Программа элективного курса по математике в 8 классе. УМК Ю. Н. Макарычев, Л. С. Атанасян
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по математике в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю. УМК: Алгебра- Ю Н Макарычев, геометрия - Л. С. Атанасян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_matematike_8_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОБОЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА имени А.Н. Попова
/ | Согласовано _______________________ Заместитель директора по УВР О.В. Ходотаева/ | Утверждаю Приказ № __от__________ Директор школы __________/ Л.В. Колесникова / |
Рабочая программа элективного курса
по математике для 8 класса
«Практикум по математике»
на 2014-2015 учебный год
Составила учитель математики
Колесникова Л.В.
Пояснительная записка
Цели и задачи:
Итоговая аттестация за курс основной школы проходит по новой форме. Экзаменационная работа по алгебре состоит из двух частей. Часть 1 направлена на проверку достижений уровня базовой подготовки учащихся по алгебре. Часть 2 предназначена для дифференцированной проверки повышенного уровня алгебраической подготовки учащихся. Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».
Данный курс предназначен для дополнительной подготовки учащихся 8-го класса к итоговой аттестации по математике и включает в себя темы, необходимые для успешной сдачи всех модулей экзамена. Курс состоит из 4 разделов: «Числа и вычисления», «Выражения и преобразования», «Уравнения и неравенства», «Функции». Для изучения тем «Уравнения и неравенства», «Функции» отведено 7 и 4 часа соответственно в связи с тем, что наиболее подробно они изучаются в 9-ом классе.
Цели и задачи:
• углубление и расширение знаний учащихся по изучаемым темам;
• подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена за курс основной школы
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273-фз).
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
- Примерная программа основного общего образования по математике 2004 г
- Методические рекомендации «О преподавании математики в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Смоленской области»
- Учебный план МБОУ СОШ на 2014-2015 учебный год
- Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ СОШ »
Сведения о программе
Программа по элективному курсу по математике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к углубленному уровню обучения.
Обоснование выбора программы
Программа данного курса является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Программа данного курса располагает к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета.
Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком школы, рабочая программа по математике рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю).
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые,
парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные
Конкретные формы организации обучения по ведущим целям :
Формирование знаний: лекция, конференция
Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг
Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования
Проверка знаний: зачет
Типы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом
- урок закрепления изученного
- урок применения знаний и умений
- урок обобщения и систематизации знаний
- урок проверки и коррекции знаний и умений
- комбинированный урок
- урок коррекции знаний
- урок – лекция
- урок – семинар
- урок – зачет
- урок – практикум
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский.
Технологии обучения.
Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:
- настроенностью уч-ся на необходимость определенных действий
- четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые уч-ся должны решать в ходе учебной деятельности
- полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы
- организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач
- применение деятельностного подхода обучения
Содержание программы курса:
Числа и вычисления (11ч)
Натуральные и дробные числа. Стандартный вид числа. Проценты. Действия с рациональными числами. Сравнение рациональных чисел. Нахождение процента от числа. Нахождение числа по данной величине его процента. Нахождение процентного отношения двух чисел. Модуль числа. Степень с натуральным показателем. Квадратный корень. Свойства степени. Свойства квадратного корня.
Выражения и преобразования (12ч)
Буквенные выражения. Область определения буквенного выражения. Разложение на множители многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. Преобразование рациональных выражений. Свойства квадратных корней и их применение в преобразования.
Уравнения и неравенства (7 ч)
Решение уравнения. Решение неравенства. Линейное уравнение. Линейное неравенство. Квадратное уравнение. Квадратное неравенство. Параметр. Уравнения с параметрами.
Функции (4 ч)
Линейная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства.
Итоговая работа (1ч)
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года:
В результате изучения математики в основной школе ученик должен
знать/понимать
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
' Помимо указанных в данном разделе знаний в требования к уровню подготовки включаются и знания, необходимые для применения перечисленных ниже умений.
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
Уметь
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
• распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
• для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• для описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
• при интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
• для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• для расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• при решении геометрических задач с использованием тригонометрии;
• для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Литература и средства обучения
- Алгебра 8 класс Ю. А. Макарычев
- Контрольно-измерительные материалы. Алгебра 8 класс. Л.Ю. Бабушкина;
- Сборник задач по алгебре 7-9. М.В. Ткачева, Р.Г. Газарян;
- Математика 9 класс. Сборник заданий с ответами. Г.И. Ковалева, Т.Ю. Дюмина.
- Нестандартные задания по математике. 5-11 классы. В.В. Кривоногов
- Государственная итоговая аттестация. Практикум. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов.
Календарно- тематическое планирование.
Математика 8 класс.
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ занятия | Тема занятия | К-во часов | Дата проведения | ||
Числа и вычисления | 11 | По плану | Фактически | ||
1 | Сравнение натуральных чисел и дробных чисел. | 1 | |||
2 | Действия с дробными числами. | 1 | |||
3 | Выполнение действий с числами, записанными в виде десятичных дробей. | 1 | |||
4 | Проценты | 1 | |||
5 | Основные задачи на проценты | 2 | |||
6 | Основные задачи на проценты | ||||
7 | Противоположные числа. Модуль числа, геометрический смысл модуля. | 1 | |||
8 | Степень с натуральным показателем, вычисление значений выражений, содержащих степени | 2 | |||
9 | Степень с натуральным показателем, вычисление значений выражений, содержащих степени | ||||
10 | Квадратный корень. Нахождение значений выражений, содержащих квадратный корень | 2 | |||
11 | Квадратный корень. Нахождение значений выражений, содержащих квадратный корень | ||||
Выражения и преобразования | 12 | ||||
12 | Область определения буквенного выражения | 2 | |||
13 | Область определения буквенного выражения | ||||
14 | Свойства степени с натуральным показателем, преобразование выражений, содержащих степени с натуральным показателем | 1 | |||
15 | Сложение, вычитание и умножение многочленов, формулы сокращенного умножения, преобразование целых выражений | 1 | |||
16 | Разложение многочленов на множители | 2 | |||
17 | Разложение многочленов на множители | ||||
18 | Алгебраические дроби. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями | 1 | |||
19 | Рациональные выражения и их преобразования | 2 | |||
20 | Рациональные выражения и их преобразования | ||||
21 | Свойства квадратных корней и их применение в преобразованиях | 2 | |||
22 | Свойства квадратных корней и их применение в преобразованиях | ||||
Уравнения и неравенства | 7 | ||||
23 | Линейное уравнение | 1 | |||
24 | Линейное неравенство | 1 | |||
25 | Квадратное уравнение | 1 | |||
26 | Квадратное неравенство | 2 | |||
27 | Квадратное неравенство | ||||
28 | Уравнения с параметрами | 2 | |||
29 | Уравнения с параметрами | ||||
Функции | 4 | ||||
30 | Линейная функция и ее свойства | 2 | |||
31 | Линейная функция и ее свойства | ||||
32 | Квадратичная функция и ее свойства | 2 | |||
33 | Квадратичная функция и ее свойства | ||||
34 | Итоговая работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...
Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"
В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....
Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...
Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»
В результате прохождения данного элективного курса по математике учитель со...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс «Углубленное изучение избранных вопросов математики»
Подготова к ОГЭ по математики...