Математика без скуки
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Дидактические игры на уроках математики (лото, домино), проведение которых делают уроки интересными, увлекательными, познавательными. В играх лото, на оборотной стороне карточек с ответами можно написать пословицы, поговорки, высказывания, афоризмы. Это вносит в урок хороший воспитательный момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_bez_skuki.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ставропольский край
Ипатовский район
Математика
без скуки
учитель математики
Тахтинской средней школы № 8
Малик
Евгения Викторовна
с. Тахта
2010 год
Математика без скуки
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики приводит к необходимости задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету. Считаю, что учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении.
Занимательность – это применение при обучении различных методических приемов и дидактических средств для того, чтобы привлечь внимание учащихся и возбудить у них интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний.
Занимательную роль при обучении отвожу дидактическим играм, которые признаны современным методом обучения и воспитания, обладающие образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
Игровая ситуация на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классе, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Дидактическая игра отличается от обычной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методы проведения разработаны так, что для учащихся, не испытывающих интереса к математике, могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
Игры можно использовать на различных этапах урока, но наиболее эффективны они при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Дидактические игры хорошо уживаются с «серьезным» учением.
Эффективно использование игр при дифференцированном обучении: составив игру с более легкими заданиями, предложить ее слабоуспевающим учащимся и в это же время вести работу с «сильными» учащимися. Или наоборот: составить игру со сложными заданиями только для «сильных» учащихся.
В данной брошюре предлагаю дидактические игры «Лото» и «Домино», составленные по темам для учащихся 5-9 классов.
Методические указания к проведению игр
- МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО.
Вариант А.
Применяется для организации устного счета на уроках. Состоит из 25-30 карточек (по количеству учащихся в классе) и картонных кружков, которыми нужно закрывать числа на карточке.
Перед игрой ученики получают по одной карточке и 13 кружков. Учитель предлагает (например, читает, пишет на доске или использует кодоскоп) основные вопросы. Выполняя упражнения, ученики закрывают на своей карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях, после выполнения всех основных упражнений из 15 чисел, на карточке будет закрыто 12, по 4 в каждой строке. После этого учитель предлагает еще один – дополнительный вопрос (из нижней части карточки учителя). Ответ на него есть в незакрытых ячейках у нескольких человек, имеющих один и тот же вариант. У тех из них, кто правильно выполнил и это упражнение, оказывается полностью закрытой одна из строк карточки; он об этом сообщает учителю. Игра на этом заканчивается. Учитель затем просматривает карточки выигравших и выставляет оценки: «5» – если на карточке не закрыты только две ячейки; «4» – три ячейки; «3» – четыре и пять ячеек. При этом учитель обращает внимание на то, какие именно числа остались незакрытыми. Проверить, правильно ли решены предложенные учащимся примеры, можно с помощью карточек учителя: при верном решении незакрытые числа должны содержаться среди ответов к дополнительным упражнениям (если какое-либо незакрытое число не окажется среди ответов к дополнительным упражнениям, то ученик сделал ошибку).
Описанная игра позволяет в течение 15-20 минут выставить до 10 и более оценок.
Вариант В.
Для подготовки такого лото нужно взять два одинаковых листа бумаги и расчертить их равные прямоугольники. На одном листе (основная карта) в каждом прямоугольнике записываются упражнения, на другом – ответы к ним.
Ответы нужно расположить в тех же строках, что и соответствующие упражнения основой карты, либо в противоположном. На обратной стороне листа с ответами следует выполнить занимательный рисунок или написать какое-нибудь высказывание, пословицу, загадку и т.д. (см. приложение).
Для игры каждый учащийся получает основную карту с примерами и маленькие прямоугольники с ответами. Задание: выполнить действия, указанные на основной карте, и закрыть на ней прямоугольниками с соответствующими ответами каждое упражнение.
Прямоугольники нужно положить ответом вниз (или вверх, затем перевернуть) на свой ответ. По окончании будет виден фрагмент рисунка или высказывание на его обратной стороне.
Заготавливая карточки с ответами, рекомендую сделать 2-3 лишних, с результатами, которых нет на основной карте.
Задания составляются в нескольких вариантах. Меняя варианты, можно данное лото использовать многократно.
- ДОМИНО.
Класс делится на группы по 5-7 человек. Нужно заранее приготовить комплекты карточек для каждой команды (можно одинаковые или по вариантам). Карточки игроки делят поровну между собой. Начинает игру тот ученик, которому достанется карточка с одним примером (без ответа следующего примера). Затем все в команде решают этот пример, и у кого будет на карточке ответ этого примера, кладет свою карточку рядом с первой и т.д. Игра заканчивается тогда, когда все карточки будут расставлены. Подвести итог.
Приложение
- Мир –зеркало: покажешься ему – увидишь себя. (пословица)
- Если ты сделал добро, молчи; если тебе его сделали – расскажи. (пословица)
- С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных. (А.В. Суворов)
- Если за день ничему не научился, зря прожил день. (пословица)
- Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. (Ал-Беруни)
- Милее книги в мире друга нет!
- Математика – царица наук, арифметика – царица математики. (К. Гаусс)
- Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
- Смекалка во всяком деле выручит. (поговорка)
- Вдохновения нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)
- Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)
- Мудр – кто знает нужное, а не многое. (Эсхил)
- Лучше думать перед тем, как действовать, чем после. (Демокрит)
- В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П. Чехов)
5 класс
ИГРА 1. ЛОТО «Выполнить действия»
Карточки с ответами для учащихся
1 вариант Упражнения
5 | 41 | 21 | 63 | 90 |
4 | 8 | 9 | 0 | 3 |
23 | 24 | 14 | 12 | 13 |
2 вариант
36 | 11 | 9 | 6 | 21 |
12 | 40 | 1 | 3 | 23 |
24 | 20 | 8 | 63 | 4 |
3 вариант
4 | 9 | 23 | 25 | 12 |
6 | 13 | 24 | 2 | 36 |
5 | 17 | 63 | 40 | 21 |
4 вариант
21 | 15 | 8 | 24 | 63 |
23 | 6 | 7 | 36 | 13 |
4 | 40 | 5 | 10 | 3 |
ИГРА 2. ЛОТО. «Упрощение выражений»
Карточки с ответами для учащихся Упражнения
1 вариант
4а | 9 | 12а | 25 | 12 |
6а | 13 | 24а | 2 | 36 |
5 | 17 | 63 | 40 | 21а |
2 вариант
21а | 15а | 8 | 24а | 63 |
12а | 6а | 7 | 36 | 13 |
4а | 40 | 5 | 10 | 3 |
3 вариант
5 | 41 | 21а | 63 | 90 |
4а | 8 | 9 | 0 | 3 |
12а | 24а | 14 | 12 | 13 |
4 вариант
36 | 11 | 9 | 6а | 21а |
12 | 40 | 1 | 3 | 12а |
24а | 20 | 8 | 63 | 4а |
Геометрия 8 класс.
ИГРА 7. ЛОТО. «Теорема Пифагора»
Карточку с ответом нужно положить ответом вверх на свой пример.
Рисунок можно заменить высказыванием, пословицей.
1 вариант.
Карточки с заданиями Карточки с ответами
8 6 х | 5 1 х | х 1 √•6 |
х а в | а х 2а | 3 30о х |
4 30о
х | х 5 60о | х 2 45о |
2 вариант
Карточки с заданиями Карточки с ответами
х 3
4 | 1 4 х | 2 √7 х |
2а х 3а | х 2а 3а | 4
30о х |
6 60о х | 7 х 30о | х 3 45о |
6-й класс
ИГРА 2. ДОМИНО «Сложение чисел с разными знаками»
26+(-6)= | 20 | -8,7+5= | -3,7 | -4+(-3.8)= | |||
-7,8 | -5,3+6,8= | 1,5 | -0,7+(-0,6)= | -1,3 | -5,7+2,9= | ||
-2,8 | -0,5+6= | 5,5 | 4,2+(-3,8)= | 0,4 | -80+120= | ||
40 | -9+8,5= | -0,5 | -10+6,5= | -3,5 | -0,7+1,7= | ||
1 | -0,2+(-0,2)= | -0,4 | -6,3+3,6= | -2,7 | -6+(-5)= | ||
-11 | -0,4+20,4= |
ИГРА 3. ДОМИНО «Вычитание рациональных чисел»
-6-(-3)= | -3 | 8-(-10)= | 18 | -12-(-5)= | |||
-7 | -8-14= | -22 | -1,4-3,6= | -5 | -12-5= | ||
-17 | 24-(-30)= | 54 | 27-78= | -51 | -9-(-9)= | ||
0 | -18-18= | -36 | -5,5-(-3,5)= | -2 | 4,7-68= | ||
-2,1 | 2,4-8,2= | -5,8 | 2,4-3= | -0,6 | 0,8-7= | ||
-6,2 | -3,1-(-0,1)= |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздничная программа: "Как Веселушка победила Скуку"
Материал содержит конспект праздничной программы ко дню именинников "Как Веселушка победила Скуку"....
Мастер-класс по технологии "Наши руки - не для скуки"
Хорошо уметь делать все своими руками. Уметь фантазировать, мастеря что-нибудь этакое «не мышонка, не лягушку», а свою неведомую зверушку. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно откр...
"Не от скуки - на все руки"
Вводное занятие. Знакомство детей с основными направлениями декоративно-прикладного творчества....
Классный час беседа-"9 фактов о скуке"
Скука – это человеческое Ни одно животное не способно испытывать скуку, когда его жизненные потребности удовлетворены. Животные вполне комфортно чувствуют себя в состоянии покоя. ...
Внеклассное мероприятие по математике: « Принцесса Смекалка против Лени и Скуки».
Внеклассное мероприятие «Принцесса Смекалка против Лени и Скуки» помогает применять знаний на практике, формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе. Его зад...
"От скуки на все руки"
Данная разработка может быть использована при проведении недели информатики в школе....
Презентация для проведения математического турнира "Математика без скуки" 6 класс
Внеклассное меропиятие по математике для 6 класса....