 37-39 | § 19, 22, 29 | |||||||||
Примеры зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость; и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. | 1.6.2. Представление зависимости между величинами в виде формул. 2.2.15. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. | § 28, 37 | § 2 | ||||||||
Измерение величин. Метрические системы единиц. Измерение отрезков. | 1.6.1 Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. | § 7,12,27-29 | |||||||||
Декартова система координат на плоскости. | Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости. | 2.5.4 Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. | § 31 | ||||||||
5) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; 7) формирование знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах | Вычислять значения геометрических величин, применять изученные свойства фигур и отношений между ними, для решения геометрических задач; изображать плоские и пространственные геометрические фигуры; читать геометрические чертежи. | ||||||||||
Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. Отрезок, прямая, угол, треугольники, четырехугольники, многоугольники, окружность. | Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Взаимное расположение двух прямых. | 3.1.1 Геометрические фигуры и тела. Точка, прямая и плоскость. 3.1.4 Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. | § 5, 8, 18 | § 30, 32 | |||||||
Геометрические величины и измерения. Длина отрезка. | Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. | 3.6.1 Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. | § 7, 18 | ||||||||
Угол. Градусная мера угла. | Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. | 3.1.5 Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. 3.6.4 Величина угла. Градусная мера угла. | § 8, 9 | ||||||||
Треугольники, | Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. | § 18 | |||||||||
Четырехугольники, многоугольник. | Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. | 3.3.2 Прямоугольник, квадрат. | § 18 | ||||||||
Симметрия фигур. | Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. | §34,35 | |||||||||
Понятие площади. Основные формулы для вычисления площадей. | Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Понятие о равенстве фигур. | 3.6.5 Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. 3.6.6 Площадь прямоугольника. | § 27-28 | ||||||||
Многогранники. | Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Многогранники, правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса. | 3.1.9 Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры разверток. | § 29 | ||||||||
Понятие объема. Основные формулы для вычисления объемов. | Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба. | 3.6.9 Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба. | § 29 | ||||||||
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений. | Использовать основные способы представления и анализа статистических данных; находить частоту и вероятность случайных событий; решать комбинаторные задачи. | ||||||||||
Перебор вариантов и элементы комбинаторики. | Решение комбинаторных задач перебором вариантов. | 4.1.1 Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов. | § 11 | ||||||||
Представление данных, их числовые характеристики. Таблицы и диаграммы. | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 4.2.1 Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | § 33 | ||||||||
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; | 4) применять приобретенные знания и умения для решения задач практического характера, задач из смежных дисциплин, решать задачи, применяя изученные понятия, результаты и методы из различных разделов курса; | § 14 § 37-39 | § 26-29, 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Метапредметные умения и навыки по географии"
Вашему вниманию предлагается статья " Метапредметные умения и навыки по географии", которая раскрывает систему поэтапного формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках географии....
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии
В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ»
Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько ...
Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах
О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...
Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 8-м классе
Данная разработка предназначена для обучающихся 8-х классов.Цель разработки – определить уровень сформированности основных метапредметых результатов обучения – умение обучаемых работать с ...
«СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ»
В течение многих лет прочные позиции в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе занимало изложение с элементами сочинения. Подробный пересказ как вид работы требует от ученика ...