Элективный курс по математике для 10 класса
элективный курс по алгебре (10 класс) на тему
Элективный курс по математике для 10 класса по теме: "Решение уравнений, неравенств и задач с параметром"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10_klass.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Решение уравнений, неравенств и задач с параметром»
10 класс
АВТОР: Ситникова Яна Вадимовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе развития школьного образования становятся приоритетными развивающие цели обучения. В связи с этим при изучении математики особую значимость приобретает организованное обучение приемам мышления, рационального выполнения учебной деятельности, что исключительно важно при усвоении трудных тем и решении сложных задач таких, как уравнения и неравенства с параметрами. Именно недостаточная сформированность приемов учебной деятельности является одной из причин того, что большинство учащихся совершает ошибки или испытывает затруднения при решении даже несложных задач такого рода.
Изучением задач с параметрами, их роли в обучении, понятий, связанных с их решением, в разные годы занимались М.И. Башмаков, Г.В. Дорофеев , А.Г. Мордкович и др. Многие из них подчеркивали важность обучения школьников приемам решения уравнений и неравенств с параметрами прежде всего в связи с необходимостью подготовки учащихся к выполнению работ итоговой аттестации и различного рода конкурсных испытаний. При этом большинство авторов характеризует задачи с параметрами как исследовательские задачи, требующие высокой логической культуры и техники исследования; как наиболее сложные в логическом плане вопросы элементарной математики. В этой связи справедливо замечено, что для описания процесса их решения необходимо использовать систему понятий, математических утверждений и фактов, определяемую фундаментальными математическими идеями. Однако в многочисленных пособиях и руководствах справочного характера для поступающих в вузы рассматриваются лишь частные приемы решения конкретных уравнений и неравенств с параметрами, чаще всего в рамках широкого спектра конкурсных заданий. При этом в большинстве учебных пособий опираются на интуитивное описание используемых математических понятий.
В основном, учителями используется информационно-объяснительный подхода к решению названных задач, поэтому у учащихся формируются лишь частные приёмы решения конкретных заданий, которые они не могут самостоятельно "перенести" на другие уравнения или неравенства. При осуществлении усиленной математической подготовки: в классах с углубленным изучением, на факультативах, элективных курсах, на подготовительных курсах, в репетиторской практике, как правило, предпринимаются попытки количественного обогащения: задействуется большее число задач, сами задачи становятся более разнообразными по сравнению с теми, которые содержатся в учебниках для общеобразовательных школ. Но при этом используются интуитивные представления об уравнениях и неравенствах с параметрами, а вместо выявления сущности таких задач, общих способов их решения каждое новое уравнение рассматривается фактически вне связи с предыдущими, что в конечном счете вызывает затруднения у школьников. Такой подход можно назвать интуитивно-эмпирическим или индуктивным. Анализ результатов вступительных экзаменов в вузы, олимпиадных и конкурсных работ по математике, проведенный многими исследователями, в том числе и нами, свидетельствует о том, что учащиеся, получившие усиленную математическую подготовку в рамках данного подхода, по-прежнему, допускают ошибки в решениях уравнений и неравенств с параметрами, либо испытывают трудности при выполнении такого рода заданий. Данная работа предназначена для старшеклассников средней общеобразовательной школы, а также поступающим в вузы.
При разборе примеров предполагается, что учащийся умеет решать линейные, квадратные и другие числовые уравнения, неравенства, владеет различными методами решения неравенств, в частности, методом интервалов. Задачи подобраны из материалов вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, методических газет и журналов по математике «Первое сентября», «Математика в школе», «Квант", учебных пособий, перечень которых приведён в конце пособия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Амелькин В.В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. Минск, 1996 .
- Беляева Э. С., Потапов А. С., Титоренко С. А. Уравнения и неравенства второй степени с параметром и к ним сводимые: Пособие для учителей и учащихся. Воронеж, 2000 .
- Горштейн П. И., Полонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. Москва; Харьков, 1998 .
- Данкова И. Н., Бондаренко Г. Е., Емелина Л. Л., Плетнева О. К. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. М., «5 за знания», 2006 .
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г.Алгебра: Доп. главы к шк. учеб.8 кл.:Учеб.пособие для учащихся шк. И классов с углубл.изуч. математики/Под ред. Г. В. Дорофеева.- М.: Просвещение, 1996
- Математика: пособие для поступающих в Вл ГУ/ Калебин А. В., Ксенофонтов Р. С.;Владим. гос. ун-т – 2-е изд.стер.- Владимир: РИК ВлГУ, 2004 .
- Математика.8-9 классы : сборник элективных курсов/авт.- сост. В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10 класса средней школы. М., Просвещение, 1989 ..
- Ястребинецкий Г. А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. М.,Просвещение, 1972
«РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ, НЕРАВЕНСТВ И ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ»
(ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА; 34 ЧАСА В ГОД; 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ урока | Дата | Тема урока |
1 | Решение уравнений с параметрами для элементарных функций. | |
2 | Линейная функция в уравнениях с параметром. | |
3 | Квадратичная функция в уравнениях с параметром. | |
4 | Модуль в уравнениях с параметром. | |
5 | Рациональные уравнения с параметром. | |
6 | Квадратный корень в уравнениях с параметром. | |
7 | Иррациональные уравнения с параметром. | |
8 | Контрольный тест для самопроверки. | |
9 | Линейные и квадратные неравенства с параметром. | |
10 | Модуль в неравенствах с параметром. | |
11 | Рациональные неравенства с параметром. | |
12 | Иррациональные неравенства с параметром. | |
13 | Контрольный тест для самопроверки. | |
14 | Особенности использования теоремы Виета в задачах с параметром. | |
15 | Особенности использования теоремы Виета в задачах с параметром. | |
16 | Метод трёх точек. | |
17 | Использование алгебраической симметрии в решении задач с параметрами. | |
18 | Использование алгебраической симметрии в решении задач с параметрами. | |
19 | Решение уравнений и неравенств относительно параметра. | |
20 | Решение уравнений и неравенств относительно параметра. | |
21 | Решение уравнений и неравенств относительно параметра. | |
22 | Контрольный тест для самопроверки. | |
23 | Решение задач с параметром с использованием графиков, входящих в условие задачи. | |
24 | Решение задач с параметром с использованием графиков, входящих в условие задачи. | |
25 | Использование области определения и области значений ,входящих в условие функций для решения задач с параметрами. | |
26 | Использование области определения и области значений ,входящих в условие функций для решения задач с параметрами. | |
27 | Задачи со свободным параметром. | |
28 | Метод введения параметра в задачу, изначально несодержащую параметр. | |
29 | Метод введения параметра в задачу, изначально несодержащую параметр. | |
30 | Использование свойства монотонности функции. | |
31 | Использование свойства монотонности функции. | |
32 | Использование свойства монотонности функции. | |
33 | Метод областей. | |
34 | Контрольный тест для самопроверки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Элективный курс по математике 6 класс
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"
Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике.Занятия включают в себя теорети...
Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...
Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»
В результате прохождения данного элективного курса по математике учитель со...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс «Углубленное изучение избранных вопросов математики»
Подготова к ОГЭ по математики...