ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 5-6 КЛАССОВ
опыты и эксперименты по алгебре на тему

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ  5-6 КЛАССОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_matematike_5-6_klassov.docx300.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ  5-6 КЛАССОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа – попытка создать модель (одну из множества возможных) эффективного и комплексного подхода к обучению математики в технологии деятельностного метода.

Целью данной работы является разработка общей модели уроков математики на основе  технологии деятельностного подхода.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие, принципы и структуру технологии деятельностного подхода;
  2. Проанализировать требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения к организации уроков на основе деятельностного подхода в  обучении;
  3. Разработать модели основных типы уроков математики в технологии деятельностного подхода.  

В работе использованы следующие методы:

  1. Дидактический метод: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы для определения теоретической и практической базы знаний исследования; изучение и анализ школьных программ, учебников.
  2. Эмпирический метод: организация констатирующего, формирующего и контрольного этапов; статистическая обработка результатов экспериментов.

1. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО

ПОДХОДА.

В последние годы, в связи с вариативностью образовательных систем остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой как по вертикали, так и по горизонтали. Восстановление единства образовательного пространства, реализующего новую, деятельностную парадигму, является в настоящее время одной из приоритетных целей развития системы образования на ближайшую перспективу.

Технология деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов[4]:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Постановка проблемы.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.

1)Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.

2)Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

4)Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности [1, 4].

 Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы.

 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ.

2.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ

     Сегодня перед  общеобразовательной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию. Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а ученики должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления,  развитию воображения  и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Наряду с этой проблемой учитель должен поставить перед собой задачу: учить своих школьников рассуждать, учить их мыслить. Известно, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Формировать культуру  мышления на уроках математики, заинтересовать их математикой, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий.

Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать “хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы к  учебной деятельности[17].

1этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин)

Цель:  мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной  деятельности.

Организация этапа:

  1. актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
  2. устанавливаются тематические рамки («могу»).
  3. создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Учитель должн вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития.

С целью актуализации изученных способов действий  и фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися  пробного учебного действия или его обосновании следующий пункт деятельностной технологии

I1этап.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5–7 мин)

II1этап.Постановка проблемы (3–4 мин)

Цель:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IVэтап Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) (3–4 мин)

Цель:  построить проект выхода из затруднения.

Организация этапа

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:

  1. ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
  2. согласовывают тему урока;
  3. выбирают способ (дополнение или уточнение);
  4. строят план достижения цели;
  5. определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д

Vэтап. Реализация построенного проекта (4–5 мин)

Цель:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  • зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);
  • организовать решение исходного задания, данного для пробного действия;
  • уточнить общий характер нового знания;
  • зафиксировать преодоление затруднения.  

VIэтап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5–6 мин)

Цель:  организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи

VII этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин)

Цель:

  • проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
  • организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание  уделяю психологической комфортности).

VIII этап. Включение в систему знаний и повторение. (5–8 мин)

Цель:

  • выявить границы применимости нового знания;
  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

IX Этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2–4 мин)

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
  • оценить собственную деятельность на уроке;
  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить и записать домашнее задание

Учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе, постоянно  исследую мотивацию школьников к изучению предмета.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить

на три группы:

1. Уроки «открытия» нового понятия;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки развивающего контроля.

 УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ПОНЯТИЯ.

Общие цели уроков данного типа:

Деятельностной целью уроков «открытия» нового понятия является формирование у учащихся умений реализации новых способов действия при работе с изучаемым новым понятием.

Содержательная цель заключается в расширении понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.  

Структура урока

  1. этап мотивации к учебной деятельности по изучению нового понятия;
  2. этап актуализации и пробного учебного действия по работе с данным понятием;
  3. этап выявления места и причины затруднения;
  4. этап построения проекта выхода из затруднения;
  5. этап реализации построенного проекта;
  6. этап первичного закрепления понятия и действий с ним с проговариванием во внешней речи;
  7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  8. этап включения нового понятия в систему знаний и повторения;
  9. этап рефлексии учебной деятельности.

Урок

Тип урока: ОНЗ

Предмет: Геометрия, 8 класс

Тема: «Теорема Пифагора»

Основные цели:

1) рассмотреть терему Пифагора и показать ее применение в ходе решения задач;

2) повторить и закрепить нахождение площадей геометрических фигур: квадрата и треугольника, признаки равенства прямоугольных треугольников, формулу сокращенного умножения: квадрат суммы, тренировать вычислительные навыки, способность к анализу и решению задач.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

1) задания для актуализации знаний:

Д-1

Докажите, что  равен

Д-2

Д-3

Найдите площадь прямоугольного треугольника, если BC = 4 см, CA = 10 см?

(2 + 3z)2                      (5x + 2)2

(3 + k)2                         (c + d)2

Возведите двучлены в квадрат

Достройте   до квадрата CKPD со стороной (a + d) и найдите площадь □CKPD, если a = 3 см, b = 2 см.

Д-4                                                                               2) Задание с затруднением:

Найдите АВ?

3) Эталоны

Э-1

I Признак равенства прямоугольных треугольников

 Если катеты одного треугольника соответственно равны катетам другого треугольника, то такие треугольники равны

Э-2              

                                                                    Э-3

            Формула квадрата суммы

Э-4

Квадрат – правильный четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны между собой.

Площадь квадрата равна произведению двух сторон или же квадрату его стороны

Э-5

Прямоугольным треугольником называется треугольник, если у него есть прямой угол, то есть угол в 90°.

Э-6

Теорема Пифагора:

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

4) Образец к заданиям для актуализации

к Д-1

к Д-3

4 + 12z + 9       9 + 6k + k2     25x2 +20x + 4    c2 +2cd + d2

к Д-2

S = 20 см

к Д-4

CK = KP = PD = DC = 5 см

SCKPD = 25 см2


5) Подробный образец к заданиям для актуализации

к Д-1

Доказательство:

Так как  ; ;  ,то

Ответ:

I Признак равенства прямоугольных треугольников

 Если катеты одного треугольника соответственно равны катетам другого треугольника, то такие треугольники равны

к Д-2

см2

Ответ см2

к Д-3

(а + b)2 = а2 + 2ab + b2

к Д-4

Так как CKPD – квадрат, то  CK = KP = PD = DC (по определению квадрата)

DP = DM + MP = a + b = 3 + 2 = 5 см

SCKPD = 52 =

Ответ: SCKPD = 25 см2

Квадрат – правильный четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны между собой.

S□ = a2

6) Образец: задание с затруднением

7) Подробный образец: задание с затруднением

AB = 10 см.

Так как , то -прямоугольный (по определению прямоугольного треугольника), тогда АВ – гипотенуза.

Прямоугольным треугольником называется треугольник, если у него есть прямой угол, то есть угол в 90°.

Так как по теореме Пифагора

с2 = a2 + b2 , то:

Ответ: AB = 10 см.

с2 = a2 + b2

Э-7

Площадь геометрической фигуры равно сумме площадей геометрических фигур, которые ее составляют.

Раздаточный материал 

7) Задания для закрепления во внешней речи

Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам a и b:

a) a = 4; b = 7

б)

Образец: Р-1

а) 

б)

Подробный образец: Р-2

а)Так как по теореме Пифагора с2 = a2 + b2, а = 4, b = 7, то

с2 = a2 + b2

б)Так как по теореме Пифагора с2 = a2 + b2, а = , b = , то

с2 = a2 + b2

8) Задания для самостоятельной работы

Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам a и b:

а) a = 5, b = 6;

б) a = 8,

Образец: С-1

a)

б)

Подробный образец: С-2

а)Так как по теореме Пифагора с2 = a2 + b2, а = 5, b = 6, то

с2 = a2 + b2

б)Так как по теореме Пифагора с2 = a2 + b2, а =8, b = то

с2 = a2 + b2

9)Задания для включения в систему знаний

1) Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам a и b:

а = 4, b =3.

2) В прямоугольном треугольнике a и b – катеты, c – гипотенуза. Найдите b, если

а) а = 12, с = 13

б) а = 12, с = 2b

3) Найдите боковую сторону и площадь равнобедренного треугольника, если: основание равно 18 см, а угол противолежащий основанию, равен .

Образец: З-1

Подробный образец: З-2

Так как по теореме Пифагора с2 = a2 + b2, а = 4, b = 3, то

             с2 = a2 + b2

Образец: З-3

a) b = 5

б)

Подробный образец: З-4

а)Так как по теореме Пифагора с2 = a2 + b2, тогда b2 = c2 - a2, a = 12,   с =13, то

с2 = a2 + b2

b2 = c2 - a2

б)Так как по теореме Пифагора с2 = a2 + b2, тогда b2 = c2 - a2, a = 12,  с =2b, то

с2 = a2 + b2

b2 = c2 - a2

Образец: З-5

Подробный образец: З-6

S=

Решение: пусть в равнобедренном  с основанием АС, проведена высота ВМ. Рассмотрим прямоугольный  , так как  - равнобедренный, то его высота ВМ является и биссектрисой, поэтому , и медианой, поэтому

 а , отсюда следует, что . Так как теореме Пифагора с2 = a2 + b2, то

Тогда

S=см2

Ответ: . S=

В равнобедренном треугольнике высота, проведенная к основанию, является биссектриса и медианой.

Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в , равен половине гипотенузы.

с2 = a2 + b2

http://yandex.st/serp/33.75/contrib/z-math/blocks/z-math/formula/z-math__formula_for_tri-square-hb-f.png

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность;

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: терема Пифагора и  ее применение в ходе решения задач

 3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Доброе утро, ребята!

– Что нового и интересного вы узнали на предыдущих уроках?

– Сегодня вы посмотрите, как можно доказать теорему Пифагора и научится применять ее в решении задач.

- Вы поняли, что сегодня будут новые открытия, как вы будете открывать новые знания?

- С чего начнёте работать?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: нахождение площадей геометрических фигур: квадрата и треугольника, признаки равенства прямоугольных треугольников, формулу сокращенного умножения: квадрат суммы 2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового

знания: анализ, сравнение, обобщение;

6) мотивировать к выполнению пробного действия;

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

На доске задание (Д-1)

- Ребята, что вы можете сказать о треугольниках, представленных на данном чертеже?

- А кто мне скажет определение прямоугольного треугольника?

После того, как было сказано определение,  на доску вывешивается Э-5

- А что вам еще надо знать, что бы доказать равенство треугольника?

- А какой из перечисленных признаков равенства, вам поможет в доказательстве?

На доску вывешивается Э-1

- Ну а теперь, вам не составит труда выполнить это задание (1 мин)

- Все справились с заданием? Давайте, сверим с образцом. (4 к Д-1)

- А теперь еще раз проверьте, но уже сверяясь с подробным образцом (5 к Д-1)

- Давайте выполним задание №2 и найдем площадь прямоугольного треугольника. По какой формуле вы будете ее находить?

На доску вывешивается Э-2

- Выполните задание №2 и найдите площадь прямоугольного треугольника и проверьте по образцу (4 к Д-2).

- Проверьте ход решения. (5 к Д-2)

- Ребята, что бы выполнить задание №3, вам нужно воспользоваться знаниями, которые вы получили изучая алгебру.

На доске задание №3 (Д-3)

- Кто мне скажет, какие знания вам потребуются, что бы выполнить его?

На доску вывешивается Э-3

- На выполнение это задания я даю вам 3 минуты.

- Сверьте ваши ответы с образцом (4 к Д-3)

- Проверьте ход решения. (5 к Д-3)

- Сейчас я раздам вам задания №4 (Д-4). Прочитайте его внимательно и скажите, пожалуйста, что необходимо знать, что бы правильно его выполнить?

На доску вывешивается Э-5

- Теперь я предлагаю вам выполнить его ( 5 минут), затем сверьте его с  образцом (4 к Д-4).

- У всех получилось? Вызвало ли у кого-нибудь затруднение данное задание? Проверьте его по подробному образцу (5 к Д-4).

- Что вы сейчас повторили?

- Какое следующее задание вы будете выполнять?

- Внимательно посмотрите на доску и прочтите задание.

– С какой целью вы будете работать с пробным заданием?

- Запишите его.

- У кого нет ответа?

- Сформулируйте своё затруднение?

- Какие ответы получили?

Ответы фиксируются на доске.

- Кто из вас может обосновать, что ваш ответ правильный?

- Что вы не можете сделать?

- Что теперь вы должны сделать?

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Что вам необходимо было сделать?

- В каком месте возникло затруднение?

– Почему вы не смогли выполнить задание?

- Что дальше вы будете делать?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

организовать построение проекта выхода из затруднения:

- учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

- учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

- учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

- учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Сформулируйте цель деятельности?

– Как можно сформулировать тему урока?

- Что можно использовать, чтобы узнать, как доказывается теорема Пифагора?

5. Реализация построенного проекта

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:

Дальше ведется совместная работа учителя и учащихся в форме проблемного диалога.

- Ребята я попрошу вас вернуться к заданию №4, к первой его части. Используя, именно, этот чертеж, мы с вами будем доказывать, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Что вам было известно?

В процессе обсуждения на доске выполняется запись:

Дано:

Доказать: с2 = a2 + b2

- Вы достроили этот треугольник до квадрата CKPD со стороной (a + b), верно? Скажите, пожалуйста, как мы найдем площадь квадрата CKPD, каким эталоном воспользуемся?

На доске выполняется запись:

Доказательство:

S CKPD =

- Ребята, а что такое ?

На доску радом с «S CKPD = » вывешивается Э-3 и корректируется запись:

S CKPD = = а2 + 2ab + b2

- Замечательно. А как еще мы можем найти площадь данной геометрической фигуры?

- Молодцы, а из каких геометрических фигур состоит наш квадрата CKPD?

- Давайте теперь зафиксируем площадь квадрата CKPD в виде суммы площадей геометрических фигур его составляющих.

На доску вывешивается Э-7 и рядом делается запись:

- Что вы можете сказать о прямоугольнике BAEM?

- Почему вырешили, что это – квадрат?

- Как мы найдем его площадь?

На доску вывешивается Э-4 и рядом делается запись:

- Что мы можем сказать о треугольниках?

На доску вывешивается Э-1 и делается запись:

 (Iпризнак)

- Очень хорошо. Будут ли площади этих треугольников равны? И как мы найдем площадь этих треугольников?

На доску вывешивается Э-2 и  рядом делается запись:

- Посмотрите внимательно на те, значения, которые у нас получились и скажите сможем ли мы подставить ли мы их в выражение и найти площадь CKPD?

На доске делается запись:

- Ребята скажите, а будет ли равно а2 + 2ab + b2? Хорошо, тогда давайте составим равенство.

На доске делается запись:

- Сможем мы найти с2?

На доске делается запись:

- Посмотрите внимательно, что у нас получилось? Доказали ли мы с вами теорему? А сможем мы найти с?

На доске делается запись:

-Можем ли мы теперь составить эталон?

На доску вывешивается Э-7

- А теперь я предлагаю вам вернуться к заданию, которое вызвало у вас затруднение  и решить его.

- Сверьтесь с образцом. Проверьте ход решения по подробному образцу. Вас правильно у вас получилось. Вы справились со своим затруднением?

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Задание выполняется у доски по очереди двумя учениками, с комментарием.

7) Задания для закрепления во внешней речи

Проверка проводится по образцу (Р-1)  и подробному образцу (Р-2)

При необходимости ошибки исправляются, проговариваются основания выполнения задания.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение  работы с подробным образцом);

3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);

4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Вы поработали вместе, а теперь выполните задание самостоятельно, если возникнет затруднение, зафиксируйте место и определите, почему оно возникло.

8) Задание для самостоятельной работы

Выполненную работу учащиеся сопоставляют с эталоном для самопроверки ( С-1 и С-2).

- Какие задания у вас вызвали затруднения?

- В каких местах?

- Почему у вас возникли затруднения?

- У кого все задания выполнены правильно?

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Задание выполняется на доске: Задания для включения в систему знаний -1

Задание выполняется на доске: Задания для включения в систему знаний- 2

Задание выполняется на доске: Задания для включения в систему знаний – 3

Выполненную работу учащиеся сопоставляют с эталоном для самопроверки ( З-1, З-2, З-3, З-4, З-5, З-6).

9. Рефлексия деятельности на уроке

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Что нового вы сегодня узнали?

– Поможет ли вам в дальнейшем знание этой теоремы?

– Проанализируйте свою работу на уроке. Заполните таблицу рефлексии.

Домашнее задание:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода, уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
          Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений применять эти знания на практике.
Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Для реализации этой цели ставятся и решаются такие вопросы как: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.
          Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с.

2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.

3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.

5. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.

6. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.

7. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2008. – 21 с.

9. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 342 с.

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
  2. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю.В. Громыко. — М. : Московская академия развития образования, 1996. — 546 с.
  3. Зинченко, А.П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. — Тольятти, 2000. — 184 с.
  4. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
  5. Лобок А.М. «Школа нового поколения» e-mail: aml2005@rambler.ru
  6. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. — Красноярск, 2004. — 112с.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
  9. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  10. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. — М.: Школьные технологии, 1998. – № 4.
  11. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. – 2010. – №6 с. 2-11.
  12. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
  13. 12. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1. – 498 с.

23. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М., 1967. – 325 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD" для 2 класса.

Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD"  для 2 класса (ИЦ "Вентана-Граф") Статья содержит тезис...

Из опыта работы "Мастер класс" 1 часть "Организация деятельностного подхода в обучении

Из опыта работы " Мастер класс" " Организация деятельностного подхода в обучении" 1 часть из 3х частей  выполнила Щеколдина Маргарита Анатольевна  учитель биологии МКОУ СОШ №251  с углу...

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...