"Занимательная математика"
рабочая программа по алгебре (5, 6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Администрация МО МР «Усть-Цилемский»
МБОУ «Хабарицкая СОШ»
Утверждено
Приказом № ____от «____» _________201__года
Директор МБОУ «Хабарицкая СОШ»
______________________
Рабочая программа кружка
Занимательная математика
(для учащихся 5- 7 классов)
Срок реализации программы 2 года
Учитель Линтас Елена Алексеевна
Согласовано
с заместителем директора по УВР
___________________
с. Хабариха
2014 год
Пояснительная записка.
Направленность программы «Занимательная математика»:
по содержанию является профильной, так как ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике.
по функциональному предназначению - учебно-познавательной;
по форме организации —кружковой;
по времени реализации —двухгодичной.
Программа разработана на основе Положения о рабочей программе дополнительного образования детей МБОУ «Хабарицкая СОШ».
Актуальность данной программы обусловлена созданием условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Данный вид деятельности направлен на реализацию проекта «Одаренные дети» (приложение к Программе развития школы на 2011-2016 гг)
Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она не предполагает "натаскивание" ученика, не ориентирована на формирование навыка, а учит действовать осознанно.
Содержание программы составляют специально подобранные задачи для развития математического мышления и творческих способностей. Все задачи являются нестандартными. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни.
Уровень сложности заданий должен быть таков, чтобы к их рассмотрению можно было привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. В этом случае они интересны и доступны учащимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития и способствуют повышению интереса к математике.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- формах и методах работы (проекты, соревнования, олимпиады);
- средствах обучения (компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска)
- принципах обучения (доступность, результативность, преемственность);
- методах контроля (анализ результатов конкурсов, викторин, олимпиад)
Цель программы:
Создать условия для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
Обучающие. Создание условий для:
- формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развития умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- развития умения детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
Воспитательные. Создание условий для:
- повышения математической культуры ученика.
Развивающие. Создание условий для:
- развития математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключатся в том, что все образовательные блоки предусматривают как усвоение теоретических знаний, так и деятельностно-практический опыт. Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей.
Структура программы линейная. Прохождение новой теоретической темы предполагает повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы как «возвращение к пройденному» и «забегание вперёд» придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 11 до 13 лет.
Срок реализации: Программа рассчитана на обучение в течение 2 лет, 68 часов по 1 ч. в неделю, продолжительность занятий 45 минут.
Планируемые результаты
Изучение математики по данной программе предусматривает, что в результате обучения учащиеся должны уметь:
-правильно пользоваться математической терминологией и символикой (в частности при решении геометрических задач);
-применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе решения задач;
-правильно проводить логические рассуждения; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
-применять рациональные приемы вычислений,
-применять изученные алгоритмы для решения задач;
-использовать эвристические приемы при решении задач;
-применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
-решать задачи комбинированного и творческого характера;
- работать в группе, приходить к общему решению в совместной деятельности.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и самоопределение.
Способы определения результативности: оценивание достижений учащихся отличается от системы оценивания на уроке:
- степень активности учащихся;
- уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе
Формы контроля.
В программе выделены следующие виды контроля:
Сообщения
Защита проекта
Творческий отчет
Результаты викторин
Участие в очных и заочных математических олимпиадах.
Итог программы- групповой проект.
Учебно-тематический план.
№ п\п | Перечень тем | Количество часов |
1 год | ||
Вводное занятие | 1 | |
Числа и вычисления. | 6 | |
Задачи. | 7 | |
Задачи со спичками. | 3 | |
Решение олимпиадных задач. | 3 | |
Математические соревнования, ребусы и головоломки. | 4 | |
Геометрия. | 3 | |
Из истории математики | 4 | |
Игры. | 3 | |
2 год | ||
Числа и вычисления. | 2 | |
Решение олимпиадных задач | 4 | |
Задачи. | 14 | |
Круги Эйлера. | 3 | |
Графы. | 3 | |
Геометрия | 3 | |
Проекты | 3 | |
Математические соревнования, ребусы и головоломки. | 2 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание | Форма и режим занятий | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 год | ||||
Вводное занятие. Задачи-шутки, задачи-загадки | ||||
Тема Числа и вычисления 2ч | ||||
Приемы быстрого счета | ||||
Приемы быстрого счета | ||||
Тема Задачи 2ч | ||||
Задачи в сказках, рассказах и стихах. | ||||
Задачи в сказках, рассказах и стихах. Старинные математические истории | ||||
Тема Решение олимпиадных задач 3ч | ||||
Решение олимпиадных задач | ||||
Решение олимпиадных задач | ||||
Решение олимпиадных задач школьного уровня | ||||
Тема Задачи со спичками 3ч | ||||
Перекладывания спичек | ||||
Упражнения со спичками | ||||
Упражнения со спичками | ||||
Тема Числа и вычисления 4 ч | ||||
Расстановка скобок и знаков | ||||
Расстановка скобок и знаков | ||||
Числа-великаны и числа - малютки | ||||
Числа-великаны и числа - малютки | ||||
Тема Задачи. 5ч | ||||
Обратный ход. | ||||
Обратный ход. | ||||
Логические задачи. | ||||
Логические задачи. Задачи «Как сосчитать» | ||||
Логические задачи. | ||||
Тема Математические соревнования, ребусы и головоломки 4ч | ||||
Математические ребусы | ||||
Математические ребусы. Кроссворды | ||||
Числовые головоломки | ||||
Числовые головоломки | ||||
Тема Геометрия 3ч | ||||
Задачи на разрезание фигур. | ||||
Задачи на разрезание фигур. Моделирование из бумаги. | ||||
Карандаш и бумага | ||||
Тема Из истории математики 4 ч | ||||
Запись цифр и чисел у других народов. | ||||
Измерения в древности у разных народов. | ||||
Старинные единицы мер | ||||
Старинные единицы мер | ||||
Тема Игры. 3 ч | ||||
Математические игры. Стратегии. | ||||
Математические игры. Стратегии. | ||||
Подведение итогов работы кружка | ||||
2 год | ||||
Тема Числа и вычисления 2 ч | ||||
Математические фокусы | ||||
Математические фокусы. Можно или нельзя. | ||||
Тема Решение олимпиадных задач 4ч | ||||
Решение олимпиадных задач | ||||
Решение олимпиадных задач. | ||||
Решение олимпиадных задач | ||||
Решение олимпиадных задач. Конкурс. | ||||
Тема Задачи 14 ч | ||||
Метод Раскраски | ||||
Метод Раскраски | ||||
Разнобой | ||||
Разнобой | ||||
Комбинаторные задачи | ||||
Комбинаторные задачи | ||||
Денежные расчеты | ||||
Денежные расчеты | ||||
Логические задачи. | ||||
Логические задачи. | ||||
Задачи на переливание. | ||||
Задачи на переливание. | ||||
Задачи на взвешивание. | ||||
Задачи на взвешивание. | ||||
Тема Круги Эйлера 3 ч | ||||
Круги Эйлера. Биография Л.Эйлера | ||||
Круги Эйлера | ||||
Круги Эйлера. Решение задач. | ||||
Тема Графы 3 ч | ||||
Графы. | ||||
Графы. | ||||
Графы. | ||||
Тема Геометрия 3 ч | ||||
Построения циркулем и линейкой. | ||||
Построения циркулем и линейкой. | ||||
Геометрия на клетчатой бумаге. Лист Мёбиуса. | ||||
Тема Проекты 3 ч | ||||
Математический задачник. Работа над проектом. | ||||
Математический задачник. Работа над проектом. | ||||
Защита творческих проектов. | ||||
Тема Математические соревнования, ребусы и головоломки. 2ч | ||||
Всякая всячина. Олимпиада. | ||||
Всякая всячина. Викторина. |
Содержание.
Тема 1: Числа и вычисления (8 ч)
Теория: история возникновения чисел. Числа-великаны и числа – малютки. Чтение и запись многозначных чисел.
Практика: Приемы быстрого счета Умножение двухзначных чисел на 11. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Деление на 5 и 25. Умножение на 9, 99. Расстановка скобок и знаков, денежные расчеты.
Тема 2:Задачи (21 час)
Теория: разбор различных способов решения задач. Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Логические задачи. Задачи в литературе.
Практика: самостоятельное решение задач. Конкурс «Лучший решатель».
Тема 3: Задачи со спичками (3 ч)
Теория: Арифметические задачи. Геометрические задачи
Практика: Спичечная олимпиада
Тема 4: решение олимпиадных задач (7ч)
Теория: Задания олимпиад школьного и муниципального уровня
Практика: Анализ олимпиад прошлых лет. Мини – олимпиада.
Тема 5: Математические соревнования, ребусы и головоломки (6ч)
Теория: Ребусы в картинках. Математические ребусы. Головоломки. Приемы решения.
Практика: «Математические бои», «Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон».
Тема 6: Геометрия (6 часов)
Теория: разбор различных способов решения задач. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Построение циркулем и линейкой. Лист Мебиуса.
Практика: самостоятельное решение задач. Моделирование из бумаги.
Тема 7: Из истории математики (4ч)
Теория: счет у первобытных людей, происхождение письменной нумерации, цифры и числа у разных народов
Практика: работа на Интернет-сайтах
Тема 8: Игры (3 ч)
Теория: знакомство с математическими играми
Практика: работа на Интернет-сайтах
Тема 9: Круги Эйлера (3ч)
Теория: Биография Л.Эйлера. Круги Эйлера.
Практика: Решение задач.
Тема 10: Графы (3 часа)
Теория: Теория графов: понятие, свойства.
Практика: Решение задач
Тема 11: Проекты (3ч)
Теория: выполнение творческого проекта по плану, работа с литературой по теме.
Практика: проект «Математический задачник»
Методическое обеспечение
Основные формы проведения кружковой работы:
- Комбинированное тематическое занятие:
- Выступление учителя или кружковца;
- Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
- Разбор решения задач;
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
- Ответы на вопросы учащихся.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
- Математическая карусель.
- Математический бой, хоккей, футбол.
- Математические турниры, эстафеты.
- Математические викторины.
- Устные или письменные олимпиады.
3. Коллективный выпуск математической газеты:
4. Разбор заданий школьного и муниципального этапов олимпиады, анализ ошибок.
5. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
6. Просмотр видеофильмов по математике.
7. Выполнение проектов.
Виды деятельности.
- Устный счет.
- Проверка наблюдательности.
- Игровая деятельность.
- Решение текстовых, геометрических задач.
- Разгадывание головоломок, ребусов, викторин.
- Проектная деятельность.
- Показ математических фокусов.
В данной программе более широко представлены творческие виды деятельности, в том числе проектная деятельность.
С целью вызвать положительные эмоции обучающихся и создания условий для успешной деятельности занятия оснащаются игровыми реквизитами, наглядностью, мультимедийными элементами. В работе используется интерактивная доска и Интернет.
Часть занятий проводятся с использованием презентаций. Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия, раздаточный и дидактический материал.
Часть заданий учащиеся выполняют на Интернет- сайтах, подобранных учителем. В целях более эффективной работы (быстрый переход на сайты, возможность работы для отсутствующих учащихся) ссылки на необходимые страницы размещены на сайте учителя.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетрадь или блокнот для записей, простой карандаш, ручка, ножницы (в том числе и с тонким закругленным лезвием), бумага (белая и цветная), цветные карандаши, фломастеры, клей.
Литература
- Фарков А.В. «Математические олимпиады в школе. 5-11 классы» М.: «Айрис пресс», 2003
- Фарков А.В. «Математические олимпиады. 5-6 классы» М.: «Экзамен», 2013
- Фарков А.В. «Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8 классы» М.: «Вако», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс
Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"
Оптические иллюзии, числовые узоры, цифровые стихи, магический квадрат...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...