Тема урока «Квадратичная функция, ее график и свойства» 9 класс.
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Урок обобщающего повторения с использованием возможностей ИКТ технологий в 9 классе позволяет организовать основательное повторение материала, показать практическую значимость знаний учащихся, потребность связи математики с информатикой, донести знания до учащихся как можно интереснее, доступнее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_kvadratichnaya_funktsiya_2.docx | 39.29 КБ |
test_2_kvadratichnaya_funktsiya.doc | 182.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_3.ppt | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Квадратичная функция, ее график и свойства» 9 класс.
Ефремова Н.В., учитель математики
Урок обобщающего повторения с использованием возможностей ИКТ технологий в 9 классе позволяет организовать основательное повторение материала, показать практическую значимость знаний учащихся, потребность связи математики с информатикой, донести знания до учащихся как можно интереснее, доступнее.
План урока
- Цели урока.
- Практическая значимость материала.
- Актуализация опорных знаний учащихся
- Тестирование с помощью компьютера
- Подведение итогов работы
- Домашняя работа
Тип урока: Повторительно –обобщающий.
Цели урока: Обобщить и систематизировать основные знания, умения и навыки по теме «Квадратичная функция и её график», используя возможности ИКТ технологий и использовать эти знания для решения задач, входящих в раздел «Алгебра » ОГЭ .
Задачи урока:
Образовательные задачи:
1. Повторить изученный материал и устранить пробелы в знаниях.
2. Совершенствовать знания, умения, навыки учащихся при работе с электронным учебным материалом.
3. Совершенствовать навыки построения графиков, исследования функций и умения переносить знания в новые условия.
Развивающие задачи:
1.Формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
2.Развивать у учащихся самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать аккуратность в работе при построении графиков;
2.Стимулировать учащихся к самооценке своей образовательной деятельности;
Здоровьесберегающие задачи:
1.Создать здоровьесберегающие моменты, направленные на укрепление глаз и улучшения мозгового кровообращения.
Оборудование урока:
- Компьютеры и мультимедийный проектор
- Интерактивные задания
- Карточки с заданиями
- Интерактивный тест
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Где на практике мы встречаемся с параболой?»
(ответы учащихся)
Вступительное слово учителя (сопровождается презентацией)
Тысяча неразгаданных тайн таит в себе математика, и без вас, без ваших знаний, без вашей смелости, без энтузиазма, они не будут разгаданы.
Так, давайте же постараемся мы вместе с вами хотя бы частичку этих тайн раскрыть.
1. “Эта многоликая парабола”
Разговор о квадратичной функции мы начинали со знакомства с ее наглядным представлением. Почему? Да потому, что зримая форма этой функции проста, красива ... и встречается на каждом шагу.
Что это за форма, где ее можно увидеть? Как от зримого образа перейти к аналитическому заданию функции как некоторой зависимости?
Остановитесь у фонтана. Всмотритесь в каскад водяных брызг, искр, солнечных бликов. Разглядите, вернее, выделите глазами струи — сначала одну, потом две, потом все вместе. И тоже попытайтесь нарисовать образ, возникший перед вашими глазами. Вспомните, как, падая, растворяются огненные брызги фейерверка.
Понаблюдайте за игрой в мячик. Представьте себе траекторию полета мяча и изобразите две-три траектории на рисунке. Что получилось?
Баскетболист бросает мяч в корзину, и он летит почти по параболе. Ныряльщик прыгает в воду со скалы, описывая в воздухе линию, близкую к параболе.
Такие кривые называют параболами. Увидеть или изобразить всю параболу невозможно, строго говоря — она бесконечна. Мы наблюдали и зарисовывали только какую-то ее часть..
Парабола (от греческого PARABOLE) – линия пересечения круглого конуса плоскостью. Параболой называется кривая, точки которой одинаково удалены от некоторой точки, называемой фокусом, и от некоторой прямой, называемой директрисой параболы.
Если вращать параболу вокруг ее оси, то получится поверхность, которая играет основную роль в фарах автомобиля. Такую же поверхность имеют зеркала в телескопах, прожекторах. Дело в том, что лучи света, выходящие из фокуса параболы, отражаясь от нее, дальше движутся по лучам, параллельным оси параболы, и наоборот, поток параллельных лучей (скажем, от далекой планеты или звезды) собираются в фокусе после отражения от такой поверхности.
Открыли параболу еще математики Древней Греции (открытие параболы приписывают Платону), когда занимались геометрией – изучением конических сечений.
«Нет ни одной области математики, как бы она абстрактна не была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира». Н.И. Лобачевский
Начерченный график – это краткое и наглядное описание какого-либо процесса, или цепочки событий, или ряда наблюдений. Недаром считают, что график – это «говорящая линия», которая может много рассказать.
Умение строить графики функций не является самоцелью. Часто построение графиков связано с исследованием поведения функции. Сегодня мы займемся исследованием квадратичной функции.
2.Актуализация знаний учащихся /.
1.Фронтальная работа с использованием интерактивной доски.
Поставить проблемный вопрос: какую информацию можно получить о графике квадратичной функции, зная коэффициенты квадратного трёхчлена. На интерактивной доске установить соответствие между знаками коэффициентов а и с и дискриминанта с расположением графика функции на координатной плоскости.
Слайды №22-28 (устно)
2. Работа в парах
слайд №29
Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы по графику / давая краткое определение встречающимся понятиям /:
- Как называется график такого вида?
- Как называется функция, график которой имеет такой вид
- Назовите область определения функции.
- Назовите область значений функции.
- Перечислите нули функции.
- Назовите промежутки, в которых функция принимает положительные значения.
- Назовите промежутки , в которых функция принимает отрицательные значения.
- Назовите промежутки возрастания и убывания функции.
- При каком значении х функция принимает наименьшее значение? Чему оно равно?
- Укажите координаты вершины, ось параболы.
- Запишите формулу, задающую эту функцию . Ответ: у=-х2+2х+8
3. Физкультурная минутка для глаз и для улучшения мозгового кровообращения.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть, посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
- Исходное положение -сидя на стуле, 1-2-плавно наклонить голову назад, 3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- Практический зачет на тренажере (по желанию)
- Тест (для остальных)
- Итог урока
Выставить оценки за урок (самооценка, оценка учителя)
Рефлексия
- Кто доволен свой работой на уроке? Почему? Удалось ли достичь поставленной цели?
- Сегодняшный урок мне позволил…
- Интересным на уроке было…
- Меня огорчило только…
7.Домашнее задание: №127, Теоретический зачёт в форме «Заполни пропуски».
Теоретический зачёт в форме «Заполни пропуски».
Каждый ученик получает зачётный лист, содержащий десять основных теоретических положений темы. Ключевое слово или формула в каждом правиле заменено пропуском , который необходимо заполнить.\
Заполните пропуски, таким образом, чтобы получилось верное высказывание.
Вариант 1
1. График функции у = ах2 , при а<0 расположен в __3_____ и__4__ координатных четвертях.
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вверх если а_>0
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 +bх + с равна
4. Квадратичная функция у = ах2 +bх + с убывает на промежутке __при а>0.
5. График функции у = ах2 +с, где с<0 может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_у____ на_с____ единиц _вниз______.
6. График функции у = а(х - с)2, где с<0 может быть получен из графика функции у=ах2 параллельным переносом вдоль оси__х_______ на _с____единиц __влево_____ .
7. Если числа т и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители:
ах2 + bх + с =а(х-m)(х-n)
8. Параболу y = х2 растянули в три раза от оси OХ, сместили вдоль оси OX вправо на 5 и вдоль OY вниз на 7. Получили график функции y = 3(х-5)2-7_______________
Заполните пропуски, таким образом, чтобы получилось верное высказывание.
Вариант 2
1. График функции у = ах2 , при а>0 расположен в _1 __ и __2___координатных четвертях
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вниз если а <0
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 + bх + с равна
4. Функция у = ах2 +bх + с возрастает на промежутке при а<0.
5. График функции у = ах2 +с, где с>0, может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси __у___на _с____ единиц _вверх____.
6. График функции у = а(х - с)2,где с>0 может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_х__ на __с___ единиц __вправо___.
7. Если числа m и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители: ах2 + bх + с =а(х-m)(х-n)_____________________.
8. Параболу y = х2 сжали в 3 раза к оси OХ, сместили вдоль оси OX влево на 5 и вдоль OY вверх на 7. Получили график функции y = (х+5)2+7_____________
Ф.И.О._____________________________________класс
Теоретический зачёт в форме «Заполни пропуски».
Заполните пропуски, таким образом, чтобы получилось верное высказывание.
Вариант 1
1. График функции у = ах2 , при а<0 расположен в _______ и____ координатных четвертях.
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вверх если а______
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 +bх + с равна_____
4. Квадратичная функция у = ах2 +bх + с убывает на промежутке _______при а>0.
5. График функции у = ах2 +с, где с<0 может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_ ____ на_ ____ единиц _ ______.
6. График функции у = а(х - с)2, где с<0 может быть получен из графика функции у=ах2 параллельным переносом вдоль оси__ _______ на _ ____единиц __ _____ .
7. Если числа т и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители:
ах2 + bх + с =
8. Параболу y = х2 растянули в три раза от оси OХ, сместили вдоль оси OX вправо на 5 и вдоль OY вниз на 7. Получили график функции y = _______________
Ф.И.О._____________________________________класс
Теоретический зачёт в форме «Заполни пропуски».
Заполните пропуски, таким образом, чтобы получилось верное высказывание.
Вариант 2
1. График функции у = ах2 , при а>0 расположен в _ __ и _____координатных четвертях
2. Ветви параболы у = ах2 +bх + с направлены вниз если а _____
3. Абсцисса вершины параболы у = ах2 + bх + с равна _____
4. Функция у = ах2 +bх + с возрастает на промежутке ____ при а<0.
5. График функции у = ах2 +с, где с>0, может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси __ ___на _ ____ единиц _ ____.
6. График функции у = а(х - с)2,где с>0 может быть получен из графика функции у = ах2 параллельным переносом вдоль оси_ __ на __ ___ единиц __ ___.
7. Если числа m и п являются корнями трёхчлена ах2 +bх + с , то его можно разложить на множители: ах2 + bх + с = _____________________.
8. Параболу y = х2 сжали в 3 раза к оси OХ, сместили вдоль оси OX влево на 5 и вдоль OY вверх на 7. Получили график функции y = _____________
Предварительный просмотр:
Тест 2
Квадратичная функция
Вариант 1
А1. Функция задана формулой . Найдите .
1) 24 2) 0 3) 8 4) -8
А2. График какой функции изображен на рисунке?
1) 2)
3) 4)
А3. Найдите нули функции .
1) 2 и 3 2) -6 и -1 3) 1 и 6 4) -3 и -2
А4. На каком рисунке изображен график функции ?
1) 2) 3) 4)
А5. График какой функции изображен на рисунке?
1) 2)
3) 4)
А6. Найдите координаты вершины параболы .
1) (2; 22) 2) (2; 8) 3) (-2; -26) 4) (-2; -10)
А7. Найдите на оси Ох точку, через которую проходит ось симметрии параболы .
1) 2 2) 1 3) -2 4) -1
А8. Определите нули функции .
1) 2) 3) 4)
А9. На каком промежутке функция, изображенная на рисунке убывает?
1) 2) 3) 4)
А10.Найдите наименьшее значение функции
.
1) -16 2) -7 3) 3 4) -18
Тест 2
Квадратичная функция
Вариант 2
А1. Функция задана формулой . Найдите .
1) 24 2) 0 3) 8 4) -8
А2. График какой функции изображен на рисунке?
1) 2)
3) 4)
А3. Найдите нули функции .
1) 1 и -5 2) -1 и -4 3) 1 и 4 4) 1 и 5
А4. На каком рисунке изображен график функции ?
1) 2) 3) 4)
А5. График какой функции изображен на рисунке?
1) 2)
3) 4)
А6. Найдите координаты вершины параболы .
1) (1; 7) 2) (1; -7) 3) (2; -4) 4) (-1; 5)
А7. Найдите на оси Ох точку, через которую проходит ось симметрии параболы .
1) 5 2) -5 3) -10 4) 1
А8. Найдите точки пересечения параболы с осью абсцисс.
1) 3; 48 2) 3; -48 3) -16; 16 4) -4; 4.
А9. На каком промежутке функция, изображенная на рисунке возрастает?
1) 2) 3) 4)
А10.Найдите наибольшее значение функции .
1) -16 2) 7 3) -4 4) 6
Ответы:
Вариант | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 |
2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 1 | 3 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем мы учили это ? Параболой называется график функции у=х², точка О(0;0) – вершина параболы, ось О Y – ось параболы, равенство у=х² – уравнение параболы y x O
Баллистическая траектория снаряда в отсутствии сопротивления воздуха при стрельбе под разным углом к горизонту.
Парабола и Космос Если телу придать начальную скорость в пределах от 7,9 км в с до11,2 км в с, то оно на Землю не упадет, а превратится в ее спутник, движущийся по эллипсу.При скорости же 11,2 км в с тело вновь начнет двигаться по параболе и уйдет от Земли навсегда. Итак, космические корабли выходят на орбиту по параболе!
« Параболы»—аппараты с параболической формой крыла в плане. Б. И. Черановский предложил проект самолета типа летающего крыла с удлинением, очерченного по параболе
Параболоид вращения Поверхность, получаемая при вращении параболы вокруг ее оси. Используется для изготовления зеркал, собирающих солнечные лучи в одной точке.
Параболическая антенна Можно увидеть около любого аэродрома. Используется для того, чтобы собрать в одну точку сигналы радиолокатора, отраженные от самолета.
В прожекторах Свет, исходящий из фокуса параболического зеркала, после отражения образует параллельный пучок и не рассеивается. Поэтому автомобильные фары имеют форму параболоида.
Есть парабола и в телескопах Телескоп Ньютона . Этот инструмент самый популярный у любителей вследствие легкости его изготовления (небольшой цены) и возможности применения, как для визуальных, так и для фотографических наблюдений. Главное зеркало обычно имеет форму параболы. Параболическое зеркало
« Нет ни одной области математики, как бы она абстрактна не была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира». Н.И. Лобачевский
Координаты вершины параболы. Уравнение оси симметрии параболы. Нули функции. Промежутки возрастания, убывания функции. у >0, y<0 . Чему равен коэффициент a ? Как зависит положение ветвей параболы от коэффициента a ? Какое наибольшее значение функции существует и чему оно равно? Область значений функции.
а= -1 в= 2 с=8 у=-х 2 +2х+8
Выбери смайлик соответствующий твоему настроению: 0 -50 -100 +50 +100 «закипел» «равнодушен» «примерз»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квадратичная функция ее график и свойства
Данный урок по алгебре проводится как повторительно-обощающий при подготовке к ГИА в 9 классе. Это урок комплексного применения знаний. На уроке должны быть сформированы основные понятия о квадр...
Презентация к уроку "Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции"
С использованием данной презентации построен мой урок....
КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ, ЕЁ ГРАФИК И СВОЙСТВА
КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ, ЕЁ ГРАФИК И СВОЙСТВА...
2017Региональное методическое объединение. Открытый урок по математике в 9 классе «Квадратичная функция, её график и свойства». Справка об участии
2017Региональное методическое объединение. Открытый урок по математике в 9 классе «Квадратичная функция, её график и свойства». Справка об участии...
Рецензия на методическую разработку - презентацию по алгебре в 9 классе «Квадратичная функция, её график и свойства». Образовательный портал России «Инфоурок»
Рецензия на методическую разработку - презентацию по алгебре в 9 классе «Квадратичная функция, её график и свойства». Образовательный портал России «Инфоурок» https://infourok....
Свидетельство о публикации методической разработки – презентации по алгебре в 9 классе «Квадратичная функция, её график и свойства» на Образовательном портале России «Инфоурок»
Свидетельство о публикации методической разработки – презентации по алгебре в 9 классе «Квадратичная функция, её график и свойства» на Образовательном портале России «Инфоурок...
Презентация по алгебре на тему "Квадратичная функция, ее график и свойства" (9 класс)
Функция, а в частности одна из ее разновидностей - квадратичная функция, является одной из базовых тем дисциплины Алгебра школьной программы, изучаемой в 9 классе. Задаче обучения основным аспектам кв...