Разработка урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Данная разработка имеет основное предназначение для проведения открытого итогового урока по математике для 5 класса на тему: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Вводная часть знакомит учащихся с историей и этимологией появления термина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_3.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разработка урока «Сложение и вычитание
десятичных дробей»
Учитель: Лыкова Т.Н.
Санкт-Петербург
2015 г.
Содержание
1. История и этимология термина
2. Десятичная дробь
3. Разработка урока по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
4. Литература
5. Презентация
1. История и этимология термина
Русский термин дробь, как и его аналоги в других языках, происходит от лат. fractura, который, в свою очередь, является переводом арабского термина с тем же значением: ломать, раздроблять. Фундамент теории обыкновенных дробей заложили греческие и индийские математики. Через арабов термин, в переводе на латинский, перешёл в Европу, он упоминается уже у Фибоначчи (1202 год). Слова числитель и знаменатель ввел в оборот греческий математик Максим Плануд.
Поначалу европейские математики оперировали только с обыкновенными дробями, а в астрономии — с шестидесятеричными. Современное обозначение обыкновенных дробей происходит из Древней Индии — вначале его позаимствовали арабы, а затем, в XII-XVI веках, — европейцы. Вначале в дробях не использовалась дробная черта: числа записывались таким способом: Использование черты дроби стало постоянным лишь около 300 лет назад. В Европе первым учёным, который использовал и распространял индийскую систему счёта (известную как «арабские цифры»), в том числе способ записи дробей, стал итальянский купец, путешественник, сын городского писаря — Фибоначчи (Леонардо Пизанский). Полноценная теория обыкновенных дробей и действий с ними сложилась в XVI веке (Тарталья, Клавиус).
На Руси дроби называли долями. В первых российских учебниках математики — в XVII веке — дроби назывались ломаными числами.
Термин дробь, как анал
ог латинского fractura, используется в «Арифметике» Магницкого (1703) как для обыкновенных, так и для десятичных дробей.
Десятичные дроби впервые встречаются в Китае примерно с III века н. э. при вычислениях на счётной доске (суаньпань). В письменных источниках десятичные дроби ещё некоторое время изображали в традиционном (не позиционном) формате, но постепенно позиционная система вытеснила традиционную. Персидский математик и астроном Джамшид Гияс-ад-дин ал-Каши (1380—1429) в трактате «Ключ арифметики» объявил себя изобретателем десятичных дробей, хотя они встречались в трудах Ал-Уклидиси, жившего на пять веков раньше.
В Европе первые десятичные дроби ввёл Иммануил Бонфис около 1350 года, но широкое распространение они получили только после появления сочинения Симона Стевина «Десятая» (1585). Стевин записывал десятичные
дроби сложными способами: например, число 42,53 записывалось как или 42 ⓪ 5 ① 3 ②, где 0 в круге или над строкой означал целую часть, 1 — десятые, 2 — сотые, и так далее. Запятую для отделения целой части стали использовать с XVII века.
2.Десятичная дробь.
Десятичная дробь это разновидность дроби, которая представляет собой способ представления действительных чисел в виде
,
где
— знак дроби: либо , либо ,
— десятичная запятая, служащая разделителем между целой и дробной частью числа (российский стандарт)[1],
— десятичные цифры. Причём последовательность цифр до запятой (слева от неё) конечна (как минимум одна цифра), а после запятой(справа от неё) — может быть как конечной (в частности, цифры после запятой могут вообще отсутствовать), так и бесконечной.
Примеры:
(конечная десятичная дробь)
Представление числа в виде бесконечной десятичной дроби:
Значением десятичной дроби является действительное число
равное сумме конечного или бесконечного числа слагаемых.
Представление действительных чисел с помощью десятичных дробей является обобщением записи целых чисел в десятичной системе счисления. В представлении целого числа в виде десятичной дроби отсутствуют цифры после запятой, и таким образом, это представление имеет вид
что совпадает с записью этого числа в десятичной системе счисления.
3. Разработка урока.
Обобщающий урок по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель урока: формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики.
Задачи:
1)Обучающие:
а) закрепление вычислительных навыков
б) систематизация знаний учащихся
2)Развивающие:
а)развитие логического мышления, воображения
3)Воспитательные:
а) умение работать в коллективе , прививать умения выслушивать других
б)воспитание самостоятельности и внимательности
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, экран, презентация урока, карточки самооценки, раздаточный дидактический материал.
Оформление доски: дата урока, этапы урока, тема урока, домашнее задание.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент включает в себя приветствие учащихся класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку, раздача опорных материалов.
Слайд1
Обобщающий урок по теме:
« Сложение и вычитание десятичных дробей»
Учитель: Здравствуйте, ребята рада вас видеть! Целью нашего урока является повторение и закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Отработка умений и навыков решения примеров и задач и применение изученных правил, проверка знаний в ходе самостоятельной работы.
И, конечно же, получение поощрения, любимых вами оценок «5».
Итак, на ваших листочках вы пишите фамилию и имя, там вы будете отмечать ваши успехи и в конце урока сдадите его.
Слайд 2
Цели урока:
Знания имей отличные по теме дроби десятичные!
Говори красиво, четко, чтоб понятно было всем!
Сам решай, не отвлекайся, от ошибок избавляйся,
Вспоминай и удивляйся, думай, понимай, сражайся и успеха добивайся
Вместе с классом без проблем!
Учитель: Сегодня мы будем считать, писать, решать! Итак, за работу!
Разомнёмся и проснёмся:
Задания записаны на доске.
Учащиеся решают примеры устно (поднимая руки по желанию):
8 + 2,4 5 – 0,8 1,56 + 3,5
7,4 + 3,2 9,5 – 4,3 3,25 – 2,5
4,6 + 1,5 7,4 – 0,7 1,56 + 3,4
18,6 + 4 3,25 – 2 55,1 – 6,7
13,52 + 3,8 15 – 1,3 7,19 – 7,07
Обобщение пройденного материала.
Учитель: Десятичные дроби… Как давно они появились? Чем они отличаются от изученных обыкновенных дробей?
С исторической справкой выступает ученик. Ребята, вы знаете, что уже в глубокой древности, приходилось считать. В результате счета появились числа 1,2,3….и так далее, которые называются –натуральными. Измерение расстояния, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам: 1/2 ,1/3, 1/41…Из множества дробных чисел выделили те, у которых
Знаменатель 10, 100, 1000 и т.д. т.е 1 с последующими нулями. Их стали записывать иначе. Назвали их- десятичными дробями. …
Аль- Каши, Симон Стевин, а в России ,кто впервые ввел в обращение десятичные дроби ? Имя этого ученого- математика вы узнаете, решив домашнее задание.
Учитель: У вас у каждого есть план нашего сегодняшнего урока в карточках, которые вам раздали. Вы видите таблицу, она разделена на четыре этапа, по прохождению каждого этапа вы будете записывать туда ваши результаты.
Учитель: Клоун Вася придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, а чтобы было смешнее, стёр в них запятые. Вот какие равенства у него получились (условие написано на плакате).
1) Смекалка:
32 + 18 = 5
3 + 108 = 408
42 + 17 = 212
736 – 336 = 4
63 – 27 = 603
57 – 4 = 17
Запишите их в тетрадь, поставив в нужном месте запятые.
Проверка с учеником выступающим у доски :
3,2 + 1,8 = 5
3 + 1,08 = 4,08
4,2 + 17 = 21,2
7,36 – 3,36 = 4
63 – 2,7 = 60,3
5,7 – 4 = 1,7
Учитель: Оцените себя «3» - 3 правильно решённых примера
«4» - 4 правильно решённых примера
«5» - 5 или 6 правильно решённых примера
Результат запишите в табличку графа 1) «Смекалка»
Слайд 3
Учитель: Десятичные и обыкновенные дроби - две различные системы записи чисел
Их называют – дроби-двойники.
А зачем надо переводить обыкновенную дробь в десятичную?
- проще считать
-проще сравнивать,
Слайд 4
Сравните дроби:
и
Не умеем. А вот сравнить равные им десятичные дроби легко?
Слайд 5
Для сравнения удобно обыкновенную дробь перевести в десятичную:
=0,4 =0,375 и легко сравнить 0,4 0,375
Десятичные дроби можно записывать с любой степенью точности:
Слайд 6
3 3,1 3,14
В медицине «Великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший из вирусов имеет величину 16 милимикрон=0,00016 мм
Сравнивая их, медики узнают ,чем вызвана болезнь и ,отсюда, как лечить
Слайд 7
Любую десятичную дробь можно записать в виде обыкновенной дроби:
0,3 = 2,11=
Слайд 8
Обратное утверждение не всегда верно, например:
=0,333333….
Итак, какая дробь называется десятичной?
Учащиеся вспоминают правило.
Слайд 9
Десятичная дробь – это дробь, знаменателем которой являются числа
10, 100, 1000 и так далее, записанная с помощью запятой, разделяющей целую и дробную части
Слайд 10
Прочитайте дроби:
1,3; 14,18; 3,015; 127,8047
Учитель кидает мячик любому ученику.
Учащиеся читают дробь поймав мячик.
Слайд 11
Сравните и запишите в тетради дроби в порядке возрастания:
0,098 0,39 0,471; 0,039 0,53; 0,39
Ученик (на доске): дроби в порядке возрастания:
0,039 0,098 0,39 0,471 0,53
Ребята ,выполнившие задание правильно ставят себе «5» в графу 2) «Молодец»
Сформулируйте, пожалуйста, свойство десятичных дробей, которое позволяет
из одной дроби получать множество равных ей дробей.
Слайд 12
Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить его, то
получится дробь, которая по величине будет равна первоначальной, например:
4,2 = 4,20 = 4,200
А можно ли натуральное число записать в виде десятичной дроби?
Слайд 13
Необходимо после последней цифры поставить запятую и приписать нуль или несколько
5 = 5,0 7 = 7,00 18 = 18,000
Мы с вами уже многое повторили, теперь можно выполнять действия не угадывая, а по правилам.
Только прежде, напомните мне, как складываются и вычитаются десятичные дроби?
Слайд 14
Чтобы сложить десятичные дроби нужно:
а) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой
б) написать их друг под другом («в столбик») так, чтобы запятая оказалась под запятой
в) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую
г) поставить в ответе запятую под запятыми
Слайд 15
Чтобы вычесть десятичные дроби нужно:
а) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой
б) написать их друг под другом («в столбик») так, чтобы запятая
оказалась под запятой
в) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую
г) поставить в ответе запятую под запятыми
Хорошо, а теперь взгляните на экран.
Слайд 16
3)Проверьте, верно ли:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
45,34 | 200,3 | 450,2 | 160,45 | 138 |
+ | + | - | - | - |
73,5 | 5,62 | 20,01 | 45,50 | 3,5 |
526,9 | 205,65 | 430,21 | 115,95 | 10,3 |
Учитель: Вы молодцы, заметили все ошибки. Теперь в своих тетрадях решите правильно эти примеры.
Проверьте свое решение. Кто не ошибся?
Учитель:
Теперь обменяйтесь своими листочками друг с другом и проверьте правильные ответы там, где правильно ставите «+», не правильно «-».
Ученики обмениваются своими листочками друг с другом, проверяют правильные ответы там, где правильно ставят «+», неправильно
«-» Работа в парах.
Слайд 17
Верные результаты:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
45,34 | 200,30 | 450,20 | 160,45 | 138,0 |
+ | + | - | - | - |
73,50 | 5,62 | 20,01 | 45,50 | 3,5 |
118,84 | 205,92 | 430,19 | 114,95 | 134,5 |
Верните свои листочки. Оцените себя:
«3» - 3 правильно решённых примера
«4» - 4 правильно решённых примера
«5» - 5 правильно решённых примера
Результат запишите в графу 3) Верно ли
А сейчас поработаем устно.
Слайд 18
Математическая физзарядка:
Если вы согласны, то киваете головой, а если нет, то поднимаете
руки вверх;
1) из двух десятичных дробей та дробь больше, у которой целая часть больше.
2) если десятичная дробь содержит 5 нулей, то их можно зачеркнуть
3)если десятичная дробь оканчивается нулем, то этот нуль можно отбросить
4) из двух десятичных дробей та дробь меньше, у которой меньше количество знаков после запятой
5) десятичные дроби равны, если равны их целые и дробны части
6) десятичная дробь увеличится, если справа приписать нуль
Учитель: Прекрасно! А сейчас задание, с которым вы без труда справитесь.
Слайд 19
Проверьте, верны ли равенства :
а) 6,35 + 7,11 + 3,65 + 0,89 = 15 7 – 87
б) 5 – 0,64 + 1,045 – 4 = 5,491 + 4,05 + 4,509
Ответ:
а) верно, 18=18
б) неверно, т.к. 1,405неравно 14,05; Это можно было заметить ,не вычисляя.
Логические примеры :
Слайд 20
Слайд 21 служат пропедевтикой геометрического материала в старших классах
Давайте отдохнем. Закройте глаза и расслабьтесь ( учащиеся отдыхают) .
У каждого на столе карточка с заданиями. Внизу карточки ответы, но они заклеены цветной бумагой.
А теперь поработаем внимательно и плодотворно.
После выполнения самостоятельной работы ученикам предлагается самостоятельно проверить и оценить свою работу. На доске записаны критерии оценок:
«5» – 4 правильных ответа;
«4» – 3 правильных ответа;
Ребята если вы считаете, что пример решен правильно, то в своих карточках напротив этого примера поставьте «+», если не правильно - знак «-».
Вариант 1.
1)Вычислите выражение:
(4,8 + 3,4) – (5,2 – 3,9).
2)Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:
4,57+12,16
16,2 – 12,13
3)Сравните:
2,4 * 2,7; 3,04 * 3,11
4)Найдите значение выражения:
4,92 – (а + 2,3) при а = 2,54
Вариант 2.
1)Вычислите выражение:
4,15 + 8,42 + (5,85 – 3,42)
2)Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:
4,07+12,92
2,3 + 20,81
3)Сравните:
0,01 * 0,0101; 15,042 * 15,0419
4)Найдите значение выражения:
4,92 – (а - 2,3) при а = 2,54
Вариант 3.
1)Вычислите выражение:
(2,68 + 3,15) – 1,68
2)Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:
4,03+18,4
5,97 + 36,4
3)Сравните:
4,01 * 4,0099; 0 * 0,014
4)Найдите значение выражения:
а + 7,001 + 13,02 при а = 0,509
Вариант 4.
1)Вычислите выражение:
18,36 + 4,04 – (12,36 – 5,96)
2)Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:
32,79+21,8
0,21 + 6
3)Сравните:
0348 * 0,3499; 8,59 * 8,59
4)Найдите значение выражения:
15,54 + b – 29.501 при b = 19,32.
Если у вас осталось время:
Резервное задание. (На доске)
Найди ошибку.
Решите уравнение:
2x+x*8=7,2
3x*8=7,2
24x=7,2
x=7,2/2,4
x = 3
Ответ: 3.
Окончание урока.
Выставление оценок за ответы у доски.
Учитель: Ребята заполните свои карточки.
Слайд 22
Итог урока :
1.Результаты вычислений:
Смекалка | Молодец | Верно ли | Умелец |
2.Что узнал нового:
3.Что понравилось:
4. Какое настроение после урока:
Учитель: Вы сегодня хорошо потрудились. Сдавайте ваши карточки. Сейчас открывайте дневники и записывайте домашнее задание, оно представлено на слайде. Каждый ученик получает листок с условиями.
Слайд22
Домашнее задание по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Задание 1.
Найти значение выражения, а + в - с, если
а=14,835
в=8,071
с=0,539 ,
предварительно округлив данные числа до сотых. Ответ округлить до единиц.
Задание 2.
Найдите периметр треугольника, стороны которого равны 3,012 дм ; 5,43 дм и
4,2 дм.
Задание 3.
Решите задачу: По озеру катер шел со скоростью 28,9 км в час, а затем пошел
по реке, которая впадала в озеро. С какой скоростью катер двигался по реке, если скорость реки 1,2 км в час?
Для любителей математики:
Задание4.
В России десятичные дроби впервые появились в трудах учёного, чье имя можно узнать, если правильно решить примеры и вписать в таблицу соответствующие буквы.
2 – 1,3; 5,36 – 5,32; 18,2 – 17,56; 0,039 + 0,201
0,98 + 0,26; 9,07 – 8,47; 138,47 – 137,92 9,731 – 0,309
а - 0,7; г - 1,24; и - 0,64; й – 0,65; к – 9,6; м – 0,04; н – 1,04 ц – 0,24
0,04 | 0,7 | 1,24 | 1,04 | 0,64 | 0,24 | 0,6 | 0,64 | 0,65 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Спасибо ребята, урок окончен.
4. Литература
1. Материал из Википедии
2. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
Урок изучения нового материала. Данный урок проведен на конкурсе "Учитель года-2013" в незнакомом классе с применением презентации....
2.Разработка урока "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Разработка урока...
Методическая разработка урока "Сложение и вычитание дробей"
В этой работе я показала различные подходы к решению этой задачи. Рассмотренные примеры рассчитаны на базовое знание учащихся по этой теме....
разработка урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", 5класс
конспект урока и презентации к нему...
Разработка урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Обобщающий урок по теме: Сложение и вычитание десятичных дробей....
Разработка урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект открытого урока...
Методическая разработка урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" с использованием ЭОР
Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"Тип урока: урок изучения нового материала....