Уравнения и методы их решения
проект по алгебре (10, 11 класс) на тему
Данный проект направлен на углубление «линии уравнений» в школьном курсе , появляется возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании, через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya.ppt | 684 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Показательные уравнения Опред.: Уравнение вида a х = b , называется показательным
Методы решения: Приведение к одному основанию Разложение левой части уравнения на множители (выносим степень с наименьшим показателем) Замена переменной, приведение к квадратному (подстановка) Деление левой и правой частей уравнения на степень
Приведение к одному основанию: 2 3х · 3 х =576 (2 ³ ) х · 3 х =576 8 х · 3 х =576 24 х =24 ² = > х=2
Разложение левой части уравнения на множители: 3 х+1 - 2 · 3 х-2 =25 3 х-2 (3 ³ -2)=25 3 х-2 · 25=25 |: 25 3 х-2 = 1 3 х-2 = 3 0 = > х-2=0 х=2
Замена переменной, приведение к квадратному: 9 х – 4 · 3 х – 45=0 3 2х – 4 · 3 х -45=0 3 х = t=>t²-4t-45=0 t 1 +t 2 =4 t 1 =9 t 1 +t 2 =45 t 2 =-5 п.к. 3 х =9 3 х =3 ² = > х=2
Деление левой и правой частей уравнения на степень: 3 х = 5 2х 3 х = 25 х |÷3 х 1= 25 х 3 25 º 25 х = >x=0 3 3
Примеры для самопроверки: 1 0,5х-1 9; 7 · 5 х – 5 х +1 = 2 · 5 -3 ; 27 2 х ² + 14 · 2 х +1 – 29=0; 7 х +6 · 3 х +6 =7 3х · 3 3х
Типовые задания ЕГЭ: 1.Решить уравнение: 5 х =125; 2.Решить уравнение: 1 0,1х-1 _ 16; 32 ¯ 3.Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения: 3 х ² +х-12 = 1;
4.Решить уравнение: 3 х+1 - 2 ·3 х-2 =25; 5.Решить уравнение: 3 2х – 4 ·3 х – 45=0; 6.Решить уравнение: 3 2х-1 – 2 2х-1 = 0; 7.Решить уравнение: 3 2х+5 – 2 2х+7 + 3 2х+4 - 2 2х+4 = 0;
8.Найти промежуток, которому принадлежат все решения уравнения: 3 · 16 х + 2 · 81 х =5 · 36 х ; 9.Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения: 5 2х – 4 · 5 х – 5 = 0; 10.Решить уравнение: 3 Sin²x + 3 Cos²x = 4
В4.Найти модуль разности корней: 4 х- √х ² -5 - 12 · 2 х-1-√х ² -5 + 8 = 0; В5.Решить уравнение: 2 3х-1 · 5 3х-1 = 100; В6.Решить уравнение: √ 3 · 2 х − 4 х − 2 = 1−2 х ; В7.Решить уравнение: 32 х+3 · 3 3х+1 · 625 х+2 = 600 х+7 ;
Тригонометрические уравнения
I) Уравнения Cosx=a, a [-1; 1] а ) Cosx=a, а (0; 1) X= а rccosa +2 n , n б )Cosx=a, a (-1;0) X= ( - arccosa) +2 Cosx=0 Cosx=-1 , X= +2 n X= +2 Cosx =1 X =2
Например. Cosx= , X= + 2 X= +2 Cosx=- - , (-1; 0) X= ( -arccos ) +2 k, k X= - ) + 2 k, k X= +2 k, k Z
II) Уравнения sinx=a, a 1; 1] Sinx=a, a (0; 1) X= (-1) n arcsina + n, n Z Sinx=a, a (-1;0) X= (-1) n+1 arcsina+ n, n Z Sinx= 0 X= n, n Z Sinx= 1 X= +2 K, k Z Sinx= -1 X = - + 2 n , n
Например. Sinx= , (0; 1) X= (-1) n arcsin + n Z X= (-1) n + Z Sinx= - , - (-1; 0) X=(-1) n+1 arcsin + Z X=(-1) n+1 + n, n Z
III) Уравнения tgx=a, a tgx=a, a 0 x=arctga + Z tgx= -a , a x= -arctga + n, n Z
Например. tgx = , [0; ) x = arctg x= + Z tgx= - , - (- ; 0) x= -arctg + n, n Z x = - + Z
Методы решения тригонометрических уравнений. 1)Уравнения, сводящиеся к квадратным а ) Sin 2 x + sinx – 2=0 Sinx=t, t [-1;1] t 2 + t -2=0 t 1 =1, t 2 =-2-п.к так -1; 1 ] как -2 ∉ sinx=1, x= + 2
2.разложение левой части на множители Cosx = cos 3 x Cosx-cos3x=0 -2sin2xsin(-x) =0 Sin2x=0 или sinx=0 x= 2x= X = n ,
3.однородное уравнение 1-ой степени asinx + bcosx =0 Решается делением на cosx 0 0 + = 0 sinx + cosx =0 |: cosx atgx+b=0 x=-arctg + tgx+1=0 tgx=-1 + x=-arctg1 n, n Z x=- +
4. однородное уравнение 2- ой степени asin2x+bsinxcosx+ccos 2 x=0 asin 2 x+bsinxcosx+ccos 2 x=0 |:cos 2 x 0 atg 2 x+btgx+c=0 tgx=t, at 2 +bt+c=0 Д = b 2 -4ac t 1,2 = tgx= x 1 =arctg( ) + n x 2 = arctg( ) + n 3sin 2 x-7sinxcosx+2cos 2 x=0|:cos 2 x 0 3tg 2 x-7tgx+2=0 tgx=t, 3t 2 -7t+2=0 Д = b 2 -4ac=25, Д t 1,2 = tgx=2 tgx= x=arctg2+ x=arctg + k, k Z
5. Уравнение вида asinx+bcosx=c asinx+bcosx=c Sinx + cosx= =cos =sin Cos + sin cosx= Sin ( + x) = X= (-1) n arcsin - + z n, n Sinx-cosx=1 = sinx – cosx= Sin( - x )= X - = (-1) n + , n Z X= (-1) n + +
Уравнения для самостоятельной работы! Базовый уровень Sinx= Cosx=- tgx= 1+sin( )=0 Sin 2 x= Sinx+cosx=0 2cos(2x- )= Sin(x- )=0 +1=0 tgx-1=0
Повышенный уровень 2sin 2 x+3sinxcosx-2cos 2 x=0 =0 3sinx+4cosx=10 Sinx-sin2x+sin3x-sin4x=0 Sinx-sin2x+sin3x-sin4x=0 Cosx+cos = Sin3x-sin9x=0 tg(3x+60 0 )= ctg( -1)sin( -1)ctgx=0 4sin cos = - Sinx-cosx=4sinxcos2x
Трудные задания Cos 2 x+cos 2 2x+cos 2 3x+cos 2 4x=2 (cos6x-1)ctg3x=sin3x Cos(x+ )+sin2x=-2 Cos 2 x+ |cosx|sinx=0 Cos 2 x+sin 2 2x+cos 2 3x= (cos2x + 3 sinx-4)=0 =0 cosx+2sinx)=1 - 1=4sinx + ctgxtg =0
Трудные задания cosx - cos 3 x +2 =0 удовлетворяющие условие: | x + | +2cosx=0 =0, удовлетворяющие условию | x | – = -4 + =8
Уравнение с модулем Определение: a a
Методы решений. По определению модуля: |x+1|=3 = и = = => x =-4
метод интервалов: | x +1| + | x -1| + | x +10|=12 1.найдём корни подмодульных выражений: X =-1 x =1 x =-10 2.нанесём корни на числовую ось -10 -1 1
метод интервалов: 3. = = x = посторонний корень = = =
метод интервалов: = = = x = – посторонний корень Ответ: x 1 =-2 x 2 =0
Базовый уровень 1.| x +3|=12 2. x +5=| x | 3. | x -15|=25 x 4.|2 x |=100 5.| x -40|=80 6.| x |=5 7. | x |=3 x +10 8. |3 x -9|=1
Повышенный уровень 1.| - – 5 = 2.| x 2 -5 x +6|= x +1 3.| x -3|+2| x +1|=4 4.|5-2 x |+| x +3|=2-3 x 5. =| x |+2 6. x | x |+7 x +12=0 7. x 2 -5 x - 8. x 2 -|3 x -5|=5| x | 9. | x +5|=|2 x -3- x 2 | 10. 3|2 x 2 +4 x +1|=| x 2 +5 x +1| 11.|2 x - y -3|+| x +5 y -7|=0
Логарифмические уравнения
При решение логарифмических уравнений применяют, такие преобразования, которые не приводят к потери корней, но могут привести к приобретению посторонних корней. Поэтому проверка каждого из полученных корней путем подстановок и их в исходное уравнение обязательно, если нет уверенности в равносильности уравнений. Проверку найденных корней можно заменить нахождением области определения уравнений. Тогда корнями уравнения, будут те числа, которые принадлежат этой области.
логарифмических Методы решения уравнений.
1)Решение логарифмических уравнений на основании определения логарифма . (2 x +1)=2 2 x +1 = 2 x +1=9 X =4 ( 2×4+1)= Проверка 9=2 Ответ:х=4
2)Метод приведения логарифмических уравнений к квадратному. ( +1)=2 ОДЗ: = = X По определению логарифма ( x +1 =2 +1 +2x+1= +1 -2x=0 =0 =2 Ответ: х=2
3) Метод потенцирования ) ОДЗ = = = 0 Применяя метод потенцирования, получили Х=6- +х-6=0 =2, =-3 –п.к Ответ:х=2
4)Метод приведения логарифмов к одному основанию. Используя формулу =2 n f ( x ) Где а ,а 1, n z . =2 n | |, где a , a . ОДЗ: -5 0 +5x-6=0 + =-5 =-6
5)Метод логарифмирования ОДЗ: = = x = = 1+ , 2 1+ 2 X =3 ОДЗ
Решить уравнение показательные по образцу. -6 =4 ОДЗ: = = Ответ: Х =1 )= ОДЗ: р.м.п У= У=0= Д=4+24=28 = х 1- ; ;
=6+2х- = Ответ:х=-1,х=2 1) =0 2) 3)
Решить логарифмические уравнения, упростив правую часть. 1) 2) 3) 4)
Решить уравнение по образцу 2 Х=0 ∉ ОДЗ , х= Ответ: х=
Решите уравнения, приведя к логарифмам с одинаковыми основаниями. lg (x+2) + 3 +26)=0 3 ) +log 3 (-x-1)=0 2 +x-5)+ =log 3 -log 4 =-9
Решить уравнения X log 3 x-3= 0,1x1+lgx=1 Xlog4x=23(log4x+3)=0 log3x-log3(x+8)=-log3(x+3) log2(x+1)+log2(x+2)=1 2log4(4-x)=4-log2(-2-x) log2(x+1)=1+2log2x lg(x+ )-lg(x- )= lg(x+6)- lgx log 2 -1=log 2 5x 2 -8x+5 =0 Log2 (24-x-2x+7)=3-x 2log 2 (1- )=3log 2 (2+ )+12 4log 7 ( ( ) 0,75 ) = X 2log 2 x +3 -6=0 -4+log2(5-log0,2125)x2-x=0 Log 2 2 Log2(log5x)=1 2 +7=0 Lg2(x+1)=lg(x+1)lg(x-1)+2lg2(x-1) 3log2x2-log22(-x)=5 log x log 2 5 x=-1 log 3 |x+8|+ log 3 x 4 =2
Решить уравнение Log3x+7(9+12x+4x2)+log2x+3(6x2+23x+21)=4 log(100x 3 )lg =8 log 6 (x+5)+ log6x 2 =1 = Log 3 (x+2)(5x)-log 3 Log4log2x+log2log4x=2 -log 7 7= 4 -log 2 4=log 7 7x lg +lg log23x+ log2x3+3log3x+3logx3=2 2log3xlog2x+2log3x-log2x-1=0
Метод монотонности функций. Теорема 1 . Если одна из функций возрастает, а другая убывает на промежутке, то уравнение f ( x )= g ( x ) имеет не более одного корня. Теорема 2 . Если одна функция возрастает (убывает), а вторая принимает постоянные значения на некотором промежутке, то уравнение имеет не более одного корня.
Алгоритм решения уравнения методом использования монотонности. 1.Иследовать на монотонность функции f ( x ) и g ( x ) в О.О.У 2.Если выполняются условия теоремы f ( x ) и g ( x ) и удается подобрать удовлетворяющие уравнению f ( x )= g ( x ), то -единственный корень этого уравнения , ( )-функция возрастает т.к возрастает и возрастает и в правой части уравнения постоянная функция, то уравнения имеет один корень. 9+16=25 25=25
, возрастает функция и -возрастающая и ( )-возрастающая функция ,в правой части постоянная функция. Х=1, 6- 4 Х=2, 36-16 Х=3 , 216-64=152
Х=1 , + Х=4, - -функция убывает, а -возрастает, теорему не применять Ф.М.У а= У=х-4,а=1 прямая направлена Применяем теорему: уравнений имеет один корень Х=3 , -1=-1, Х =3
Уравнение с завуалированным обратным числом. ( ) x +( ) x =8 (4+ )=16-16=1= 4+ =t t ( ) =1= 4- = t+ =8| t t2-8t+1=0 д =b2-4ac=64-4=60 t 1,2 = = =4 ( ) x =(4+ ) ( ) x =(4- ) =1 = -1 X =2 x = -2
Например! ( ) x + ( ) x =6 ( ) x + ( ) x =10
Используемая литература С.М.Никольский- алгебра 10-11класс Ш.А .Алимов и др- алгебра 10-11класс Справочник по математике 5-11 класс Т.С. Кармакова -элективный курс «Методы решения нестандартных уравнений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диофантовы уравнения и методы их решения.
Данная работа посвящена одному из наиболее интересных разделов теории чисел - решение диофантовых уравнений(ДУ). Целью настоящей работы является углубление и систематизация знаний, полученных по теме...
программа курса по математике "Уравнения. Виды уравнений и методы их решения» 8 класс
Программа курса «Уравнения. Виды уравнений и методы их решения» направлена на углубление и систематизацию знаний учащихся по указанной теме. Уравнение – одно из ва...
План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».
Предлагаю учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...
Логарифмические уравнения и методы их решения
Урок закрепления изученного материала...
презентация урока алгебра 8 класс " Квадратные уравнения и методы их решения"
презентация урока алгебра 8 класс " Квадратные уравнения и методы их решения"автор преподаватель школы № 1 г. Кувасая Борисевич Павел Георгиевич...
Презентация "Простейшие уравнения и методы их решения"
Материал для подготовки к ЕГЭ по математике ( базовый и 1 часть профильного экзамена)...
Презентация "Иррациональные уравнения и методы их решения"
Презентация показывает основные методы решения иррациональных уравнений на примерах....