Степени с рациональными показателями, их свойства
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Виктория Станиславовна Бекетова

Урок - практикум обобщения и систематизации знаний по теме «Степени и их свойства». Рассчитан на 2 часа ("пара"). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степени с рациональными показателями, их свойства

“Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”.

М. В. Ломоносов

Цель урока: Повторить определение степени с рациональным показателем и свойства степени с рациональным показателем (2 часа)

Задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Степени и их свойства»
  2. Продолжить отрабатывать:

а) вычислительные навыки;

б) умение устанавливать причинно-следственную связь, получая решение в общем виде;

в) рефлексивное умение оценивать полученные результаты решения и их достоверность;

г) рефлексивные навыки самоконтроля в режиме самостоятельной работы.

  1. Развивать:

а) логическое мышление.

б) зрительную, слуховую и моторную память.

  1.  Способствовать развитию у обучающихся грамотной математической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии).
  2. Воспитывать ответственность.

Форма урока: урок-практикум.

Методы: наглядно-иллюстративный; самостоятельная работа с последующей проверкой.

Средства: компьютер; презентация Power Point; интерактивная доска.

Используемые технологии: 

- информационно-компьютерная технология.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация целей урока.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Тренировочные упражнения.

5. Дешифратор.

6. Лабиринт.

7. Задания для самостоятельной работы с последующей проверкой.

8. Подведение итогов урока.

9. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация целей урока.

Цель нашего урока - повторить определение и свойства степени с рациональным показателем, применение свойств при решении упражнений.

3. Актуализация опорных знаний

Вспомним теорию. [Приложение 1]

1) Определение. Арифметическим корнем n-й степени (n http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2481.gifN, n http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2482.gif2) из неотрицательного числа a называется такое неотрицательное число, n – я степень которого равна а.

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2483.gif

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2484.gif

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2485.gif

2) Определение. Степень с рациональным показателем

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2486.gif

Если

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2487.gif

3) Свойства степени с рациональным показателем:

При a > 0, b > 0, p и q - рациональные числа:

а) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2489.gif

б )http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2490.gif

в) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2488.gif

г) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2491.gif

д) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2492.gif

4) Вспомним теориюmhtml:file://D:\алка\алгебра%209\степени\степень%20с%20историческим%20материалом.mht!file:///E:\415968\img1.jpg

 

4. Тренировочные упражнения.

1) Базовый уровень.

№1. Вычислить.

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2493.gif

Ответ. -26,5.

№2. Найдите значение выражения.

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2494.gif

Ответ. -2.

№3. Упростите выражение.

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2495.gif

Ответ. 1.

№4. Найдите значение выражения.

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2496.gif

Ответ. 4.

№5. Упростить выражение

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2497.gif

Ответ. http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2498.gif.

2) Повышенный уровень.

№6. Упростить выражение

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2499.gif

Ответ. 2.

Указание. Преобразовать подкоренные выражения, воспользоваться формулами сокращённого умножения (квадрат суммы и квадрат разности).

5. Дешифратор 

Вычислить, сопоставить полученный результат с ключом

1) Фамилия немецкого математика, который ввел термин - “показатель степени”.

1)  -81\3  2) 811\2  3) (3\5)-1  4) (5\7)0  5) 27-1\3  6) (2\3)-2  7) 161\2 . 1251\3 

Л

Т

Н

Р

Ш

О

Ь

И

Е

Ф

К

А

Д

Ю

9\4

9

5

11

-2

4\9

20

5\3

1\3

1

3

8

64

2

-2

9

5/3

1

1/3

9/4

20

Ш

Т

И

Ф

Е

Л

Ь

Слово:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/86/Michael_Stifel.jpeg

Михаэль Штифель - (около 1487, Эсслинген-на-Неккаре — 19 апреля 1567, Йена) — немецкий математик, один из изобретателей логарифмов, активный деятель протестантской Реформации.

2) Фамилия французского математика, который ввел современную запись степени.

1) х1\3=4  2) у-1= 3   3) ( х+6)1\2 = 3   4) у1\3 =2    5) (у-3)1\3=2    6) а1\2 : а = 1\3

Л

Т

Н

Р

Ш

О

Ь

И

Е

Ф

К

А

Д

Ю

9\4

9

5

11

-2

4\9

20

5\3

1\3

1

3

8

64

2

64

1/3

3

8

11

9

Д

Е

К

А

Р

Т

Слово:

Рене Декарт (31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. 
http://www.znanje.org/i/i25/05i01/05i0110/Naucnici/Dekart.jpg

6. Лабиринт

I вариант                                                                            II вариант

0,02

умножить на 10 m-2

-5

умножить на 0,1 a-3

0,2m-2

умножить на   m-4

-0,5a-3

умножить на  -0,5a9

-0,008m-6n3

извлечь корень кубический

0,25a6b-2

извлечь корень квадратный

-0б2m-2n

возвести в  -4 степень

0,5a3b-1

возвести в  -3 степень

625m8n-4

разделить на 625mknk-4,5

8a-9b3

разделить на 8am-7,5bm

m8-kn0,5-k

вычислить при k=2, m=2, n=16

a-1,5-mb3-m

вычислить при m=-1, a=4, b=-3

Ответ: 1

Ответ: 1

7. Задания для самостоятельной работы с последующей проверкой.

 

Вычислить:

1) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2500.gif;

2)http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2501.gif ;

3) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2502.gif;

4)http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2503.gif;

5) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2504.gif;

Упростить:

6) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2505.gif;

7) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2506.gif.

Проверка.

1) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2508.gifhttp://festival.1september.ru/articles/594532/Image2507.gif;

2) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2509.gif

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2510.gif

3) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2511.gif

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2512.gif

4) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2513.gif

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2514.gif

5) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2516.gifhttp://festival.1september.ru/articles/594532/Image2515.gif

Указание. Использовать формулу разности кубов

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2517.gif;

6) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2519.gifhttp://festival.1september.ru/articles/594532/Image2518.gif;

7) http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2520.gif

http://festival.1september.ru/articles/594532/Image2521.gif

8. Подведение итогов урока.

Повторение изученных свойств, выставление оценок.

9. Задание на дом.

1. п 34, № 437-440 абв

2. Софизм по теме урока:

  • сформулировать,
  • придумать доказательство
  • разбор софизма

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.

Москва. “Просвещение” 2010 г.

  1. Журнал “Математика. Первое сентября” № 19 2008 г., “Подготовка к ЕГЭ”.
  2. Сборники для подготовки к ЕГЭ по математике.
  3. Интернет-ресурс. Сайт http://www.mathege.ru. Открытый банк задач по математике.

http://content.adfox.ru/transparent.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Свойства степени с рациональным показателем. “ Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”. М. В. Ломоносов

Слайд 2

Задание на дом. 1. п 34, № 437-440 абв 2. Софизм по теме: сформулировать, придумать док-во разбор софизма

Слайд 3

Вспомним теорию 1 Арифметическим корнем n – ой степени ( n N, n 2) из неотрицательного числа a называется такое неотрицательное число, n – я степень которого равна а :

Слайд 4

2 Степень с рациональным показателем. 1) Если 2) При a > 0, b > 0, p и q - рациональные числа:

Слайд 5

По горизонтали: 1.Действие, с помощью которого вычисляется значение степени 2. Произведение, состоящее из одинаковых множителей . 3. Действие показателей степеней при возведении степени в степень . 4. Действие степеней, при которых показатели степеней вычитаются . По вертикали: 5. Число всех одинаковых множителей 6. Степень с нулевым показателем . 7. Повторяющийся множитель . 8. Значение 10 5 : ( 2 3 • 5 5 ) . 9. Показатель степени, который обычно не пишут . В О З В Е Д Е Н И Е С Т Е П Е Н Ь П Р О И З В Е Д Е Н И Е Д Е Л Е Н И Е П О К А А Т Е Л Ь Е И Н И Ц А О С Н О В А И Е Ч Т Ы Р Д И И Ц А

Слайд 6

Тренировочные упражнения Вычислить: Найдите значение выражения Упростить выражение Найдите значение выражения Упростить выражение Упростить выражение =-26,5 = -2 = 1 = 4 = = 2

Слайд 7

Л Т Н Р Ш О Ь И Е Ф К А Д Ю 9\4 9 5 11 -2 4\9 20 5\3 1\3 1 3 8 64 2 1) -8 1\3 2) 81 1\2 3) (3\5) -1 4) (5\7) 0 5) 27 -1\3 6) (2\3) -2 7) 16 1\2 * 125 1\3 Слово: 1 ) 2 ) 3 ) 4 ) 5 ) 6 ) 7 ) -2 9 5 /3 1 1/3 9/4 20 Ш Т И Ф Е Л Ь

Слайд 8

Немецкий математик 15-16 века Один из изобретателей логарифмов

Слайд 9

Л Т Н Р Ш О Ь И Е Ф К А Д Ю 9\4 9 5 11 -2 4\9 20 5\3 1\3 1 3 8 64 2 Слово: 1 ) 2 ) 3 ) 4 ) 5 ) 6 ) 64 1 /3 3 8 11 9 Д Е К А Р Т 1 ) Х 1\3 =4 2) у -1 = 3 3) ( х+6) 1\2 = 3 4) у 1\3 =2 5) (у-3) 1\3 =2 6) а 1\2 : а = 1\3

Слайд 11

ВАРИАНТ 1 Число Задание Вариант 2 Число Задание Ответ 1 Ответ 40,5 0,02 -5

Слайд 12

Вычислить: 1) 2) 3) 4) 5) Упростить: 6) 7) Задания для самостоятельной работы

Слайд 13

Проверка 1) 2)

Слайд 14

3) 4) Проверка

Слайд 15

Проверка 5) По формуле следует 6)

Слайд 16

7) Проверка 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 9 классе по теме: «Свойства степени с рациональным показателем»

Данный материал способствует систематизации знаний школьников по теме "Степень". Развивает творческие способности. Формирует интерес к предмету....

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"...

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"...

устный счёт для учащихся 10-х классов (подготовка к ЕГЭ - тригонометрия, свойства степени с рациональным показателем)

Данный материал предназначен для учителей математики, работающих в 10-х классах. Имеется нужный справочный материал по тригонометрии, по свойствам степени с рациональным показателем, приведены примеры...

Таблица "свойства степеней с рациональным показателем"

Примеры на применение свойств степеней....

Свойства степени с рациональным показателем

презентация к уроку алгебры в 10 классе...

Степень с рациональным показателем. Свойства степеней

План-конспект урока для учащихся с ОВЗ....