Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Колосовская Елена Викторовна

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"

учитель: Колосовская Елена Викторовна  

                                                  

Цели урока:    

Образовательные:

  • Обобщить графический способ решения систем уравнений;
  • Сформировать умения графически решать системы уравнений, привлекая известные учащимся графики;
  • Дать наглядные представления, что система двух уравнений с двумя переменными  может иметь от одного до четырех решений, или не иметь решений.
  • научить решать системы уравнений с помощью электронных таблиц.
  • Осуществление меж предметных связей на уроке.

Развивающие:

  • формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты;
  • развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;

·         развитие логического мышления, математической речи, умение анализировать объекты и делать выводы.

  • развитие эмоций учащихся путем привлечения наглядности и средств ТСО (компьютер).

Воспитательные:

  • воспитание коллективизма и ответственности за общую работу;
  • воспитание взаимопомощи;
  • воспитание аккуратности (при выполнении построения графиков функций).
  • Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю. Воспитывать интерес к математике, дисциплинированность.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Графический  способ  решения систем уравнений» .

Средства обучения: компьютер, проектор, программа Exsel, презентация в программе Microsoft Power Point.

Задачи урока:

·        Выявить уровень усвоения полученных знаний;

·        Создать условия для самооценки своих возможностей и выбора цели в деятельности;

·        Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;

·        Побуждать к само-, взаимоконтролю;

·        Вызывать потребность в обосновании своих высказываний.

Психологическая установка

·        Продолжаем отрабатывать навыки решения систем уравнений;

·        Формируем математическую интуицию;

·        На уроке можем ошибаться, сомневаться, консультироваться.

·        Каждый учащийся сам себе дает установку.

Оборудование: проектор, экран, доска, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы, бланки ответов.

 

Структура урока:

1.     Орг. момент                                           

2.     Актуализация знаний учащихся.

3.     Закрепление изученного материала. Работа в табличном процессоре Excel с последующей проверкой.

4.     Подведение итогов.

5.     Домашнее задание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"

учитель: Колосовская Елена Викторовна   

                                                   

Цели урока:        

Образовательные:

  • Обобщить графический способ решения систем уравнений;
  • Сформировать умения графически решать системы уравнений, привлекая известные учащимся графики;
  • Дать наглядные представления, что система двух уравнений с двумя переменными  может иметь от одного до четырех решений, или не иметь решений.
  • научить решать системы уравнений с помощью электронных таблиц.
  • Осуществление меж предметных связей на уроке.

Развивающие: 

  • формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты;
  • развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;
  • развитие логического мышления, математической речи, умение анализировать объекты и делать выводы.
  • развитие эмоций учащихся путем привлечения наглядности и средств ТСО (компьютер).

Воспитательные: 

  • воспитание коллективизма и ответственности за общую работу;
  • воспитание взаимопомощи;
  • воспитание аккуратности (при выполнении построения графиков функций).
  • Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю. Воспитывать интерес к математике, дисциплинированность.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Графический  способ  решения систем уравнений» .

Средства обучения: компьютер, проектор, программа Exsel, презентация в программе Microsoft Power Point.

Задачи урока:

  • Выявить уровень усвоения полученных знаний;
  • Создать условия для самооценки своих возможностей и выбора цели в деятельности;
  • Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;
  • Побуждать к само-, взаимоконтролю;
  • Вызывать потребность в обосновании своих высказываний.

Психологическая установка

  • Продолжаем отрабатывать навыки решения систем уравнений;
  • Формируем математическую интуицию;
  • На уроке можем ошибаться, сомневаться, консультироваться.
  • Каждый учащийся сам себе дает установку.

Оборудование: проектор, экран, доска, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы, бланки ответов.

Структура урока:

  1. Орг. момент                                           
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Закрепление изученного материала. Работа в табличном процессоре Excel с последующей проверкой.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание. 

Ход урока

I этап. Организационная часть

Учитель математики.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

«Величие человека в его способности мыслить».                                                                                                                                   Блез Паскаль

Актуализация знаний. Урок у нас сегодня необычный. Перед вами листки оценивания вашей работы на уроке. После каждого задания нужно проставить баллы, которые вы наберете в различных заданиях.

Все мы знакомы с курса алгебры с системами уравнений с двумя неизвестными.  Давайте вспомним: Что такое система уравнений? (Вопросы учителя к ученикам по презентации с 3-8 слайды).

Что представлено на слайде?(слайд3)

Графики каких функций здесь  представлены?(слайд3)

Установите соответствие между и графиком. (слайд4)

Опишите график следующих уравнений. (слайд5)

        Из данных определений выберите верный ответ:

Определение1. Система уравнений – это два уравнения, которые нужно решить.

Определение 2. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, что означает, все уравнения должны выполняться одновременно.

Определение 3. Система уравнений – это некоторое количество уравнений,

                                                                 объединенных фигурной скобкой, которые

                                                                  нужно  решить отдельно. (слайд6)

Сколько решений имеет система уравнений? (слайд7-8)

      Решим графически систему уравнений(слайд9)

Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы. (слайд10)

Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно:

  1. Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;
  2. Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);
  3. Координаты этих точек и будут решениями системы.      

Учитель информатики.

Для наглядного построения числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, график, круговые, точечные  и т.д. Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. Одной из возможностей диаграмм является возможность наглядного представления значений математических функций.

График – диаграмма, изображающая функциональную зависимость переменных данных в виде кривой или ломаной линии.

ЗАДАНИЕ:

Решить графически систему уравнений по карточкам. Для сравнения будем решать в тетрадях (математически) и на компьютерах, используя шаблоны. Оформить отчет о работе на компьютере, в который внести диаграмму  оценки решений и диаграмму точных решений системы уравнений, а так же таблицы значений, на которых были построены диаграмма и итоговый ответ. Системы уравнений решаем по группам: 1 группа - ; 2 группа -  ; 3 группа - .

ХОД РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ:

  1. ОТКРЫТЬ ЛИСТ С НОМЕРОМ СВОЕЙ ГРУППЫ
  2. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕШЕНИЙ СИСТЕМЫ:

Построить таблицу координат для обоих графиков, на указанном интервале по оси Х (столбец А). Таблица: диапазон  А4:С25

А

В

С

4

X

Формула первого уравнения

Формула второго уравнения

5

Заполнять и изменять на нужно

Ввести формулу для вычисления и скопировать вниз

Ввести формулу для вычисления и скопировать вниз

6

7

Затем зафиксировать области решений на полученном графике.

  1. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ «ПЕРВОЕ  РЕШЕНИЕ» И «ВТОРОЕ РЕШЕНИЕ»:

Построение производится методом копирования. Рассмотрим по графику интервал, в котором лежит первое решение. Например (-3 до -2), значит необходимо построить таблицу с интервалом от  (-3)до (-2) с шагом изменения 0,1.

Для этого скопируем ячейки диапазона формулы из ячеек B5 и C5 в ячейки В27:В37 и С27:С37. Зафиксируем точку пересечения графиков на диаграмме для первого решения. Аналогичным образом сделаем для второго решения  (диапазон ячеек В41:С52 ).

 Обратите внимание,  Значение Х обозначено на графике и в таблице, а значение Y можно определить из таблицы значений.

Подведение итогов работы за компьютерами и математический расчет. За правильное решение ставим себе в оценочный лист 2 балла.

Так как данные задания встречаются в материалах ГИА, как по математике, так и по информатике. Поэтому, давайте посмотрим, насколько мы усвоили эту тему.

А теперь проверьте свои ответы (слайд 7). Сколько баллов набрали, занесите в оценочный лист.

Помните о двух вещах!

1. Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет;

2. Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными;

Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!

Итак, подведем итоги. Учащиеся проставляют количество баллов в оценочный лист. Оценивают свою работу на уроке.

Д/З. Эту работу вы сделаете дома с помощью Программы Exsel.

Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в «Фукусиме» изменяется по закону у = 8/x на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиации по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = -x + 8. Сколько раз  работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации?

В конце урока выставляются оценки по результатам оценочного листа. Рефлексия: подвести итоги урока и сделать вывод, что при графическом решении уравнений можно использовать информационные технологии, т.к. с помощью компьютера можно более точно построить графики и более точно найти координаты точек пересечения, а следовательно и решение уравнения.

ПАМЯТКА

ТЕМА:

Графическое решение системы уравнений с помощью диаграмм.

Решить графически систему уравнений по карточкам. Для сравнения будем решать в тетрадях (математически) и на компьютерах, используя шаблоны. Оформить отчет о работе на компьютере, в который внести диаграмму  оценки решений и диаграмму точных решений системы уравнений, а так же таблицы значений, на которых были построены диаграмма и итоговый ответ. Системы уравнений решаем по группам: 1 группа - ; 2 группа -  ; 3 группа - .

ХОД РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ:

  1. ОТКРЫТЬ ЛИСТ С НОМЕРОМ СВОЕЙ ГРУППЫ
  2. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕШЕНИЙ СИСТЕМЫ:

Построить таблицу координат для обоих графиков, на указанном интервале по оси Х (столбец А). Таблица: диапазон  А4:С25

А

В

С

4

X

Формула первого уравнения

Формула второго уравнения

5

Заполнять и изменять на нужно

Ввести формулу для вычисления и скопировать вниз

Ввести формулу для вычисления и скопировать вниз

6

7

Затем зафиксировать области решений на полученном графике.

  1. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ «ПЕРВОЕ  РЕШЕНИЕ» И «ВТОРОЕ РЕШЕНИЕ»:

Построение производится методом копирования. Рассмотрим по графику интервал, в котором лежит первое решение. Например (-3 до -2), значит необходимо построить таблицу с интервалом от  (-3)до (-2) с шагом изменения 0,1.

Для этого скопируем ячейки диапазона формулы из ячеек B5 и C5 в ячейки В27:В37 и С27:С37. Зафиксируем точку пересечения графиков на диаграмме для первого решения. Аналогичным образом сделаем для второго решения  (диапазон ячеек В41:С52 ).

 Обратите внимание,  Значение Х обозначено на графике и в таблице, а значение Y можно определить из таблицы значений.

Подведение итогов работы за компьютерами и математический расчет. За правильное решение ставим себе в оценочный лист 2 балла.

Так как данные задания встречаются в материалах ГИА, как по математике, так и по информатике. Поэтому, давайте посмотрим, насколько мы усвоили эту тему.

                                                                                                                                                                                                                                                                       

:


                                                                                                                                                                                                                                                                                обратная сторона

Вариант ____

                         

                                                 Ответ:                                                                           Ответ:

ФИ ученика__________________________________________________класс____________________________________________

Оценочная таблица

Устный ответ по математике

Устный ответ по информатике

Практическое задание

Тест

Итого

От 5 баллов и выше – оцека «5»

4 балла – оценка «4»

3 балла – оценка «3»

Ниже оценка – «2».

Итоговая оценка:_____________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАТЬ: МАТЕМАТИКА Виды графиков элементарных функций ИНФОРМАТИКА Правила моделирования задачи в EXCEL Способы форматирования графиков функций Правила оформления отчета в Excel УМЕТЬ: МАТЕМАТИКА Решать системы уравнений Строить графики функций Находить координаты точек пересечения графиков ИНФОРМАТИКА Вводить формулы Создавать таблицы Строить и форматировать диаграммы по данным таблицы Создавать бланк отчетности по работе. Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными

Слайд 2

Цель урока: Продолжать формировать умения решать системы уравнений с двумя переменными графическим способом применяя знания математики и информатики .

Слайд 4

Установите соответствие окружность гипербола прямая парабола (1 балл)

Слайд 5

Опишите график следующих уравнений у = - 3/ х у = 5 у = х у = - х 2 + 2 х 2 + у 2 = 25 ( х – 4) 2 + у 2 = 16 у = ( х+3) 2 - 2

Слайд 6

Определения: Определение1. Система уравнений – это два уравнения, которые нужно решить. Определение 2. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, что означает все уравнения должны выполняться одновременно. Определение 3. Система уравнений – это некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой, которые нужно решить отдельно . (1 балл)

Слайд 7

Сколько решений имеет система уравнений

Слайд 8

Сколько решений имеет система уравнений

Слайд 9

Решим графически систему уравнений

Слайд 10

Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы: Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно: Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему; Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть); Координаты этих точек и будут решениями системы.

Слайд 11

Для наглядного построения числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы

Слайд 12

Гистограмма Гистограмму удобно использовать, когда необходимо получить наглядную сравнительную характеристику каких-либо данных. На данной гистограмме сравнивается количество родившихся и умерших человек (рождаемость и смертность населения) за определенные годы. Легенда Область заголовка диаграммы

Слайд 13

Круговая диаграмма Круговую диаграмму удобно использовать для просмотра распределения какого-либо процесса во времени. Например, на данной диаграмме легко увидеть, какой период времени наиболее выгоден для торговли мороженым. Область заголовка диаграммы Легенда

Слайд 14

Точечная диаграмма Точечную диаграмму удобно использовать, когда необходимо проследить, как меняется одна величина (в данном случае сила тока I) , в зависимости от другой (в данном случае от сопротивления цепи R) . В общем виде – это график зависимости y=y(x) , каким вы привыкли видеть его в математике или физике.

Слайд 15

Вопросы для повторения по информатике С какого знака начинается формула в электронной таблице? Чтобы скопировать формулу, что необходимо сделать? Для построения графика в электронной таблице какими вкладками меню пользуемся? При ответе на любой вопрос – 1 балл.

Слайд 16

ЗАДАНИЕ: Решить графически систему уравнений по карточкам. Для сравнения будем решать в тетрадях (математически) и на компьютерах, используя шаблоны. Оформить отчет о работе, в который внести диаграмму оценки решений и диаграмму точных решений системы уравнений, а так же таблицы значений, на которых были построены диаграмма и итоговый ответ. Правильное решение – 2 балла. .

Слайд 17

Памятка Выводы: Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно: Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему; Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть); Координаты этих точек и будут решениями системы. Помните о двух вещах ! 1. Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет; 2. Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными; Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!

Слайд 18

Сколько решений имеет система уравнений ?

Слайд 19

Тест: 1 вопрос. Какая точка находится во второй четверти координатной плоскости? 1) А(3; 7); 2) В(-5; 4); 3) С(-3; -6); 4) Д(1; -6). 2 вопрос. Решением какого уравнения является пара чисел (1;0) а) х 2 +у = 1; б) ху+3 = х ; в) у(х+2) = 0. 1) а 2) б 3) в 3 вопрос. Окружность изображенная на рисунке задана уравнением х 2 + у 2 = 16. Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения? 1) х 2 + у 2 = 16 2) х 2 + у 2 = 16 3) х 2 + у 2 = 16 4) х 2 + у 2 = 16 у= -4 у = х + 7 у = 3 – 2х у = 3х 4 вопрос. Укажите координаты центра окружности и радиус: х 2 +(у-5) 2 =9 . 1) (0; -5) 2) ( 5; 0) 3) (0; 5) 4) (0; -5) 5 вопрос. Сколько решений имеет система уравнений , изображенная на графике: 1) одно; 2)два; 3) три; 4) нет решений. 6 вопрос. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений 1) ху = 4 а) Гипербола (1 и 3 четверти); 2) у = х -3 б) Окружность; 3) х 2 + у 2 =9 в) Прямая; 4) у = - 8/ х г) Парабола (ветви направлены вверх); 5) у = х 2 + 2 д ) Гипербола (2 и 4 четверти); е) Парабола (ветви направлены вниз); у х 0 1 у х 0 1

Слайд 20

Ответы: 1) 2 2) 3 3) 2 4) 3 5) 4 6) 1- а, 2- в, 3 – б, 4 – д , 5 - г Правильное решение – 3 балла. 1 ошибка – 2 балла. 2 ошибки – 1 балл. 3 и более – 0 баллов.

Слайд 21

Уровень радиации в Японии после катастрофы на атомной электростанции в « Фукусиме » изменяется по закону у = 8/ t на промежутке времени от 0 до 24 часов. Работники следили за уровнем радиации по прибору и должны были прийти к уровню, который задается по закону у = - t + 8. Сколько раз работники станции зафиксируют нормальный уровень радиации? Домашнее задание.

Слайд 22

Результаты моей работы на уроке: Я узнал Я смогу На уроке было легко. На уроке было трудно. Мне надо еще поработать над…

Слайд 23

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"

lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по темам: Графический  способ решения систем уравнений в системе ЭТ (Microsoft Excel). Оборудование и материалы: 12 ПК (установлена операцио...

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Урок алгебры в 9 классе по теме "Графический способ решения систем уравнений"

Урок закрепления изученного материала по данной теме....

Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"

Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"...

Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Различные способы решения тригонометрических уравнений"

Данный урок посвящен обобщению и систематизации знаний учащихся по теме "Решение тригонометрических уравнений". Задача закрепить основные методы решения тригонометрических уравнений, предупр...