Решение неравенств (подготовка к ГИА, 9 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему
Урок, презентация и педагогический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комментарии к презентации | 83 КБ |
конспект урока | 111.5 КБ |
педагогический проект | 107.5 КБ |
презентция | 754 КБ |
Предварительный просмотр:
2 слайд. Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к государственной итоговой аттестации (ГИА), надо не только иметь хорошие знания по математике, но также хорошо представлять себе собственно процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.
3 слайд. Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменений в методах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это все в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
4 слайд. Важнейшая проблема, с которой сталкивается каждый учитель, готовящий выпускников к сдаче экзамена, это проблема организации заключительного повторения курса алгебры таким образом, чтобы в процессе повторения создать условия для достижения каждым учеником наивысшего для него образовательного результата.
Следует отметить, что вопрос организации заключительного повторения очень слабо освещен в методической литературе.
К сожалению, научно методические службы не обеспечивают школы новыми соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. Существует много дидактических материалов по повторению, но ответ на вопрос «как повторять?» каждый учитель ищет самостоятельно и испытывает при этом определенные трудности.
И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная; уровень учебной мотивации, а соответственно и образовательные потребности также различные, степень развитости навыков самостоятельной работы неоднородный, разный уровень устойчивости в стрессовых ситуациях.
5 слайд. Возникают противоречия
- Между необходимостью подготовки к сдаче ГИА и недостаточным освещением организации заключительного повторения в методической литературе
- Между математической подготовленностью обучающихся и умением мобилизовать себя в решающей ситуации
- Между подготовленностью учащихся и необходимостью получения базовых знаний по математике
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что проблема организации заключительного повторения курса алгебры и подготовки к успешной сдаче экзамена достаточно актуальна на сегодняшний момент.
С целью решения данной проблемы в период с января по май 2010 года был осуществлен проект «Методика подготовки к ГИА по математике в 9 классе»
6 слайд . Объектом исследования в данном проекте является процесс заключительного повторения курса алгебры основной школы и подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации.
Предметом исследования –
разработка методики подготовки к государственной итоговой аттестации на основе разноуровневого обучения и дифференцированного подхода к каждому учащемуся
7 слайд. Цели проекта:
- разработать теоретические и методические подходы к организации итогового повторения.
- способствовать созданию условий, обеспечивающих каждому обучающемуся максимальной реализации личностного потенциала в образовании
8 слайд . В ходе осуществления проекта я предполагала решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать современные подходы к организации итогового повторения курса алгебры;
- Внести коррективы в тематическое планирование; составив его таким образом, чтобы осталось достаточное количество времени на повторение всего учебного материала;
- Разработать систему уроков заключительного повторения курса алгебры с применением разноуровневого обучения и индивидуальных образовательных маршрутов;
- Провести экспериментальную проверку выработанной методики подготовки к сдаче ГИА по математике;
- Провести анализ полученных результатов, сделать выводы о достоинствах и недостатках предлагаемой методики.
9 слайд. Были намечены следующие Этапы деятельности
- изучение особенностей ГИА, его организационных и правовых аспектов;
- диагностика готовности каждого ученика к ГИА, выявление проблем;
- определение целей и задач практической работы;
- составление программы практической работы;
- включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям;
- включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля ;
- отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная корректировка уровня усвоения учебного материала;
- повышение уровня знаний и умений по математике, развитие навыков эффективного оперирования математической информацией при выполнении тестовых работ;
10 слайд. По окончании проекта планировались следующие образовательные результаты:
- понимание обучающимися специфики тестовых работ;
- приобретение опыта выполнения тестовых работ (тестовый тренинг);
- психологическая подготовка к такой форме итоговой аттестации за курс основной школы, включая познание себя и выработку эффективного индивидуального стиля деятельности;
- обобщение и систематизация знаний учащихся по предмету;
- выработка каждым учеником личной стратегии выполнения экзаменационной работы с учетом своих образовательных возможностей и психологических качеств;
- достижение каждым учеником максимально возможного для него экзаменационного результата;
- рост качества знаний всего класса в целом и отдельных учеников при завершении итогового повторения;
- формирование убеждения: успех на экзамене возможен!
Критерием оценивания эффективности проекта является качество знаний и степень обученности класса по результатам ГИА
11 слайд. Этапы осуществления проекта:
1. Информационный:
Ознакомление обучающихся с необходимой документацией:
а) «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в 2010 году (в новой форме) по математике»;
б) «Спецификацией экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2010 году (в новой форме) по математике»;
в) Демоверсией 2010 года экзамена по математике;
г) инструкцией по выполнению работы;
д) образцами бланков для проведения аттестации.
2. Диагностический:
С октября 2009 года по февраль 2010 проводились диагностические работы по образцу МИОО, которые помогли мне в определении уровня подготовки каждого ученика к сдаче ГИА.
Анализ результатов этих работ дал достаточно объективную картину подготовки класса к сдаче ГИА на период, предшествующий этапу заключительного повторения.
Также этот анализ помог в определении тем, выигрышных и провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности.
В силу объективных и субъективных причин (объективная сложность темы, время ее изучения, личные склонности учеников и учителя и т.д.) к завершению изучения курса алгебры некоторые темы не вызывают у учеников затруднения, а некоторые темы оказываются неподъемными или для всего класса, или для конкретных учеников. Выявить эти темы до начала заключительного повторения – это очевидный шаг для достижения в последующем наилучших образовательных результатов.
- Прогностический:
- определение целей и задач практической работы по осуществлению проекта.
На этом этапе я определила, каких результатов должен достичь каждый ученик и класс в целом по завершении заключительного повторения. В частности, была выделена, так называемая, «группа риска»: 6 наиболее слабых учащихся, которым нужно уделить особое внимание для получения ими удовлетворительной отметки на экзамене.
- Организационный:
- составление программы практической работы, т.е. составление календарно-тематического плана заключительного повторения с учетом результатов предварительной диагностики;
- разработка системы уроков заключительного повторения с использованием разноуровневых технологий;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов для наиболее слабых учащихся.
- Практический:
- апробация заявленной системы на практике , т.е. проведение уроков заключительного повторения;
- отработка навыков решения экзаменационной работы;
- обучение постоянному жесткому контролю времени;
- обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий;
- обучение приему «спирального движения» по тесту;
- обучение работы с бланками ответов (мало получить правильный ответ, надо его еще грамотно записать)
Этот этап был осуществлен в период с апреля по 25 мая 2010 года.
- Обобщающий:
- проведение контрольного мониторинга. Очевидно, что контрольным мониторингом в данном проекте может служить лишь ГИА по математике.
- Подведение итогов.
- обобщение результатов ГИА, их анализ, выработка рекомендаций по применению заявленной методики
Имея опыт сдачи экзамена в новой форме в 2009 году, когда после интенсивной подготовки к экзамену результаты оказались несколько ниже, чем я планировала, сделала для себя некоторые важные выводы. Главный из них: основное внимание нужно уделить отработке первой части работы, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку на экзамене.
Определила для себя и довела до сведения учеников
12 слайд. Особенности работы с заданиями первой части
- первая часть направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки, именно она обеспечивает получение удовлетворительной отметки на экзамене;
- задания даны в тестовой форме (8 заданий на выбор из четырех предложенных вариантов, 1 задание на установление соответствия, 7 заданий на краткий ответ);
- Ограниченное время и много задач: 60 минут и 16 задач;
- Непривычные формулировки ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложные формулировки);
- Решение задач первой части предъявлять не нужно, поэтому не надо оформлять решение подробно (нет времени, места, да и оценивается только ответ), но на черновике лучше писать все промежуточные выкладки, чтобы исключить ошибки.
13 слайд. А так же типичные ошибки при выполнении заданий первой части
- Невнимательное чтение условия ;
- Арифметические ошибки;
- Элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк.
14 слайд. Особенности выполнения заданий второй части
Вторая часть работы направлена на проверку овладения материалом на повышенных уровнях. Основное ее назначение – дифференцировать хорошо успевающих учеников по уровню подготовки. Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключается в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным.
Подготовка ко второй части работы осуществлялась параллельно отработке первой части как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях и элективных курсах.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.
Поэтому уроки итогового повторения строила следующим образом. На уроке разбирались типовые задачи по 2-3 темам. На дом давались аналогичные задачи. На следующем уроке выяснялись затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывали эти задачи. Затем по этим темам давался небольшой тест-зачет из заданий экзаменационного сборника. Учащиеся, не сдавшие зачет, обязаны были дома проработать дополнительный вариант и сдать зачет на дополнительном занятии. Через определенное число уроков (как правило, раз в неделю) проводилась тренировочная работа по целому блоку тем, анализировалась, корректировалась по необходимости. Затем цикл повторялся по другим темам. Информация о выполнении зачетных работ вносилась в диагностическую карту ученика, которая была у учителя и обучающегося и обязательно доводилась до сведения родителей.
15 слайд. Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор, выделила темы для итогового повторения, которые и занесла в диагностическую карту учащегося.
Такая система контроля
во-первых, позволяет учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов;
во-вторых, повышает мотивацию учащихся к учению;
в-третьих, помогает привлекать родителей непосредственно к учебному процессу, повышает их ответственность за обучение детей.
Конечно же данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но результаты этой работы очевидны.
16 слайд. Применение этой методики для шести самых слабых учащихся позволило двум из них получить «4» на экзамене, а четверым сдать экзамен удовлетворительно. На графике показана положительная динамика в формировании стратегии выполнения работы 6 самых слабых учащихся в ходе осуществления проекта.
17 слайд. Эта же динамика приведена в таблице
Ф.И. ученика | Результаты работ (в первичных баллах) | ГИА тест. балл, оценка | |||||
05.04 | 12.04 | 28.04 | 13.05 | 20.05 | пробный | ||
Ефимов Ю. | 8 | 8 | 9 | 13 | 15 | 18 | 64 (21) «4» |
Кожухова Ю. | 5 | 6 | 8 | 8 | 9 | 10 | 39(10) «3» |
Паневина Д. | 6 | 8 | 10 | 14 | 16 | 19 | 59(20) «4» |
Петров В. | 3 | 5 | 7 | 9 | 10 | 11 | 48(13) «3» |
Фомин В. | 4 | 5 | 8 | 10 | 11 | 12 | 48(13) «3» |
Ченцов А. | 3 | 5 | 6 | 8 | 9 | 11 | 42(11) «3» |
18 слайд.
В течение заключительного этапа подготовки к государственной итоговой аттестации было проведено пять работ по образцу ГИА, результаты которых свидетельствуют, что поставленная цель была достигнута. На графике показана положительная динамика в формировании стратегии выполнения работы на ГИА класса в целом.
19 слайд. Она же показана в таблице.
Дата | Качество (%) | Обученность (%) |
05.04.2010 | 51,6 | 83,8 |
12.04.2010 | 58,2 | 86,6 |
28.04.2010 | 67,4 | 90 |
13.05.2010 | 73,1 | 93,3 |
20.05.2010 | 79,5 | 100 |
ГИА, пробный | 80,6 | 100 |
ГИА | 85,7 | 100 |
20 слайд. 15 выпускников получили на экзамене «5», 4 из них 100 баллов, пятеро – 93, только четверо – от 39 до 48, что соответствует «3».
Качество составило 85,7% при 100% обученности. Средний тестовый балл 70,3
21 слайд.
Какие же выводы о достоинствах и недостатках проекта, об области его применения можно сделать, исходя из полученных результатов.
- изучено и проанализировано состояние проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе с использованием учебно- методической литературы, Интернет-ресурсов;
- выявлено, что данная тема недостаточно освещена в вышеперечисленных источниках информации;
- разработана и реализована система уроков подготовки к успешной сдаче экзамена, которая включает в себя:
22 слайд
- диагностику подготовленности каждого учащегося к ГИА;
- отработку первой части экзамена путем многократного повторения, «прокручивания» ответов на вопросы;
- тренировку работы с тестами в режиме жесткого контроля времени;
- работу по каждой теме по принципу «от простого – к сложному», т.е. на каждом занятии прорабатывались задания разного уровня сложности, что соответствовало удовлетворению образовательных потребностей каждого обучающегося;
а также была разработана система контроля и мониторинга текущих результатов;
- экспериментально установлено, что данная методика является эффективным способом организации заключительного повторения курса алгебры и подготовки к успешной сдаче ГИА.
- применение этой методики может быть использовано не только для детей, чье качество знаний заметно отличается в худшую сторону от всей группы, но и для много болеющих детей, а также для детей, наиболее способных к математике в данном классе.
23 слайд.
24 слайд.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
«Решение неравенств»
(итоговое повторение, подготовка к ГИА в 9 классе)
Цели урока:
Образовательные: 1) повторение, обобщение и систематизация знаний по
данной теме;
2) закрепление основных приемов и методов решения
неравенств;
3) выработка навыков решения неравенств различными
способами;
4) развитие логического мышления;
5) формирование навыков работы с тестами.
Развивающие: 1) развитие творческой и мыслительной деятельности
учащихся, интереса к предмету;
2) развитие математической речи учащихся;
3) развитие умения находить и анализировать наиболее
рациональные способы решения неравенств;
4) формирование навыков самостоятельной и
коллективной работы.
Воспитательные: 1) привитие учащимся интереса к предмету;
2) выработка умений обобщать изучаемые факты;
3) воспитание ответственного отношения у учащихся
при подготовке к ГИА;
4) воспитание у учащихся веры в свои силы.
Ход урока: 1. Устная работа (повторить определения линейных и
квадратных неравенств; какие неравенства называются
равносильными; правила, применяемые при решении
неравенств; методы решения линейных и квадратных
неравенств);
2.Практическая часть (решение линейных неравенств;
решение квадратных неравенств с помощью параболы и
методом интервалов; решение задач, сводящихся к
решению неравенств и их систем);
3. Итог урока. Домашнее задание.
Устные упражнения: (решая устно неравенства, проговариваем правила,
применяемые при этом).
1. Решите неравенства: а) ; б) ; в) ; г) .
2. Решите неравенства: а) ; б) ; в) ; г); д)
3. Проверьте дискриминант квадратного трехчлена и решите неравенство:
а) ; б) ; в) .
Какую теорему использовали при решении этих неравенств?
4. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) ; б) ; в) .
Практическая часть:
Задания с выбором ответа.
1. При каких значениях х график функции расположен выше оси х?
А. при . Б. при . В. при . Г. при .
2. Найдите наименьшее целочисленное решение неравенства .
А. 5. Б. 4. В. 6. Г. – 4.
3. Сколько решений неравенства содержится среди чисел
?
А. ни одного. Б. одно. В. два. Г. три.
4. Решите неравенство .
А. . Б. . В. . Г. .
5. Решите неравенство
А. . Б. . В. . Г. .
Задания с записью решения.
1. Найдите наибольшее целое значение х, при котором сумма дробей
и положительна.
2. Решите неравенство .
3. Решите неравенство .
4. Решите неравенство .
5. Найдите наименьшее целое значение а, при котором имеет смысл
выражение .
6. Найдите область определения выражения .
7. Решите неравенство .
8. Решите неравенство .
9. С помощью графиков решите неравенство .
Домашнее задание:
домашняя контрольная работа № 1; задания №№1 – 6 (уч. Мордковича)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе.
учитель математики
МОУ СОШ № 15
города Мичуринска
Тамбовской области
Летуновская Евгения Николаевна
Актуальность проекта.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это все в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
Проблема.
Важнейшая проблема, с которой сталкивается каждый учитель, готовящий выпускников к сдаче экзамена, это проблема организации заключительного повторения курса алгебры таким образом, чтобы в процессе повторения создать условия для достижения каждым учеником наивысшего для него образовательного результата.
Следует отметить, что вопрос организации заключительного повторения очень слабо освещен в методической литературе.
К сожалению, научно методические службы не обеспечивают школы новыми соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. Существует много дидактических материалов по повторению, но ответ на вопрос «как повторять?» каждый учитель ищет самостоятельно и испытывает при этом определенные трудности.
И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная; уровень учебной мотивации, а соответственно и образовательные потребности также различные, степень развитости навыков самостоятельной работы неоднородный, разный уровень устойчивости в стрессовых ситуациях.
Противоречия.
- Между необходимостью подготовки к сдаче ГИА и недостаточным освещением организации заключительного повторения в методической литературе
- Между математической подготовленностью обучающихся и умением мобилизовать себя в решающей ситуации
- Между подготовленностью учащихся и необходимостью получения базовых знаний по математике
Исходя из выше сказанного можно утверждать, что проблема организации заключительного повторения курса алгебры и подготовки к успешной сдаче экзамена достаточно актуальна на сегодняшний момент.
Объект исследования
Процесс заключительного повторения курса алгебры основной школы и подготовка к государственной итоговой аттестации.
Предмет исследования
Разработка методики подготовки к государственной итоговой аттестации по математике на основе разноуровневого обучения и дифференцированного подхода к каждому учащемуся
Цель проекта
- разработать теоретические и методические подходы к организации итогового повторения.
- способствовать созданию условий, обеспечивающих каждому обучающемуся максимальной реализации личностного потенциала в образовании.
Задачи проекта
- Изучить и проанализировать современные подходы к организации итогового повторения курса алгебры.
- Внести коррективы в тематическое планирование; составив его таким образом, чтобы осталось достаточное количество времени на повторение всего учебного материала.
- Разработать систему уроков заключительного повторения курса алгебры с применением разноуровневого обучения и индивидуальных образовательных маршрутов.
- Провести экспериментальную проверку выработанной методики подготовки к сдаче ГИА по математике;
- Провести анализ полученных результатов, сделать выводы о достоинствах и недостатках предлагаемой методики.
Этапы деятельности
- изучение особенностей ГИА, его организационных и правовых аспектов;
- диагностика готовности каждого ученика к ГИА, выявление проблем;
- определение целей и задач практической работы;
- составление программы практической работы;
- включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям;
- включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля ;
- отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная корректировка уровня усвоения учебного материала;
- повышение уровня знаний и умений по математике, развитие навыков эффективного оперирования математической информацией при выполнении тестовых работ.
Планируемые образовательные результаты
- понимание обучающимися специфики тестовых работ;
- приобретение опыта выполнения тестовых работ (тестовый тренинг);
- психологическая подготовка к такой форме итоговой аттестации за курс основной школы, включая познание себя и выработку эффективного индивидуального стиля деятельности;
- обобщение и систематизация знаний учащихся по предмету;
- выработка каждым учеником личной стратегии выполнения экзаменационной работы с учетом своих образовательных возможностей и психологических качеств;
- достижение каждым учеником максимально возможного для него экзаменационного результата;
- рост качества знаний всего класса в целом и отдельных учеников при завершении итогового повторения;
- формирование убеждения: успех на экзамене возможен!
Критерием оценивания
эффективности проекта является качество знаний и степень обученности класса по результатам ГИА
Этапы осуществления проекта
1. Информационный.
Ознакомление обучающихся с необходимой документацией:
а) «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в 2010 году (в новой форме) по математике»;
б) «Спецификацией экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2010 году (в новой форме) по математике»;
в) Демоверсией 2010 года экзамена по математике;
г) инструкцией по выполнению работы;
д) образцами бланков для проведения аттестации.
2. Диагностический.
Проведение диагностических работ по образцу МИОО с целью определения уровня подготовки каждого ученика к сдаче ГИА.
Анализ результатов этих работ для получения достаточно объективной картины подготовленности класса к сдаче ГИА на период, предшествующий этапу заключительного повторения, в определении тем, выигрышных и провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности.
В силу объективных и субъективных причин (объективная сложность темы, время ее изучения, личные склонности учеников и учителя и т.д.) к завершению изучения курса алгебры некоторые темы не вызывают у учеников затруднения, а некоторые темы оказываются неподъемными или для всего класса, или для конкретных учеников. Выявить эти темы до начала заключительного повторения – это очевидный шаг для достижения в последующем наилучших образовательных результатов.
- Прогностический.
Определение целей и задач практической работы по осуществлению проекта.
На этом этапе определяется, каких результатов должен достичь каждый ученик и класс в целом по завершении заключительного повторения. В частности, выделение, так называемой, «группы риска»: наиболее слабых учащихся, которым нужно уделить особое внимание для получения ими удовлетворительной отметки на экзамене.
- Организационный.
а) составление программы практической работы, т.е. составление календарно-тематического плана заключительного повторения с учетом результатов предварительной диагностики;
б) разработка системы уроков заключительного повторения с использованием разноуровневых технологий;
в) разработка индивидуальных образовательных маршрутов для наиболее слабых учащихся.
- Практический.
а) апробация заявленной системы на практике , т.е. проведение уроков заключительного повторения;
б) отработка навыков решения экзаменационной работы;
в) обучение постоянному жесткому контролю времени;
г) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий;
д) обучение приему «спирального движения» по тесту;
е) обучение работы с бланками ответов (мало получить правильный ответ, надо его еще грамотно записать)
- Обобщающий.
Проведение контрольного мониторинга. Очевидно, что контрольным мониторингом в данном проекте может служить лишь ГИА по математике.
- Подведение итогов.
Обобщение результатов ГИА, их анализ, выработка рекомендаций по применению заявленной методики
Основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку на экзамене.
Особенности работы с заданиями первой части
- первая часть направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки, именно она обеспечивает получение удовлетворительной отметки на экзамене;
- задания даны в тестовой форме (8 заданий на выбор из четырех предложенных вариантов, 1 задание на установление соответствия, 7 заданий на краткий ответ);
- ограниченное время и много задач: 60 минут и 16 задач;
- непривычные формулировки ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложные формулировки);
- решение задач первой части предъявлять не нужно, поэтому не надо оформлять решение подробно (нет времени, места, да и оценивается только ответ), но на черновике лучше писать все промежуточные выкладки, чтобы исключить ошибки.
Типичные ошибки при выполнении заданий первой части
- невнимательное чтение условия ;
- арифметические ошибки;
- элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк.
Особенности выполнения заданий второй части
Вторая часть работы направлена на проверку овладения материалом на повышенных уровнях. Основное ее назначение – дифференцировать хорошо успевающих учеников по уровню подготовки. Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключается в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным.
Подготовка ко второй части работы осуществлялась параллельно отработке первой части как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях и элективных курсах.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.
Поэтому уроки итогового повторения строятся следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом даются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатываются эти задачи. Затем по этим темам дается небольшой тест-зачет из заданий экзаменационного сборника. Учащиеся, не сдавшие зачет, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачет на дополнительном занятии. Через определенное число уроков (как правило, раз в неделю) проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется по необходимости. Затем цикл повторяется по другим темам. Информация о выполнении зачетных работ вносится в диагностическую карту ученика, которая есть как у учителя, так и у обучающегося и обязательно доводится до сведения родителей.
После анализа содержания экзаменационных работ и кодификатора, выделились темы для итогового повторения, которые и заносятся в диагностическую карту учащегося.
Диагностическая карта учащегося
1 часть
№ | Зачетная работа по теме | дата | уровень усвоения | дата | коррекция |
1 | Числа и числовые выражения | ||||
2 | Упрощение буквенных выражений | ||||
3 | Линейные неравенства | ||||
4 | Действия со степенями | ||||
5 | Задачи на проценты | ||||
6 | Задачи на составление уравнений и их систем | ||||
7 | Решение квадратных уравнений и неравенств | ||||
8 | Чтение графиков функций | ||||
9 | Дробно-рациональные выражения и уравнения | ||||
10 | Прогрессии | ||||
11 | Чтение графиков и диаграмм |
Такая система контроля
во-первых, позволяет учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов;
во-вторых, повышает мотивацию учащихся к учению;
в-третьих, помогает привлекать родителей непосредственно к учебному процессу, повышает их ответственность за обучение детей.
Описание полученных образовательных результатов
Проект был осуществлен на базе 9А класса в период с октября 2009 года по май 2010 года.
Результаты зафиксированы в следующих таблицах.
Положительная динамика в формировании стратегии выполнения работы на ГИА по математике ( 6 самых слабых учеников).
Ф.И. ученика | Результаты работ (в первичных баллах) | ГИА тест. балл, оценка | |||||
05.04 | 12.04 | 28.04 | 13.05 | 20.05 | пробный | ||
Ефимов Ю. | 8 | 8 | 9 | 13 | 15 | 18 | 64 «4» |
Кожухова Ю. | 5 | 6 | 8 | 8 | 9 | 10 | 39 «3» |
Паневина Д. | 6 | 8 | 10 | 14 | 16 | 19 | 59 «4» |
Петров В. | 3 | 5 | 7 | 9 | 10 | 11 | 48 «3» |
Фомин В. | 4 | 5 | 8 | 10 | 11 | 12 | 48 «3» |
Ченцов А. | 3 | 5 | 6 | 8 | 9 | 11 | 42 «3» |
Применение индивидуальных образовательных маршрутов для шести самых слабых учащихся позволило двум из них получить «4» на экзамене, а четверым сдать экзамен удовлетворительно.
Положительная динамика в формировании стратегии выполнения работы на ГИА по математике (класса в целом).
Дата | Качество (%) | Обученность (%) |
05.04.2010 | 51,6 | 83,8 |
12.04.2010 | 58,2 | 86,6 |
28.04.2010 | 67,4 | 90 |
13.05.2010 | 73,1 | 93,3 |
20.05.2010 | 79,5 | 100 |
ГИА, пробный | 80,6 | 100 |
ГИА | 85,7 | 100 |
15 выпускников получили на экзамене «5»: четверо из них 100 баллов, пятеро– 93 балла, только 4 выпускника получили оценку «3».
Результаты свидетельствуют, что данный класс продемонстрировал рост качества знаний и значительный прогресс в овладении технологией сдачи экзамена в новой форме (ГИА).
Выводы
- Изучено и проанализировано состояние проблемы с использованием учебно-методической литературы, интернет-ресурсов; выявлено, что данная тема не получила должного освещения.
- Разработана и реализована методика организации заключительного повторения с целью обобщения и систематизации знаний по математике подготовки обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по математике.
- Экспериментально доказана результативность данной методики в ходе государственной итоговой аттестации 2010 года.
Информационные источники.
- Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Под ред. Л.В. Кузнецовой. Москва, «Просвещение», 2009 г
- Алгебра 9 класс .Итоговая аттестация 2010. Предпрофильная подготовка. Под ред. Д.А. Мальцева, А.Г. Клово.
Москва. НИИ школьных технологий. 2009
- Алгебра 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА 2010
Под ред. Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону. «Легион-М», 2009
- www.fipi.ru
- www.mioo.ru
- statgrad.mioo.ru
- alexlarin.narod.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотеза Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к государственной итоговой аттестации (ГИА), надо не только иметь хорошие знания по математике, но также хорошо представлять себе собственно процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.
Актуальность проекта Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это все в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
Проблема К сожалению, научно методические службы не обеспечивают школы новыми соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная; уровень учебной мотивации, а соответственно и образовательные потребности также различные, степень развитости навыков самостоятельной работы неоднородный, разный уровень устойчивости в стрессовых ситуациях.
Противоречия Между необходимостью подготовки к сдаче ГИА и недостаточным освещением организации заключительного повторения в методической литературе Между математической подготовленностью обучающихся и умением мобилизовать себя в решающей ситуации Между подготовленностью учащихся и необходимостью получения базовых знаний по математике
Объект исследования Процесс заключительного повторения курса алгебры основной школы и подготовка к государственной итоговой аттестации. Предмет исследования Разработка методики подготовки к государственной итоговой аттестации по математике на основе разноуровневого обучения и дифференцированного подхода к каждому учащемуся
Цель проекта Разработать теоретические и методические подходы к организации итогового повторения и подготовки к успешной сдаче ГИА по математике. Способствовать созданию условий, обеспечивающих каждому обучающемуся максимальной реализации личностного потенциала в образовании
Задачи проекта Изучить и проанализировать современные подходы к организации итогового повторения курса алгебры. Внести коррективы в тематическое планирование, составив его таким образом, чтобы осталось достаточное количество времени на повторение всего учебного материала. Разработать систему уроков заключительного повторения курса алгебры с применением разноуровневого обучения и индивидуальных образовательных маршрутов. Провести экспериментальную проверку выработанной методики подготовки к сдаче ГИА по математике. Провести анализ полученных результатов, сделать выводы о достоинствах и недостатках предлагаемой методики.
Этапы деятельности Изучение особенностей ГИА, его организационных и правовых аспектов. Диагностика готовности каждого ученика к ГИА, выявление проблем. Определение целей и задач практической работы. Составление программы практической работы. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля. Отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная корректировка уровня усвоения учебного материала. Повышение уровня знаний и умений по математике, развитие навыков эффективного оперирования математической информацией при выполнении тестовых работ.
Планируемые образовательные результаты Понимание обучающимися специфики тестовых работ. Приобретение опыта выполнения тестовых работ (тестовый тренинг). Психологическая подготовка к такой форме итоговой аттестации за курс основной школы, включая познание себя и выработку эффективного индивидуального стиля деятельности. Обобщение и систематизация знаний учащихся по предмету. Выработка каждым учеником личной стратегии выполнения экзаменационной работы с учетом своих образовательных возможностей и психологических качеств. Достижение каждым учеником максимально возможного для него экзаменационного результата. Рост качества знаний всего класса в целом и отдельных учеников при завершении итогового повторения. Формирование убеждения: успех на экзамене возможен!
Этапы осуществления проекта Информационный (декабрь 2009 года). Диагностический (октябрь 2009 – февраль 2010 года) Прогностический (март 2010 года) Организационный (март 2010 года) Практический (апрель – май 2010 года) Обобщающий (28 мая 2010 года) Подведение итогов (июнь 2010 года)
Особенности работы с заданиями первой части Первая часть направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки, именно она обеспечивает получение удовлетворительной отметки на экзамене. Задания даны в тестовой форме (8 заданий на выбор из четырех предложенных вариантов, 1 задание на установление соответствия, 7 заданий на краткий ответ). Ограниченное время и много задач: 60 минут и 16 задач. Непривычные формулировки ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложные формулировки). Решение задач первой части предъявлять не нужно, поэтому не надо оформлять решение подробно (нет времени, места, да и оценивается только ответ), но на черновике лучше писать все промежуточные выкладки, чтобы исключить ошибки.
Типичные ошибки при выполнении заданий первой части Невнимательное чтение условия. Арифметические ошибки. Элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк.
Особенности выполнения заданий второй части Вторая часть работы направлена на проверку овладения материалом на повышенных уровнях. Основное ее назначение – дифференцировать хорошо успевающих учеников по уровню подготовки. Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключается в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным.
№ Зачетная работа по теме дата уровень усвоения дата коррекция 1 Числа и числовые выражения 2 Упрощение буквенных выражений 3 Линейные неравенства 4 Действия со степенями 5 Задачи на проценты 6 Задачи на составление уравнений и их систем 7 Решение квадратных уравнений и неравенств 8 Чтение графиков функций 9 Дробно-рациональные выражения и уравнения 10 Прогрессии 11 Чтение графиков и диаграмм Диагностическая карта учащегося 1 часть
Положительная динамика в формировании личной стратегии выполнения работы на ГИА ( результаты работ самых слабых учеников в первичных баллах)
Ф.И. ученика Результаты работ (в первичных баллах) ГИА тест. балл, оценка 05.04 12.04 28.04 13.05 20.05 пробный Ефимов Ю. 8 8 9 13 15 18 64 (21) «4» Кожухова Ю. 5 6 8 8 9 10 39(10) «3» Паневина Д. 6 8 10 14 16 19 59(20) «4» Петров В. 3 5 7 9 10 11 48(13) «3» Фомин В. 4 5 8 10 11 12 48(13) «3» Ченцов А. 3 5 6 8 9 11 42(11) «3»
Положительная динамика в формировании стратегии выполнения работы на ГИА (класса в целом)
Дата Качество (%) Обученность (%) 05.04.2010 51,6 83,8 12.04.2010 58,2 86,6 28.04.2010 67,4 90 13.05.2010 73,1 93,3 20.05.2010 79,5 100 ГИА, пробный 80,6 100 ГИА 85,7 100
Результативность
Выводы: Изучено и проанализировано состояние проблемы с использованием учебно-методической литературы, интернет-ресурсов. Выявлено, что данная тема не получила должного освещения. Разработана и реализована методика организации заключительного повторения с целью обобщения и систематизации знаний по математике , подготовки обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по математике, которая включает в себя:
Выводы: диагностику подготовленности каждого учащегося к ГИА; отработку первой части экзамена путем многократного повторения, «прокручивания» ответов на вопросы тестов; тренировку работы с тестами в режиме жесткого контроля времени; работу по каждой теме по принципу «от простого – к сложному», т.е.на каждом занятии прорабатывались задания разного уровня сложности, а также была разработана система контроля и мониторинга текущих результатов. Экспериментально доказана результативность данной методики в ходе государственной итоговой аттестации 2010 года.
Информационные источники: Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Под ред. Л.В. Кузнецовой. Москва, «Просвещение», 2009 г Алгебра 9 класс .Итоговая аттестация 2010. Предпрофильная подготовка. Под ред. Д.А. Мальцева, А.Г. Клово. Москва. НИИ школьных технологий. 2009 Алгебра 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА 2010 Под ред. Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону. «Легион-М», 2009 www.fipi.ru www.mioo.ru statgrad.mioo.ru alexlarin.narod.ru
Литература для подготовки к ГИА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение неравенств методом интервалов 9 класс алгебра
Конспект урока в 9 классе по алгебре "Решение неравенств методом интервалов"...
Презентация "Решение неравенств" Найди ошибку. (8 класс)
В данной работе даны решения линейных и квадратных неравенств с типичными ошибками. Обучающимся предлагается найти эти ошибки, что поможет им не допускать данные ошибки и закрепить свои знания п...
Решение неравенств. Подготовка к ГИА
урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока.Образовательные: а) Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Неравенства второй степени”.б) Проверка знаний учащихся в ходе тестовой ...
Урок "Решение неравенств методом интервалов", 9 класс
Для успешной подготовки к итговой аттестации учащихся 9 класса...
Решение неравенств, подготовка к ГИА
Конспект урока с презентацией по теме "Решение неравенств". Тип урока: обобщающий, цели урока:- Обобщить и систематизировать знания по теме «Неравенства второй степени»;- Проверить знания учащихся в х...
«Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике. Решение неравенств алгебраическим методом» 10 класс
Представленая работа,содержит разбор всех вариантов решения показательных неравенств алгебраическим методом.Рассматриваемый материал можно использовать как на уроках алгебры,так и при повторител...
Применение метода рационализации для решения неравенств. Урок в 11 классе.
При решении иррациональных, показательных и логарифмических неравенств в задании №15 (С 3), в различных сборниках, тренировочных вариантах ЕГЭ часто используются стандартные методы решения, кото...