Система координат. Координатная плоскость.
план-конспект урока по математике (6 класс)
Технологическая карта урока математики в 6 классе. Цель данного урока: ознакомить обучающихся с прямоугольной декартовой системой координат, с определением положения точки на плоскости, учить находить координаты точки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики.
Разработчики Бушкова И.Г., учитель математики МБОУ СОШ №2 г.Советский
Предмет Математика
Класс 6
УМК Математика. 6 класс. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд
Тема урока Система координат. Координатная плоскость
Тип урока Урок изучения новой темы.
Цель:Ознакомить с прямоугольной декартовой системой координат, с определением положения точки на плоскости, учить находить координаты точки.
Задачи:
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
- в метапредметном направлении:формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления, формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умение наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы)
- в предметном направлении: изучение понятия «координатная плоскость», определение положения точки на плоскости, умение находить координаты точки
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1. Организационный момент (Слайд №1) | ||||||||
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Планирую свои действия в соответствии с поставленной задачей | Умение ставить цель | Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Умение работать в коллективе | ||||
2. Актуализация знаний. (слайд №2,№3) | ||||||||
Выявляет уровень знаний обучающихся, определяет типичные ошибки Вычислите устно. -15 + 27; -8-12; -1,5+2,7; -2·(-1,6)·(-5); 45:(-0,9); -1,5 : 0,3; -15 : 3 · (-6) Ответьте устно на вопросы: -Какая прямая называется координатной прямой? -Определите координаты точек на координатной прямой. -Какие прямые называются перпендикулярными? -С помощью каких чертежных инструментов строят перпендикулярные прямые? | Один ученик отвечает, остальные вычисляют, анализируют, исправляют ошибки | Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование. | Проявляют волевое усилие в преодолении препятствий. | Умение проявлять волевое усилие в преодолении препятствий. | Выслушивают ответы одноклассников. | Умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; | ||
3.Постановка учебных задач. Введение в новую тему. (слайды №4 - №10) | ||||||||
Обращается к классу и задает вопрос: «Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?Какие координаты может оставить человек чтобы человека было легко найт? Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно будет найти. Задает вопросы классу: -Кто из вас хотя бы раз был в кинотеатре? (Были все) -А как вы находите свое место в зале?Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место. - А кто из вас хоть раз не ездил на поезде? (Таких тоже нет.) - -А как вы находите свое место в поезде? Чтобы найти свое место в поезде сначала мы ищем свой вагон, затем номер своего места. - Что необходимо знать для определения местонахождения объекта по карте? Его координаты. Приводит историческую справку: Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами. В игру “Морской бой” играют на 100-клеточной доске или на бумаге в клеточку, рисуя таблицу 10 х 10. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены горизонтали игрового поля, а цифрами – вертикали. -Как определяется место, куда ходят шахматные фигуры? По вертикали – цифры, по горизонтали – латинские буквы. -Определите координаты точек.(слайд №11) У всех ли точек вы смогли определить координаты? Почему возникло затруднение? Не смогли определить координаты у точек А и В, так как они находятся не на координатной прямой. -Может быть кто – то попытается это сделать? - Как вы думаете, как называется тема нашего урока?Система координат. Координатная плоскость | Обобщают ранее изученное, обнаруживают и формулируют учебную проблему и ищут ее разрешение | Обобщение ранее изученного, обнаружение и формулирование учебной проблемы и поиск ее разрешение | слушают других, рассматривают другую точку зрения. | Умение слушать других, быть готовыми изменить свою точку зрения. | ||||
4. Работа по теме урока. | ||||||||
В чем заключается суть системы координат?(системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта.) Уже во II в. древнегреческий астроном Клавдий Птоломей пользовался широтой и долготой в качестве координат. Общематематическое значение метода координат открыли французские математики XVII в. Пьер Ферма и Рене Декарт. В 1637 году Рене Декарт впервые опубликовал изложение метода координат, поэтому прямоугольную систему координат называют также — «Декартова система координат». (Слайд №12) Термины «абсцисса» и «ордината» (образованные от латинских слов «отсекаемый» и «упорядоченный») были введены в 70-80 гг. XVII в. немецким математиком Вильгельмом Лейбницем. Итак, вы уже, наверное, догадались, что для того, чтобы определить положение какой-либо точки на плоскости необходимо знать две ее координаты. (Слайд №13) | Строят координатную плоскость, записывают базовые понятия, строят точки на координатной плоскости, определяют координаты точек. | Поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение. | Контролируют и корректирую полученные результаты | Контроль и коррекция полученного результата | Сотрудничают с учителем и одноклассниками, аргументируют свое мнение. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, разрешение конфликтов. | ||
5. Физкультминутка | ||||||||
Организует физминутку. Быстро встали, улыбнулись. | Выполняют движения | самоконтроль | ||||||
6. Первичное закрепление. | ||||||||
Организует работу с учебником: -Устно решить № 1394, № 1395. -Решить на доске и в тетрадях:№ 1393, № 1399 -Демонстрирует творческие работы обучающихся прошлых лет. | Закрепляют навыки нахождения координат точек и изображать точки на координатной прямой | Аналогия, использование знаково – символических средств , выполнение действий по алгоритму | Выражают свои мысли | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | ||||
7. Рефлексия. (Самостоятельная работа) | ||||||||
-Организует обучающую самостоятельную работу, В-1 «Чайник» (2;5), (5;1), (7;1), (10;4), (12;4), (6;-5), (-6;-5), (-6;3), (-3;5), (2;5) Ручка: (-3;5), (-3;9), (2;9), (2;5) В-2 «Домик» (0;9), (-9;4), (-7;4), (-7;-9), (7;-9), (7;4), (9;4), (0;9) Окно: (2;2), (-2;2), (-2;-4), (2;-4), (2;2) После выполнения обучающиеся демонстрируют свои работы, оценивают работы друг друга. | Проверяют умение применять новые знания в типовых условиях | Самоконтроль и самооценка, коррекция, | Делают вывод о достижении поставленной цели | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||||
8. Итоги урока. Домашнее задание. | ||||||||
Организует подведение итогов урока, задает устные вопросы: -С чем мы познакомились сегодня на уроке? С координатной плоскостью -Как можно определить местонахождение точки на плоскости? С помощью координат. Оценивает отдельных обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию: П.45 № 1417; 1418, 1419 | Оценивают уровень усвоения знаний. | Оценка – осознание уровня и качества усвоения | Делают вывод о достижении поставленной цели | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Прямоугольная система координат на плоскости"
Урок повторения темы "Прямоугольная система координат на плоскости" по алгебре в 7 классе с презентацией, по учебнику Ш.А. Алимова....
Презентация по теме "Прямоугольная система координат на плоскости" 6 класс
Презентация к 1 уроку по теме "Прямоугольная система координат на плоскости"....
Декартова система координат на плоскости
план - конспект урока для 6 класса (уч. Никольский)...
6 класс. Тест 46. "Координатная ось", тест 47. "Декартова система координат на плоскости".
6 класс. Тест 46. "Координатная ось", тест 47. "Декартова система координат на плоскости". Тематические тесты П.В. Чулкова к учебнику С.М. Никольского...
Презентация по теме: "Декартова система координат на плоскости"
Для урока математики в 6 классе (по учебнику Никольского)...
Система координат. Координатная плоскость.(презентация)
Данный материал содержит презентацию к уроку...
Презентация тема: "Декартовая система координат на плоскости" математика 6 класс
Урок математика 6 класс подготовлен для работы с интерактивной доской....