Метеориты (Интегрированный урок математики и природоведения в 5 классе) 15.10.2015
презентация к уроку по алгебре (5 класс) на тему

Витушкина Вера Михайловна

Конспект интегрированного урока математики и природоведения в 5 классе и презентация к уроку в 2х частях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vitushkina_vm-stsenariy.doc47.5 КБ
Office presentation icon meteority_chast_1.ppt2.95 МБ
Office presentation icon meteority_chast_2.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Уральская средняя общеобразовательная школа

Кизильского района Челябинской области

Автор: Витушкина Вера Михайловна

«Метеориты»

Интегрированный урок математики и природоведения.

(5 класс)

(Математика: «Умножение и деление натуральных чисел»

 Природоведение: «Метеоры и метеориты»)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся  с новыми природными явлениями -  метеорами и небесными телами  - метеоритами; показать, какую опасность может нести  красивое зрелище – падение метеорита; 2. Закрепить навыки решения задач на умножение и деление   натуральных чисел; развитие вычислительных навыков;  3. Воспитание интереса к различным природным явлениям, потребности к бережному отношению к окружающему миру.

Содержание урока:

        Загадочное звёздное небо! Что может быть прекрасней! (Слайд № 3)

      Во все времена люди мечтали о звёздах, дарили их любимым, загадывали желания, увидев падающую звезду. А если представить, что на Землю упадёт настоящая звездочка, что произойдёт? Вглядываясь в ночное небо, мы не видим никакой разницы между его сияющими элементами. На самом же деле, существует огромное разнообразие небесных тел.

     

     Сегодня на уроке мы поговорим о метеорах и метеоритах, а также  будем решать задачи космического содержания.

       Метеор  - это световое явление в атмосфере Земли, возникающее при вторжении в нее метеорного тела, частичек бывшей кометы, с космической скоростью.  Эти частички малы настолько, что разрушаются под воздействием трения, не достигая поверхности Земли. Мы же это можем наблюдать как кратковременно светящуюся полоску света на фоне звездного неба. Именно метеоры называют «падающими звёздами». (Слайд № 4)

     Метеорит – твердое тело космического происхождения,  остатки метеорного тела, попавшие на поверхность планеты. Различают три вида метеоритов в зависимости от их состава: железные, каменные и железо-каменные. (Слайд № 5)

       За сутки в атмосфере Земли вспыхивают около сотни миллионов метеоров. Но в ночном звездном небе при хорошей погоде можно увидеть за час не более 5-10 «падающих звезд». Бывают такие дни, когда метеоры вспыхивают гораздо чаще. Кажется, что десятки тысяч метеоров возникают из одной точки.

         Метеориты падают внезапно, в любое время и в любом месте земного шара. Их падение всегда сопровождается очень сильными световыми и звуковыми явлениями. По небу в это время в течение нескольких секунд проносится очень крупный и ослепительно яркий болид. Если метеорит падает днем при безоблачном небе и ярком солнечном освещении, то болид не всегда бывает виден. Однако после его полета на небе все же остается похожий на дым клубящийся след, а на месте исчезновения болида появляется темное облачко. 
         Болид появляется потому, что в земную атмосферу влетает из межпланетного пространства метеорное тело - камень. Если оно имеет большие размеры и весит сотни килограммов, то не успевает целиком распылиться в атмосфере. Остаток такого тела падает на землю в виде метеорита. Значит, не всегда после полета болида может упасть метеорит. Но, наоборот, падению каждого метеорита всегда предшествует полет болида, который влетает в земную атмосферу со скорость 20 км/с. Это очень большая скорость, выразим её в км/час

       Задача: Скорость вхождения метеорита  в атмосферу Земли равна 20км/с. Выразить скорость в км/ч. (Слайд № 6)

Решение: 1 час = 60х60=3600с

                 20 х 3600 = 72000 км/ч

  Ответ: 72000 км/ч    

        Метеорное тело уже на высоте 100 - 120 км над Землей встречает очень сильное сопротивление воздуха. Воздух перед метеорным телом мгновенно сжимается и вследствие этого разогревается. Само тело нагревается с поверхности очень сильно, до температуры в несколько тысяч градусов. В этот момент и становится заметным летящий по небу болид. Пока болид несется с большой скоростью в атмосфере, вещество на его поверхности расплавляется от высокой температуры, вскипает, превращается в газ и частично разбрызгивается мельчайшими капельками. Метеорное тело непрерывно уменьшается, оно как бы тает. Из испаряющихся и разбрызгивающихся частиц образуется след, остающийся после полета болида. Но вот тело при своем движении попадает в нижний, более плотный слой атмосферы, где воздух все больше и больше тормозит его движение. Наконец, на высоте около 10—20 км над земной поверхностью тело полностью теряет свою космическую скорость. Оно словно увязает в воздухе. Метеорное тело перестает нагреваться и светиться. Остаток его, не успевший полностью распылиться, падает на Землю под влиянием силы притяжения, как обыкновенный брошенный камень. (Слайд № 7)

 

        Метеориты падают очень часто. Вероятно, каждый день где-нибудь на земном шаре падает несколько метеоритов. Однако большинство их, попадая в моря и океаны, в полярные страны, пустыни и другие малонаселенные места, остаются не разысканными. Только ничтожное число метеоритов, в среднем 4 - 5 в год, становится известным людям.

        - Решим задачу: В нашей стране было обнаружено 125 метеоритов, а всего в мире найдено в 240 раз больше. Сколько метеоритов найдено на земном шаре? (Слайд № 8)

Решение: 125 х 240 = 30000

Ответ:30000метеоритов

        Почти всегда метеориты, проносясь с космической скоростью в земной атмосфере, не выдерживают того огромного давления, которое оказывает на них воздух, и раскалываются на много кусков. В этих случаях на Землю падает обычно не один, а несколько десятков или даже сотен и тысяч осколков, образующих так называемый метеоритный дождь. (Слайд № 9)

             
       
Метеорит огромных размеров, весящий сотни тысяч тонн, не может затормозиться в воздухе. С большой скоростью, превышающей 4 - 5 км/сек, он ударится о Землю. При ударе метеорит мгновенно нагреется до такой высокой температуры, что иногда может полностью превратиться в раскаленный газ, который с огромной силой устремится во все стороны и произведет взрыв. На месте падения метеорита образуется воронка - так называемый метеоритный кратер, а от метеорита останутся только небольшие осколки, разлетевшиеся вокруг кратера. (Слайд № 10)

  (Презентация «Метеориты. Часть 2»

        В разных местах земного шара найдено много метеоритных кратеров. Все они образовались в далеком прошлом при падении гигантских метеоритов. Огромный метеоритный кратер, называемый Аризонским или «Ущельем Дьявола», находится в США. Его поперечник равен 1200 м, а глубина - 170 м. Вокруг кратера удалось собрать много тысяч мелких осколков железного метеорита общим весом около 20 Т. Но, конечно, вес метеорита, упавшего и взорвавшегося здесь, был во много раз больше; по подсчетам ученых, он достигал многих тысяч тонн. Самый большой кратер обнаружен в 1950 г. в Канаде; поперечник его 3600 м, однако для решения вопроса о происхождении этого гигантского кратера требуются еще дальнейшие исследования. (Слайд № 2)

       Утром 30 июня 1908 г. в глухой сибирской тайге упал гигантский метеорит. Его назвали Тунгусским, так как место падения метеорита находилось недалеко от реки Подкаменной Тунгуски. При падении этого метеорита по всей Центральной Сибири был виден большой ослепительно яркий болид, пролетевший с юго-востока на северо-запад. Через несколько минут после того, как скрылся болид, раздались удары огромной силы, а затем послышался сильный грохот и гул. Во многих селениях в окнах лопнули стекла, с полок попадала посуда. Удары, подобные взрывам, были слышны на расстоянии свыше 1000 км от места падения метеорита. (Слайд № 3)

        Изучать этот метеорит ученые начали после Октябрьской революции. Впервые только в 1927 г. на место падения метеорита проник научный сотрудник Академии наук Леонид Алексеевич  Кулик. (Слайд № 4) На плотах по разлившимся весной таежным речкам Кулик в сопровождении проводников-эвенков пробрался в «страну мертвого леса», как эту местность стали называть эвенки после падения метеорита. Здесь на огромной площади, радиусом в 25 - 30 км, Кулик обнаружил поваленный лес. Деревья на всех возвышенных местах лежали с вывороченными корнями, образуя гигантский веер вокруг места падения метеорита.

       -  Решим задачи: 1) После падения Тунгусского метеорита  произошло разрушение леса на площади 2000кв.км. С 1 га леса можно получить 315 тонн древесины. Сколько книг можно было бы изготовить из бумаги, выработанной из уничтоженного леса, если на одну книгу  требуется 5 кг древесины? (Слайд № 5)

 

Решение: 2000кв.км = 2000 х 100 = 200000 га

                 315 х 200000 = 63000000 т – (кол-во древесины) = 63000000000 кг

                 63000000000 : 5 = 12600000000 книг

Ответ: 12600000000 книг

       - 2) В нашей школьной библиотеке 6250 книг. Сколько библиотек (таких как наша) можно было бы обеспечить этими книгами? (Слайд № 6)

Решение: 12600000000 : 6250 = 2016000 библиотек

        Несколько экспедиций, проведенных Куликом, занимались изучением места падения метеорита. Были произведены аэрофотосъемки центральной части области поваленного леса и раскопки нескольких ям, которые сначала ошибочно приняли за метеоритные воронки. Осколки Тунгусского метеорита найдены не были. Возможно, что при взрыве Тунгусский метеорит целиком превратился в газ и никаких значительных осколков от него не осталось. Позже в тайге были найдены осколки, подтверждающие неземное происхождение. (Слайд № 7)

          15 февраля 2013 года произошло  событие, сделавшее знаменитой нашу область на весь мир: над Челябинском пролетел и взорвался метеорит, который  и был назвал «Челябинск»

В 9:20 утра по местному времени (7:20 по московскому времени) в районе Челябинска произошел взрыв метеорного тела на высоте 15-25 км.

     
Когда метеорное тело со скоростью 20-30 км/сек. вошло в атмосферу Земли, то это вызвало сильнейший взрыв, который ученые НАСА оценивают приблизительно в 500 килотонн в тротиловом эквиваленте.

     
В результате взрыва метеорное тело превратилось в светящийся болид и вызвало сильную ударную волну. За первым взрывом последовали еще два взрыва, в итоге произошло три взрыва разной мощности (первый взрыв был самым мощным).

Взрывы сопровождала яркая ослепительно белая вспышка, которая характерна для взрыва молний и длилась около пяти секунд. (Слайд № 8)


       
Длительность полёта метеорного тела от момента его входа в атмосферу и до момента его взрыва составляет 32,5 секунды. После трех взрывов большая часть фрагментов метеорита испарилась, и до Земли долетели лишь некоторые из них. До входа в атмосферу Земли объект был около 17 метров в диаметре, массой до 10 000 тонн и двигался со скоростью 18 км/с.

         - Посмотрите небольшой видеоролик о падении метеорита, снятый очевидцами (Слайд № 9)


       Военные и ученые занялись поиском упавших фрагментов метеорного тела, на которые тот распался после трех взрывов.(Слайд№ 10


     
Непосредственно момент падения метеорита наблюдали рыбаки около озера Чебаркуль и в частности местный житель Валерий Морозов. По его словам, пролетело около 7 фрагментов метеорита, и один из них упал в озеро, взметнув столб воды и льда не менее 3—4 метров в высоту. (Слайд № 11)

     Самый крупный осколок Челябинского метеорита, массой 505 кг, извлечён из озера Чебаркуль (Слайд № 12)

        Основные разрушения вызвала взрывная волна, дошедшая до поверхности Земли с задержкой порядка минуты. В основном это выбитые стёкла  в жилых домах, школах и других зданиях. (Слайд № 13)

 

 

      -  Решим  задачу: Общая площадь разбитых окон после взрыва метеорита по области составляет 230000 кв.м. Стоимость установки одного окна 8500руб. Сколько потребуется денег для возмещения ущерба, если площадь одного окна 2 кв.м.? (Слайд № 14)

Решение:  230000 : 2 = 115000 (окон)

                  8500 х 115000 = 977500000 (рублей)

Ответ:      977500000 рублей.

   

       Пострадали и люди: почти 2000 человек обратились за медицинской помощью. В основном это порезы от разбитых окон, многим понадобилась помощь психолога.

   

        Таким образом, падающие звёзды  -  метеориты -   это не только впечатляюще красивое, но и очень опасное явление. Мелкие частички, составляющие метеорное тело, наносят большой вред, истачивая поверхность космических аппаратов. Частицы чуть больше могут при ударе о спутник  вывести из строя его электрические системы.

       

         Множество «ран и рубцов» оставляют на поверхности планеты метеориты различных размеров. Особо крупные тела могут повлиять и на изменение  климата, так как их удар вызывает смещение оси Земли,  принести большие разрушения, уничтожить природу и  даже большие города, привести к большим человеческим жертвам.

Домашнее задание: (Слайд № 15) (распечатано каждому учащемуся)

  1. Сделать рисунок по теме «Метеориты».

  1. Решить задачу:  До входа в атмосферу Земли Челябинский метеорит был около 17 метров в диаметре, массой до 10 000 тонн и двигался со скоростью 18 км/с. Масса самого большого найденного осколка 505кг. Выразите: а) скорость в км/час

                       б) диаметр – в метрах

                       в)  массу –  в центнерах и килограммах.

         

     Во сколько раз масса всего метеорита больше массы самого большого     найденного осколка?

Используемые ресурсы:

  1. http://lurkmore.to/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80

  1. http://thedifference.ru/otlichie-meteora-ot-meteorita/
  2. http://kosch.narod.ru/thunder/tunguska.htm
  3. http://cometasite.ru/meteoritnyj-dozhd/
  4. http://go.mail.ru/search?q=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8B+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&us=11&ussp=inv&usln=2&usstr=vtntjhbns++&hasnavig=0


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Витушкина Вера Михайловна, учитель математики МОУ Уральская СОШ Челябинской области Интегрированый урок математики и природоведения (5 класс) Витушкина Вера Михайловна, учитель математики МОУ Уральская СОШ Челябинской области метеориты интегрированный урок математики И природоведения 5 класс

Слайд 2

Тема по математике: Все действия с натуральными числами Тема по природоведению: Метеоры и метеориты Тема по математике: «Умножение и деление натуральных чисел» Тема по природоведению: «Метеоры и метеориты»

Слайд 3

Загадочное звёздное небо!

Слайд 4

Метеор – это явление в атмосфере Земли, возникающее при вторжении в нее метеорного тела, частичек бывшей кометы, с космической скоростью.

Слайд 5

Метеорит – твердое тело космического происхождения, остатки метеорного тела, попавшие на поверхность планеты

Слайд 6

Скорость вхождения метеорита в атмосферу Земли равна 20км/с. Выразить скорость в км/ч. 1 час = 60 х 60 = 3600 с 20 х 3600 = 72000 км/ч Ответ: 72000 км/ч

Слайд 8

В нашей стране было обнаружено 125 метеоритов, а всего в мире найдено в 240 раз больше. Сколько метеоритов найдено на земном шаре? 125 х 240 = 30000 Ответ: 30000 метеоритов

Слайд 9

Метеоритный дождь

Слайд 10

Метеоритный кратер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ в 8 классе "ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ""

На уроке проводится обобщение и углубление  знаний учащихся по теме «Преобразование рациональные выражений»  через  закрепление знаний, умений и навыков  сложения, вычи...

Интегрированный урок математика-информатика в 5 классе "Язык геометрических фигур"

Цельурока: сформировать у учащихся начальное представление о геометрических фигурах, способах представления информации. Задачи:обучающие: закрепление навыков по кодированию информации и представл...

Интегрированный урок Математика+биология в 5 классе

интегрированный урок математика + биология в 5 классе дает возможность шире познать границы математики и биологии. Ведут урок два учителя, учащиеся смотрят на мир  другими глазами и познают , что...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

Интегрированный урок математики и природоведения в 4 г/х классе.

Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся....