Критерии оценивания (математика)
консультация по алгебре на тему
При оценивании письменных работ и устных ответов учащихся по математике учитель использует следующие методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_vystavleniya_otmetok.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТОК
Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человека.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное (числовое) выражение. Необходимо помнить, что отметка - это не вид поощрения или наказания учащегося, это информация, выраженная в числовой форме об уровне знаний и умений школьника по данной теме (разделу) на момент проверки. Отметка выставляется не за «работу» на уроке, поскольку оценивается не «активность» учащегося во время работы, а уровень знаний, которые показал учащийся в процессе этой работы. Безусловно, проявление активности учащегося, попытки и стремление участвовать в работе должны всячески поощряться и стимулироваться, но для этого существуют другие педагогические приемы.
Искаженная информация об уровне знаний не позволит учащемуся (и его родителям) сделать необходимые выводы и, в конечном итоге, наносит значительный вред школьнику.
Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке:
- Если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания.
- Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемся к нормативному способу.
- В случае сопоставительного способа оценивания происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.
В текущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты:
- Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы. К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств и алгоритмов, неумение их применять (например, потеря корня или сохранение постороннего корня в ответе), неумение строить и читать графики функций в объеме программных требований и т.п.; а также вычислительные ошибки, если они не являются описками и привели к искажению или существенному упрощению задачи.
- Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочетам относятся описки, недостаточность или отсутствие необходимых пояснений, небрежное выполнение чертежа (если чертеж является необходимым элементом решения задачи), орфографические ошибки при написании математических терминов и т.п.
Следует иметь ввиду, что встречающиеся в работе зачеркивания и исправления, свидетельствующие о поиске учащимся верного решения, не должны считаться недочетами и вести к снижению отметки, равно как и «неудачное», по мнению учителя, расположение записей и чертежей при выполнении того или иного задания. К недочетам не относится также и нерациональный способ решения тех или иных задач, если отсутствуют специальные указания (требования) о том, каким образом или способом должно быть выполнено это задание.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются логической последовательностью.
Решение задачи считается безупречным, если решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно записано решение.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
При выставлении четвертной, полугодовой, триместровой отметки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации. При выставлении годовой отметки учитываются достижения учащегося за весь период аттестации. В тоже время следует иметь в виду, что итоговая отметка по математике не выводится как среднее арифметическое полученных учащимся отметок за весь период обучения (это связано со спецификой предмета «математика»). Прежде всего, она отражает степень продвижения школьника в рамках учебного предмета и отвечает на вопрос: соответствуют ли итоговые знания учащегося по данной теме (разделу) отметке «5» («4»; «3»)? Наличие текущей неудовлетворительной отметки не является причиной, препятствующей выставлению итоговой отметки «5», если у учителя есть основание считать, что данная тема или раздел полностью усвоены учащимся.
(Из методических рекомендаций «О преподавании учебного предмета «Математика» в 2015-2016 уч. году, подготовленных заведующим кафедрой физико-математического образования СПб АППО, к.п.н., доцентом, Лукичевой Е.Ю.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
критерии оценивания ответовпо математике
В данной публикации собраны нормы выставления отметок за письменные и устные ответы по математике....
Критерии оценивания письменных контрольных работ по математике
В материале приведены критерии оценивания письменных работ по математике....
Критерии оценивания по математике
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5910322","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"font-size: 12px; width: 50px; height: 50px;"}}]]Критерии оценивания письменных (контро...
Критерии оценивания ответов и письменных работ учащихся по математике.
Критерии оценивания ответов по математике...
Критерии оценивания проектной деятельности по математике в старшей школе (статья)
Статья посвящена актуальному вопросу методического обеспечения проектной деятельности в старшей профильной школе на примере отбора и конструирования критериев оценки проектной деятельности обучающихся...
Критерии оценивания письменных работ по математике в 5 классе
Указание необходимых элементов письменных работ, которые должны быть отображены в домашей и классной самостоятельной работе....
Критерии оценивания по математике 5-6 класс, Бунимович Е.А.
Документ содержит критерии оценивания устных и письменных работ...