Рабочая программа по математике для 5 класса (к учебник Никольского С.М.)
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Рабочая программа по математике для 5 класса (к учебнику Никольского С.М. и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2014_m5_nik.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

к учебнику «Математика», 5 класс  
авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин

Составитель: Красникова С.В., учитель МБОУ «Кромбыковская  СОШ».

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основании следующих документов:

  1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
  2. Регионального базисного учебного плана
  3. Учебного плана МБОУ «Кромбыковская СОШ» Льговского района Курской области, утвержденного 29 августа 2014 года протокол №1

4.       Авторской программы С.М.Никольского по математике для 5 класса

Объем:  На изучение математики в 5 классах отводится  175 часов из расчета 5 ч в неделю.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

   Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Основные развивающие и воспитательные цели

 Развитие:

  • ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • математической речи;
  • сенсорной сферы; двигательной моторики;
  • внимания, памяти;
  • навыков само и взаимопроверки;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 Воспитание:

  • культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • волевых качеств;
  • коммуникабельности;
  • ответственности.

    Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения: 

  • технология коммуникативного обучения;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в процессе обучения:

  • зарядка для глаз;
  • смена видов деятельности;
  • эмоциональная разрядка;
  • построение урока в соответствии с динамикой внимания, учитывая время каждого задания.

Формы контроля:

  • итоговые контрольные работы  
  • тематические контрольные работы
  • обобщающие контрольные работы
  • самостоятельные работы
  • проверочные работы    

Оценка устных ответов учащихся по математике

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
  • возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных работ учащихся по математике

Отметка «5» ставится, если: работа выполнена верно и полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.

 Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере; правильно выполнено менее половины работы

                                   

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. Натуральные числа и нуль (46ч.)

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах: об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении, добиться осознанного овладения учащимися приёмами вычислений с применением законов сложения и умножения, развивать навыки вычислений с натуральными числами.

Знать законы сложения и умножения, свойство вычитания.

Уметь выполнять вычисления устно с опорой на законы сложения и умножения, а затем уметь вычислять столбиком.

Знать понятие степени с натуральным показателем.

Знать правило порядка действий.

Уметь вычислять степени с натуральным показателем.

Уметь вычислять значения числовых выражений, применяя правило порядка действий.

Дать понятия множества, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Перебор возможных вариантов.

Понимать отношения «больше на…( в …)», «меньше на … (в …)» и уметь связывать их с арифметическими действиями над натуральными числами.

Понимать слова «всего», «осталось» и т. п.

Уметь решать задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

Знать арифметические методы решения задач.

Уметь решать задачи арифметическими способами.

Уметь решать комбинаторные задачи перебором вариантов.

  1. Измерение величин (30 ч.)

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – систематизировать знания обучающихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин, продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.

Знать отрезок имеет длину. Координата точки на координатной прямой.

Знать определения треугольника и многоугольника, угла.

Уметь измерять отрезки, находить координаты точки на координатной прямой и по координате точки находить её положение на координатной прямой.

Уметь измерять величины углов.

Уметь вычислять площадь и объем геометрических фигур.

Уметь строить угол.

Уметь решать задачи на движение.

  1. Делимость натуральных чисел (19ч.)

Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

Основная цель – познакомить обучающихся со свойствами и признаками делимости, сформировать навыки их использования.

Знать  свойства и признаки делимости натуральных чисел.

Уметь доказывать основные свойства и признаки делимости чисел.

Знать определения НОД и НОК.

Уметь находить НОД и НОК.

Дать понятие о пересечении и объединении множеств.

Дать понятие о использовании четности при решении задач.

  1. Обыкновенные дроби (65ч.)

Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – сформировать  умения сравнивать, складывать вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби. Вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.

Знать определение дроби и основное свойство дроби.

Знать доказательства законов сложения и умножения дробей.

Уметь приводить дробь к новому знаменателю.

Уметь решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.

Уметь решать задачи на совместную работу.

Уметь сокращать дробь.

Уметь выполнять все действия с обыкновенными дробями.

Уметь вычислять площадь прямоугольника и объём прямоугольного параллелепипеда, измерения, которых выражены рациональными числами.

Уметь изображать дроби точками на координатной прямой.

Уметь решать задачи на дроби с помощью умножения и деления на дробь.

  1. Повторение (15ч.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ пятиклассников

  1. Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

  Информационно-методическая функция-содержание учебников  для 5-6 классов серии «МГУ-школе»  соответствует традиционному содержанию программы для 5-6 классов, позволяет учащимся получить хорошее базовое образование и помочь выработать правильный взгляд на основы научного знания. Учебники являются первыми в серии «МГУ – школе», инициатива создания которой принадлежит московскому университету им. М.В. Ломоносова, заинтересованному в сохранении и развитии лучших традиций отечественного образования. Авторы подчеркивают значимость осознанного изучения чисел и вычислений, но в то же время уделяют достаточно внимания алгебраическому и геометрическому материалу. Материал расположен так, чтобы не мешать развитию арифметических идей.  Принципиальной особенностью учебников является то, что они ориентированны на формирование вычислительных навыков и развивают мышление учащихся. Учебники не только отвечают на вопрос «как?», в них уделено значительное внимание вопросу «почему?», имеющему большой развивающий потенциал.

Аннотация

 "Математика. 5 класс"

Учебник является первой частью двухлетнего курса математики для общеобразовательных школ. Первая часть содержит главы: "Натуральные числа и нуль", "Измерение величин", "Делимость натуральных чисел", "Обыкновенные дроби".

 Вторая часть - "Математика. 6 класс" - включает главы: "Отношения, пропорции, проценты", "Целые числа", "Рациональные числа", "Десятичные дроби", "Обыкновенные и десятичные дроби".

Организационно-планирующая функция – сложность заданий в каждом пункте нарастает линейно: учитель сам должен определить, на какой ступени сложности он может остановиться со своим классом или с конкретным учеником. Для каждого нового действия или приема решения задач в учебнике имеется достаточное количество упражнений, которые выстроены по нарастанию сложности и не перебиваются упражнениями на другие темы. У учителя имеется возможность с помощью учебника реализовывать идею дифференциации обучения при работе со своим классом, а у сильных учащихся- реальная возможность более глубоко разобраться в любом вопросе, чего они часто лишены, если учебник написан на среднего ученика.

          Учебники полностью обеспечивают обучение и тех школьников, которые могут и хотят учиться основам наук.

          Важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении и  развитии науки играют исторические сведения, завершающие каждую главу учебника.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

1

Натуральные числа и нуль

46

2

Измерение величин

30

3

Делимость натуральных чисел

19

4

Обыкновенные дроби

65

5

Повторение

15

Итого

175

График контрольных работ в 5 классе


п/п

Номер контрольной работы

Дата проведения

1

Контрольная работа №1  «Сложение и вычитание натуральных чисел»

2

Контрольная работа №2 «Умножение и деление натуральных чисел»

3

Контрольная работа №3  «представление натуральных чисел на координатном луче»

4

Контрольная работа №4  «Измерение величин»

5

Контрольная работа №5 «Делимость натуральных чисел»

6

Контрольная работа №6  «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

7

Контрольная работа №7  «Умножение и деление обыкновенных дробей»

8

Итоговая контрольная работа №8  

Литература

1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;

2. Учебник «Математика», 5 класс общеобразовательных учреждений  авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин- 6-е издание – М.Просвещение, 2013.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова -  Москва: «Просвещение», 2009.

 

Расширенное календарно-тематическое планирование
по математике 5 класс

(175ч, 5 ч в неделю, автор учебника НикольскийС.М.)

№ п

Тема

Кол-во
часов

Дата проведения

ГЛАВА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ.

46

1.1

Ряд натуральных чисел

1

1.2

Десятичная система записи натуральных чисел

2

1.3

Сравнение натуральных чисел

2

1.4

Сложение. Законы сложения

3

1.5

Вычитание

3

1.6

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания

2

1.7

Умножение. Законы умножения

3

1.8

Распределительный закон

2

1.9

Сложение и вычитание столбиком

3

Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

1.10

Умножение чисел столбиком

3

1.11

Степень с натуральным показателем

2

1.12

Деление нацело

3

1.13

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления

2

1.14

Задачи на «части»

3

1.15

Деление с остатком

2

1.16

Числовые выражения

3

Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

1.17

Нахождение двух чисел по сумме и разности

3

ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 1.

Занимательные задачи

2

ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИН

30

2.1

Прямая. Луч. Отрезок.

2

2.2

Измерение отрезков

2

2.3

Метрические единицы длины

2

2.4

Представление натуральных чисел на координатном луче

2

Контрольная работа №3 по теме «Представление натуральных чисел на координатном луче»

1

2.5

Окружность и круг. Сфера и шар

1

2.6

Углы. Измерение углов

2

2.7

Треугольники

2

2.8

Четырехугольники

2

2.9

Площадь прямоугольника. Единицы площади

2

2.10

Прямоугольный параллелепипед

2

2.11

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема

2

Контрольная работа №4 по теме «Измерение величин»

1

2.12

Единицы массы

1

2.13

Единицы времени

1

2.14

Задачи на движение

3

ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 2.

Занимательные задачи

2

ГЛАВА 3. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

19

3.1

Свойства делимости

2

3.2

Признаки делимости

3

3.3

Простые и составные числа

2

3.4

Делители натурального числа

3

3.5

Наибольший общий делитель

3

3.6

Наименьшее общее кратное

3

Контрольная работа №5 по теме «Делимость натуральных чисел»

1

ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 3.

Занимательные задачи

2

ГЛАВА 4. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ

65

4.1

Понятие дроби

1

4.2

Равенство дробей

3

4.3

Задачи на дроби

4

4.4

Приведение дробей к общему знаменателю

4

4.5

Сравнение дробей

3

4.6

Сложение дробей

3

4.7

Законы сложения

4

4.8

Вычитание дробей

4

Контрольная работа №6 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

1

4.9

Умножение дробей

4

4.10

Законы умножения. Распределительный закон

2

4.11

Деление дробей

4

4.12

Нахождение части целого и целого по его части

2

4.13

Задачи на совместную работу

3

4.14

Понятие смешанной дроби

3

4.15

Сложение смешанных дробей

3

4.16

Вычитание смешанных дробей

3

4.17

Умножение и деление смешанных дробей

5

Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»

1

4.18

Представление дробей на координатном луче

3

4.19

Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда

2

ДОПОЛНЕНИЯ К ГЛАВЕ 4.

Занимательные задачи

3

ПОВТОРЕНИЕ

15

1

Повторение. Действия с натуральными числами

1

2

Повторение. Действия с натуральными числами

1

3

Повторение. Решение текстовых задач.

1

4

Повторение. Решение текстовых задач.

1

5

Повторение. Задачи на движение.

1

6

Повторение. Задачи на движение.

1

7

Повторение. Действия с дробями.

1

8

Повторение. Действия с дробями.

1

9

Повторение. Задачи на совместную работу.

1

10

Повторение. Задачи на совместную работу.

1

11

Повторение. Действия со смешанными числами.

1

12

Повторение. Действия со смешанными числами.

1

13

Повторение. Представление дробей на координатном луче.

1

14

Повторение. Представление дробей на координатном луче.

1

Итоговая контрольная работа №8

1

Итого

175


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Никольского

Данная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник серии Стандарты второго поколения. Математика. М.: Просвещение, 2010) и авторской программ...

Рабочая программа по математике 7 класс к учебнику С.Н.Никольского

Рабочая программа предмета "Математика" для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике к учебнику С.Н.Никольского.Тематическое планирование направлен...

Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Никольского С.М.

    Рабочая программа учебного курса по  математике для 5Б класса разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта и требованиями...

Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин/Москва, Просвещение, 2016г.

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Математика 5» на     базовом и повышенном уровнях.3.Соде...

Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Никольского С.М.

Рабочая программа по математике в 6 классе составлена на основе:- Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);- федерального компонента государственных образовательных стандар...

Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Никольского

Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Никольского 5 часов в неделю...