Восстановление и развитие учебных навыков учащихсячерез применение наглядных пособийи перевода математических задач в практическую плоскость.
презентация к уроку по алгебре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnye_metody.ppt | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из важнейших проблем преподавания математики в вечерних (сменных) школах является ликвидация пробелов в знаниях учеников по различным разделам школьного курса математики . Происхождение этих пробелов разное - они образуются в результате пропусков части занятий отдельными учениками (что часто имеет объективные причины - работа в сменах, служебные командировки, выполнение семейных обязанностей), а также и потому, что в вечерние (сменные) школы учащиеся чаще всего поступают после длительного перерыва в учебе. Кроме того, многие из них выбыли из массовых школ именно в связи с наличием больших пробелов в знаниях, в частности, и по математике. В связи с этим и возникает вопрос, как восстанавливать и развивать учебные навыки учащихся .
Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта учеников, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Следует понимать, что прочные знания у учащихся будут в том случае, если учитель будет опираться на жизненный опыт ребенка. На мой взгляд, наиболее эффективными являются наглядные методы обучения.
1 ) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок; 2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; 3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации; 4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера. Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:
Ассоциативные образы помогают прочно усваивать изучаемый материал, быстро вспоминать правило. Ученикам достаточно назвать ключевое слово, например, «я должен» , «у меня есть» как они вспоминают правило сложения чисел с разными знаками. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха, которые создаются путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Обязательный набор операций в строгой последовательности становится главным условием успеха. Перечень необходимых действий прост и понятен, поэтому свои силы хочется попробовать многим.
Связь наглядных и словесных методов Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Учитель руководит наблюдением , которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений; на основании наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у учащихся знаний учитель ведет к осмыслению и формированию связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия; наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений ; отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, учитель сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные .
При составлении наглядного материала необходимо избегать распространенной ошибки – применение очень яркой наглядности, когда ее учебная сущность затмевается яркими красками. Схемы, таблицы содержат цвет только для выделения смысла, но не для украшения . Результаты, в реальной практике преподавания достигаются отнюдь не всеми и применение данного метода носит индивидуальный характер. Риски
Сравнительная диаграмма результатов пробного тестирования в системе СтатГрад в 12 классе в классе, где применялся данный метод.
1-ый тип заданий. Найти min и max функции (экстремумы функции) а) Приравнять производную к нулю f ’ ( x )=0 и решить уравнение. б) На графике производной f ’ ( x ) -это точки пересечения с осью ОХ .
2-ой тип заданий. Найти промежутки возрастания функции а) Составить неравенство f ’( x )>0 и решить. б) На графике производной f ’ ( x ) - кривая f ’ ( x ) лежит выше оси ОХ: Длина промежутка возрастания
Найти промежутки убывания функции а) Составить неравенство f ’( x )<0 и решить. б) На графике производной f ’ ( x ) - кривая f ’ ( x ) лежит ниже оси ОХ: Длина промежутка убывания
3-ий тип заданий Определите количество точек, в которых касательная к графику функции y = f ( x ) параллельна прямой y = -1 x +15 ( y = k x + b ) или совпадает с ней. На графике производной f ’ ( x ) через точку на оси OY соответствующую в данном случае -1 (в общем случае k ) проводим прямую параллельную оси OX и определяем количество точек пересечения с кривой f ’ ( x ) В данном случае ответ -- три
4-ый тип заданий . 1-ый способ решения. 1.Выбираем такой треугольник , у которого длины сторон – целое число клеток. 2.Делим число клеток по вертикали (по У) на число клеток по горизонтали (по Х). 3.Записываем получившееся число в ответ. 1.Выбираем такой треугольник , у которого длины сторон – целое число клеток. 2.Делим число клеток по вертикали (по У) на число клеток по горизонтали (по Х). 3.Записываем получившееся число со знаком минус в ответ. 2-ой способ решения. 1. Находим на графике (прямой) выделенные две точки и записываем их координаты: А(х1;у1) и В(х2;у2). 2. Составляем систему уравнений: А(х1;у1) у1 = к х1 + b В(х2;у2) у2 = к х2 + b 3. Решаем получившуюся систему и в ответ записываем только значение к
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение наглядного пособия «Алгоритм».
Авторская работа учителя математики школы № 23 г. Актау Строевой Ирины Ивановны. Одним из видов самостоятельной работы Ирина Ивановна предлагает «Алгори...
Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.
Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...
Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.
Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...
Творческая работа"Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке"
На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средс...
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...