Урок по теме "Понятие о случайных, независимых, невозможных событиях"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Задание разработано в рамках курса математики для первого курса НПО. Цель занятия: ввести понятие вероятности, события и виды событий, закрепить теоретические знания на практика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_26.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 26
Тема 3.1. Понятие о случайных, независимых, невозможных событиях
Цель: ввести понятие вероятности, события и виды событий, закрепить теоретические знания на практика
Тип урока: ознакомления с новым материалом
Содержание урока:
- Организационный момент
- Знакомство с новым материалом
- Письменная работа
- Самостоятельная работа
- Подведение итогов
Ход занятия
Организационный момент
Проверка готовности кабинета и обучающихся к занятию. Психологический настрой на работу.
Знакомство с новым материалом
В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов и даже в газете читаем: вероятность долговременного прогноза погоды на неделю - 80%.
Проблема выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценка степени риска и шансов на успех, представление о справедливости и несправедливости в играх и в реальных жизненных ситуациях – все это, несомненно, находится в сфере реальных интересов личности.
Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики, и в частности ее раздел ''математическая статистика''.
Математическая статистика – это раздел математики, который изучает методы обработки и классификации статистических данных для получения научно – обоснованных выводов и принятия решений.
В связи с тем, что статистические данные зависят от случайных факторов, математическая статистика тесно связана с теорией вероятностей, которая является ее теоретической основой.
Современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, философия, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятностно-статистической основе.
Теория вероятностей есть математический анализ понятия случайного эксперимента. Событие и вероятность являются основными понятиями этой теории.
Теория вероятностей – прикладная математическая наука, изучающая закономерности массовых случайных явлений
Необоснованно было бы думать, что такие полководцы, как Александр Македонский или Дмитрий Донской, готовясь к сражению, уповали только на доблесть и искусство воинов.
Несомненно, они на основании наблюдений и опыта военного руководства умели оценить вероятность своего возвращения со щитом или на щите, знали, когда принимать бой, когда уклониться от него. Они не были рабами случая, но вместе с тем они были еще очень далеки от теории вероятностей.
Позднее, с опытом, человек все чаще стал взвешивать события, классифицировать их исходы как невозможные, возможные и достоверные. Он заметил, что случайностями не так уж редко управляют объективные закономерности.
Оценивая возможность наступления какого-либо события, мы часто говорим: “Это очень возможно”, “Это непременно произойдет”, “Это маловероятно”, “Это никогда не случится”.
Изложение элементов теории вероятностей обычно начинается с упоминания о случайных событиях, об экспериментах и их исходах. Необходимо четко понимать различия этих понятий.
Эксперимент, испытание или опыт заключается в наблюдении за объектами или явлениями в строго определенных условиях и измерении значений заранее определенных признаков этих объектов.
Исходом эксперимента называют значение наблюдаемого признака, непосредственно полученное по окончании эксперимента. Каждый эксперимент заканчивается только одним исходом.
Событием, наблюдаемым в эксперименте, называют появление исхода, обладающего заранее указанным свойством. Событие может появиться при разных исходах эксперимента.
Пример: испытание - подбрасывается монета, исход – герб или решка, событие А - выпал герб
Виды событий
- Случайное событие – любой факт, который в результате испытания может произойти, а может и не произойти.
Пример: испытание - приобретается билет конкретной денежной лотереи, исход – билет выигрышный или нет, случайное событие – денежный выигрыш по купленному билету.
- События называются несовместными, если наступление одного из них исключает наступление любого другого. Иначе, события называются совместными.
Пример: Испытание - подбрасывается монета. Событие А - выпал герб событие В - выпала решка, события А и В – несовместные.
Пример: Испытание - наугад вытаскивается игральная карта из колоды. Событие А - полученная карта – дама, Событие В - полученная карта пиковой масти, события А и В – совместные.
- Достоверное событие – обязательно произойдет в результате испытания (Ω)
Пример приведите самостоятельно.
- Невозможное событие – обязательно не произойдет в результате испытания (∅).
Пример приведите самостоятельно.
Письменная работа
- Для каждого из описанных событий определите, каким оно является: невозможным, достоверным или случайным.
а) из 25 учащихся класса двое справляют свой день рождения 30 февраля;
б) случайным образом открывается учебник литературы и находиться второе слово на левой странице. Это слово начинается с буквы «К».
в) из списка журнала 10 класса случайным образом выбран один ученик. Этому ученику больше пяти лет.
г) Сегодня в Сочи нормальное атмосферное давление, при этом вода в чайнике закипела при температуре 80 градусов.
- Охарактеризуйте событие как достоверное, невозможное или случайное:
а) день рождения моего друга – число, меньшее 32;
б) на уроке математики ученики делали физические упражнения;
в) на уроке математики ученики решали математические задачи;
г) вверх подкинули монету, и она упала на землю “орлом”;
д) вверх подкинули монету, и она упала на землю, встав на ребро;
е) завтра будет вторник, если сегодня понедельник;
- Для описанного события определите, каким оно является: невозможным, достоверным или случайным. Измерены длины сторон треугольника. Оказалось, что длина каждой стороны меньше суммы двух других сторон.
- Укажите, какие из описанных пар событий являются совместимыми, а какие - несовместимые. Катя и Слава играли в шахматы:
а) Катя выиграла, Слава проиграл;
б) Катя проиграла, Слава проиграл.
- Укажите, какие из описанных пар событий являются совместимыми, а какие – несовместимые. Брошена игральная кость, на верхней грани оказалось
а) 6 очков, 5 очков;
б) 6 очков, четное число очков.
Самостоятельная работа
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
|
| |
В мешке 10 шаров: 3 синих, 3 белых и 4 красных: а) из мешка вынули 4 шара и все они синие; б) из мешка вынули 4 шара и все они красные; в) из мешка вынули 4 шара и все они оказались разного цвета; г) из мешка вынули 4 шара и среди них не оказалось черного шара. | Бросаются две игральные кости: а) на первой кости выпало 3 очка, а на второй – 5 очков; б) сумма выпавших на двух костях очков равна 1; в) сумма выпавших на двух костях очков равна 13; д) сумма очков на двух костях меньше 15. |
Подведение итогов
Историческая справка
Первые работы, в которых зарождались основные понятия теории вероятностей, представляли собой попытки создания теории азартных игр (XVI-XVII вв), связаны с именами Кардано, Гюйгенса, Паскаля, Ферма и др.
Следующий этап развития теории вероятностей связан с именем Якоба Бернулли (1654-1705). Доказанная им теорема “Закон больших чисел” была первым теоретическим обоснованием накопленных ранее фактов.
Дальнейшими успехами ТВ обязана Муавру, Лапласу, Гауссу, Пуассону и др.
Наиболее плодотворный период связан с именами П.Л.Чебышева (1821-1894) и его учениками: А.А.Марковым (1856-1922) и А.М.Ляпуновым (1857-1918). В этот период ТВ становится стройной математической наукой.
Последующее развитие ТВ обязано русским математикам С.Н. Бернштейну, В.И. Романовскому и А.Н.Колмогорову.
В настоящее время ведущая роль в создании новых ветвей ТВ также принадлежит российским математикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры по теме "Случайные события"
План проведения урока в 9 классе по теме " Случайные события"...
Урок алгебры по теме "Случайные события"
План проведения урока в 9 классе по теме " Случайные события"...
Урок «Смута-закономерность или случайность?» Урок истории в 10 классе (проблемно-проектная дискуссия )
Тема урока: «Смута-закономерность или случайность?» Вводная реплика: Планируя урок свой конечной целью видела дальнейшее ф...
Урок математики "Траектория успеха: случайные события и их вероятности"
Везде можно обнаружить случайности. Будь то лотерея или прогноз погоды. Однако при проведении многочисленных экспериментов можно убедиться, что случай тоже имеет свои законы...
Случайные, достоверные и невозможные события
материал по теории вероятности для объяснения нового материала....
Случайные, достоверные и невозможные события
Демонстрационный материал для объяснения нового материала в 5 классе...