Рабочая программа по математике для 5 класса (к учебник Никольского С.М.)
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 5 класса (к учебнику Никольского С.М. и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014_m5_nik.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
к учебнику «Математика», 5 класс
авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин
Составитель: Красникова С.В., учитель МБОУ «Кромбыковская СОШ».
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основании следующих документов:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
- Регионального базисного учебного плана
- Учебного плана МБОУ «Кромбыковская СОШ» Льговского района Курской области, утвержденного 29 августа 2014 года протокол №1
4. Авторской программы С.М.Никольского по математике для 5 класса
Объем: На изучение математики в 5 классах отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- математической речи;
- сенсорной сферы; двигательной моторики;
- внимания, памяти;
- навыков само и взаимопроверки;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
- культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- волевых качеств;
- коммуникабельности;
- ответственности.
Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:
- технология коммуникативного обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационная технология;
- здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в процессе обучения:
- зарядка для глаз;
- смена видов деятельности;
- эмоциональная разрядка;
- построение урока в соответствии с динамикой внимания, учитывая время каждого задания.
Формы контроля:
- итоговые контрольные работы
- тематические контрольные работы
- обобщающие контрольные работы
- самостоятельные работы
- проверочные работы
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена верно и полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере; правильно выполнено менее половины работы
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
- Натуральные числа и нуль (46ч.)
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах: об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении, добиться осознанного овладения учащимися приёмами вычислений с применением законов сложения и умножения, развивать навыки вычислений с натуральными числами.
Знать законы сложения и умножения, свойство вычитания.
Уметь выполнять вычисления устно с опорой на законы сложения и умножения, а затем уметь вычислять столбиком.
Знать понятие степени с натуральным показателем.
Знать правило порядка действий.
Уметь вычислять степени с натуральным показателем.
Уметь вычислять значения числовых выражений, применяя правило порядка действий.
Дать понятия множества, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Перебор возможных вариантов.
Понимать отношения «больше на…( в …)», «меньше на … (в …)» и уметь связывать их с арифметическими действиями над натуральными числами.
Понимать слова «всего», «осталось» и т. п.
Уметь решать задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Знать арифметические методы решения задач.
Уметь решать задачи арифметическими способами.
Уметь решать комбинаторные задачи перебором вариантов.
- Измерение величин (30 ч.)
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель – систематизировать знания обучающихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин, продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.
Знать отрезок имеет длину. Координата точки на координатной прямой.
Знать определения треугольника и многоугольника, угла.
Уметь измерять отрезки, находить координаты точки на координатной прямой и по координате точки находить её положение на координатной прямой.
Уметь измерять величины углов.
Уметь вычислять площадь и объем геометрических фигур.
Уметь строить угол.
Уметь решать задачи на движение.
- Делимость натуральных чисел (19ч.)
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Основная цель – познакомить обучающихся со свойствами и признаками делимости, сформировать навыки их использования.
Знать свойства и признаки делимости натуральных чисел.
Уметь доказывать основные свойства и признаки делимости чисел.
Знать определения НОД и НОК.
Уметь находить НОД и НОК.
Дать понятие о пересечении и объединении множеств.
Дать понятие о использовании четности при решении задач.
- Обыкновенные дроби (65ч.)
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель – сформировать умения сравнивать, складывать вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби. Вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.
Знать определение дроби и основное свойство дроби.
Знать доказательства законов сложения и умножения дробей.
Уметь приводить дробь к новому знаменателю.
Уметь решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
Уметь решать задачи на совместную работу.
Уметь сокращать дробь.
Уметь выполнять все действия с обыкновенными дробями.
Уметь вычислять площадь прямоугольника и объём прямоугольного параллелепипеда, измерения, которых выражены рациональными числами.
Уметь изображать дроби точками на координатной прямой.
Уметь решать задачи на дроби с помощью умножения и деления на дробь.
- Повторение (15ч.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ пятиклассников
- Арифметика
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Информационно-методическая функция-содержание учебников для 5-6 классов серии «МГУ-школе» соответствует традиционному содержанию программы для 5-6 классов, позволяет учащимся получить хорошее базовое образование и помочь выработать правильный взгляд на основы научного знания. Учебники являются первыми в серии «МГУ – школе», инициатива создания которой принадлежит московскому университету им. М.В. Ломоносова, заинтересованному в сохранении и развитии лучших традиций отечественного образования. Авторы подчеркивают значимость осознанного изучения чисел и вычислений, но в то же время уделяют достаточно внимания алгебраическому и геометрическому материалу. Материал расположен так, чтобы не мешать развитию арифметических идей. Принципиальной особенностью учебников является то, что они ориентированны на формирование вычислительных навыков и развивают мышление учащихся. Учебники не только отвечают на вопрос «как?», в них уделено значительное внимание вопросу «почему?», имеющему большой развивающий потенциал.
Аннотация
"Математика. 5 класс"
Учебник является первой частью двухлетнего курса математики для общеобразовательных школ. Первая часть содержит главы: "Натуральные числа и нуль", "Измерение величин", "Делимость натуральных чисел", "Обыкновенные дроби".
Вторая часть - "Математика. 6 класс" - включает главы: "Отношения, пропорции, проценты", "Целые числа", "Рациональные числа", "Десятичные дроби", "Обыкновенные и десятичные дроби".
Организационно-планирующая функция – сложность заданий в каждом пункте нарастает линейно: учитель сам должен определить, на какой ступени сложности он может остановиться со своим классом или с конкретным учеником. Для каждого нового действия или приема решения задач в учебнике имеется достаточное количество упражнений, которые выстроены по нарастанию сложности и не перебиваются упражнениями на другие темы. У учителя имеется возможность с помощью учебника реализовывать идею дифференциации обучения при работе со своим классом, а у сильных учащихся- реальная возможность более глубоко разобраться в любом вопросе, чего они часто лишены, если учебник написан на среднего ученика.
Учебники полностью обеспечивают обучение и тех школьников, которые могут и хотят учиться основам наук.
Важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении и развитии науки играют исторические сведения, завершающие каждую главу учебника.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Общее количество часов |
1 | Натуральные числа и нуль | 46 |
2 | Измерение величин | 30 |
3 | Делимость натуральных чисел | 19 |
4 | Обыкновенные дроби | 65 |
5 | Повторение | 15 |
Итого | 175 |
График контрольных работ в 5 классе
№ | Номер контрольной работы | Дата проведения |
1 | Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | |
2 | Контрольная работа №2 «Умножение и деление натуральных чисел» | |
3 | Контрольная работа №3 «представление натуральных чисел на координатном луче» | |
4 | Контрольная работа №4 «Измерение величин» | |
5 | Контрольная работа №5 «Делимость натуральных чисел» | |
6 | Контрольная работа №6 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | |
7 | Контрольная работа №7 «Умножение и деление обыкновенных дробей» | |
8 | Итоговая контрольная работа №8 |
Литература
1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;
2. Учебник «Математика», 5 класс общеобразовательных учреждений авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин- 6-е издание – М.Просвещение, 2013.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2009.
Расширенное календарно-тематическое планирование
по математике 5 класс
(175ч, 5 ч в неделю, автор учебника НикольскийС.М.)
№ п | Тема | Кол-во | Дата проведения |
ГЛАВА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ. | 46 | ||
1.1 | Ряд натуральных чисел | 1 | |
1.2 | Десятичная система записи натуральных чисел | 2 | |
1.3 | Сравнение натуральных чисел | 2 | |
1.4 | Сложение. Законы сложения | 3 | |
1.5 | Вычитание | 3 | |
1.6 | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания | 2 | |
1.7 | Умножение. Законы умножения | 3 | |
1.8 | Распределительный закон | 2 | |
1.9 | Сложение и вычитание столбиком | 3 | |
Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | ||
1.10 | Умножение чисел столбиком | 3 | |
1.11 | Степень с натуральным показателем | 2 | |
1.12 | Деление нацело | 3 | |
1.13 | Решение текстовых задач с помощью умножения и деления | 2 | |
1.14 | Задачи на «части» | 3 | |
1.15 | Деление с остатком | 2 | |
1.16 | Числовые выражения | 3 | |
Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | ||
1.17 | Нахождение двух чисел по сумме и разности | 3 | |
ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 1. | |||
Занимательные задачи | 2 | ||
ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИН | 30 | ||
2.1 | Прямая. Луч. Отрезок. | 2 | |
2.2 | Измерение отрезков | 2 | |
2.3 | Метрические единицы длины | 2 | |
2.4 | Представление натуральных чисел на координатном луче | 2 | |
Контрольная работа №3 по теме «Представление натуральных чисел на координатном луче» | 1 | ||
2.5 | Окружность и круг. Сфера и шар | 1 | |
2.6 | Углы. Измерение углов | 2 | |
2.7 | Треугольники | 2 | |
2.8 | Четырехугольники | 2 | |
2.9 | Площадь прямоугольника. Единицы площади | 2 | |
2.10 | Прямоугольный параллелепипед | 2 | |
2.11 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема | 2 | |
Контрольная работа №4 по теме «Измерение величин» | 1 | ||
2.12 | Единицы массы | 1 | |
2.13 | Единицы времени | 1 | |
2.14 | Задачи на движение | 3 | |
ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 2. | |||
Занимательные задачи | 2 | ||
ГЛАВА 3. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 19 | ||
3.1 | Свойства делимости | 2 | |
3.2 | Признаки делимости | 3 | |
3.3 | Простые и составные числа | 2 | |
3.4 | Делители натурального числа | 3 | |
3.5 | Наибольший общий делитель | 3 | |
3.6 | Наименьшее общее кратное | 3 | |
Контрольная работа №5 по теме «Делимость натуральных чисел» | 1 | ||
ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 3. | |||
Занимательные задачи | 2 | ||
ГЛАВА 4. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | 65 | ||
4.1 | Понятие дроби | 1 | |
4.2 | Равенство дробей | 3 | |
4.3 | Задачи на дроби | 4 | |
4.4 | Приведение дробей к общему знаменателю | 4 | |
4.5 | Сравнение дробей | 3 | |
4.6 | Сложение дробей | 3 | |
4.7 | Законы сложения | 4 | |
4.8 | Вычитание дробей | 4 | |
Контрольная работа №6 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 1 | ||
4.9 | Умножение дробей | 4 | |
4.10 | Законы умножения. Распределительный закон | 2 | |
4.11 | Деление дробей | 4 | |
4.12 | Нахождение части целого и целого по его части | 2 | |
4.13 | Задачи на совместную работу | 3 | |
4.14 | Понятие смешанной дроби | 3 | |
4.15 | Сложение смешанных дробей | 3 | |
4.16 | Вычитание смешанных дробей | 3 | |
4.17 | Умножение и деление смешанных дробей | 5 | |
Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей» | 1 | ||
4.18 | Представление дробей на координатном луче | 3 | |
4.19 | Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда | 2 | |
ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 4. | |||
Занимательные задачи | 3 | ||
ПОВТОРЕНИЕ | 15 | ||
1 | Повторение. Действия с натуральными числами | 1 | |
2 | Повторение. Действия с натуральными числами | 1 | |
3 | Повторение. Решение текстовых задач. | 1 | |
4 | Повторение. Решение текстовых задач. | 1 | |
5 | Повторение. Задачи на движение. | 1 | |
6 | Повторение. Задачи на движение. | 1 | |
7 | Повторение. Действия с дробями. | 1 | |
8 | Повторение. Действия с дробями. | 1 | |
9 | Повторение. Задачи на совместную работу. | 1 | |
10 | Повторение. Задачи на совместную работу. | 1 | |
11 | Повторение. Действия со смешанными числами. | 1 | |
12 | Повторение. Действия со смешанными числами. | 1 | |
13 | Повторение. Представление дробей на координатном луче. | 1 | |
14 | Повторение. Представление дробей на координатном луче. | 1 | |
Итоговая контрольная работа №8 | 1 | ||
Итого | 175 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Никольского
Данная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник серии Стандарты второго поколения. Математика. М.: Просвещение, 2010) и авторской программ...
Рабочая программа по математике 7 класс к учебнику С.Н.Никольского
Рабочая программа предмета "Математика" для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике к учебнику С.Н.Никольского.Тематическое планирование направлен...
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Никольского С.М.
Рабочая программа учебного курса по математике для 5Б класса разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта и требованиями...
Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин
Рабочая программа...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин/Москва, Просвещение, 2016г.
1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Математика 5» на базовом и повышенном уровнях.3.Соде...
Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Никольского С.М.
Рабочая программа по математике в 6 классе составлена на основе:- Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);- федерального компонента государственных образовательных стандар...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Никольского
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Никольского 5 часов в неделю...