конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Уравнение касательной к графику функции"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant_11.xls | 48.5 КБ |
variant_22.xls | 34.5 КБ |
konspekt.doc | 86.5 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №20»
Конспект урока
по алгебре и началам анализа на тему:
«Уравнение касательной к графику функции»
Проведен в 11-Б классе
Учитель: Деева И.В.
2013 г.
Тема: Уравнение касательной к графику функции.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цели:
а) образовательные:
- познакомить учащихся с применением уравнения касательной к решению задач различных типов;
- продолжить формировать умение применять формулы дифференцирования при составлении уравнения касательной к графику функции, а также использовать дополнительные условия, геометрический смысл касательной;
б) развивающие:
- развивать самостоятельность, умение рефлексивной оценки своей деятельности;
-реализовывать информационную компетенцию учащихся в ходе работы с тестом за персональным компьютером;
в) воспитательные:
- воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к предмету.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, карточки, персональные компьютеры для выполнения тестовой работы.
План урока:
Этап урока | Время |
1.Оргмомент | 1мин. |
2.Сообщение темы и целей | 1мин. |
3.Актуализация знаний учащихся | 12-15 мин |
4.Обобщение знаний 1)Фронтальная работа с классом 2) Дифференцированная работа 1. 1группа - выполняет тест на ПК 2 группа - работают фронтально над задачей №2. 3) Дифференцированная работа 2. 2 группа - выполняет тест на ПК 1 группа – работают фронтально над задачей №3 | 7 мин 5-7 мин 7 мин 5-7 мин 7 мин
|
5. Домашнее задание | 2 мин |
6. Итог урока | 2 мин. |
Ход урока:
Ι Орг. момент
ΙΙ Сообщение темы и целей (Слайд 1)
1.Сегодня на уроке мы рассмотрим применение уравнения касательной к графику функции к решению задач; будем учиться составлять уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке х = а, уравнение касательной к графику функции y = f(x) такое, чтобы касательная была параллельна заданной прямой, определять значение производной, используя график функции у = f(x) и касательной к нему. Все эти вопросы встречаются на ЕГЭ, поэтому необходимо ваше внимание. Вы сможете оценить степень усвоения материала по данной теме, решая задания математического диктанта и выполняя тест на ПК, а также скорректировать свои знания, работая на уроке и выполнив домашнее задание.
2.Оформление тетрадей
ΙΙΙ Актуализация знаний
- Математический диктант.
Фамилия, имя | |
1. | |
2а | |
2б | |
2в | |
3 | |
4 | |
5 |
На экране будут появляться задания, которые вы должны решить и записать ответ в карточку. (Время работы над одним вопросом ≈1 мин).
1.Записать уравнение касательной | Слайд 2 |
2. Найти f ‘(x) : | Слайд 3 |
3. Найти значение производной функции f (x) = sin πx в точке х=3π/2. Варианты ответов: -π; π; 1; -1. | Слайд 4. |
4.Среди указанных точек, отмеченных на оси Ох найти абсциссу точки графика функции, в которой tg угла наклона касательной к положительному направлению оси Ох отрицателен. | Слайд 5. |
5. Найти сумму абсцисс точек промежутка (-4;4), в которых касательные к графику параллельны оси Ох | Слайд 6. Варианты ответов: 1; 0; 2; -2. |
2. Проверка математического диктанта (Слайд 7).
По окончании работы проводится взаимопроверка и оценивание:
0 ош.- «5», 1 ош. - «4», 2 ош. –«3», 3 ош. – «2».
1. | у – у0 = k (х –х0), где у0=F (x0), k = f ‘ (x0) |
2а | 4х - 5 |
2б | (9 5√х4) / 5 |
2в | 19 / (7-х)2 |
3 | - π |
4 | х3 |
5 | 0 |
3. Анализ ошибок, допущенных в работе
За разворотом доски заготовлено решение заданий 2б, 2в, 3.
4. - Когда tg угла наклона касательной к положительному направлению оси Ох отрицателен? ( угол тупой)
- В точке с какой абсциссой среди отмеченных точек угол наклона касательной к положительному направлению оси Ох тупой? (в х3)
5. – В каких точках оси Ох касательная к графику параллельна оси Ох? (в точках максимума и минимума: -2,0,2)
- Чему равна их сумма?
ΙV Обобщение знаний
1. Фронтальная работа с классом. Решение задачи №1. (Слайд 8)
На рисунке изображен график функции у = f (x) и касательная к нему в точке с абсциссой х0. Найти значение производной в точке х0.
а) Разбор решения задачи.
Учитель | Ученик |
- В чем заключается геометрический смысл производной? - Какой угол образует касательная и положительное направление оси Ох? - Как можно найти tg ∠АВО ? - Из какого треугольника можно найти tg ∠АВО? Определите tg ∠АВО? - Чему равна f ‘(х)? | - Если в точке х0 к графику функции у = f (х) проведена касательная, то число f ‘ (x) есть tg α между этой касательной и положительным направлением оси Ох; α - угол наклона касательной. ∠АВО Δ АВО. tg ∠АВО = АО/ВО, АО=4, ВО=3, tg ∠АВО=4/3. 4/3 |
б) Самостоятельная запись решения.
в) Проверка решения на экране. (Слайд 9)
2. Дифференцированная работа
1) 1группа - выполняет тест на ПК.
2группа – работают фронтально над задачей №2.
Задача №2 (Слайд 10)
Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = (х8-1)/(х4+1) параллельной прямой у = -32+7.
Учитель | Ученик |
- Назовите общий вид уравнения касательной. - Чем является k в данном уравнении? - Как можно преобразовать числитель? - Какова О.О.Ф.? - Чему равна производная f(x)? -Чему равен угловой коэффициент прямой?
- Что можно сказать об угловых коэффициентах параллельных прямых? - Чему равен у0? - Какой вид будет иметь уравнение касательной? | у – у0 = k (х –х0)
k = f ‘ (x0) (х8-1)= (х4-1) (х4+1), значит f(х) =х4-1 О.О.Ф.=x € R 4х3 -32 Они равны, значит 4х3=-32, т.е. х0=-2. у0=f (x0)=15 у-15=-32(х+2) или у = -32х-49 |
2) 2 группа - выполняет тест на ПК.
1группа – работают фронтально над задачей №3.
Задача №3 (Слайд 11)
На параболе у = х2-2х-8 найти точку М, в которой касательная к ней параллельна прямой 4х+у+4=0.
Учитель | Ученик |
- Чему равен угловой коэффициент касательной к параболе? - Чему равен угловой коэффициент прямой? - Что можно сказать об угловых коэффициентах, если касательная и прямая параллельны? -Чем является х=-1? - Как найти ординату точки М? | k= у’=2х-2. у=-4х-4, значит k=-4 они равны, значит 2х-2=-4, т.е. х=-1 абсциссой точки М у(-1)= -5, значит М(-1;-5) |
Задача№4 (дополнительно) –самостоятельно (Слайд 12)
Найти координаты точки, в которой касательная к параболе у=х2-х-12 образует с осью Ох угол 450?
Решение: у=х2-х-12.
tg α = y’=2х-1, tg 450 = 1, значит 1=2х-1, т.е.
х=1 – абсцисса точки касания,
у (1) = -12, т.е. точка касания имеет координаты (1;-12)
V Домашнее задание
1. Из сборника ЕГЭ-2013:индивидуальные карточки.
2. Дополнительно по желанию: Учебник, № 536(а).
VΙ Итог урока
- Какие задачи мы учились решать на уроке?
(составлять уравнение касательной, используя дополнительные условия, составлять уравнение касательной, используя знания геометрического материала, использовать уравнение касательной для решения отдельных типов задач).
- Оценки за урок будут выставлены с учетом оценок за математический диктант, за тестовую работу на компьютере.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А) – ; Б) ; В) 1; Г) -1;
А) 1; Б) 0; В) 2; Г) -2;
1. у – у 0 = k (х –х 0 ), где у 0 = F ( x 0 ), k = f ‘ ( x 0 ) 2а. 4 х – 5 2б. (9 5 х 4 )/5 2в . 19 / (7-х) 2 3 . - 4 . х 3 5 . 0
f ‘ ( x ) = tg , - угол между этой касательной и положительным направлением оси Ох. = АВО Из АВО: tg АВО = АО/ВО, АО=4, ВО=3, tg АВО=4/3. f ‘ ( x ) = 4/3 Ответ:4/3
Напишите уравнение касательной к графику функции f ( x ) = (х8-1)/(х4+1) параллельной прямой у = -32 x +7. Ответ: у = -32х-49
На параболе у = х 2 -2х-8 найти точку М, в которой касательная к ней параллельна прямой 4х+у+4=0. Ответ: М (-1;-5)
Найти координаты точки, в которой касательная к параболе у=х 2 -х-12 образует с осью Ох угол 45 0 ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс "Геометрический смысл производной"
Конспект урока алгебры и начал анализа 11 класс с использованием метапредмета "задача" по теме "Геометрический смысл производной", рабочий лист ученика, презинтация к уроку...
Интегрированный урок по алгебре и началам анализа и информатике по теме «Показательная функция, ее свойства и график. Создание моделей графиков функций в среде программирования Visual Basic» (11 класс «А»)
Применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей....
Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме: "Вычисление площади криволинейной трапеции"
Конспект урока позволяет проверить умения обучающихся находить первообразные элементарных функций по таблице. Также данный материал помогает объяснить, что называется криволинейной трапецией и как нах...
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе «Логарифмы. Логарифмическая функция».
Обобщение и систематизация понятия и свойств логарифма; закрепление основных понятий базового уровня, закрепление навыков чтения графика, вычисления значений логарифмических выражений; определить степ...
Урок по алгебре и началам анализа 10 класс по теме "Логарифмическая функция"
Обобщающий урок по теме...
Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме «Методы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе . Цель урока: рассмотреть способы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции и способствовать выработке навыков...
План-конспект урока по алгебре и началам анализа-11 по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке»
Урок – исследование по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке» нацелен на то, чтобы проверить, как учащиеся усвоили различные приемы нахождения производных...