Разработка урока по математике в 5 классе.
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Семенова Эльвира Фирсовна

Разработка урока по математике в 5 классе "Дополнительные свойства умножения и деления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_5_klasse.rar15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

Тема :               Дополнительные свойства умножения и деления

Цель:                  Обобщить и повторить  основные и дополнительные свойства  

                              умножения и деления

Задачи:               Проверить и откорректировать знания учащихся по данной теме,  

                               вызвать интерес, активность и самостоятельность учащихся, укрепить

                               дружеские отношения, провести профилактическую беседу о вреде

        курения.

План:

  1. Организационный момент                                           –     1      мин
  2. Фронтальный опрос                                                      –     5      мин
  3. Домино                                                                           –     5      мин
  4. Решение уравнений                                                      –    10      мин
  5. Работа с учебником                                                      –      5      мин
  6. Задача с квадратом                                                       –      5      мин
  7. Физкультминутка                                                          –     3       мин
  8. Решение задачи                                                             –      3      мин
  9. Самостоятельная работа                                              –      5       мин
  10. Итоги урока                                                                   –      2      мин
  11. Домашнее задание                                                        –      1      мин

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Будущее должно быть заложено в настоящем…

Без него ничто в мире не может быть хорошим.

Г. Лихтенберг

Сегодня тема нашего урока «Дополнительные свойства умножения и деления». Цель этого урока: повторить и обобщить основные и дополнительные свойства  умножения и деления.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку, на слова немецкого писателя, ученого-физика Генриха Лихтенберга. Сегодня мы с вами будем продолжать накапливать знания, трудиться, чтобы в будущем  у нас не возникало проблем с решением более сложных заданий и результаты контрольных и экзаменов были хорошими.

 

Сегодня на уроке мы также поговорим об одной вредной привычке некоторых людей.

Сейчас я прочитаю отрывок из книги французского автора Ги, написанной в 1913 году, а вы должны будете определить, отравлением каким веществом вызвано такое состояние.

 

«Очень скоро после отравления человек испытывает чувство сжимания в горле, пищеводе, желудке. Через 15 минут появляются рвоты, очень обильные и повторяющиеся: рвоты эти сопровождаются обильным жидким стулом, живот вздут и сильно болезнен. Уже в это время больной не может оставаться спокойным, он страдает от очень сильной головной боли и жалуется на головокружение; лицо чрезвычайно бледное и глаза, зрачки которых в этот момент сужены, выражают тоску.

Скоро болезненная картина меняется: явления со стороны желудочно-кишечного тракта уменьшаются, за возбуждением следует состояние ступора, которое все более и более усиливается, чередуясь тем не менее, с приступами дрожания, судорог. Зрачки расширяются, движения замедляются; пульс, до сих пор твердый, слабеет, и больной, тело которого покрывается потом, погибает в течение времени от 15 минут до 24 часов ».

№1   Чтобы вы правильно ответили на мой вопрос, я предлагаю вам использовать

          подсказку. Я буду вам задавать вопросы и после каждого вашего верного ответа  

          открывать букву закодированного слова. Вы должны составить из данных букв

          слово, обозначающее вещество, вызывающее данное отравление.

???      1)   Перечислите основные свойства  умножения и деления                                 Т

  1. Назовите свойство делимости произведения                                                    Б
  2. Назовите свойство делимости суммы и разности                                             А
  3. Назовите свойство деления числа на произведение двух чисел                      А
  4. Назовите свойство деления двух чисел                                                              К

Ответ:  ТАБАК

№2     А теперь разложите домино и вы узнаете, от чего зависит крепость табака.

 На каждой парте лежит по 1 экземпляру домино. Вы должны его разложить так, чтобы получилась «цепочка» формул. Домино считается разложенным, если все карточки использованы, причем крайние половинки первой и последней карточки должны быть пустыми. Если же использованы не все карточки, значит допущена ошибка.

Если все разложено верно, то перевернув карточки, можно прочитать зашифрованную фразу «Никотин»

124 ∙ 3

Н
 

372

( 32 ∙ 45 ) : 9

И

160

735 :( 5 ∙ 7 )

К

21

( 352 : 9 ) : ( 16 : 9 )

О

22

( 405 ∙ 12) : ( 5 ∙ 12 )

Т

81

(2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 5 ∙7 ∙13) : (2 ∙ 2 ∙ 3 ∙13)

И

140

Н

Для тех, кто быстро разложил домино, на доске вывешено задание:

Дано верное равенство, с которым выполнены преобразования, в результате которых получилось неверное равенство. В чем дело? Найди ошибку!

35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54

5 ∙ ( 7 + 2 – 9 ) = 6 ∙ ( 7 + 2 – 9 )

       5 = 6

Ответ:  делить на нуль нельзя.

        Более 200 лет назад уже было известно исключительно ядовитое действие никотина. Про судьбу бедной лошади, погибшей от капли никотина, известно всем, А вот о том, что для человека смертельной дозой является  0,1 грамма чистого никотина (такое количество содержится в 10 сигаретах), знают немногие. Но так как это ядовитое вещество поступает в организм постепенно, смертельного отравления не наступает.

№3    Ученые сконструировали курящего робота и собрали все вещества, содержащиеся

            в табаке. Было установлено, что в дыме сигареты содержится более 4 тысяч

            химических соединений, более 40 из которых являются канцерогенными –

            вызывающими рак.

Решите уравнения и расшифруйте наиболее отравляющие вещества, попадающие в организм вместе с табачным дымом.

Каждый ряд решает свои два уравнения. На доске висит плакат «Легкие здорового и курящего человека», закрытый карточками разного цвета с ответами, перевернув которые можно прочитать эти вещества.

К доске выходят 3 ученика от каждого ряда. После того, как учащиеся решат верно свои уравнения, они могут открыть карточки своего цвета (1 ряд – розовый, 2 ряд – зеленый, 3 ряд – оранжевый )

Карточки:    Окись углерода,                   аммиак,                       ацетон,

           цианид водорода,                кадмий,                       толуол

1 ряд               1)       7 : 12 = х : 24                         ( Ответ:  14)

                 2)      18 : х  = 9 : 5                           ( Ответ:  10)  

                         3*)     х : 30 = 8 : 6                            ( Ответ:  40)

2 ряд               1)      13 : 4 = 39 : х                           ( Ответ:  12)

                 2)       х : 8  = 15 : 2                           ( Ответ:  60)  

                         3*)     60 : х =  5 : 7                           ( Ответ:  84)         

                 

3 ряд               1)       20 : х   =  4 : 3                          ( Ответ:  15)

                 2)      11 : 16  = х : 48                         ( Ответ:  33)  

                         3*)     х  :  40  = 8 : 9                           ( Ответ:  45)

                 

Задания со звездочкой, для тех, кто решает быстрее.

Что же это за вещества?

Окись углерода содержится в выхлопных газах, ацетон используется как растворитель красок, цианид водорода применяли в газовых камерах, аммиак используется в средствах для чистки сантехники, кадмий используется в автомобильных аккумуляторах, толуол – промышленный растворитель.

           

        Посмотрите на плакат. Как отличаются легкие здорового и курящего человека.

Легкие курящего человека по сравнению с легкими здорового человека темнее, т.к. твердые частички табачного дыма, сажа, деготь забивают легочные пузырьки. и поэтому такие легкие не могут полностью обеспечить организм кислородом, и в них создаются условия для развития болезнетворных бактерий.

№4     Установлено, что продолжительность жизни курильщика в среднем на 8-9 лет

            меньше, чем некурящих.

        Выполните  № 783 и расшифруйте названия основных болезней, от которых  

            страдают курильщики

Определи истинность высказываний

a)      Сумма 83915 + 780560 кратна 5                                                Инфаркт, болезни сердца

b)      Разность 78906 – 4612 делится на 3                                         Грипп

c)      Произведение 215 ∙ 7209 ∙ 36 кратно 9                                     Рак легких

d)      Число 532718 не делится на 2                                                   Диарея

e)      Числа 5 и 9 являются делителями числа 18181818                Воспаление легких

f)       Квадрат суммы чисел 3 и 6 равен 81                                      Язвенная болезнь

k)       Разность квадратов чисел 8 и 1 равна 63                               Бронхит

m)     Куб разности чисел 4 и 2 равен 56                                          Ангина

Если высказывание истинное, то вы должны поднять руки вверх, если же оно ложное, то вытянуть руки вперед.

        Необходимо также знать, что под влиянием никотина сосуды мозга скорее изнашиваются, просвет их суживается, кровь поступает в мозг в меньшем количестве. А тат как при этом ухудшается питание мозга, то появляются головные боли, головокружение, снижается работоспособность, ухудшается память. Вследствие этого ухудшается успеваемость.

        Курение – это важнейшая из причин, приводящая к заболеваниям, инвалидности и смертельному исходу. Количество людей, которые ушли из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год, для сравнения – в результате несчастных случаев ежегодно гибнет 11 тысяч человек.

№5     Кто слышал такой термин как «пассивное курение»? Что он означает?

Понятно, что далеко не весь дым поступает в легкие. Курильщику достается только часть этого «дымного букета». Около 60/100 рассеивается в атмосфере, а вот 15/100 поступает в легкие окружающих. Кстати, если курильщик в той или иной мере защищен сигаретным фильтром, то про некурящих этого сказать нельзя. Они вынуждены разделять все опасные последствия табака.

Давайте выясним какая часть дыма поступает в легкие курильщика  ( 25/100)

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

/

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

 Перед вами лежит квадрат, разбитый на 100 клеточек.

 Заштрихуйте одним цветом 60/100 квадрата,

 другим цветом – 15/100 квадрата.

 Сравните полученные результаты.

Известный организатор советского здравоохранения Н.А.Семашко (его именем названа одна из больниц г. Тулы) правильно говорил: «Всякий курильщик должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других».

Физкультминутка

Мы сидели и писали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и вдохнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок,

Ну как будто колобок.

А теперь попляшут ножки:

Пробежали по дорожке

Быстро-быстро – топ, топ, топ.

И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед,

Влево, вправо поворот.

Чтобы мышцы сильнее стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Все руками дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

№6     Следует упомянуть и о влиянии курения на бюджет курильщика.

Давайте посчитаем, какие средства уходят с дымом курильщика, ежедневно

выкуривающего 1 пачку сигарет стоимостью 10 рублей в течение 5 лет.

Кстати, человек, выкуривающий за день 10 сигарет, получает такую же дозу

радиации, как если бы ему сделали 10 рентгеновских снимков в году.

365 ∙ 5 ∙ 10     =  (300 + 60 + 5) ∙ 5 ∙ 10 = (300 ∙ 5 + 60 ∙ 5 + 5 ∙ 5) ∙10 =

        = (1500 + 300 + 25) ∙ 10 = 18250

Задумайтесь, стоит ли тратить такие деньги на курение или их можно потратить на более нужные вещи?

№7     А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу по карточкам. После того, как вы ее выполните, вы можете прочесть изречение, которое принадлежит французскому писателю19 века Оноре де Бальзаку.

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».

Задания по карточкам:

Вариант 1

Вычисли, используя  свойства умножения и деления

  1. ( 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 7 ∙ 11  ∙ 13 ) : ( 2 ∙ 5 ∙ 7 ∙ 13 )                 132    –      разрушает разум
  2. ( 480 ∙ 4 ) : (20 ∙ 4 )                                                24      –      приносит
  3. (375 : 11) : (15 :11)                                                544    –      отупляет
  4. ( 11 ∙ 60 ) : 5                                                        330    –      табак
  5. 136 ∙ 4                                                                25      –      вред телу
  6. 8 : 15 =  х :30                                                        16      –      целые нации

Вариант 2

Вычисли, используя  свойства умножения и деления

  1. ( 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 7 ∙ 13  ∙ 19 ) : ( 2 ∙ 3 ∙ 7 ∙ 19 )                 25     –      разрушает разум
  2. 153 ∙ 4                                                                    612   –      приносит
  3. ( 540 ∙ 7 ) : (30 ∙ 7 )                                                98     –      отупляет
  4. ( 325 : 17) : (13 :17)                                                    390   –      табак
  5. ( 14 ∙ 21 ) : 3                                                           18     –      вред телу
  6. 48 : х = 6 : 11                                                           88     –      целые нации

Итак, сегодня на уроке мы повторили  основные и дополнительные свойства  умножения и деления. И я хочу, чтобы вы еще раз обратили внимание на эпиграф к уроку.

Наше будущее зависит от того, какие мы в настоящем. Наша судьба зависит от того, какие знания мы получим сегодня, как будем вести себя и какими привычками мы обладаем сейчас.

        Табак вызывает вредную привычку, с которой очень трудно бороться. Древний китайский мыслитель Лао-то сказал: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя - воистину могуществен». И когда в компании друзей кто-то протянет вам сигарету и предложит вам закурить – вспомните то, о чем мы сегодня с вами говорили. Мне бы хотелось, чтобы вы были сильны не только телом, но и могущественны духом. Конечно, это ваше личное дело, и думайте сами, решайте сами - курить или не курить.

        А сейчас запишите домашнее задание          №  792 (1,4),  805.

        На этом урок закончен. До свидания.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математики 5 класс "Натураль саннарны тапкырлау һәм аларньң үзлекләре"

Аннотация к урокуДанный урок является уроком повторении. Материал урока направлен на развитие творческого мышления учащихся. Задачи подобраны одно-двухшаговые по своему решению. Структура урока: поста...

Разработка урока по математике 5 класс. "Площадь прямоугольника

Урок разработан для 5 класса, содержит тест на развитие мышления, самостоятельную работу и презентацию....

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Смешанные числа"

В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Смешанные числа»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, ...

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Пропорции"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Пропорции". Урок выстроен,  используя УМК Н.Я. Виленкина и др 2019 года.Материал презентации позвол...

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление  рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...