Разработка урока по математике для учащихся 8 класса по теме: «Решение систем неравенств с одной переменной»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Материал урока входит в систему уроков по теме "Неравенства с одной переменной и их системы". Умение решать неравенства с одной переменной и их систем является одним из важных требований математической подготовки обучающихся 8-х классов, являясь базой для решения более сложных неравенств, изучаемых в дальнейшем в курсе математики средней школы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.51 КБ |
list_otsenki.docx | 12.88 КБ |
samoanaliz_uroka_po_teme_sistema_neravenstv.doc | 37.5 КБ |
reshenie_sistem_neravenstv_s_odnoy_peremennoy-8.ppt | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Разработка урока
по математике для учащихся 8 класса по теме: «Решение систем неравенств с одной переменной»
Учитель: Тютюнник Елена Леонидовна
Тема: Решение систем неравенств с одной переменной.
Предмет, класс, количество часов: Алгебра, 8 класс, 1 час.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
ОЦ: обеспечить усвоение умения решать простейшие системы, содержащие линейные уравнения с одной переменной.
ВЦ: через организацию урока воспитывать активность в труде, самостоятельность.
РЦ: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый при нахождении, способа решения систем неравенств с одной переменной.
ХОД УРОКА
- Передача целей и сообщение темы урока Мотивация.
Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем.
Урок алгебры начнем.
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Оглянитесь, посмотрите, поприветствуйте их своей улыбкой, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения.
-Какую тему Вы изучали на прошлом уроке? (Решение неравенств с одной переменной)
На прошлом уроках вы научились решать неравенства с одной переменной, используя свойства при решении неравенств.
Неравенство может быть хорошим помощником. Только надо знать, когда к нему необходимо обратиться за помощью. На языке неравенств нередко формулируется постановка задач во многих приложениях математики. Например, многие экономические задачи сводятся к исследованию систем линейных неравенств. Поэтому важно уметь решать системы неравенств. Сегодня вы узнаете, как решать системы неравенств, сформулируете алгоритм решения и научитесь применять его при решении задач. А для этого я предлагаю вам быть внимательными и активными.
Быть активным в труде – это, значит, поставить перед собой цель и добиться ее выполнения.
Давайте сформулируем цели, которые будем решать на уроке. (Научиться решать простейшие системы, содержащие неравенства с одной переменной).
Я приглашаю всех принять активное участие в достижении целей нашего урока. Запишите тему урока: «Решение систем неравенства с одной переменной».
2. Подготовка к изучению нового материала.
Для того чтобы перейти к изучению решения систем необходимо вспомнить изученный ранее материал.
У доски ученик решает домашний № 844(а) из учебника.(остальные ученики выполняют тест)
5(х-1)+7≤1-3(х+2)
5х-5+7≤1-3х-6
5х+3х≤1-7+5-6
8х≤-7 | :8
х≤-
-
Ответ: ( ).
Как решали неравенство? (используя свойства.)
Перечислите свойства, используемые при решении? (открывая скобки, знаки меняем на противоположные, если перед скобкой стоит знак минус; перенося слагаемые из одной части в другу, меняем знаки; если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же число положительное то получится равносильное ему неравенство, если умножить или разделить на одно и тоже отрицательное число обе части уравнения, то знак неравенства нужно поменять на противоположный ).
Для повторения теории темы «Неравенства и их свойства», проведем тестирование с последующей проверкой. Каждое задание теста предполагает ответ «Да» - фигура , «Нет» - фигура .
- В результате выполнения теста должна получиться какая-то фигура.(слайд 3).
- Верно ли утверждение: если х>2 и у>14, то х+у >16?
- Верно ли утверждение: если х>2 и у>14, то х·у<28?
- Является ли число 0 решением неравенства 3х-1<11?
- Является ли неравенство 3х+ 12>2х – 2 строгим?
- Существует ли целое число, принадлежащее промежутку ?
- Верно ли, что при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства не меняется?
(ответ: ).
Устный счет:
Множество чисел, удовлетворяющих неравенству -4< х 5 изображено на рисунке… Ответ:4). (слайд )
Числовой промежуток (; 9] изображен на рисунке…
Ответ:3). (слайд )
Установить соответствие между неравенством и числовым промежутком (слайд )
«Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки». Найдите ошибку в решении неравенства, объясните почему допущена ошибка, запишите в тетрадь правильное решение. ( слайд )
Задача: Автомобиль по горной дороге за 7 часов проезжает больше 210 км, а по шоссе за 5 часов – не более 400 км. В каких пределах может изменяться его скорость? (слайд ).
7х > 210,
5х 400.
О чем идет речь в задаче?
Что требуется найти?
Что обозначим за х? (скорость автомобиля)
Как найти расстояние? (Скорость умножить на время.)
Запишите неравенство
Составление математической модели (слайд ).
Постановка проблем: требуется найти такие значения х, при которых верны оба неравенства, т.е. найти общее решение этих неравенств. В таких случаях говорят, что надо решить систему неравенств, и используют следующую запись
7х > 210,
5х 400.
3.Изучения новой темы
- Как вы думаете, что называется решением системы неравенств?
(Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое из неравенств системы)
- Что значит « Решить систему неравенств»?
(Решить систему неравенств – значит найти все её решения или доказать, что решений нет)
- Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос « является ли заданное число
решением системы неравенств?»
(Подставить это число в оба неравенства системы, если получатся верные неравенства, то заданное число является решением системы неравенств, если получатся неверные неравенства, то заданное число не является решение системы неравенств)
Решить самостоятельно систему в задаче на движение автомобиля и ответить на вопрос задачи.
Сформулировать алгоритм решения систем неравенств
Рассмотреть примеры,
4. Закрепление темы. Работа с учебником (, 879(а), 881).
5. Домашнее задание: п.35 читать, рассмотреть примеры 1-4,
решить № 876(в, г)- -880(в, г).
6. Самостоятельная работа по вариантам
7. Подведение итогов урока (выставляются оценки)
Рефлексия (яблоня):
- Какую тему рассмотрели сегодня на уроке?
- В чем испытали затруднения?
- Над чем необходимо еще поработать?
Предварительный просмотр:
Лист оценки
Оценка | |
Тест | |
№ 879(а) | |
Самостоятельная работа |
Тест.___________________________
Самостоятельная работа.
Вариант 1 Решите систему неравенств: а) х + 3 > 0, 2x 5; б) х -4 > 5 – 2x, 3 – 2x < 7 + x; | Вариант 2 Решите систему неравенств: а) х - 1 < 0, 2x 1; б) х -3 > 3x - 5, 2x + 7 > 3; |
в) 3 – 4 (x -1) 3 х + 8,
3х - 5 4.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Урок проходил в 8 классе, предмет – математика, в классе 5 человек. Класс с хорошем уровнем подготовки.
Тема урока: Материал урока входит в систему уроков по теме "Неравенства с одной переменной и их системы". Умение решать неравенства с одной переменной и их систем является одним из важных требований математической подготовки обучающихся 8-х классов, являясь базой для решения более сложных неравенств, изучаемых в дальнейшем в курсе математики средней школы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Данный урок – первый, на изучение которого отводится 4 часа, из главы «Неравенства с одной переменной и их системы». Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Цель урока:
ОЦ: обеспечить усвоение умения решать простейшие системы, содержащие линейные уравнения с одной переменной.
ВЦ: через организацию урока воспитывать активность в труде, самостоятельность.
РЦ: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать
Цели урока были достигнуты. Ребята активно работали на уроке, быстро отвечали на поставленные вопросы. В итоге самостоятельную работу написали хорошо.
По методике проведения это урок – беседа с элементами исследования и самостоятельной работы. По организации это урок – практикум. По форме работы урок комбинированный, так как используются и фронтальный опрос, и коллективная, и индивидуальная работы.
На уроке применялись различные формы учебной деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная работа, устная работа.
Принципы: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: наглядный, словесный, практический и здоровозберегающие.
На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.(дифференцированная самостоятельная работа, разная степень заданий)
Урок состоит из 6 этапов:
- Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовался эмоциональный и психологический настрой).
- Подготовка учащихся к изучению нового материала, задача которого была повторения темы «Неравенства и их свойства» и переход к изучению нового материал (повторение изученного материала проводится в устной форме; в форме тестирования);
- Изучения нового материала(постановка проблемы, сами вывели алгоритм решения)
- Проверка знаний учащихся (самостоятельная работа), задача которого - проверить знания учащихся, взаимопроверка.
- Закрепления нового материала
- Информирование о домашнем задании, с комментарием.
- Рефлексия. Задача этапа- осмысление деятельности на уроке.
Контроль усвоения новых знаний, умений и навыков предусмотрен в виде самостоятельной работы, а так же в виде самостоятельно выставленной оценки при подведении итогов урока.
Поставленная цель соответствует этапу обучения, индивидуальному уровню развития школьников.
Особое внимание на уроке уделялось развитию следующих качеств: внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль.
Тип урока, методы и приемы обучения обоснованы и соответствуют подобранному содержанию урока. Присутствовали задания не только репродуктивного, но и поискового характера: найди соответствие, сравни, найдите два способа решения.
Использованы следующие методы познания: наблюдение, опыт, сравнение.
Наглядный материал уместен. Показана связь изучаемого материала с жизнью.
Домашнее задание носит творческий характер.
Методические приемы используемые на данном уроке могут быть применены в работе с обучающимися различной подготовки.
Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими знаний. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.
Во время проведения урока, на мой взгляд, было неудачным то, что ____________________________________________________
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке.
По результатам само- и взаимооценки учащихся , качество знаний по итогам урока _________.
Считаю, что урок цели достиг.
По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок детям понравился..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Верно ли утверждение: если х >2 и y >14, то х + y>16? Верно ли утверждение: если х >2 и y >14, то х · y< 28? Является ли число 0 решением неравенства 3х–1<11? Существует ли целое число, принадлежащее промежутку [–2,5;–2,3]? Является ли неравенство 3х+12>2х–2 строгим? 6. Верно ли, что при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства не меняется? Тест «Да»- или «Нет» Каждый последующий ответ пририсовывается к предыдущему. Ответ:
Оцените работу: «5»- без ошибок «4»-одна ошибка «3»-две ошибки «2»-более двух ошибок
Множество чисел, удовлетворяющих неравенству – 4 < х ≤5 изображено на рисунке -4 5 1) -4 5 2) -4 5 3) -4 5 4) Ответ: 4)
Числовой промежуток ( ; 9 ] изображен на рисунке 9 1) 3) 9 9 2) 4) 9 Ответ: 3)
Установить соответствие между неравенством и числовым промежутком Х ≥ 12 – 4 < Х ≤ 0 Х < – 0,3 2,5 ≤ Х < 10 3 < Х < 18 4 ≤ Х ≤ 12 1. ( – ; – 0,3) 2. (3; 18) 3. [ 12; + ) 4. (– 4; 0 ] 5. [ 4; 12 ] 6. [ 2,5; 10)
Найдите ошибку в решении неравенства и объясните почему допущена ошибка «Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки»
Найдите ошибку в решении неравенства и объясните почему допущена ошибка «Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки»
Задача: Автомобиль по горной дороге за 7 часов проезжает больше 210 км, а по шоссе за 5 часов – не более 400 км. В каких пределах может изменяться его скорость?
V t S х км/ч 7 ч 7х > 210 5х ≤ 40 0 х км/ч 5 ч 7х > 210 , 5х ≤ 40 0 . 210 км больше не более 400 км
Решение систем неравенств с одной переменной Решить систему неравенств – значит найти все её решения или доказать, что решений нет. Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое из неравенств системы
х > 210 :7, х ≤ 40 0 :5; 7х > 210 , 5х ≤ 40 0 ; х > 30, х ≤ 80. х 30 80 Ответ: (30;80 ] Решаем систему неравенств.
Решить каждое неравенство системы. 2.Изобразить графически решения каждого неравенства на координатной прямой. 3. Найти пересечение решений неравенств на координатной прямой. 4. Записать ответ в виде числового промежутка. Алгоритм решения систем неравенств с одной переменной
Решаем систему неравенств. -2 Ответ: решений нет 3 х Решить систему неравенств – значит найти все её решения или доказать, что решений нет.
Решаем системы неравенств. 1. № 879(а), 2. № 881 (а)
Домашнее задание: п.35 читать, примеры 1-4, № 876 ( в, г)- 880 ( в, г).
Яблоня красного цвета : «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке» Яблоня желтого цвета : «Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно» Яблоня зеленого цвета : « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Спасибо за внимание! Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгебра 8 класс. Тема "Решение систем неравенств с одной переменной"
Алгебра 8 класс. Тема "Решение систем неравенств с одной переменной"...
Урок алгебры в 8 классе по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»
Цели урока:1. Образовательные:повторить и обобщить знания по теме «Неравенства и их системы»закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях...
Алгебра - 8. Зачет по теме "Решение систем неравенств с одной переменной".
Алгебра - 8. Зачет по теме "Решение систем неравенств с одной переменной"....
открытый урок по алгебре 8 класс на тему "Решение систем неравенств с одной переменной"
открытый урок по алгебре 8 класс на тему "Решение систем неравенств с одной переменной" Урок полностью соответствует ФГОС+ презентация к уроку....