технологическая карта урока однородные тригонометрические уравнения
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
технологическая карта урока однородные тригонометрические уравнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_matematike.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по математике
Тема: «Однородные тригонометрические уравнения».
Цели:
- Личностные:
- Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.
- Метапредметные:
- Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации.
- Предметные:
- Формирование навыка поиска и выделения необходимой информации для решения тригонометрических уравнений; выбора методов решения тригонометрических уравнений в зависимости от их типа; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем.
Тип урока: урок изучения нового материала
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
- в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
- в предметном направлении: изучение однородных тригонометрических уравнений I и II степени.
Техническое обеспечение:
у учителя: учебник учебник «Алгебра и начала математического анализа»,10 класс, А.Г. Мордкович, П.В.Семенов, таблица «Значения тригонометрических функций», компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Однородные тригонометрические уравнения».
у каждого учащегося: учебник «Алгебра и начала математического анализа»,10 класс, А.Г. Мордкович, П.В.Семенов, таблица «Значения тригонометрических функций», карточки-задания, тетрадь.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | ЭОР | Время |
1 | Орг. момент. | Приветствует учащихся, организует рабочее место. Французский писатель Анатоль Франс (1844–1924) однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Слушают эпиграф к уроку. | Личностные УУД: Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Развитие эстетического сознания. | Слайд 1 | 1 мин. |
2 | Проверка домашнего задания. | На доске представлены три уравнения, также представлены ответы. Проведите соответствие между уравнениями и вариантами ответов 1.(2соs X + 1)(2sinX -) = 0. 2.2sin2x + sinx – 1 = 0. 3.tgx + 2 ctgx = 3. варианты ответов 1 пара X = arctg2 + , X = + . 2 пара X = , X = (-1)n+ . 3 пара X = -+ 2, X = (-1)n + . На слайде открываются соответствия. | Смотрят на доску, находят соответствия между уравнениями и ответами. | Личностные УУД: Формирование навыков самоконтроля и добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью. | Слайд 2 | 2 мин |
3 | Актуализация опорных знаний. | Когда-то Блез Паскаль сказал, что математика наука настолько серьезная, что нельзя упускать случая, сделать ее немного более занимательной. Решите тест и определите зашифрованное слово. По латыни это слово означает «синус». Проверочная работа по вариантам. Для проверочной работы используйте раздаточный материал, который находится у вас на столах. (карточка № 1) Самостоятельно сделайте проверку работ (учащиеся сидящие за партой меняются выполненными работами, проверяют работу товарища, оценивают ее, после проверьте правильность выполнения с вариантом на слайде слайду). Ответ: зашифрованное слово изгиб | Принимают информацию. Решают задания теста карточка № 1, определяют зашифрованное слово, обмениваются выполненным заданием, проверяют работы с помощью слайда. | Личностные УУД: Формирование навыков самоконтроля и самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью Познавательные УУД: структурирование знаний Регулятивные УУД: планирования своей деятельности, нахождения алгоритма решения, оформление, проверка и оценивание конечного результата | Слайд 3 | 5 мин. |
4 | Постановка темы и целей урока. | 1. На слайде представлены тригонометрические уравнения, выберете те которые вы на данном этапе урока можете решить. 1.tgx = 1 2.tg2x – tgx – 2 = 0 3.2sinx – cosx = 0 4.sin2x + sinxcosx – 2cos2x = 0 5.3 sin2x + sinx cosx - 2 6.cos2x = 0 2.Сегодня на уроке нам предстоит познакомится с новым видом тригонометрических уравнений. Чтобы узнать, как называется вид этих уравнений, нам предстоит разгадать кроссворд, вопросы кроссворда находятся у вас на столе. Ключевое слово кроссворда и будет определять вид тригонометрических уравнений, которые предстоит изучить на уроке. Также ключевое слово кроссворда определит тему урока. Предлагает учащимся самостоятельно назвать тему урока и сформулировать цели. | Принимают информацию. Смотрят на доску, выбирают уравнения, говорят свои варианты ответов. Отвечают на вопросы кроссворда. Свои ответы говорят преподавателю. Определяют ключевое слово кроссворда. Называют это слово. Формулируют тему и цели урока. | Личностные УУД: Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности Познавательные УУД: структурирование знаний, использование и применение полученных ранние знаний Регулятивные УУД: формирование умений целеполагания | Слайд 4 Слайд 5, 6 | 3 мин |
5 | Основной этап работы по теме. | 1.Вводит понятие однородных тригонометрических уравнений. Уравнение вида asinx + bcosx = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени. Уравнение вида asin2x + bsinx cosx + ccos2x = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени 2.Объясняет почему уравнения называют однородными тригонометрическими уравнениями I и II степени. 3.Показывет алгоритм решения однородных тригонометрических уравнений первой степени. Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения первой степени: Деление обеих частей уравнения на cosx, cosx ≠ 0 4. Решает пример однородного тригонометрического уравнения перовой степени у доски. sinx – 3cosx = 0 делим обе части уравнения на cosx, cosx ≠ 0, получаем tgx - 3 = 0 tgx = 3 х = arctg 3 + πn, n є Z Ответ: arctg 3 + πn, n є Z 5.Предлагает учащимся самостоятельно разобрать алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени, и алгоритм записать в тетрадь. (работа с учебником стр. 193, 194). Предлагает с помощью слайда проверить правильность написания алгоритма. Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени: 1.Посмотреть, есть ли в уравнении член asin2 x. 2.Если член asin2 x в уравнении содержится (т.е. а ≠ 0), то уравнение решается делением обеих частей уравнения на cos2x и последующим введение новой переменной. 3.Если член asin2 x в уравнении не содержится (т.е. а = 0), то уравнение решается методом разложения на множители: за скобки выносят cosx. 6.Пример однородного тригонометрического уравнения второй степени решает у доски. sin2x + sinxcosx – 2cos2x = 0 После приведения уравнения к виду тригонометрического уравнения, решаемого путем введения новой переменной предлагает одному из учащихся продолжить работу у доски. | Принимают информацию. Записывают определение в рабочую тетрадь. Записывают алгоритм решения тригонометрических уравнений I степени в рабочую тетрадь. Записывают решение уравнения в рабочую тетрадь. Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий. Читают учебник, записывают алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени в тетрадь. Сверяют свою запись с записью на доске Записывают решение уравнения в рабочую тетрадь. Задания выполняются учащимися у доски | Регулятивные УУД: формирование умений нахождения алгоритма решения, планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | 15 мин. |
6 | Проверка понимания учащимися нового материала, закрепление его. | 1.Предлагает учащимся решить у доски однородные тригонометрические уравнения. sinx + 2 cosx = 0 sinx - cosx = 0 sin2 x + 2sinxcosx – 3cos2 x = 0 3sin²x – sinx cosx = 2 При решении уравнения открывается соответствующая часть фотографии. В результате выполнения 4-х уравнений перед учащимися открывается портрет математика, оказавшее значительное влияние на развитие тригонометрии. Франсуа Виет (1540-1603) 2.Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу(карточка № 2). Великий математик и философ подсказал способ развития мыслительных способностей. «Мышление начинается с удивления» - сказал он. В правильности этих слов мы сегодня неоднократно убеждались. Выполнив самостоятельную работу по 2 вариантам, вы сможете показать, как усвоили материал и узнать имя этого математика. Для самостоятельной работы используйте раздаточный материал, который находится у вас на столах. (карточка № 2) Вы сами сможете выбрать одно из трех предложенных уравнений. Но помните, что решив уравнение, соответствующее желтому цвету, вы сможете получит только «3», соответствующее зеленому цвету «4», красному цвету «5». | Выполняют задание у доски, после решения уравнения выбирают ответ, и открывают часть фотографии. Применяют для решения уравнений алгоритмы решения однородных тригонометрических уравнений. При решении проговаривают алгоритм, используют известные способы решения тригонометрических уравнений. -Выбирают уравнение из карточки № 2, самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, оценивают Учащиеся озвучивают зашифрованное слово. | Личностные УУД: Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности Познавательные УУД: анализируют и применяют алгоритм при решении уравнений; воспитание уважения и принятия достижений математики; знакомство с основными историческими событиями математики Регулятивные УУД: выполняют самостоятельную работу, планируют свою деятельность, правильно оформляют свою работу, проверяют и оценивают конечный результат. | (портрет Франсуа Виета – великий математик, внесший большой вклад в развитие тригонометрии).Слайд 11 Какой бы уровень сложности не выбрали учащиеся, после правильного решения уравнения у первого варианта получается слово «АРИСТ», у второго «ОТЕЛЬ». На слайде получается слово АРИСТОТЕЛЬ. Слайд 13 | 16 мин. |
7 | Задание на дом: | Запись домашнего задания §23 п.3 Составить и решить 2 однородных тригонометрических уравнения 1 и 2 степени. | Слайд 14 | 1 мин | ||
8 | Рефлексия. Подведение итогов. | 1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы. 2. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде 1 фразы. Отмечается успешные ответы учащихся, выставляется оценки. | 1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. 2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением | Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании. | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Решение систем уравнений 7 класс"
Урок-проект по теме "Решение систем уравнений 7 класс" учебник «Алгебра: учебник для 7 класса» / Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова под редакцией С. А. Теляковского...
Технологическая карта урока "Решение систем уравнений 7 класс"
Урок-проект по теме "Решение систем уравнений 7 класс" учебник «Алгебра: учебник для 7 класса» / Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова под редакцией С. А. Теляковского...
Технологическая карта урока "Решение систем уравнений 7 класс"
Урок-проект по теме "Решение систем уравнений 7 класс" учебник «Алгебра: учебник для 7 класса» / Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова под редакцией С. А. Теляковского...
Технологическая карта урока по теме: «Уравнения химических реакций».
Дети самостоятельно добывают недостающие знания. Урок сопровождается демонстрацией видеороликов (закон сохранения массы веществ и горение железа в кислороде)....
Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"
Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"...
Технологические карты уроков 37-40 Уравнение
Технологические карты уроков 37-40 Уравнение по ФГОС...
Технологическая карта урока по теме "Уравнения" 5 класс
Технологическая карта интегрированного урока по математике в 5 классе на тему "Уравнения" (урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений)...