ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ
статья по алгебре по теме

Примаченко Ираида Анатольевна

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Примаченко Ираида Анатольевна

МКОУ СОШ №5

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе всего образовательного процесса лежит принцип личностно ориентированного обучения. Важнейшей составляющей всего педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя и ученика. Особая роль отводится воспитанию личности, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней возможностей, ее интеллектуально-нравственной свободы. В связи с этим, перед школой стоит задача подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умеющих критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, искать пути их решения, используя современные технологии и грамотно работать с информацией. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критический мыслящий ученик формирует собственное мнение, совершает обдуманный выбор между различными мнениями, решает проблемы, аргументировано спорит, ценит совместную работу, в которой возникает общее решение, умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов. У каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов ведения урока. Так, например, можно начать урок таким способом. На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога ученик-учитель, ученик-ученик. В результате решается сразу несколько педагогических задач. Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи. Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества. В-третьих, ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах. В-четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой.

Одна из самых  эффективных форм работы по развитию критического мышления - форма групповой работы. В групповых формах работы учитель ставит сильных учеников в такие условия, что им приходится объяснять тему ещё раз, благодаря этому они запоминают прочнее, закладывают в долговременную память новый материал, а слабые ученики начинают осознавать этот материал. Нам известно, что сильные ученики, часто хватают поверхность знаний, схватывая на лету, такие знания быстро забываются. Слабые учащиеся, осознав новый материал, откладывают его в долговременную память. Как показывает практика: контрольные работы за год и на остаточные знания дети пишут плохо, на наш взгляд, только потому, что в своё время знания прочно не вошли в их память. Следовательно, что необходимо использовать групповые методы работы, так как они способствуют прочному усвоению знаний учащихся. Важно посадить детей в классе так, чтобы группы были равносильными и неконфликтными. От этого зависит эффективность работы группы. Учитель же здесь играет главную роль, он должен быть тонким психологом и руководителем. С нашей точки зрения, что группы должны меняться ежемесячно. Благодаря методам групповой работы, подростки учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга. Сначала более уверенные ребята подавляют остальных, не замечая и не прислушиваясь к мнению других, но когда принимают не правильное решение неоднократно, начинают задумываться о правильности своих действий. Именно учитель должен указывать старшеклассникам на то, что правильная версия была в их группе, но её не услышали, потому что не настоял говорящий и не смог убедить более уверенного в своей правоте соперника. Как показывает практика, со временем более уверенный в себе ученик начинает прислушиваться к мнению других, а неуверенный учится доказывать свою точку зрения твёрже и настойчивее. К нему начинают прислушиваться все члены группы, а позднее и весь класс.

Организуя групповое обучение на уроках алгебры, учитель должен учитывать следующие принципы: организация групп для работы на основе участия всех без исключения (рабочие группы формируются произвольным образом); обсуждение более продуктивно, чем работа в полной тишине (ученики имеют возможность делиться идеями, знаниями, дополнять мнение одноклассников, изменять свое собственное мнение);  использование заданий с продолжением вместо заданий с очевидным конечным результатом (исследовательская деятельность должна приводить учащихся к сомнению, вместо желания получить единственно верный ответ); использование игровых ситуаций (давать ученикам время на обдумывание и разработку идей, вариантов дает возможность делать случайные открытия, осуществлять поиск, определять интуитивные решения); личная вовлеченность (наша цель – заинтересовать своим предметом ученика думающего и чувствующего, пробудить его пытливость и доставить радость оттого, что любой предмет школьной программы – часть нашей повседневной жизни). При знакомстве с новой информацией учащиеся должны выделить в ней существенное (анализ), выявить противоречия (синтез и анализ), найти ошибки (оценка), проанализировать причины, породившие эти ошибки (анализ и синтез), предложить оптимальный способ решения поставленных проблем (оценка), соотнести общее и единоличное (применение, оценка), заложить основы для формирования критического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».

Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...