Рабочая программа по математике 6 класс (авторы учебника И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович)
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 210 учебных часов, 6 часов в неделю.Содержит календарно-тематическое планирование материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_6_klass_kotova.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено Руководитель МО учителей математики, физики, информатики _____________ Наумова Т.И. Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Рекомендовано Методическим советом МБОУ гимназии №3 Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Утверждаю Директор МБОУ гимназии №3 _____________ Ананских А.М. Приказ № ___ от «___»________________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для 6 класса
Котова Н.Е.
Учитель математики
г. Грязи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по математике в 6 классе
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
- систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Нормативные правовые документы и сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии №3 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
- Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
- Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)
Предлагаемая программа способствует повышению математической культуры мышления учащихся. Уровень сложности программы легко регулируется подбором соответствующих упражнений из учебника и дидактических материалов.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
В рабочей программе представлены содержание образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося.
Сведения о программе
в связи с увеличением количества учебных недель (с 34 до 35) количество часов изменено в 6 классе с 204 до 210. Добавленные 6 часов использованы на повторение материала 5 класса и 6 класса.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 455 ч из расчета 7 ч в неделю в 5 классе и 6 ч в неделю в 6 классе.
Рабочая программа рассчитана на 210 учебных часов: 6 класс – 6 часов в неделю.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Технологии обучения:
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Развивающее обучение
Проектные методы обучения
Здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля:
самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты, проекты.
Информация об используемом учебнике:
Математика. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 13-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2013. – 264 с.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Арифметика
Натуральные числа.
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби.
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Рациональные числа.
Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Текстовые задачи.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки.
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты.
Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Округление чисел.
Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.
Алгебра
Алгебраические выражения.
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Преобразования выражений.
Уравнения и неравенства.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение.
Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Числовые неравенства.
Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Cложные проценты.
Координаты.
Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости.
Геометрия
Начальные понятия и теоремы геометрии.
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Многоугольники. Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры разверток.
Треугольник.
Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники;
Сумма углов треугольника
Четырехугольник.
Параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, равнобедренная трапеция.
Окружность и круг.
Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда.
Измерение геометрических величин.
Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Длина окружности, число π; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника Площадь круга.
Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Комбинаторика.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Повторение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы, блоки | Кол-во часов | Контрольная работа |
6 класс | 210 | 9 | |
1 | Повторение материала 5 класса | 5 | |
2 | Положительные и отрицательные числа | 70 | №№ 1, 2, 3 |
3 | Преобразование буквенных выражений | 46 | №№ 4, 5 |
4 | Делимость натуральных чисел | 34 | №№ 6, 7 |
5 | Математика вокруг нас | 50 | № 8 |
6 | Повторение | 5 | № 9 (итоговая) |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
Уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- решать линейные уравнения;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Геометрия
Уметь
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
Оценочные материалы
Примерные тексты контрольных работ:
- Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Зубаревой,А.Г.Мордковича. I полугодие / авт.-сост. Л.А.Тапилина. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013, - 239 с.
- Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Зубаревой,А.Г.Мордковича. II полугодие / авт.-сост. Л.А.Тапилина. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013, - 239 с.
- Тесты по математике 6 класс: к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика.6 класс»/ В.Н. Рудницкая.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.-112с
Тема проекта:
- «Осевая симметрия в природе»
Литература и средства обучения:
Учебники:
- Математика. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 13-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2013. – 264 с.
Учебно-тренировочные материалы:
- Математика: 6 класс. Самостоятельные работы/ И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина. 2012.
- Тесты по математике 6 класс: к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика.6 класс»/ В.Н. Рудницкая.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.-112с
Методические материалы:
- Дидактические материалы по математике для 6 класса/А.А.Чесноков. – М.: Мнемозина, 2012.
- Математика 6 классы: методическое пособие для учителей/ И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.
Приложение
Календарно-тематическое планирование материала по математике
на 2014-2015 учебный год
в 6 классе (6 часов в неделю, всего 210 часов)
№ урока | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
План. | Факт. | |||||
I ТРИМЕСТР | ||||||
1-5 | Повторение курса математики за 5 класс | 5 | ||||
Тема 1. Положительные и отрицательные числа. Координаты (70 часа) | ||||||
6-9 | Поворот и центральная симметрия | 4 | ||||
10-13 | Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая | 4 | ||||
14-17 | Противоположные числа. Модуль числа | 4 | ||||
18-22 | Сравнение чисел | 5 | ||||
23-26 | Параллельность прямых | 4 | ||||
27 | Контрольная работа №1 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координаты» | 1 | ||||
28-31 | Числовые выражения, содержащие знаки «+» и «-» | 4 | ||||
32-36 | Алгебраическая сумма и её свойства | 5 | ||||
37-40 | Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел | 4 | ||||
41-44 | Расстояние между точками координатной прямой | 4 | ||||
45-47 | Осевая симметрия. Проект на тему: «Осевая симметрия в природе» | 3 | ||||
48-51 | Числовые промежутки | 4 | ||||
52 | Контрольная работа №2 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координаты» | 1 | ||||
53-56 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 4 | ||||
57-59 | Координаты | 3 | ||||
60-65 | Координатная плоскость | 6 | ||||
II ТРИМЕСТР | ||||||
66-70 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 5 | ||||
71-74 | Правило умножения для комбинаторных задач | 4 | ||||
75 | Контрольная работа №3 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координаты» | 1 | ||||
Тема 2. Преобразование буквенных выражений (46 часов) | ||||||
76-80 | Раскрытие скобок | 5 | ||||
81-86 | Упрощение выражений | 6 | ||||
87-92 | Решение уравнений | 6 | ||||
93-96 | Решение задач на составление уравнений | 4 | ||||
97-99 | Резерв | 3 | ||||
100-106 | Решение уравнений. Решение задач на составление уравнений | 7 | ||||
107 | Контрольная работа №4 по теме: «Преобразование буквенных выражений» | 1 | ||||
108-112 | Нахождение части от целого и целого по его части | 5 | ||||
113-115 | Окружность. Длина окружности | 3 | ||||
116-118 | Круг. Площадь круга | 3 | ||||
119-120 | Шар. Сфера | 2 | ||||
121 | Контрольная работа №5 по теме: «Преобразование буквенных выражений» | 1 | ||||
Тема 3.Делимость натуральных чисел (34 часа) | ||||||
122-124 | Делители и кратные | 3 | ||||
125-128 | Делимость произведения | 4 | ||||
129-132 | Делимость суммы и разности чисел | 4 | ||||
III ТРИМЕСТР | ||||||
133-136 | Признаки делимости на 2,5,10,4 и 25 | 4 | ||||
137-140 | Признаки делимости на 3 и 9 | 4 | ||||
141 | Контрольная работа №6 по теме: «Делимость натуральных чисел» | 1 | ||||
142-145 | Простые числа. Разложение числа на простые множители | 4 | ||||
146-149 | Наибольший общий делитель | 4 | ||||
150-154 | Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное | 5 | ||||
155 | Контрольная работа №7 по теме: «Делимость натуральных чисел» | 1 | ||||
Тема 4. Математика вокруг нас (50 часа) | ||||||
156-160 | Отношение двух чисел | 5 | ||||
161-164 | Диаграммы | 4 | ||||
165-169 | Пропорциональность величин | 5 | ||||
170-176 | Решение задач с помощью пропорций | 7 | ||||
177 | Контрольная работа №8 по теме: «Математика вокруг нас» | 1 | ||||
178-185 | Разные задачи | 8 | ||||
186-189 | Первое знакомство с понятием вероятности | 4 | ||||
190-194 | Первое знакомство с подсчетом вероятности | 5 | ||||
195-204 | Повторение | 10 | ||||
205 | Итоговая контрольная работа №9 | 1 | ||||
206-210 | Повторение курса 6 класса | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович
рабочая программа 5 класс...
Рабочая программа по математике, 6 класс. Авторы учебника И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович
Рабочая программа составлена по учебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович в соответствии со Стандартом основного образования и Примерной программой по математике, Уровень рабочей программы - павышенный. ...
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Урок математики в 5 классе по теме "Правило сравнения десятичных дробей" (авторы учебника И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович)
Данный урок по типу является уроком изучения новой темы. Урок соответствует требованиям ФГОС, использованы информационно-коммуникативные технологии. Этапы урока были тесно взаимо...
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...