Урок на тему: Арифметическая прогрессия
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Обобщающий урок по теме : "Арифметическая прогрессия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_klasse._arifmeticheskaya_progressiya.docx | 43.4 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО: Волчкова Светлана Александровна
Место работы: МБОУ Усожская СОШ Комаричского района, Брянской обл.
Должность: учитель математики и физики
Предмет: алгебра
Класс: 9
Тема урока: «Арифметическая прогрессия»,
Цели урока:
- Обобщить теоретические знания по теме; совершенствовать навыки нахождения n -го члена и суммы n-первых членов арифметической прогрессии с помощью формул;
- Развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания;
- развивать грамотную математическую речь;
- Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов;
- Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Тип урока: урок закрепления знаний и систематизации знаний по арифметической прогрессии.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.
Оборудование: компьютеры, проектор, доска
Приложения: презентация Power Point Приложение №1,
Приложение №2 тест;
Длительность: 1 урок
Методическая литература:
А.Г.Мордкович «Алгебра 9», учебник, «Мнемозина», 2014
А.Г.Мордкович «Алгебра 9», задачник, «Мнемозина», 2014
I. Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся и передадим друг другу хорошее настроение, ведь сейчас у нас урок математики, а математика – это царица наук. Пусть наш урок пройдет успешно и у каждого из вас сегодня на уроке всё получится.
Формулировка темы урока
-Перед уроком вы получили карточки для работы на уроке.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Слайд 1)
- Вместе с вами мы будем двигаться только вперёд, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка означает движение вперёд. (Слайд 2)
-(Сформулируйте цель сегодняшнего урока (Слайд 3)
II. Актуализация знаний.
Проведём разминку.
- Сформулируйте определение числовой последовательности.
- Запишите: а) обозначение последовательности Хn;
б) обозначение энного члена последовательности Хn.
- Сформулируйте определение арифметической прогрессии.
- Как определить, что данная последовательность является а. п.
- Запишите обозначение энного члена а. п.
- Как называется разность между последующим и предыдущим членами арифметической прогрессии.
- Прочитайте характеристическое свойство а. п.
Выполняя устную работу вам предстоит, используя изученный материал, выбрать способ решения задач. (Слайд №4)
- В последовательности (Хn): 3; 0; - 3; - 6; - 9; - 12; … назовите первый, третий и шестой члены (Слайд №5)
- Является ли данная последовательность арифметической прогрессией? Продолжите данную последовательность: 1; 5; 9; 13; 17; …(Слайд №6)
Найдем разность между последующим и предыдущим членами последовательности.
(5 – 1 = 4 9 – 5 = 4 13 – 9 = 4 17 – 13 = 4
Продолжим последовательность: 17 + 4 = 21 21 + 4 = 25 25 + 4 = 29 и т.д.)
- Последовательность (аn) задана формулой аn = 6n – 1. Найдите а1, а2, а3, а20.(Слайд №7)
- Дана арифметическая прогрессия а1,4; а3; 12; а5; … . Чему равны члены прогрессии, обозначенные буквами? (Слайд №8)
- Арифметическая прогрессия задана формулой аn = 15 - 3n . Является ли членом данной прогрессии число 0? Назовите номер члена? (Слайд №9)
Психологическая разгрузка
«Занимательное свойство арифметической прогрессии»(Слайд № 10, 11)
Дана «стайка девяти чисел»: 3; 5; 7; 9; 11; 13; 15, 17; 19. Она представляет собой арифметическую прогрессию. (Проверим данное утверждение). Кроме того, данная стайка чисел привлекательна способностью разместиться в девяти клетках квадрата 3* 3 так, что образуется магический квадрат, с константой равной 33.
Знаете ли вы, что такое магический квадрат? Квадрат, состоящий из 9 клеток, в него вписывают числа так, чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали, диагонали была одним и тем же числом .
9 | 19 | 5 |
7 | 11 | 15 |
17 | 3 | 13 |
Замечание об арифметической прогрессии само по себе очень интересно. Дело в том, что из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат.
А сейчас проверим, как вы знаете формулы. У вас на столе лежат карточки. Установите стрелками соответствие: формула и её значение. (Слайд №12) После выполнения работы учащиеся обмениваются листками, проверяют работу товарища, ставят оценки.
III. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
«Умение решать задачи – практическое искусство подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепьяно; научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь» (Дъёрдъ Пойа, швейцарский математик)
Только самостоятельно тренируясь вы научитесь решать задачи.
Выполнение теста на компьютере. (10мин.), Приложение № 2
Работа в парах.
Задание 1
Вопрос:
Сумма какого количества первых членов арифметической прогрессии равна 13,5, если a1=-2,5 и d=1? В ответе укажите только количество членов.
Запишите число:
___________________________
Задание 2
Вопрос:
Сумма всех отрицательных членов арифметической прогрессии, заданной формулой an=0,5n-2, равна ... .
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) -4
2) -3
3) 3
4) 4
Задание 3
Вопрос:
Выберите верное утверждение о сумме первых 4 членов арифметической прогрессии (an): 3, 1, -1, ... .
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Сумма меньше нуля.
2) Сумма равна нулю.
3) Сумма больше нуля.
Задание 4
Вопрос:
По какой формуле можно найти сумму n первых членов арифметической прогрессии?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1)
2)
3)
4)
Задание 5
Вопрос:
Вычислите сумму всех членов арифметической прогрессии с 3 по 6 включительно, если a1=-1 и a2=0.
Запишите число:
___________________________
Задание 6
Вопрос:
Найдите сумму первых пяти натуральных чисел арифметической прогрессии, состоящей из всех натуральных чисел кратных пяти, записанных в порядке возрастания.
Запишите число:
___________________________
Задание 7
Вопрос:
Вычислите сумму ста первых членов арифметической прогрессии, у которой a1=-12 и d=3.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) -13650
2) 16050
3) 13650
4) -16050
Задание 8
Вопрос:
Вычислите сумму третьего и седьмого членов арифметической прогрессии, заданной формулой .
Запишите число:
___________________________
Задание 9
Вопрос:
Сумма первых десяти членов арифметической прогрессии равна -605 (S10=-605). Укажите формулу n-ого члена данной арифметической прогрессии.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) an=-n+22
2) an=-7n-22
3) an=7n
Задание 10
Вопрос:
Сумма первых 17 членов арифметической прогрессии, заданной формулой an=11,2-2n, равна ... .
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 462,2
2) 115,6
3) -115,6
4) 2
IV. Подведение итога урока.
V. Рефлексия.
VI. Задание на дом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока: ПРОГРЕССИО – движение вперёд !
ЦЕЛИ УРОКА : Обобщить теоретические знания по теме; совершенствовать навыки нахождения п-го члена и суммы п-первых членов арифметической прогрессии с помощью формул; Развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление , умение анализировать , сопоставлять и обобщать полученные знания; развивать грамотную математическую речь; Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов; Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
В последовательности (х n ): 3; 0; -3; -6; -9; -12;... назовите первый, третий и шестой члены. Устная работа х 1 =3 х 3 =-3 х 6 =-12
2. Является ли данная последовательность арифметической прогрессией? Продолжите данную последовательность: 1; 5; 9; 13; 17; 21;25;29;…..
3. Последовательность (а n ) задана формулой а n = 6 n - 1. Найдите: a 1 , а 2 , a 3 ; а 20 , а 1 =5 а 2 =11 а 3 =17 а 20 =119 Устная работа
Устная работа 4. Дана арифметическая прогрессия: а 1 ; 4; а 3 ;12; а 5 ;… Чему равны члены прогрессии, обозначенные буквами? а 1 =0; а 3 =8; а 5 =16
5. арифметическая прогрессия задана формулой а n =15-3n . Является ли членом данной прогрессии число 0? Каким членом? 1) является 2)а 5= 0
Задание: Нарисуйте на черновике квадрат 3*3.
Запомните числа! 9 19 5 7 11 15 17 3 13
Определение арифметической прогрессии Формула n -го члена арифметической прогрессии Свойство каждого члена арифметической прогрессии Сумма первых n членов арифметической прогрессии Формула разности арифметической прогрессии 11
Под скрип пера о лист бумаги Заполните сие листы! Да помогут вам ваши знания! Индивидуальная самостоятельная работа
Индивидуальная дифференцированная самостоятельная работа Ответы : «5» n=6 « 4 » a n =3 +2 n « 3 » а 6 =15
«Умение решать задачи – практическое искусство подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепьяно; научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.» (Дъёрдъ Пойа, щвейцарский математик)
(5б.): Верный ответ: 9.; (5б.) Верные ответы: 2; (3б.) Верные ответы:2; (3б.)Верные ответы: 1; 3; (4б.): Верный ответ: 10; (3б.): Верный ответ: 75; (5б.): Верные ответы: 3; (4б.): Верный ответ: -6; (4б.): Верные ответы: 2; (4б.): Верные ответы: 3; КОНЕЦ
Оцени свою работу на уроке Я доволен собой, у меня все получилось У меня не все получилось, нужно повторить Многое не получилось, нужно повторить
Домашнее задание 1.Учебник: страница 118 вариант №1 №1-5-решить; 2. Составить магический квадрат из девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел (по желанию).
Напутствие: Урок сегодня завершён, И каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут!
Спасибо за ударный труд!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Арифметическая прогрессия"
Разработка представлена в виде презентации...
Методическая разработка урока по теме Арифметическая прогрессия
Цели урока:образовательная: повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах;воспитательная: активизировать работу учащихся на уроке за счет вовле...
конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....
Урок по теме "Арифметическая прогрессия"
На уроке с помощью ЭОР показано введение понятия арифметической прогрессии, рассмотрены основные свойства арифметической прогрессии...
Урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок с использованием ЭОР....
Урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Разработка урока по теме: "Арифметическая прогрессия". Тип урока: Изучение нового материалаЦели урока: · Образовательные - ввести понятия...
Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"...