Степени с рациональными показателями, их свойства
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Урок - практикум обобщения и систематизации знаний по теме «Степени и их свойства». Рассчитан на 2 часа ("пара").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16._stepeni_s_ratsionalnymi_pokazatelyami_ih_svoystva.docx | 163.15 КБ |
16._stepeni_s_ratsionalnymi_pokazatelyami_ih_svoystva.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Степени с рациональными показателями, их свойства
“Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”.
М. В. Ломоносов
Цель урока: Повторить определение степени с рациональным показателем и свойства степени с рациональным показателем (2 часа)
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания по теме «Степени и их свойства»
- Продолжить отрабатывать:
а) вычислительные навыки;
б) умение устанавливать причинно-следственную связь, получая решение в общем виде;
в) рефлексивное умение оценивать полученные результаты решения и их достоверность;
г) рефлексивные навыки самоконтроля в режиме самостоятельной работы.
- Развивать:
а) логическое мышление.
б) зрительную, слуховую и моторную память.
- Способствовать развитию у обучающихся грамотной математической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии).
- Воспитывать ответственность.
Форма урока: урок-практикум.
Методы: наглядно-иллюстративный; самостоятельная работа с последующей проверкой.
Средства: компьютер; презентация Power Point; интерактивная доска.
Используемые технологии:
- информационно-компьютерная технология.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Тренировочные упражнения.
5. Дешифратор.
6. Лабиринт.
7. Задания для самостоятельной работы с последующей проверкой.
8. Подведение итогов урока.
9. Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация целей урока.
Цель нашего урока - повторить определение и свойства степени с рациональным показателем, применение свойств при решении упражнений.
3. Актуализация опорных знаний
Вспомним теорию. [Приложение 1]
1) Определение. Арифметическим корнем n-й степени (n N, n 2) из неотрицательного числа a называется такое неотрицательное число, n – я степень которого равна а.
2) Определение. Степень с рациональным показателем
Если
3) Свойства степени с рациональным показателем:
При a > 0, b > 0, p и q - рациональные числа:
а)
б )
в)
г)
д)
4) Вспомним теорию
4. Тренировочные упражнения.
1) Базовый уровень.
№1. Вычислить.
Ответ. -26,5.
№2. Найдите значение выражения.
Ответ. -2.
№3. Упростите выражение.
Ответ. 1.
№4. Найдите значение выражения.
Ответ. 4.
№5. Упростить выражение
Ответ. .
2) Повышенный уровень.
№6. Упростить выражение
Ответ. 2.
Указание. Преобразовать подкоренные выражения, воспользоваться формулами сокращённого умножения (квадрат суммы и квадрат разности).
5. Дешифратор
Вычислить, сопоставить полученный результат с ключом
1) Фамилия немецкого математика, который ввел термин - “показатель степени”.
1) -81\3 2) 811\2 3) (3\5)-1 4) (5\7)0 5) 27-1\3 6) (2\3)-2 7) 161\2 . 1251\3
Л | Т | Н | Р | Ш | О | Ь | И | Е | Ф | К | А | Д | Ю |
9\4 | 9 | 5 | 11 | -2 | 4\9 | 20 | 5\3 | 1\3 | 1 | 3 | 8 | 64 | 2 |
-2 | 9 | 5/3 | 1 | 1/3 | 9/4 | 20 |
Ш | Т | И | Ф | Е | Л | Ь |
Слово:
Михаэль Штифель - (около 1487, Эсслинген-на-Неккаре — 19 апреля 1567, Йена) — немецкий математик, один из изобретателей логарифмов, активный деятель протестантской Реформации.
2) Фамилия французского математика, который ввел современную запись степени.
1) х1\3=4 2) у-1= 3 3) ( х+6)1\2 = 3 4) у1\3 =2 5) (у-3)1\3=2 6) а1\2 : а = 1\3
Л | Т | Н | Р | Ш | О | Ь | И | Е | Ф | К | А | Д | Ю |
9\4 | 9 | 5 | 11 | -2 | 4\9 | 20 | 5\3 | 1\3 | 1 | 3 | 8 | 64 | 2 |
64 | 1/3 | 3 | 8 | 11 | 9 |
Д | Е | К | А | Р | Т |
Слово:
Рене Декарт (31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
6. Лабиринт
I вариант II вариант
0,02 | умножить на 10 m-2 | -5 | умножить на 0,1 a-3 | |
0,2m-2 | умножить на m-4 | -0,5a-3 | умножить на -0,5a9 | |
-0,008m-6n3 | извлечь корень кубический | 0,25a6b-2 | извлечь корень квадратный | |
-0б2m-2n | возвести в -4 степень | 0,5a3b-1 | возвести в -3 степень | |
625m8n-4 | разделить на 625mknk-4,5 | 8a-9b3 | разделить на 8am-7,5bm | |
m8-kn0,5-k | вычислить при k=2, m=2, n=16 | a-1,5-mb3-m | вычислить при m=-1, a=4, b=-3 | |
Ответ: 1 | Ответ: 1 |
7. Задания для самостоятельной работы с последующей проверкой.
Вычислить:
1) ;
2) ;
3) ;
4);
5) ;
Упростить:
6) ;
7) .
Проверка.
1) ;
2)
3)
4)
5)
Указание. Использовать формулу разности кубов
;
6) ;
7)
8. Подведение итогов урока.
Повторение изученных свойств, выставление оценок.
9. Задание на дом.
1. п 34, № 437-440 абв
2. Софизм по теме урока:
- сформулировать,
- придумать доказательство
- разбор софизма
Используемый учебно-методический комплект:
- Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.
Москва. “Просвещение” 2010 г.
- Журнал “Математика. Первое сентября” № 19 2008 г., “Подготовка к ЕГЭ”.
- Сборники для подготовки к ЕГЭ по математике.
- Интернет-ресурс. Сайт http://www.mathege.ru. Открытый банк задач по математике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание на дом. 1. п 34, № 437-440 абв 2. Софизм по теме: сформулировать, придумать док-во разбор софизма
Вспомним теорию 1 Арифметическим корнем n – ой степени ( n N, n 2) из неотрицательного числа a называется такое неотрицательное число, n – я степень которого равна а :
2 Степень с рациональным показателем. 1) Если 2) При a > 0, b > 0, p и q - рациональные числа:
По горизонтали: 1.Действие, с помощью которого вычисляется значение степени 2. Произведение, состоящее из одинаковых множителей . 3. Действие показателей степеней при возведении степени в степень . 4. Действие степеней, при которых показатели степеней вычитаются . По вертикали: 5. Число всех одинаковых множителей 6. Степень с нулевым показателем . 7. Повторяющийся множитель . 8. Значение 10 5 : ( 2 3 • 5 5 ) . 9. Показатель степени, который обычно не пишут . В О З В Е Д Е Н И Е С Т Е П Е Н Ь П Р О И З В Е Д Е Н И Е Д Е Л Е Н И Е П О К А А Т Е Л Ь Е И Н И Ц А О С Н О В А И Е Ч Т Ы Р Д И И Ц А
Тренировочные упражнения Вычислить: Найдите значение выражения Упростить выражение Найдите значение выражения Упростить выражение Упростить выражение =-26,5 = -2 = 1 = 4 = = 2
Л Т Н Р Ш О Ь И Е Ф К А Д Ю 9\4 9 5 11 -2 4\9 20 5\3 1\3 1 3 8 64 2 1) -8 1\3 2) 81 1\2 3) (3\5) -1 4) (5\7) 0 5) 27 -1\3 6) (2\3) -2 7) 16 1\2 * 125 1\3 Слово: 1 ) 2 ) 3 ) 4 ) 5 ) 6 ) 7 ) -2 9 5 /3 1 1/3 9/4 20 Ш Т И Ф Е Л Ь
Немецкий математик 15-16 века Один из изобретателей логарифмов
Л Т Н Р Ш О Ь И Е Ф К А Д Ю 9\4 9 5 11 -2 4\9 20 5\3 1\3 1 3 8 64 2 Слово: 1 ) 2 ) 3 ) 4 ) 5 ) 6 ) 64 1 /3 3 8 11 9 Д Е К А Р Т 1 ) Х 1\3 =4 2) у -1 = 3 3) ( х+6) 1\2 = 3 4) у 1\3 =2 5) (у-3) 1\3 =2 6) а 1\2 : а = 1\3
ВАРИАНТ 1 Число Задание Вариант 2 Число Задание Ответ 1 Ответ 40,5 0,02 -5
Вычислить: 1) 2) 3) 4) 5) Упростить: 6) 7) Задания для самостоятельной работы
Проверка 1) 2)
3) 4) Проверка
Проверка 5) По формуле следует 6)
7) Проверка 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок в 9 классе по теме: «Свойства степени с рациональным показателем»
Данный материал способствует систематизации знаний школьников по теме "Степень". Развивает творческие способности. Формирует интерес к предмету....
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"...
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"...
устный счёт для учащихся 10-х классов (подготовка к ЕГЭ - тригонометрия, свойства степени с рациональным показателем)
Данный материал предназначен для учителей математики, работающих в 10-х классах. Имеется нужный справочный материал по тригонометрии, по свойствам степени с рациональным показателем, приведены примеры...
Таблица "свойства степеней с рациональным показателем"
Примеры на применение свойств степеней....
Свойства степени с рациональным показателем
презентация к уроку алгебры в 10 классе...
Степень с рациональным показателем. Свойства степеней
План-конспект урока для учащихся с ОВЗ....