рабочая программа по математике 5-9 классы
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и базисного учебного плана Нижегородской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_5-9_zmeeva.docx | 68.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 35», утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа № 35» от 07 июля 2015 года № 175п |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МАТЕМАТИКА
5-9 КЛАССЫ
2015-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основе:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
- Учебного плана МБОУ «Средняя школа №35» города Дзержинска;
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
- формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
В метапредметном направлении:
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Исходя из общих положений концепции математического образования, основной курс математики призван решать следующие задачи:
- овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
- способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
- воспитывать культуру личности, отношение к математики как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. Оно в основной школе включает следующие разделы: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в него включены два дополнительных раздела: логика и множества, математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.
Содержание раздела «Алгебра» направлено на формирование у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности - умений воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, проводить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся рассматривать случаи, осуществлять перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности расширяются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение, как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается и используется в ходе рассмотрения различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 850 часов. Согласно учебному плану МБОУ «Средняя школа № 35» всего на изучение учебного предмета «Математика» в основной школе выделяется 850 часов. Из них в 5-ом классе – 170 часов математики (5 часов в неделю), в 6-ом классе – 170 часов математики (5 часов в неделю), в 7-ом классе – 102 часа алгебры (3 часа в неделю) + 68 часов геометрии (2 часа в неделю), в 8-ом классе – 102 часа алгебры (3 часа в неделю) + 68 часов геометрии (2 часа в неделю), в 9-ом классе – 102 часа алгебры (3 часа в неделю) + 68 часов геометрии (2 часа в неделю).
Распределение учебного времени между этими предметами представлено в таблице.
Классы | Предметы математического цикла | Количество часов на ступени основного образования |
5 – 6 классы | Математика | 340 |
7 – 9 классы | Алгебра | 306 |
Геометрия | 204 | |
ВСЕГО | 850 |
Предмет «Математика» в 5—6 классах включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.
Предмет «Алгебра» включает некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5—6 классов, собственно алгебраический материал, элементарные функции, а также элементы вероятностно-статистической линии.
В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучаются евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
I В личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
I I В метапредметном направлении:
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Ш В предметном направлении:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
- умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
АРИФМЕТИКА.
Натуральные числа.
Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
Степень с натуральным показателем.
Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Дроби.
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты; нахождение процентов от величины и величины по ее процентам. Отношение; выражение отношения в процентах. Пропорция; основное свойство пропорции.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа.
Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение m/n, где т — целое число, п — натуральное число. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий. Степень с целым показателем.
Действительные числа.
Квадратный корень из числа. Корень третьей степени.
Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел.
Множество действительных чисел; представление действительных чисел в виде бесконечных десятичных дробей. Сравнение действительных чисел.
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки.
Измерения, приближения, оценки.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Выделение множителя степени 10 в записи числа.
Приближенное значение величины, точность приближения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.
АЛГЕБРА.
Алгебраические выражения.
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка
выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочленов на множители. Многочлены с одной переменной. Корень многочлена. Квадратный трехчлен; разложение квадратного трехчлена на множители.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и ее свойства.
Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.
Квадратные корни. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям.
Уравнения.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвертой степени. Решение дробно-рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах.
Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой коэффициент прямой; условие параллельности прямых. Графики простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола, окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.
Неравенства.
Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Системы неравенств с одной переменной.
ФУНКЦИИ.
Основные понятия.
Зависимости между величинами. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функций, их отображение на графике. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы.
Числовые функции.
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, ее график и свойства. Квадратичная функция, ее график и свойства. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. Графики функции у = I x I
Числовые последовательности.
Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой л-го члена.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы л-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых п членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.
ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА.
Описательная статистика.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Представление о выборочном исследовании.
Случайные события и вероятность.
Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Вероятности противоположных событий. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классическое определение вероятности.
Комбинаторика.
Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.
ГЕОМЕТРИЯ.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника и площадь квадрата. Приближенное измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Геометрические фигуры.
Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на п равных частей.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Измерение геометрических величин.
Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр многоугольника.
Длина окружности, число л; длина дуги окружности.
Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Координаты.
Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Векторы.
Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.
ЛОГИКА И МНОЖЕСТВА.
Теоретико-множественные понятия.
Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера — Венна.
Элементы логики.
Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок, если то в том и только в том случае, логические связки и, или.
МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырех. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н. X. Абель, Э. Галуа.
Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске.
Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль. Я. Бернулли. А. Н. Колмогоров.
От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа л. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС.
№ | Наименование тем, разделов | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
Глава 1. Натуральные числа (20 часов). | |||||
1-2 | Ряд натуральных чисел | 2 | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры модель этих фигур. Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами. Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки. | Учащийся научится: •понимать особенности десятичной системы счисления; Учащийся получит возможность: • углубить и развить представления о натуральных числах | |
3-5 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. | 3 | |||
6-9 | Отрезок. Длина отрезка. | 4 | |||
10-12 | Плоскость. Прямая. Луч. | 3 | |||
13-15 | Шкала. Координатный луч. | 3 | |||
16-18 | Сравнение натуральных чисел. | 3 | |||
19 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||
20 | Контрольная работа №1 | 1 | |||
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 часа). | |||||
1-4 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. | 4 | Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений. Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника. Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. | Учащийся научится: • выполнять операции с числовыми выражениями; • решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
• строить углы, определять их градусную меру; • анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.). Учащийся получит возможность: • развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; • овладеть специальными приёмами решения уравнений. | |
5-9 | Вычитание натуральных чисел. | 5 | |||
10-12 | Числовые и буквенные выражения. Формулы. | 3 | |||
13 | Контрольная работа № 2 | 1 | |||
14-16 | Уравнения. | 3 | |||
17-18 | Угол. Обозначение углов. | 2 | |||
19-23 | Виды углов. Измерение углов. | 5 | |||
24-25 | Многоугольники. Равные фигуры. | 2 | |||
26-28 | Треугольник и его виды. | 3 | |||
29-31 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. | 3 | |||
32 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||
33 | Контрольная работа № 3 | 1 | |||
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел (37 часов). | |||||
1-4 | Умножение. Переместительное свойство умножения. | 4 | Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа. Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни единицы площади через другие. Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Изображать развертки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды. Находить объемы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы объема через другие. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов | Учащийся научится: • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; Учащийся получит возможность: • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. • научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; • распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда; • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот | |
5-7 | Сочетательное и распределитель- ное свойства умножения. | 3 | |||
8-14 | Деление. | 7 | |||
15-17 | Деление с остатком. | 3 | |||
18-19 | Степень числа. | 2 | |||
20 | Контрольная работа № 4. | 1 | |||
21-24 | Площадь. Площадь прямоугольника. | 4 | |||
25-26 | Прямоугольный параллелепипед | 2 | |||
27 | .Пирамида. | 1 | |||
28-31 | Объем прямоугольного параллелепипеда. | 4 | |||
32-34 | Комбинаторные задачи. | 3 | |||
35-36 | Повторение и систематизация учебного материал | 2 | |||
37 | Контрольная работа № 5 | 1 | |||
Глава 4. Обыкновенные дроби (18 часов). | |||||
1-5 | Понятие обыкновенной дроби. | 5 | Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби. | По окончании изучения курса учащийся научится: • сравнивать и упорядочивать обыкновенные дроби Учащийся получит возможность: • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. | |
6-8 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. | 3 | |||
9-10 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 | |||
11 | Дроби и деление натуральных чисел. | 1 | |||
12-16 | Смешанные числа. | 5 | |||
17 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||
18 | Контрольная работа № 6. | 1 | |||
Глава 5. Десятичные дроби (48 часов). | |||||
1-4 | Представление о десятичных дробях. | 4 | Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробями. Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «Один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам. | По окончании изучения курса учащийся научится: сравнивать и упорядочивать рациональные числа; • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор; • использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять не сложные практические расчёты; Учащийся получит возможность: • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. | |
5-7 | Сравнение десятичных дробей. | 3 | |||
8-10 | Округление чисел. Прикидки. | 3 | |||
11-16 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 6 | |||
17 | Контрольная работа № 7 | 1 | |||
18-24 | Умножение десятичных дробей. | 7 | |||
25-33 | Деление десятичных дробей. | 9 | |||
34 | Контрольная работа № 8 | 1 | |||
35-37 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины. | 3 | |||
38-41 | Проценты. Нахождение процентов от числа. | 4 | |||
42-45 | Нахождение числа по его процентам. | 4 | |||
46-47 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | |||
48 | Контрольная работа № 9 | 1 | |||
Повторение (19 часов). | |||||
1-18 | Повторение | 18 | |||
19 | Итоговая контрольная работа | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/
- ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
- Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
- Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
- Видеолекции разработчиков стандартов http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729
- Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/
- Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx
- Программа по математике (5-9 класс). Издательский центр «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/tabid/210/Default.aspx
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru
- Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»http://www.neo.edu.ru
- Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
- Образовательные ресурсы интернета (математика) http://www.alleng.ru/edu/math.htm
- Сайт «Электронные образовательные ресурсы» http://eorhelp.ru/
- Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
- Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
- Презентации по всем предметам http://powerpoint.net.ru/
- Карман для математика http://karmanform.ucoz.ru/
УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир «МАТЕМАТИКА. 5 КЛАСС».
- Математика: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /
А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2015.
- Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. Г. Мерзляк,
В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2015.
- Рабочая тетрадь по математике для 5 класса / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2015.
- Математика. Методическое пособие. 5 класс / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2013.
- Математика: программы: 5-11 классы / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский,
М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014.
УМК Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов «МАТЕМАТИКА. 6 КЛАСС».
- Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / авт.-сост.
В.И. Жохов. – М.: Мнемозина,2010 г.
- Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин,
В.И. Жохов и др. – М.: Мнемозина, 2008 г.
- Дидактические материалы по математике 6 класса / А.С. Чесноков,
К.И. Нешков. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя / В.И. Жохов. – М.: Русское слово, 1998 г.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
Математика 6 класс. И.Л. Гусева и др. - М.: Интеллект-Центр, 2009 г.
УМК Ш.А. Алимов и др. «АЛГЕБРА. 7 КЛАСС».
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы.
сост. Т.А. Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2008 г.
- Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
Ш.А. Алимов и др. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Изучение алгебры в 7-9 классах: Книга для учителя.
Ю.М. Колягин и др. – М.: Просвещение, 2002 г.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса.
А.П. Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2010 г.
- Элементы статистики и вероятность: учебное пособие для 7-9 классов.
М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2007 г.
- События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы.
А.Г. Мордкович и др. – М.: Мнемозина, 2008 г.
- Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс.
Л.И. Звавич и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Сборник задач и контрольных работ для 7 класса. Алгебра.
А.Г. Мерзляк и др. – М.: ИЛЕКСА, 2009 г.
УМК Л.С.Атанасян и др. «ГЕОМЕТРИЯ. 7 КЛАСС».
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы.
Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008 г.
- Геометрия: учебник для 7-9 кл.
Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса.
Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации к учебнику.
Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2001 г.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Геометрия. 2010/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010 г.
- Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.
Е.М. Рабинович. – М.: ИЛЕКСА, 2010 г.
УМК Ш.А. Алимов и др. «АЛГЕБРА. 8 КЛАСС».
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы.
сост. Т.А. Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2008 г.
- Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
Ш.А. Алимов и др. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Изучение алгебры в 7-9 классах: Книга для учителя.
Ю.М. Колягин и др. – М.: Просвещение, 2002 г.
УМК Л.С.Атанасян и др. «ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС».
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы.
Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008 г.
- Геометрия: учебник для 7-9 кл.
Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса.
Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации к учебнику.
Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2001 г.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Геометрия. 2010/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010 г.
- Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.
Е.М. Рабинович. – М.: ИЛЕКСА, 2010 г.
УМК Ш.А. Алимов и др. «АЛГЕБРА. 9 КЛАСС».
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы.
сост. Т.А. Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2008 г.
- Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
Ш.А. Алимов и др. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс.
Ю.Н. Макарычев и др. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Алгебра: сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе.
Л.В. Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Изучение алгебры в 7-9 классах: Книга для учителя.
Ю.М. Колягин и др. – М.: Просвещение, 2002 г.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.
А.П. Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2008 г.
- Элементы статистики и вероятность: учебное пособие для 7-9 классов.
М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2007 г.
- События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы.
А.Г. Мордкович и др. – М.: Мнемозина, 2008 г.
УМК Л.С.Атанасян и др. «ГЕОМЕТРИЯ. 9 КЛАСС».
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы.
сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008 г.
- Геометрия: учебник для 7-9 кл.
Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса.
Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации к учебнику.
Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2001 г.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Геометрия. 2010/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010 г.
- Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.
Е.М. Рабинович. – М.: ИЛЕКСА, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс", авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс" , авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И....
План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)
Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....
Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику Математика, 6 класс, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир, Е.В. Буцко
Аннотация к рабочей программе по математике для 5-6 классов по УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования; ав...
Рабочая программа по математике 5-6 классы к учебнику математика 5, 6 классы А. Г. Мерзляк
Рабочая программа по математике 5-6 классы...
Рабочая программа по математики 5-6 классы. По учебнику математика 5 класс: А.Г. Мерзляк, Б.В. Полонский, М.С. Якир.
Рабочая программа разработана мною по учебнику математика 5-6 классы. Авторы А.Г. Мерзляк, Б.В. Полонский, М.С. Якир. Представлено календарное планирование....