«Линейная функция . Её график и свойства»
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
· Как обучать?
· С помощью чего учить?
· Как проверить достижение новых образовательных результатов?
В данной статье преследуется цель обратить внимание своих коллег на дидактическую систему деятельностного метода «Алгоритм успеха» (учебник Алгебра 7, Геометрия 7, авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир) .Данная система соответствует новым современным целям образования, ориентирована на развитие мышления и творческих личностных качеств, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 43 КБ |
formirovanie_u_shkolnikov_kommunikativnyh.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики по ФГОС
«Линейная функция . Её график и свойства»
Учебник: Алгебра -7, авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,2012 год, издательский центр «Вентана - Граф»,2012.
Класс: 7
Предмет: математика.
Тип урока: комбинированный урок.
Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение, коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
Методы работы: словесные, наглядные, постановки учебной проблемы, практические (самостоятельная работа).
Формы обучения – фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах, в парах сменного состава.
Цели урока:
Образовательные:
- формировать умение классифицировать объекты;
- формировать навыки построения и чтения графика линейной функции;
- показать зависимость расположения графика линейной функции от значений k и b
- Способствовать формированию умений применять приемы: обобщения, сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию мат. кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, коллективизма.
- уважительного отношения к мнению одноклассников.
- умение выражать и отстаивать собственное мнение.
Развивающие:
- развитие самостоятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Методы, технологии, средства обучения | Деятельность обучающегося | УУД, которые развиваются на данном этапе урока |
Самоопределение к деятельности | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок: | Словесные, ИКТ | Приветствуют учителя, слушают учителя. | Коммуникативные – умение слушать. |
Актуализация опорных знаний, устная работа | Проверяет готовность обучающихся к уроку посредством устных | Практические, тренажёры для устных вычислений. | Выполняют упражнения на тренажёрах для развития вычислительных навыков. | Познавательные - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Формулирование учебной проблемы | Учитель задаёт вопрос: В координатной плоскости отметьте точки: А(0;6), В(-3;4), С(-4;0), М(2;-5), К(-4;-3). Построить график функции у = -2х+2. Сообщение темы урока. | Метод постановки учебной проблемы, диалога, фронтальная работа. | Много разных мнений. Осознание противоречий | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной учебной цели. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в процессе диалога |
Открытие нового знания | Организует самостоятельную работу по изучению нового материала | Технология сотрудничества, работа в малых группах, работа с учебником. | Читают текст, обсуждают приведённые в учебнике примеры решения задач, составляют свои по данному свойству, осуществляют взаимопроверку, изученного материала | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, интерпретация её в знаковые системы. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Первичное закрепление | Групповая обучающая самостоятельная работа в четырех вари антах | Информационно-коммуникативные технологии, индивидуальная работа, работа в парах | Выполняют задание | Предметные - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные - осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание уровня усвоения. |
Домашнее задание | Записывают домашнее задание | |||
Рефлексия деятельности, итог урока. | Подведение итогов | Индивидуаль-ная | Каждый ребёнок делает проект и оценивает свою работу на уроке | Коммуникативные - умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики по ФГОС
«Линейная функция . Её график и свойства»
Учебник: Алгебра -7, авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,2012 год, издательский центр «Вентана - Граф»,2012.
Класс: 7
Предмет: математика.
Тип урока: комбинированный урок.
Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение, коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
Методы работы: словесные, наглядные, постановки учебной проблемы, практические (самостоятельная работа).
Формы обучения – фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах, в парах сменного состава.
Цели урока:
Образовательные:
- формировать умение классифицировать объекты;
- формировать навыки построения и чтения графика линейной функции;
- показать зависимость расположения графика линейной функции от значений k и b
- Способствовать формированию умений применять приемы: обобщения, сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию мат. кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, коллективизма.
- уважительного отношения к мнению одноклассников.
- умение выражать и отстаивать собственное мнение.
Развивающие:
- развитие самостоятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Методы, технологии, средства обучения | Деятельность обучающегося | УУД, которые развиваются на данном этапе урока |
Самоопределение к деятельности | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок: | Словесные, ИКТ | Приветствуют учителя, слушают учителя. | Коммуникативные – умение слушать. |
Актуализация опорных знаний, устная работа | Проверяет готовность обучающихся к уроку посредством устных | Практические, тренажёры для устных вычислений. | Выполняют упражнения на тренажёрах для развития вычислительных навыков. | Познавательные - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Формулирование учебной проблемы | Учитель задаёт вопрос: В координатной плоскости отметьте точки: А(0;6), В(-3;4), С(-4;0), М(2;-5), К(-4;-3). Построить график функции у = -2х+2. Сообщение темы урока. | Метод постановки учебной проблемы, диалога, фронтальная работа. | Много разных мнений. Осознание противоречий | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной учебной цели. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в процессе диалога |
Открытие нового знания | Организует самостоятельную работу по изучению нового материала | Технология сотрудничества, работа в малых группах, работа с учебником. | Читают текст, обсуждают приведённые в учебнике примеры решения задач, составляют свои по данному свойству, осуществляют взаимопроверку, изученного материала | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, интерпретация её в знаковые системы. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Первичное закрепление | Групповая обучающая самостоятельная работа в четырех вари антах | Информационно-коммуникативные технологии, индивидуальная работа, работа в парах | Выполняют задание | Предметные - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные - осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание уровня усвоения. |
Домашнее задание | Записывают домашнее задание | |||
Рефлексия деятельности, итог урока. | Подведение итогов | Индивидуаль-ная | Каждый ребёнок делает проект и оценивает свою работу на уроке | Коммуникативные - умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Формирование у школьников коммуникативных
универсальных учебных действий средствами предмета
«Математика»
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
- Как обучать?
- С помощью чего учить?
- Как проверить достижение новых образовательных результатов?
В данной статье преследуется цель обратить внимание своих коллег на дидактическую систему деятельностного метода «Алгоритм успеха» (учебник Алгебра 7, Геометрия 7, авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир) .Данная система соответствует новым современным целям образования, ориентирована на развитие мышления и творческих личностных качеств, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию.
Данный учебник разделён на четыре главы, каждая из которых состоит из параграфов. В параграфах изложен теоретический материал. На что нужно обратить особое внимание выделено жирным шрифтом.
К каждому параграфу подобраны задачи, различного уровня сложности, что позволяет ребёнку самому оценить степень усвоения данного материала.
Каждый параграф заканчивается особой рубрикой «Учимся делать нестандартные шаги». Для решения этих задач не достаточно только математических знаний, нужно чтобы ребёнок проявлял в них изобретательность и сообразительность.
Тема урока: « Линейные функции»
Цели урока:
Образовательные:
- формировать умение классифицировать объекты;
- формировать навыки построения и чтения графика линейной функции;
- показать зависимость расположения графика линейной функции от значений k и b
- Способствовать формированию умений применять приемы: обобщения, сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию мат. кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, коллективизма.
- уважительного отношения к мнению одноклассников.
- умение выражать и отстаивать собственное мнение.
Развивающие:
- развитие самостоятельности.
Методы: репродуктивный, групповой.
Виды работы: самостоятельная и тестовая работы
Девиз урока:
Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее.( Шукшин В.)
План:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Формирование умений и навыков. Изучение новой темы.
- Закрепление изученного материала: устные упражнения, задачи на построение графиков.
- Задание на дом.
- Подведение итога урока.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся
- а. В координатной плоскости отметьте точки: А(0;6), В(-3;4), С(-4;0), М(2;-5), К(-4;-3).
- Построить график функции у = -2х+2.
- Сообщение темы урока.
- Формирование умений и навыков. Объяснение материала урока.
1. Составьте выражение к условию задачи:
В бассейне было 200 литров воды. В течение t минут в бассейн каждую минуту поступало 80 литров воды. Вычислить объём бассейна.
Проверка: V = 80t +200, где t>=0.
2.Выполнить задание.
Первая бригада собрала 25 ящиков яблок; каждый рабочий второй бригады собрал по 2 ящика. Пусть во второй бригаде было х рабочих. Обозначим число всех ящиков , собранных двумя бригадами , буквой у . Тогда зависимость переменной у от переменной х выражается формулой
У=2х+25
Вычислите значение у при х=2, х=5.
2) Турист проехал на автобусе 15 километров от пункта А до пункта В, а затем продолжил движение от пункта В в том же направлении, но уже пешком со скоростью 4 км/час. На каком расстоянии (у) от пункта А будет турист через х часов ходьбы?
Проверьте
У=15+4х
Вычислите значение у при х=2, при х=3.
3.Что общего в полученных выражениях?
Сделайте вывод.
Определение линейной функции.
Функцию, которую можно задать формулой вида у=kx+b, где k и b – некоторые числа, х- независимая переменная, называют линейной
Записать в тетрадь определение.
4. Какие из функций являются линейными?
Проверьте: вторая, четвёртая, пятая, шестая
Назовите аргумент, функцию. № 849 (устно)
5. Найдите значение линейной функции у=-2х+2 при заданном значении аргумента
х= -3,-2,-1,0,1,2,3.
Заполните таблицу.
Х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
У | 7 | 5 | 3 | 1 | -1 | -3 | -5 |
Отметьте точки с данными координатами в системе координат.
На какой линии лежат все эти точки? Сделайте вывод.
6.Вывод с записью в тетради.
Графиком линейной функции является прямая линия.
IV. Закрепление изученного материала: устные упражнения, задачи на построение графиков.
7.Построить график функции у=х-3.
- Работа в парах (одна часть учащихся работает в тетрадях, а вторая часть учащихся строит графики при помощи табличного редактора на компьютере ) . Построить графики функций у=-3х+2 и у=3х+2
Проанализировать графики. Какая прямая является графиком функции горизонтальная или вертикальная, проходящая через начало координат или нет. Найти отличия. Постараться самостоятельно сделать вывод , когда функция возрастает, а когда убывает (k>0 – возрастает, k<0 – убывает).
9.Свойства графика функции y=kx, при k не равном 0. Ввести понятие прямой пропорциональности.
10. Работа у доски №852, 854 (1,2).
Групповая обучающая самостоятельная работа в четырёх вариантах. При необходимости использовать алгоритм построения графика функции и предписания для проверки правильности построения графика (приложение1 и приложение2 )
Постройте график функции, заданной формулой:
б)y=0,2x+5; г) y=x+1,5; д)y=1/2x-3; е)y=-x-3,5;
Приложение 1
Алгоритм построения графика линейной функции.
Чтобы построить график линейной функции нужно:
1. Задать два значения аргумента х;
2. Найти два соответствующих значения функции у;
3. Построить точки в системе координат;
4. Провести через них прямую линию.
Приложение2
Предписание для проверки правильности построения графика линейной функции
1. Возьми значение аргумента х, отличное от тех, которые использованы при построении графика;
2. Найди по формуле соответствующее значение функции у;
3. Построй точку с найденными координатами;
4. Проверь, принадлежит ли эта точка графику.
5. Если принадлежит, то график построен правильно, если нет – ищи ошибку.
11. Тестовые задания по вариантам с самопроверкой
Тест с выбором ответа.
Вариант1
1. Выбери неверное утверждение:
А) если точка лежит на оси абсцисс, то ее абсцисса равна нулю;
Б) каждая точка на координатной плоскости имеют две координаты;
В) графиком функции у = кх +в является прямая;
Г) прямые у=2х - 1 и у = 2х + 1 параллельны.
2. Выбери функцию, которая является линейной:
А)у=3/х+1;
Б)у=-х/3+1;
В)у=2х+х2;
Г) у=х3- х2.
3. Найдите координаты точек пересечения прямой у = 3х-1с осью абсцисс:
А)(0;-1);
Б)(1;0);
В)(-1;0);
Г) ( 1/3;0).
4. Функция задана формулой у =2х+3. Найти у, если х = -2.
А)-2;
Б)2;
В)1;
Г) -1.
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ |
|
|
|
|
Тест с выбором ответа.
Вариант2.
1. Выбери неверное утверждение:
А)функция может быть задана таблицей;
Б) если точка лежит на оси ординат, то ее ордината равна нулю;
В)графиком функции у=кх является прямая;
Г) прямые у=3х + 2 и у = -х + 2 пересекаются.
2. Выбери функцию, которая не является линейной:
А)у=100;
Б)у=-х/5-1;
В)у=2/х-1;
Г) у = -х + 2.
3. Найдите координаты точек пересечения прямой у = -3х +1 с осью ординат:
А)(0;1);
Б)(1;0);
В)(-1;0);
Г) ( 1/3;0).
4. Функция задана формулой у = -2х+3. Найти у, если х = 2.
А)-2;
Б)2;
В)1;
Г) -1.
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ |
|
|
|
|
- Домашнее задание: №853,855,857
- Итог урока:
- Какую функцию называют линейной?
- Что показывают коэф. K ?
- Что является графиком линейной функции?
- В каком случае графики двух линейных функций являются параллельными прямыми?
- В каком случае графики двух линейных функций пересекаются?
- Что представляет собой график функции у = в?
- Что представляет собой график уравнения х = а?
- Какая функция называется линейной?
Линейной функцией называется функция вида у = кх+b,
где к, b числа, х - независимая переменная (аргумент), у - зависимая переменная (функция).
- Что является графиком линейной функции?
Графиком линейной функции является прямая линия.
10. Как построить график линейной функции?
Для построения прямой достаточно отметить две точки и провести через них прямую линию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа по теме "Функции. Их графики и свойства" 10 класс
Назначение теста – оценить общеобразовательную подготовку по математике учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений по теме: «Связь между свойствами функции и графиком»...
Образовательная программа курса по выбору в 9 классе "Функции, их графики и свойства"
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, краткое содержание учебного материала...
Презентация «Линейная функция, её график, свойства».
презентация к уроку...
Презентация "Алгоритм определения формулы линейной функции по графику"
Материал используется на уроке алгебры в 7 классе при изучении линейной функции....
Презентация к уроку "Линейная функция и применение её свойств в решении задач на механическое движение "
Презентация готовилась к открытому интегрированному уроку по математике и физике на тему "Линейная функция и применение её свойств в решении задач на механическое движение " в 7 классе...
Линейная функция её график и свойства, 7 класс Мерзляк А.Г.
Система задач, направленная на усвоение геометрического смысла коэффициентов k и b и методику работы с ними. 7 класс, Мерзляк А.Г....
Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе
Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы...