Материал для дистанционного обучения по теме: «В Е К Т О Р Н А Я А Л Г Е Б Р А»
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Материал для дистанционного обучения по теме: «В Е К Т О Р Н А Я А Л Г Е Б Р А» (Алгебра 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11-a-vektornaya_algebra.docx | 279.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГОУ СПО «КОР №1»
Материал для дистанционного обучения по теме:
«В Е К Т О Р Н А Я А Л Г Е Б Р А»
Учитель: Нарижная Ольга Борисовна
Санкт-Петербург
2013-2014 уч.год
В Е К Т О Р Н А Я А Л Г Е Б Р А
Определение: Векторной величиной называется величина, которая геометрически представляется направленным отрезком, т.е. отрезком имеющим длину и направление. Обозначается вектор:.
За длину вектора принимается длина соответствующего отрезка. Длина вектора обозначается .Вектор, имеющий длину, равную единице (=1) называется единичным вектором. Любая точка пространства рассматривается как вектор, имеющий нулевую длину и произвольное направление , и назывется нулевым вектором.
Два вектора называются равными, если: а) они имеют одинаковую длину; б) параллельны и направлены в одну сторону. Вектора называются коллинеарными, если лежат на одной прямой или на параллельных прямых, при этом если они направлены в одну сторону, то это сонаправленные вектора, если в противоположные, то противоположно направленные вектора, Два вектора, имеющие одинаковую длину и противоположное направление называются противоположными.
Типы векторов:
1. Свободный вектор – вектор, который может быть перемещен в любую точку пространства.
2. Скользящий вектор – вектор, который можно перемещать только вдоль линии, на которой он расположен.
3. Связанный вектор – вектор, который характеризует векторную величину только в данной точке.
Действия над векторами:
1.Умножение вектора на число:
Результатом умножения вектора на число является вектор длина которого в к раз больше длины вектора , а направления совпадают, если к>0, и противоположны, если к<0.
Для любых векторови , и любых чисел справедливы следующие равенства:
- сочетательный закон;
- первый распределительный закон;
- второй распределительный закон.
Отметим, что вектор является вектором противоположным вектору .
Лемма: если векторы иколлинеарны и , то существует число такое, что .
Сложение векторов:
Суммой векторов и называется вектор равный диагонали параллелограмма, построенного на векторах и :
Это правило получило название правила параллелограмма.
Два вектора, если они не выходят из одной точки можно сложить по правилу треугольника: вектора должны быть расположены так, чтобы начало второго вектора совпадало с концом первого, тогда суммарный вектор равен вектору, проведенному из начала первого вектора в конец второго.
При сложении трех и более векторов действует правило многоугольника: векторы располагаются цепочкой, т. е. соединяется конец предыдущего и начало следующего вектора; суммой таких векторов является вектор, начало которого совпадает с началом первого вектора, а конец – с концом последнего.
Вычитание векторов:
Разностью векторов и называется такой вектор, сумма которого с вектором равна вектору . Разность векторов и можно найти по формуле : =+(-), где (-) вектор, противоположный вектору .
Правило вычитания векторов: для нахождения вектора равного разности векторов надо соединить концы этих векторов и конец результирующего вектора должен совпадать с концом уменьшаемого вектора.
Законы сложения:
переместительный закон;
- сочетательный закон.
КОМПЛАНАРНЫЕ ВЕКТОРЫ.
Векторы называются компланарными, если при откладывании от одной точки они будут лежать в одной плоскости.
Свойства компланарных векторов:
1. Два вектора всегда компланарны.
2.Два вектора, вместе с их суммарным вектором или с вектором равным разности этих векторов, образуют тройку компланарных векторов.
3. Три вектора, два из которых коллинеарны, образуют тройку коллинеарных векторов.
Признак компланарности векторов: если вектор можно представить в виде , где и - некоторые числа, то векторы , и компланарны.
Для сложения трех некомпланарных векторов можно пользоваться правилом параллелепипеда: сумма трех некомпланарных векторов равна диагонали параллелепипеда, построенного на этих векторах.
ТЕОРЕМА.
Любой вектор можно разложить по трем данным некомпланарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом.
. Числа называются коэффициентами разложения. Вектора , и некомпланарны.
Разложение вектора по осям координат.
Пусть задан вектор в прямоугольной системе координат Оxyz.
Тогда :,,- проекции вектора на оси координат.
= ⋅; =; =⋅
=++
=⋅++⋅
Определение. Коэффициенты в разложении произвольного вектора по единичным координатным векторам называются координатами вектора. Следовательно, векторимеет координаты {;;}. Действия с векторами, заданными координатами.
1. Умножение вектора на число.
При умножении векторана число к каждая координата вектора умножается на число к:
=
При этом координаты вектора имеют вид: {;;}=
={k⋅, k⋅, k⋅ }.
2.Сложение (вычитание) векторов.
При сложении векторов в координатной форме справедливо следующее правило: Каждая координата вектора равного суммы(разности) двух векторов равна сумме(разности) соответствующих координат этих векторов.
Аналогично для п-векторов.
=+
{+;+;+}
3. Скалярное произведение векторов.
Нетрудно показать, что ⋅+⋅+⋅=⋅(1)
где , , - проекции вектора на оси координат; или, что то -же самое, координаты вектора ;
,, - проекции вектора на оси координат, или координаты вектора .
(1) – формула скалярного произведения векторов, заданных координатами этих векторов.
4.Векторное произведение векторов.
Выведем формулу векторного произведения в координатной форме.
Пусть = ⋅++⋅; =⋅++⋅.
Составим векторное произведение:
=⋅⋅+⋅+⋅⋅+⋅⋅+⋅⋅+⋅⋅+⋅⋅+⋅⋅+⋅⋅
но =0; =0; =0, т.к. координатные векторы взаимно перпендикулярны.
Вектор =, т.к. площадь параллелограмма, построенного на этих векторах равна площади единичного квадрата и поворот с конца вектора виден от к против часовой стрелки. Вектор и вектор имеют одинаковую длину и направление, следовательно, они равны.
Тогда получаем:
=⋅(⋅-⋅) - (⋅-⋅)+(⋅-⋅)
или в матричной форме:
=.
Задачи по теме:
Вариант 1.
1.Даны векторы и. Найдите и.
2.В треугольнике АВС ВМ – медиана, А(-1;2;2), В(2;-2;-6), М(1;1;-1). Найдите 1) координаты точки С, 2)найдите длину стороны ВС,3) разложите вектор по координатным векторам.
3. Ребра правильного тетраэдра DABC равны a , К – середина ВС. Найдите 1)
2).
4. В кубе точка М – центр грани . Какой угол острый, тупой или прямой, между векторами и?
Вариант 2
- Даны векторы и. Найдите длину вектора .
- Докажите, что векторы иколлинеарны.
- Вычислите угол между векторами иесли даны координаты точек А(1;3;0), В(2;3;-1) и С(1;2;0).
- Найдите значение k при котором векторы и перпендикулярны.
Вариант 3.
1.Даны векторы , и . Вычислите длину вектора .
2.Даны точки Р(-2;5;-1) и Н(4;1;1). Найдите расстояние от начала координат до середины отрезка РН.
3.Даны векторы и. При каком значении x векторы взаимно перпендикулярны?
4. Вычислите угол между прямыми АВ и РН, если точки имеют координаты А(2;-2;0), В(-1;-1;1), Р(2;-3;1),Н(3;-2;2).
Вариант 4.
1.Лежат ли точки А(2;3;1), В(3;-1;2), С(4,-5;3) на одной прямой.
2.Найдите длину вектора , если , а
3.Найдите скалярное произведение векторов и, если , .
4.Перпендикурны ли прямые MN иCK, если M(-8;-5;3),N(-15;0;-1),
C(4;-1;0), K(-7;5;-4).Если не перпендикулярны вычислите угол между ними.
Вариант 5.
1.Выясните коллинеарны ли следующие векторы .
2.Найдите длину медианы треугольника АВС , если вершины треугольника имеют следующие координаты .
3.Найдите значениех, при котором векторы взаимно перпендикулярны.
4. В кубе точка М – центр грани . Какой угол острый, тупой или прямой, между векторами и?
Вариант 6.
1.Даны векторы .Найдите .
2.В параллелограмме ABCD диагонали пересекаются в точке О,
A(1;3;-1),B(-2;1;0),О(0;1,5).Найдите координаты вершин C и D.Найдите длину стороны ВС.
3.В прямоугольном параллелепипедеAB=BC=2. Найдите косинус угламежду прямыми ACи .
4..Найдите значение выражения .
Вариант 7.
1. В треугольнике АВС А(0;0;0), В(1;2;1), С(1;-1;1). Найдите координаты центра описанной около треугольника окружности и ее радиус.
2.Вектор сонаправлен с вектором . Найдите координаты вектора , если .
3. Точки А(1;1;5), В(4;7;5), С(8;5;5), D(5;-1;5) являются вершинами прямоугольника АВСD. Найдите больший угол между диагоналями прямоугольника.
4. Даны векторы:.Найдите .
Вариант 8.
- В пространстве даны три точки A,B,C, причем . При каких m и n эти точки лежат на одной прямой?
- В треугольнике ABC, А(1;-1;1), В(-1;-1;3). Вершина С лежит на отрицательной полуоси Oz. Найдите длину медианы СМ .
- . В кубе точка М – середина ребра , длина ребра равна 1.Найдите: а) угол между прямыми , и , б) расстояние между серединаит отрезков и .
- Точки А(14;-8;-1), В(7;3;-1), С(-6;4;-1), D(1;-7;-1) являются вершинами ромба АВСD. Найдите острый угол ромба.
Вариант 9.
1.При каких значениях векторы компланарны?
2.Прямая АВ задана двумя точками А(-1;2;1) и В(2;1;-1). Найдите координаты точки М, лежащей на этой прямой, если АМ=.
3.Найдите длину вектора , если .
4. В кубе точкаМ центр грани , К- середина АD. Найдите площадь треугольника , если ребро куба равно 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок дистанционного обучения по теме "Праздники"
Конспект урока дистанционного обучения по английскому языку в 6 классе по теме "Праздники" к учебнику Биболетовой М.З "Enjoy English" 5-6 класс....
Методическое пособие для дистанционного обучения по теме "План местности" 6 класс
Данный материал представляет собой методичесое пособие для дистанционного обучения уч-ся 6-ого класса по теме "План ...
Методическое пособие для дистанционного обучения по теме "План местности" 6 класс
Данный материал представляет собой методичесое пособие для дистанционного обучения уч-ся 6-ого класса по теме "План ...
Материал для дистанционного обучения по технологии 5 класс
Откуда взялись макароны? Как возникло слово «макароны»?Блюда из макаронных изделий...
Конспект урока для дистанционного обучения по теме: "Спирты". 9 класс.+ презентация по данной теме.
Краткий конспект для учащихся 9-го класса по теме :"Спирты" по органической химии. Материал содержит и презентацию к уроку....
Дидактический материал для дистанционного обучения математика 5 класс УМК А.Г.Мерзляк
В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции обучение осуществляется в особом режиме, сформированы индивидуальные маршрутные листы с заданиями, проверочные работы и тесты, для самост...
Сообщение на педагогическом совете «Совершенствование работы педагогап в условиях модернизации системы образования. «Учиться самому, чтобы учить других». Первые шаги дистанционного обучения» на тему: «Выполнение практических работ в период дистанционного
Современный этап развития образования подошел вплотную к такому уровню когда дистанционное образование востребовано. У дистанционного образования есть плюсы и минусы....