Решение задач на проценты
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

                                             ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                   математики в 5 классе по теме  «Решение задач на проценты»

  

 Тема:    «Решение задач на проценты».                                             

Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

. Планируемые результаты:

предметные:

 -  уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

 личностные:

 -  умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

 метапредметные:

                                  -  уметь воспроизводить смысл понятия проценты;

                                   -  уметь обрабатывать информацию;

                                   -  формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

                                   -   выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

                                    -   контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

 -  обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач;

 -  закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты;

-   создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

-   умение слушать и вступать в диалог;

-  формировать внимательность и аккуратность в вычислениях;

 -  воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД):

-   способствовать развитию творческой активности учащихся;

-   повысить познавательный интерес к предмету;

-   развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач);

-   развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

 

Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

 Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, документо-камера , карточки самооценивания.

                                                                                  План урока

1.     Организационный момент:

- создать благоприятный микроклимат;

- сообщение учителя об организации работы на уроке;

- порядок работы с карточками самооценивания  «+»-справился без трудностей;

                                                                                     "±" - справился с задачей, но возникали сложности

                                                                                      "-" - не справился с задачей.

2.     Устные упражнения:

а)    0,13        1,09          0,8           0,45           0,006  - заменить процентами;

           б)       43%        18%        40%          77%            112%  - заменить дробями;

            в) Вспомним основные задачи на проценты:

                                                                                     -     как найти процент от числа; Найдите:  48% от 2

                                                                                           -    как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.            Решение: 8% = 0,08         12 : 0,08 =150

                                                                                           -    как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 150 от 600?       Решение: 150 : 600 × 100%

3.Постановка задачи на урок.

а)    - Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а классе 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

 -  Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. 

б)   Сегодня вы будете работать в роли продавцов,   высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

4. Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1. Классный руководитель – завуч школы.

а) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

б) 12 учеников посещают спортивные секции,

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?   (Работа в парах)  По окончанию работы заполняют листы самоконтроля.

Ответ к задаче:

  67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”

  42,9% учеников посещают спортивные секции,

  57,1% учеников посещают различные кружки.

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар:                                       скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей                             14 %

Сапоги – 7 800 рублей                                       10%

Шапка - 2 200 рублей                              8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей       11 %

Кроссовки – 1 850 рублей.                         5 %

 

Ответ к задаче:

Товар:    Скидка на данный товар: (руб.)        Сумма к оплате: (руб.)

Шуба               5 390                                           33 110

Сапоги               780                                            7 020

Шапка                176                                            2 024

Спортивный костюм      352                               2 848

Кроссовки                           92,5                          1 757,5

3. 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник

 

 Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей,

     Премия 10 327,5 рублей,

     Общая сумма 33 277,5 рублей,

     Налог 4 326,08 рублей,

     Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

5. Физкультминутка

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

8. Информация о домашнем задании  ( из тетради на печатной основе ) индивидуально;

Карточки: Задания:

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

 Спасибо за урок!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl_zadachi_na_protsenty.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                   математики в 5 классе по теме  «Решение задач на проценты»

 

 Тема:    «Решение задач на проценты».                                              

Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

. Планируемые результаты: 

предметные:

 -  уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

 личностные: 

 -  умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

 метапредметные:

                                  -  уметь воспроизводить смысл понятия проценты;

                                   -  уметь обрабатывать информацию;

                                   -  формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

                                   -   выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

                                    -   контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Задачи: 

Образовательные (формирование познавательных УУД):

 -  обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач;

 -  закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты;

-   создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

-   умение слушать и вступать в диалог;

-  формировать внимательность и аккуратность в вычислениях;

 -  воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД):

-   способствовать развитию творческой активности учащихся;

-   повысить познавательный интерес к предмету;

-   развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач);

-   развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

 Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, документо-камера , карточки самооценивания. 

                                                                                  План урока

  1. Организационный момент:

- создать благоприятный микроклимат;

- сообщение учителя об организации работы на уроке;

- порядок работы с карточками самооценивания  «+»-справился без трудностей;

                                                                                     "±" - справился с задачей, но возникали сложности

                                                                                      "-" - не справился с задачей.

  1. Устные упражнения:

а)    0,13        1,09          0,8           0,45           0,006  - заменить процентами;

           б)       43%        18%        40%          77%            112%  - заменить дробями;

            в) Вспомним основные задачи на проценты: 

                                                                                     -     как найти процент от числа; Найдите:  48% от 2

                                                                                           -    как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.            Решение: 8% = 0,08         12 : 0,08 =150

                                                                                           -    как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 150 от 600?       Решение: 150 : 600  100%

3.Постановка задачи на урок.

а)    - Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а классе 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

 -  Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  

б)   Сегодня вы будете работать в роли продавцов,   высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

4. Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1. Классный руководитель – завуч школы.

а) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

б) 12 учеников посещают спортивные секции,

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?   (Работа в парах)  По окончанию работы заполняют листы самоконтроля.

Ответ к задаче:

  67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”

  42,9% учеников посещают спортивные секции,

  57,1% учеников посещают различные кружки.

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар:                                       скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей                                 14 %

Сапоги – 7 800 рублей                                      10%

Шапка - 2 200 рублей                                      8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей        11 %

Кроссовки – 1 850 рублей.                              5 %

Ответ к задаче:

Товар:    Скидка на данный товар: (руб.)        Сумма к оплате: (руб.)

Шуба               5 390                                               33 110

Сапоги                780                                               7 020

Шапка                 176                                               2 024

Спортивный костюм          352                               2 848

Кроссовки                                  92,5                          1 757,5

3. 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник

 Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей,

     Премия 10 327,5 рублей,

     Общая сумма 33 277,5 рублей,

     Налог 4 326,08 рублей,

     Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

5. Физкультминутка

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

8. Информация о домашнем задании  ( из тетради на печатной основе ) индивидуально;

Карточки: Задания: 

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.

В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...

Решение задач на проценты.

Данная презентация разработана мной для урока математики 6 класс  к учебнику В.Я.Виленкин и др....

" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

Программа элективного курса" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

"Решение задач на проценты"

На уроке применяются элементы УДЕ (укрупненная дидактическая единица). Матричные задания....

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

"Решение уравнений и решение задач на проценты" математика 6 класс

Пояснительная записка Автор: Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики.Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовател...